М
униципальное автономное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа № 3
городской округ Щёлково Московской области
141109 РФ, Московская область, г. Щёлково, ул. Комсомольская, д. 5-а.
Телефон:8 (496)562-54-36 / 8(496)562–80–88; e-mail: shel_school3@mosreg.ru
ОГРН 1025006524707 * ИНН 5050031998 * КПП 505001001 * ОКПО 51944561
Конспект группового логопедического занятия
Класс: 3
Тема: Дифференциация предлогов и приставок
Цель: Формировать умение различать предлоги и приставки, правильно обозначать их на письме
Задачи:
Коррекционно-образовательные:
-
Актуализировать знания о пространственном значении предлогов
-
Актуализировать знания о значении приставок
-
Закреплять правило написания предлогов и приставок с другими словами
Коррекционно-развивающие:
-
Развивать зрительно-пространственные представления
-
Развивать произвольное внимание, зрительную и словесную память
-
Расширять словарный запас
-
Развивать связную монологическую речь
-
Развивать навыки письма и чтения
Коррекционно-воспитательные:
-
Воспитывать навыки доброжелательности, сотрудничества, взаимопомощи, ответственности
-
Воспитывать положительное отношение к логопедическим занятиям
Оборудование: ПК, доска, разрезанные предложения, конверты.
Ход занятия:
-
Организационный момент
Логопед: Здравствуйте, ребята.
Назовите, какой сегодня день недели?
Какой день недели был вчера? Какой день недели будет завтра? Какое время года сейчас?
Дети: отвечают.
Л: Ребята, а сейчас послушайте меня внимательно и выполняйте действия.
Возьмите ручку ИЗ стакана.
Положите ручку НА тетрадь.
Положите ручку ОКОЛО тетради
Положите ручку ПОД тетрадь.
Держите ручку НАД тетрадью.
Спрячьте ручку ЗА спину.
Возьмите ИЗ стакана зеленый и желтый карандаши.
Положите ручку МЕЖДУ зеленым и желтым карандашами.
Положите ручку и карандаши В стакан.
Положите тетрадь НА край стола.
Положите карандаш край стола.
Д: Выполняют действия, все, кроме последнего.
Ручка На тетради.
Ручка около тетради.
Ручка под тетрадью
Ручка над тетрадью.
Ручка за спиной.
Карандаши взяли из стакана.
Ручка между карандашами.
Л: Почему вы не смогли выполнить последнее задание?
Д: Пропущено слово.
Л: Догадайтесь, какое слово я пропустила?
Д: НА
Л: Как называются эти слова?
Д: Предлоги
Л: Что такое предлоги?
Д: Это часть речи.
Л: Какие части можно выделить в слове?
Д: Приставку, корень, суффикс, окончание
Л: С какой частью слова можно спутать предлог?
Д: С приставкой.
-
Основная часть
-
Сообщение темы занятия
Л: что мы сейчас определяли в словах?
Д: Предлоги и приставки
Л: Сформулируйте тему сегодняшнего занятия
Д: Различение предлогов и приставок
-
Актуализация имеющихся знаний
Л: Что такое предлог? Как он пишется?
Д: Предлог- это слово. Оно пишется раздельно.
Л: Что такое приставка? Как она пишется?
Д: Приставка – это часть слова, она пишется слитно.
Л: Как можно отличить предлог от приставки?
Д: Между предлогом и словом можно поставить другое слово-признак
Кошка лежит на окне. Кошка лежит (на каком?) на большом окне.
Между приставкой и словом нельзя вставить слово-признак.
-
Упражнения на дифференциацию предлогов и приставок
На доске записаны слова
Л: прочитайте и определите, где предлог, а где приставка.
У..бежать, у…окна, на..ступить, на..полу, на..писали, за..горой, в..альбоме, в..бежать, за..деревом, за..копать.
Л: как это можно определить?
Д: между предлогом и словом можно вставить слово-признак, а между приставкой и корнем ничего вставить нельзя (Проверяем).
Л: назовите слова с приставками
Д: зачитывают
Л: назовите слова с предлогами
Д: отвечают
На доске записаны словосочетания
Л: Измените словосочетания с предлогом в словосочетания с приставкой
Например: часы НА стене – Настенные часы
Календарь на стене –
Лампа на полу –
Обитатели под водой –
Транспорт под землей –
Часы на руке –
Д: настенный календарь, напольная лампа, подводные обитатели, подземный транспорт, наручные часы.
-
Физминутка
Всё за мной вы повторяйте,
Дружно руки поднимайте.
Мы попрыгаем на месте
И потянемся все вместе.
Мы покружимся немножко,
А теперь потопай ножкой.
Каждая команда получает конверт с рассыпанным предложением, нужно составить предложение и выделить в словах предлоги и приставки.
1 конверт: медвежонка, Москву, белого, на, везли, самолете, Фомку.
2 конверт: влез, кресло, в, Фомка, и, стал, глядеть, окно.
Д: составляют предложения и записывают в тетрадь.
в)ъехал (в)город (с)ъехал (с)горы
(по)звонил (по)телефону (до)магазина (до)шёл
(при)чалил (к)берегу (в)летела (в)клетку
(от)ветра (от)крылась (за)шёл (за)другом
(по)смотреть (в)окно (пере)ехать (через)мост
(вы)бежать (из)леса (под)стул (под)лез
(по)бежал (по)аллее (с)бросить (с)крыши
(по)плыл (по)реке (от)стал (от)друзей
(за)шёл (за)угол
Воздушный змей …цепился …. ветку.
Ваня …крошил крошки хлеба …стол.
Ребята …бежали … остановки автобуса.
Наездник …вязал лошадь …дерева.
-
Итог
Л: Вспомним, что такое приставка ,а что такое предлог? Как пишутся со словами предлоги и приставки?
Д: отвечают
-
Рефлексия
Л: ответьте на вопросы:
Что я узнал на этом занятии?
Чему я научился на занятии?
Что мне было интересно?
Оцените свою работу на занятии.
-Кто считает, что на занятии было трудно, не смог выполнить поставленную цель, поднимите синий квадрат.
- Кто считает, что справился с работой на все 100%, поднимите оранжевый
квадрат.
- Кто считает, что ему надо ещё потренироваться поднимите и синий квадрат, и оранжевый.
Наше занятие закончилось.
Все молодцы!