Урок внеклассного чтения в 10-11 классах
«Проблема добра и зла в произведениях русских поэтов и писателей 20 века»
учитель русского языка и литературы МБОУ «Отрадненская СОШ»
Назимкина Л.Н.
Спешите делать добро,
Пока не стало поздно.
Доктор Гааз.
Вступительное слово :
Сегодня, ребята, мы с вами поговорим , может быть, о самом главном- добре и зле. о том, что волнует каждого из нас. Обратите внимание на эпиграф: «Спешите делать добро,
Пока не стало поздно».
Мы сегодня попытаемся рассмотреть самый сложный инструмент - душу человека. На примере творчества поэтов и писателей 20 века мы увидим, что человек, по словам академика Д.С.Лихачева, может жить в сфере добра. А может находиться вне этой сферы.
Давайте определим, что такое Добро и Зло.
Ученик: Добро это то, что хорошо, полезно нужно человеку, с чем связаны надежды людей, представления о свободе и счастье.
Ученик: Зло имеет отрицательный смысл и обозначает плохое, влекущее за собой беды, страдания, горе, несчастье.
Учитель: А что вы выписали из высказываний писателей о добре?
«Добрый, добрый.. Эту медаль носят через одного. Добро- это доброе дело. Это трудно, это не просто. Не хвалитесь добротой, не делайте хоть зла!»
(В.М.Шукшин из рабочих записей)
«Когда нам плохо, мы думаем : «А где –то кому –то хорошо».Когда нам хорошо, мы редко думаем : «Где- то кому- то плохо».
Верю я придет пора,
Силы подлости и злобы
Одолеет дух добра.
(Б.Пастернак)
«Надо , чтобы за дверью каждого довольного, счастливого человека стоял кто – нибудь с молоточком и постоянно напоминал бы стуком, что есть несчастье, что как бы он ни был счастлив, жизнь рано или поздно показывает ему свои когти. Стрясется беда, болезнь, бедность, потери, и его никто не увидит и не услышит, как теперь он не видит и не слышит других».
Учитель: Можем ли мы утверждать, что добро и зло противоположные понятия?
Ученик: Да, добро и зло противоположные понятия.
Учитель : Мне бы хотелось, чтобы вы усвоили не только значение этих слов, но и попытались увидеть и увидели, как во многих произведениях русской литературы20 века рассматривается эта проблема.
СЛАЙД Д.С.Лихачев
-Читая книги, статьи письма и воспоминания Д.С.Лихачева, невозможно не заметить, какое важное место в его научных трудах , размышлениях занимает тема «Добро и зло».Он всегда верил в животворящую силу добра.
«Добро выше практической нужды».
В добре он находил основу для повседневной жизни, был всем сердцем предан добру. Лицо его светилось добром. Одна из замечательных книг академика Д.С.Лихачева так и называется « Письма о добром и прекрасном». В этой книге 46 писем, каждое из них – урок добра. Давайте послушаем несколько отрывков о добре.
Ученик 1: «Человек должен жить в сфере добра. Эта сфера в значительной степени создается им самим. Она создается из его добрых дел, добрых чувств, добрых воздействий на окружающую среду, памяти на добро».
Ученик 2: «Злое дело забывается быстрее , чем доброе. Может быть, это происходит потому, что вспоминать хорошее приятнее, чем злое? Но дело и в другом. Зло дробит общество. Добро соединяет, объединяет, роднит. Оно вызывает симпатию, дружбу, любовь. Поэтому злые объединения недолговечны. «Волчья стая» рано или поздно кончается дракой волков».
3 «Забота скрепляет отношения между людьми. Скрепляет семью, дружбу, скрепляет односельчан, жителей одного города, одной страны».
Учитель: Действительно, счастья достигает тот, кто стремится сделать счастливым других и способен хоть на время забыть о своих интересах, о себе. «Это неразменный рубль,» - любил говорить Лихачев.
