Просмотр содержимого документа
«Тема: «Эффективные современные формы работы методиста с педагогами дополнительного образования, направленные на повышение качества дополнительного образования»»
Комитет по образованию Администрации г. Улан-Удэ МКУ «Центр мониторинга и развития образования» МБУ ДО «Дом творчества Железнодорожного района г. Улан-Удэ»
Городской семинар-практикум
(для заместителей директоров по УВР, методистов учреждений дополнительного образования)
Тема: «Эффективные современные формы работы методиста с педагогами дополнительного образования, направленные на повышение качества дополнительного образования»
г. Улан-Удэ
МБУ ДО «Дом творчества Железнодорожного района г. Улан-Удэ» Тема : « Применение в организации учебно-воспитательного процесса современных форм работы методиста с педагогами дополнительного образования » Потемкина Наталья Эдуардовна, заместитель директора по УВР
Определение
Методическая работа - это основной вид образовательной деятельности, представляющий собой совокупность мероприятий, проводимых администрацией, методическим кабинетом, педагогами дополнительного образования
в целях:
- овладения методами и приемами учебно - воспитательной работы;
- творческого применения их на занятиях и мероприятиях;
- поиска новых, наиболее рациональных и эффективных форм и методов организации, проведения и обеспечения УВП.
- Методическая служба на базе учреждения дополнительного образования детей должна быть центральным звеном формирования качества дополнительного образования детей и в профессиональной поддержке педагогов .
Нормативно-правовое обеспечение системы дополнительного образования детей в ЖДТ
- Федеральный закон Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации".
- Закон Республики Бурятия от 13.12.2013 № 240-V «Об образовании в Республики Бурятия» // Народный Хурал Республики Бурятия – 2013.
- Приказ Министерства образования и науки РФ от 29 августа 2013 г. № 1008 “Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам”.
- Концепция развития дополнительного образования детей (утверждена распоряжением Правительства Российской Федерации от 4 сентября 2014 г. № 1726-р).
- Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 4 июля 2014 г. № 41 "Об утверждении СанПиН 2.4.4.3172-14 "Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы образовательных организаций дополнительного образования детей».
Цель методической работы
- Оказание действенной помощи педагогам в улучшении организации обучения и воспитания учащихся, обобщении и внедрении передового педагогического опыта, повышении теоретического уровня и педагогической квалификации педагогического коллектива.
Методист дополнительного образования - это своего рода руководитель определенного направления деятельности
Миссия современного методиста
заключается в поддержке каждого конкретного педагога:
- в процессе формирования целей и ценностных ориентаций;
- стремления к непрерывному саморазвитию и профессиональному росту;
- к высокому качеству своего труда
Структура методической службы МБУ ДО ЖДТ
- Методический совет, определяющий задачи деятельности и пути их решения, осуществляющий экспертную деятельность.
- Руководители методобъединений по реализуемым профилям дополнительного образования детей.
- Профессиональные объединения педагогов, включающие разные формы организации методической работы: педагогические мастерские, методические объединения, проблемные группы (временные творческие группы), решающие актуальные педагогические задачи и объеденные в модули по направлениям: «Научно-методический», «Социально-педагогический», «Художественно-эстетический», «Декоративно-прикладной».
-
Структура методической службы
Структурное подразделение
МБУ ДО ЖДТ
ЦВР им. Гаврилова
Методический Совет:
● МО – научно-методическое
● МО -социально-педагогическое
● МО -декоративно-прикладное
● МО -художественно-эстетическое.
Социально-психологический кабинет «Гармония»
Студия звукозаписи "SVIP"
Творческие лаборатории
Дом творчества
Школа театра и кино
«Том Сойер»
Школа раннего развития
«Узнай-ка"
Логика определения целей методической поддержки кадров следующая :
- диагностика потребностей и затруднений педагогов, профессионально-значимых их личностных качеств, анализ эффективности методической работы в ЖДТ и изучение спроса на методические услуги педагогов и управленцев ;
- фиксация выявленных профессиональных потребностей, затруднений, личностных особенностей педагогов, востребованных видов методических услуг на разном уровне;
- анализ выявленных проблем и формулировка заказа на методические услуги со стороны педагогов, управленцев;
- постановка целей, задач, направлений работы методической службы с учетом анализа перечисленных выше факторов, тенденций развития и интеграции общего и дополнительного образования детей в современных условиях;
- выделение основных направлений и разработка содержания деятельности методической службы, адекватного поставленным целям.
Направления деятельности методической службы :
- Совершенствование образовательного процесса. Повышение педагогического мастерства. Создание условий для раскрытия и повышения творческого потенциала педагогов. Привлечение к работе в условиях дома творчества специалистов в различных областях творческой деятельности и педагогов из других образовательных учреждений. Развитие собственной системы подготовки кадров, в том числе из воспитанников дома творчества. Организация и координация работы методических объединений в доме творчества. Анализ, обобщение и распространение передового педагогического опыта. Методическое руководство, аттестация педагогических кадров. Методическая работа по программно-аналитическому обеспечению в МБУ ДО ЖДТ и методическая помощь в организации и совершенствовании дополнительного образования в структурных подразделениях дома творчества.
- Совершенствование образовательного процесса.
- Повышение педагогического мастерства.
- Создание условий для раскрытия и повышения творческого потенциала педагогов.
- Привлечение к работе в условиях дома творчества специалистов в различных областях творческой деятельности и педагогов из других образовательных учреждений.
