СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Тема добра и зла в произведениях поэтов и писателей 20 века

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

 Урок внеклассного чтения по произведениям поэтов и писателей 20 века

Просмотр содержимого документа
«Тема добра и зла в произведениях поэтов и писателей 20 века»

Урок внеклассного чтения в 10-11 классах

«Проблема добра и зла в произведениях русских поэтов и писателей 20 века»







учитель русского языка и литературы МБОУ «Отрадненская СОШ»

Назимкина Л.Н.



Спешите делать добро,

Пока не стало поздно.

Доктор Гааз.

Вступительное слово :

Сегодня, ребята, мы с вами поговорим , может быть, о самом главном- добре и зле. о том, что волнует каждого из нас. Обратите внимание на эпиграф: «Спешите делать добро,

Пока не стало поздно».

Мы сегодня попытаемся рассмотреть самый сложный инструмент - душу человека. На примере творчества поэтов и писателей 20 века мы увидим, что человек, по словам академика Д.С.Лихачева, может жить в сфере добра. А может находиться вне этой сферы.

Давайте определим, что такое Добро и Зло.

Ученик: Добро это то, что хорошо, полезно нужно человеку, с чем связаны надежды людей, представления о свободе и счастье.

Ученик: Зло имеет отрицательный смысл и обозначает плохое, влекущее за собой беды, страдания, горе, несчастье.

Учитель: А что вы выписали из высказываний писателей о добре?

  1. «Добрый, добрый.. Эту медаль носят через одного. Добро- это доброе дело. Это трудно, это не просто. Не хвалитесь добротой, не делайте хоть зла!»

(В.М.Шукшин из рабочих записей)

  1. «Когда нам плохо, мы думаем : «А где –то кому –то хорошо».Когда нам хорошо, мы редко думаем : «Где- то кому- то плохо».

  2. Верю я придет пора,

Силы подлости и злобы

Одолеет дух добра.

(Б.Пастернак)



«Надо , чтобы за дверью каждого довольного, счастливого человека стоял кто – нибудь с молоточком и постоянно напоминал бы стуком, что есть несчастье, что как бы он ни был счастлив, жизнь рано или поздно показывает ему свои когти. Стрясется беда, болезнь, бедность, потери, и его никто не увидит и не услышит, как теперь он не видит и не слышит других».

Учитель: Можем ли мы утверждать, что добро и зло противоположные понятия?

Ученик: Да, добро и зло противоположные понятия.

Учитель : Мне бы хотелось, чтобы вы усвоили не только значение этих слов, но и попытались увидеть и увидели, как во многих произведениях русской литературы20 века рассматривается эта проблема.

СЛАЙД Д.С.Лихачев

-Читая книги, статьи письма и воспоминания Д.С.Лихачева, невозможно не заметить, какое важное место в его научных трудах , размышлениях занимает тема «Добро и зло».Он всегда верил в животворящую силу добра.

«Добро выше практической нужды».

В добре он находил основу для повседневной жизни, был всем сердцем предан добру. Лицо его светилось добром. Одна из замечательных книг академика Д.С.Лихачева так и называется « Письма о добром и прекрасном». В этой книге 46 писем, каждое из них – урок добра. Давайте послушаем несколько отрывков о добре.



Ученик 1: «Человек должен жить в сфере добра. Эта сфера в значительной степени создается им самим. Она создается из его добрых дел, добрых чувств, добрых воздействий на окружающую среду, памяти на добро».



Ученик 2: «Злое дело забывается быстрее , чем доброе. Может быть, это происходит потому, что вспоминать хорошее приятнее, чем злое? Но дело и в другом. Зло дробит общество. Добро соединяет, объединяет, роднит. Оно вызывает симпатию, дружбу, любовь. Поэтому злые объединения недолговечны. «Волчья стая» рано или поздно кончается дракой волков».



3 «Забота скрепляет отношения между людьми. Скрепляет семью, дружбу, скрепляет односельчан, жителей одного города, одной страны».