Может быть кому –то рассуждения Дмитрия Сергеевича о добре и зле покажутся неприменимыми к современной жизни, где перемешиваются добро и зло. В жизни происходит все гораздо сложнее, мы не можем разделить людей на добрых и злых. В душе каждого человека наблюдается противостояние добра и зла. Ведь мы совершаем и добрые поступки и злые. Любим, желаем добра, здоровья, и тут же завидуем, обижаемся, даже , бывает, ненавидим. Давайте попробуем найти ответ на этот вопрос у самого ученого.
Он пишет: СЛАЙД «Сфера добра большая. Она прочная, хотя и труднее достигается, чем формируется сфера зла. Сфера добра ближе к вечности. Вот почему дело каждого в отдельности и всех вместе – приумножать добро…»
-Что же такое добро в понимании Д.С.Лихачева7 Это прежде всего отсутствие эгоизма во всем и забота о другом человеке. Умение жертвовать собой, умение радоваться успехам другого человека. Именно об этом и говорит Замечательный поэт Н.Заболоцкий в стихотворении «Некрасивая девочка»
Среди других играющих детей
Она напоминала лягушонка. Заправлена в трусы худая рубашонка,
Колечки рыжеватые кудрей.
Рассыпаны, рот длинен, зубы кривы,
Черты лица остры и некрасивы.
Двум мальчуганам, сверстникам ее,
Отцы купили по велосипеду.
Сегодня мальчики , не торопясь к обеду,
Гоняют по двору, забыли про нее,
Она ж за ними бегает по следу.
Чужая радость так же, как своя,
Томит ее и вон из сердца рвется,
И девочка ликует и смеется,
Охваченная счастьем бытия.
Ни тени зависти, ни умысла худого
Еще не знает это существо.
Ей все на свете так безмерно ново,
Так живо все, что для иных мертво!
И не хочу я думать , наблюдая,
Что будет день, когда она , рыдая,
Увидит с ужасом, что посреди подруг,
Она всего лишь бедная дурнушка!
Мне верить хочется, что сердце не игрушка,
Сломать его едва ли можно вдруг!
Мне верить хочется, что чистый этот пламень,
Который в глубине ее горит,
Всю боль свою один переболит,
И перетопит самый тяжкий камень!
И пусть черты ее не хороши
И нечем ей прельстить воображенье,-
Младенческая грация души
Уже сквозит в любом ее движенье.
А если это так, то что есть красота
И почему ее обожествляют люди?
Сосуд она , в котором пустота
Или огонь, мерцающий в сосуде?
Учитель: Ребята, давайте поделимся впечатлениями от услышанного.
- Почему автор выделяет некрасивую девочку среди дугих?
- Какими качествами души девочки любуется поэт?
Нравственная красота – это божественный дар добра и человечности. И не каждый им обладает.
-Да, главная проблема в этом стихотворении – это вопрос о сущности красоты. Во все времена неизменным остается красота внутренняя. Это душевная щедрость.
Вспомним еще раз слова В.М.Шукшина: «Добро это дело, это трудно, это не просто…» Действительно, быть добрым одновременно и легко, и совсем не просто. Вспомним, всегда ли мы бываем добрыми к родным? К сожалению, нет. Вы полагаете, что успеете наверстать, когда вырастите. Это не так. Обратите внимание на эпиграф « Спешите делать добро,
Пока не стало поздно».
Эту просьбу выразил в стихах поэт и прозаик Александр Яковлевич Яшин СЛАЙД
«Спешите делать добрые дела»
Мне с отчимом невесело жилось
Все ж он меня растил-
И оттого
Порой жалею, что не довелось
Хоть чем- нибудь порадовать его.
Когда он слег и тихо умирал,-
Рассказывает мать,-
День ото дня
Все чаще вспоминал меня и ждал
«Вот Шурку бы…Уж он бы спас меня!»