- Развитие собственной системы подготовки кадров, в том числе из воспитанников дома творчества.
- Организация и координация работы методических объединений в доме творчества.
- Анализ, обобщение и распространение передового педагогического опыта.
- Методическое руководство, аттестация педагогических кадров.
- Методическая работа по программно-аналитическому обеспечению в МБУ ДО ЖДТ и методическая помощь в организации и совершенствовании дополнительного образования в структурных подразделениях дома творчества.
Основные ключевые моменты деятельности методиста
- Консультирование
- Координирование
- Информирование
- Нормативно- правовое сопровождение
- Курирование (содействие)
- Проведение экспертизы
Направления деятельности методиста
- Технологическое
- Педагогическое
- Научное
- Управленческое
Функциональные умения методиста
- Аналитические
- Информационные
- Конструктивные
- Коммуникативные
- Исследовательские
- Проектировочные
- Внедренческие
Аналитические умения - это
формулировать:
- проблемы, цели;
- применять адекватные методы анализа;
- формировать выводы и рекомендации.
Информационные умения - это
находить:
- необходимую информацию;
- информацию для планирования, организации и контроля методической деятельности;
- выявлять информационные потребности педагогов
Конструктивные умения
- разрабатывать план (программу) профессионального развития педагогов;
- выбирать оптимальный вариант методического взаимодействия с различными категориями педагогов.
Коммуникативные умения
- устанавливать отношения сотрудничества;
- создавать благоприятный микроклимат;
- владеть коммуникативными средствами воздействия.
Исследовательские умения
- работать с первоисточником;
- проводить педагогический эксперимент;
- обобщать материалы экспериментальной работы
Проектировочные умения
- определять область ближайшего развития педагогов;
- предвидеть результаты методического воздействия;
- прогнозировать развитие и саморазвитие педагогов;
- научно обоснованно отбирать материал для усвоения его педагогами;
- проектировать свою деятельность;
- определять основные направления и критерии развития собственной профессиональной компетентности .
Внедренческие умения
- анализировать и отбирать передовой педагогический опыт;
- разрабатывать механизм внедрения передового педагогического опыта;
- транслировать собственный научно-педагогический опыт.
индивидуальные формы методической работы
- самообразование,
- стажировка,
- разработка проблем (творческих тем),
- взаимопосещение занятий,
- самоанализ,
- наставничество,
- собеседование,
- консультации.
организационные формы методической работы являются:
- Информационные обзоры научной, методической, педагогической литературы.
- Выставки творческих работ педагогов и детей, методических разработок, пособий и дидактических материалов.
- Творческие отчеты педагогов.
- «Школа педагогического мастерства».
- Шефство опытных педагогов над молодыми.
- Открытые занятия, мастер-классы.
- Практикум по приобретению различных необходимых для работы навыков и умений.
- Анализ педагогических ситуаций (решение педагогических задач).
- Проблемные семинары. Проведение деловых и ролевых игр.
- Создание творческих лабораторий.
- Пассивные формы работы методической службы сориентированы в большой степени на репродуктивную мыследеятельность и обеспечивают опору на зону актуального развития педагогов.
- Активные формы стимулируют поиск, творческую исследовательскую деятельность педагогов и ориентированы на зону ближайшего развития педагогов .
эффективные формы методической работы на современном этапе
формы
формы
- теоретический семинар
- семинар-практикум
- научно-практическая конференция
- методическая декада
- дни науки
- методический фестиваль
- методический мост
- дискуссия
- методический ринг
- деловая игра
- педагогический КВН
- мозговой штурм
- тренинг
- видеотренинг
- педагогические чтения
- лекторий
- профессиональная выставка
- защита проекта
- тематический педагогический совет
- открытое занятие
Методическая поддержка педагогических кадров
- Максимальное использование опыта педагогов с целью повышения результативности и оптимизации учебно-воспитательного процесса.
- Принцип деятельности обучения через опыт. Ориентация на активизацию творческого потенциала педагогов через организацию деятельности, практико-ориентированных форм и методов методической поддержки кадров. Погружение в определенные ситуации.
- Психолого-педагогическая поддержка кадров.
- Принцип свободы выбора методической деятельности ориентирован на профессиональные потребности и затруднения педагогов.
- Принцип семинарской работы – сотрудничество, совместный поиск, совместное творчество (сотворчество).
новейшие формы обучения педагогических кадров относятся
- инновационные,
- организационно-деятельностные
- деловые, ролевые и другие игры, которые способствуют формированию интеллектуальной культуры и культуры саморазвития
проектная деятельность как форма работы с педагогами
- Целью внедрения проектной деятельности является системность, последовательность действий и практика выявления из многообразия явлений существенного, главного.
- Определяется последовательность работы:
- 1-й этап (проектно-организационный). Методическая служба помогает педагогам формулировать цель и задачи проекта, определить ожидаемые результаты, риски.
- 2-й этап (практико-преобразовательный). Методисты разрабатывают нормативно-правовую и рабочую документацию, проводят индивидуальные консультации педагогов по проведению конкретных мероприятий, направленных на решение проблемы. Они участвуют в распространении педагогического опыта через семинары, мастер-классы, конференции, круглые столы и др.
- 3-й этап (контрольно-аналитический). Рабочая группа проекта под руководством методической службы дома творчества проводит анализ результатов реализации проекта.
И.Иманцуми
« Плохой хозяин растит сорняк.
Хороший выращивает рис,
умный культивирует почву,
дальновидный -
воспитывает работника»
СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!