Учитель: Действительно, счастья достигает тот, кто стремится сделать счастливым других и способен хоть на время забыть о своих интересах, о себе. «Это неразменный рубль,» - любил говорить Лихачев.

Может быть кому –то рассуждения Дмитрия Сергеевича о добре и зле покажутся неприменимыми к современной жизни, где перемешиваются добро и зло. В жизни происходит все гораздо сложнее, мы не можем разделить людей на добрых и злых. В душе каждого человека наблюдается противостояние добра и зла. Ведь мы совершаем и добрые поступки и злые. Любим, желаем добра, здоровья, и тут же завидуем, обижаемся, даже , бывает, ненавидим. Давайте попробуем найти ответ на этот вопрос у самого ученого.



Он пишет: СЛАЙД «Сфера добра большая. Она прочная, хотя и труднее достигается, чем формируется сфера зла. Сфера добра ближе к вечности. Вот почему дело каждого в отдельности и всех вместе – приумножать добро…»

-Что же такое добро в понимании Д.С.Лихачева7 Это прежде всего отсутствие эгоизма во всем и забота о другом человеке. Умение жертвовать собой, умение радоваться успехам другого человека. Именно об этом и говорит Замечательный поэт Н.Заболоцкий в стихотворении «Некрасивая девочка»

Среди других играющих детей

Она напоминала лягушонка. Заправлена в трусы худая рубашонка,

Колечки рыжеватые кудрей.

Рассыпаны, рот длинен, зубы кривы,

Черты лица остры и некрасивы.

Двум мальчуганам, сверстникам ее,

Отцы купили по велосипеду.

Сегодня мальчики , не торопясь к обеду,

Гоняют по двору, забыли про нее,

Она ж за ними бегает по следу.

Чужая радость так же, как своя,

Томит ее и вон из сердца рвется,

И девочка ликует и смеется,

Охваченная счастьем бытия.

Ни тени зависти, ни умысла худого

Еще не знает это существо.

Ей все на свете так безмерно ново,

Так живо все, что для иных мертво!

И не хочу я думать , наблюдая,

Что будет день, когда она , рыдая,

Увидит с ужасом, что посреди подруг,

Она всего лишь бедная дурнушка!



Мне верить хочется, что сердце не игрушка,

Сломать его едва ли можно вдруг!

Мне верить хочется, что чистый этот пламень,

Который в глубине ее горит,

Всю боль свою один переболит,

И перетопит самый тяжкий камень!

И пусть черты ее не хороши

И нечем ей прельстить воображенье,-

Младенческая грация души

Уже сквозит в любом ее движенье.

А если это так, то что есть красота

И почему ее обожествляют люди?

Сосуд она , в котором пустота

Или огонь, мерцающий в сосуде?

Учитель: Ребята, давайте поделимся впечатлениями от услышанного.

- Почему автор выделяет некрасивую девочку среди дугих?

- Какими качествами души девочки любуется поэт?



Нравственная красота – это божественный дар добра и человечности. И не каждый им обладает.

-Да, главная проблема в этом стихотворении – это вопрос о сущности красоты. Во все времена неизменным остается красота внутренняя. Это душевная щедрость.

Вспомним еще раз слова В.М.Шукшина: «Добро это дело, это трудно, это не просто…» Действительно, быть добрым одновременно и легко, и совсем не просто. Вспомним, всегда ли мы бываем добрыми к родным? К сожалению, нет. Вы полагаете, что успеете наверстать, когда вырастите. Это не так. Обратите внимание на эпиграф « Спешите делать добро,

Пока не стало поздно».

Эту просьбу выразил в стихах поэт и прозаик Александр Яковлевич Яшин СЛАЙД



«Спешите делать добрые дела»

Мне с отчимом невесело жилось

Все ж он меня растил-

И оттого

Порой жалею, что не довелось

Хоть чем- нибудь порадовать его.

Когда он слег и тихо умирал,-

Рассказывает мать,-

День ото дня

Все чаще вспоминал меня и ждал

«Вот Шурку бы…Уж он бы спас меня!»