Бездомной бабушке в селе родном
Я говорил: мол, так ее люблю,
Что подрасту и сам срублю ей дом,
Дров наготовлю,
Хлеба воз куплю.
Мечтал о многом,
Много обещал...
В блокаде ленинградской старика
От смерти б спас,
Да только опоздал,
И дня того не возвратят века.
Теперь прошел я тысячи дорог-
Купил воз хлеба, дом срубить бы смог.
Нет отчима,
И бабка умерла…
Спешите делать добрые дела!
Эту проблему поднимает в своем рассказе «Телеграмма» и К.Г.Паустовский СЛАЙД
-К чему нас призывают авторы?
-Да, это так. Об этом говорит и артист эстрады М.Евдокимов
«Я вернулся домой»
Я пришел домой в разгар заката,
В петушиный ярый красный час,
Словно лавра древняя стояла хата,
Без дверей и окон звонный Спас.
И спросила голосом орлицы-
Лики видишь ты иль просто лица,
Дерево иль черное дупло,
Холодно тебе или тепло.
Хата с дымарем и печкой тусклой
Показалась женщиной мне грустной.
Милою, забытою давно.
Приоткрыла ставеньку, окно,
И оттуда вдруг дымком пахнуло,
Милое, забытое минуло, Над трубою горлицей дымок,
Ты вернулся, маленький сынок.
А закат горел в окне, икона,
Старый сад гудел в колокола,
И храпели яблони, как кони,
Закусив сухие удила.
Я стоял пред хатою забытый,
Где родился много лет тому.
День звенел, конь в сердце бил копытом,
Я домой вернулся ни к кому…
-Да, ребята, часто судьба забрасывает нас далеко от родительского порога. А мы все время куда – то спешим, что – хотим успеть и не находим время , чтобы быть чуткими, внимательными к своим близким и не навещаем их. А приходит время и прийти нам уже не к кому.
Е. Евтушенко СЛАЙД
Уходят наши матери от нас,
Уходят потихонечку, на цыпочках,
А мы спокойно спим едой насытившись,
Не замечая этот страшный час.
Уходят матери от нас не сразу, нет-
Нам это только кажется, что сразу.
Они уходят медленно и странно
Шагами маленькими по ступеням лет.
Вдруг спохватившись нервно в кой – то год,
Им отмечаем шумно дни рождения,
Но это запоздалое радение
Ни их, ни наши души не спасет.
Все удаляются они.
Все удаляются.
К ним тянемся, очнувшись ото сна,
Но руки вдруг о воздух ударяются-
В нем выросла стеклянная стена!
Мы опоздали.
Пробил страшный час.
Глядим мы со слезами потаенными
Как тихими суровыми колоннами
Уходят наши матери от нас.
- Эти поэтические строки Е.Евтушенко - отправная точка в решении истинной человечности и доброты.
- Так в чем же главный смысл понятий – что есть добро и зло?
- Андрей Дементьев СЛАЙД в своем стихотворении « Как важно вовремя успеть» именно об этом и говорит.
Как важно вовремя успеть
Сказать кому – то слово доброе,
Чтоб от волненья сердце дрогнуло!
Ведь все порушить может смерть.
Как важно вовремя успеть
Похлопотать или поздравить,
Плечо надежное подставить!
И знать, что будет так и впредь.
Но забываем мы подчас
Исполнить чью –то просьбу вовремя
Не замечая, как обида кровная
Незримо отчуждает нас.
И запоздалая вина
Потом терзает наши души.
Всего –то надо – научиться слушать
Того, чья жизнь обнажена.
Учитель: Обобщая сказанное, хочу вам сказать , что есть хорошие и плохие поступки, которые мы совершаем, есть добрые и злые слова, которые мы говорим, есть чувства, которые мы испытываем. Все это вместе и составляет суть понятий – добро и зло.
А закончить урок мне бы хотелось словами Бернарда Шоу: « Мы научились плавать , как рыбы, мы научились летать, как птицы, нам осталось научиться жить по – человечески.»