Бездомной бабушке в селе родном

Я говорил: мол, так ее люблю,

Что подрасту и сам срублю ей дом,

Дров наготовлю,

Хлеба воз куплю.

Мечтал о многом,

Много обещал...

В блокаде ленинградской старика

От смерти б спас,

Да только опоздал,

И дня того не возвратят века.

Теперь прошел я тысячи дорог-

Купил воз хлеба, дом срубить бы смог.

Нет отчима,

И бабка умерла…

Спешите делать добрые дела!



Эту проблему поднимает в своем рассказе «Телеграмма» и К.Г.Паустовский СЛАЙД



-К чему нас призывают авторы?

-Да, это так. Об этом говорит и артист эстрады М.Евдокимов



«Я вернулся домой»

Я пришел домой в разгар заката,

В петушиный ярый красный час,

Словно лавра древняя стояла хата,

Без дверей и окон звонный Спас.

И спросила голосом орлицы-

Лики видишь ты иль просто лица,

Дерево иль черное дупло,

Холодно тебе или тепло.

Хата с дымарем и печкой тусклой

Показалась женщиной мне грустной.

Милою, забытою давно.

Приоткрыла ставеньку, окно,

И оттуда вдруг дымком пахнуло,

Милое, забытое минуло, Над трубою горлицей дымок,

Ты вернулся, маленький сынок.

А закат горел в окне, икона,

Старый сад гудел в колокола,

И храпели яблони, как кони,

Закусив сухие удила.

Я стоял пред хатою забытый,

Где родился много лет тому.

День звенел, конь в сердце бил копытом,

Я домой вернулся ни к кому…



-Да, ребята, часто судьба забрасывает нас далеко от родительского порога. А мы все время куда – то спешим, что – хотим успеть и не находим время , чтобы быть чуткими, внимательными к своим близким и не навещаем их. А приходит время и прийти нам уже не к кому.

Е. Евтушенко СЛАЙД

Уходят наши матери от нас,

Уходят потихонечку, на цыпочках,

А мы спокойно спим едой насытившись,

Не замечая этот страшный час.

Уходят матери от нас не сразу, нет-

Нам это только кажется, что сразу.

Они уходят медленно и странно

Шагами маленькими по ступеням лет.

Вдруг спохватившись нервно в кой – то год,

Им отмечаем шумно дни рождения,

Но это запоздалое радение

Ни их, ни наши души не спасет.

Все удаляются они.

Все удаляются.

К ним тянемся, очнувшись ото сна,

Но руки вдруг о воздух ударяются-

В нем выросла стеклянная стена!

Мы опоздали.

Пробил страшный час.

Глядим мы со слезами потаенными

Как тихими суровыми колоннами

Уходят наши матери от нас.

- Эти поэтические строки Е.Евтушенко - отправная точка в решении истинной человечности и доброты.

- Так в чем же главный смысл понятий – что есть добро и зло?

- Андрей Дементьев СЛАЙД в своем стихотворении « Как важно вовремя успеть» именно об этом и говорит.



Как важно вовремя успеть

Сказать кому – то слово доброе,

Чтоб от волненья сердце дрогнуло!

Ведь все порушить может смерть.

Как важно вовремя успеть

Похлопотать или поздравить,

Плечо надежное подставить!

И знать, что будет так и впредь.

Но забываем мы подчас

Исполнить чью –то просьбу вовремя

Не замечая, как обида кровная

Незримо отчуждает нас.

И запоздалая вина

Потом терзает наши души.

Всего –то надо – научиться слушать

Того, чья жизнь обнажена.



Учитель: Обобщая сказанное, хочу вам сказать , что есть хорошие и плохие поступки, которые мы совершаем, есть добрые и злые слова, которые мы говорим, есть чувства, которые мы испытываем. Все это вместе и составляет суть понятий – добро и зло.

А закончить урок мне бы хотелось словами Бернарда Шоу: « Мы научились плавать , как рыбы, мы научились летать, как птицы, нам осталось научиться жить по – человечески.»


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!