СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Тема: «Глагол. Повторение изученного в 5 классе» Класс: 6.

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Тема: «Глагол. Повторение изученного в 5 классе» Класс: 6.»

Тема: «Глагол. Повторение изученного в __ классе»

Класс: 6.

Цель: повторить и закрепить знания учащихся о глаголе как о части речи, формировать умения распознавать морфологические признаки глагола, употреблять их в устной и письменной речи, формировать умение применять знание орфограмм на практике.

Планируемые результаты:

Предметные: умение находить глагол в тексте, определять его морфологические признаки (вид, спряжение, время, число, лицо, род); умение применять орфографические правила на практике (правописание «Тся» и «Ться» в глаголах», «Безударные окончания в окончаниях глаголов I и II спряжения», «Мягкий знак после шипящих во 2-м л., ед.ч.»)

Метапредметные:

Коммуникативные: умение вести диалог, строить монологическую речь, строить развернутые высказывания;

Регулятивные: умение ставить цель, умение обобщать; слушать друг друга, работать в коллективе, в паре; умение управлять своим поведением, умение осуществлять контроль, самоконтроль, коррекцию знаний;

Познавательные: объяснять языковые явления, связи и отношения, выявленные в ходе анализируемых глаголов.

Личностные: воспитание уважительного, бережного отношения к русскому языку, к русской культуре; воспитание толерантности, воспитание любви к природе.

Тип урока: урок актуализации знаний.

Оборудование: меловая доска, мультимедийное оборудование, презентация, учебник «Русский язык. 6 класс» (М. Т. Баранов, Т. А. Ладыженская).


Ход урока:

  1. Орг. момент. (1 мин.)

- Здравствуйте, ребята. Сегодня урок буду вести я, Наталья Сергеевна. (слайд 1) Проверьте, все ли необходимые на уроке принадлежности у вас на парте? Я желаю вам хорошего настроения и плодотворной работы на уроке. Прошу садиться.


  1. Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся. (2 мин.)

Планируемые результаты:

Регулятивные: умение ставить цель.


- Помогите, пожалуйста, мне отгадать загадку: (слайд 2)

Он предметы оживляет,

Всех их в дело привлекает.

ЧТО им ДЕЛАТЬ говорит,

Строго он затем следит.

Он три времени имеет,

И спрягаться он умеет.

Детям строят много школ,

Чтобы знали про…

- Верно! Это Глагол! А как вы догадались? Вы молодцы! (слайд 3)

Вы уже догадались, о какой части речи мы будем говорить, но разве вы уже не знакомы с «глаголом»? (Знакомы.) Значит, сегодня мы больше будем изучать или повторять?

- Как мы можем сформулировать тему нашего урока? Откроем тетради и запишем сегодняшнее число и тему урока «Глагол. Повторение.» (слайд 4)

- Что мы должны сделать в ходе урока? Какую цель перед собой мы можем поставить? (Повторить морфологические признаки глагола, некоторые орфограммы) (слайд 5)

  1. Актуализация знаний. (30 мин)

  1. Работа с текстом.

  • Морфологические признаки глагола.

Планируемые результаты:

Предметные: умение находить глагол в тексте, определять его морфологические признаки (вид, спряжение, время, число, лицо, род); умение применять орфографические правила на практике (правописание «Тся» и «Ться» в глаголах», «Безударные окончания в окончаниях глаголов I и II спряжения», «Мягкий знак после шипящих во 2-м л., ед.ч.»)

Коммуникативные: умение вести диалог, строить монологическую речь, строить развернутые высказывания;

Регулятивные: слушать друг друга, работать в коллективе, в паре; умение управлять своим поведением, умение осуществлять контроль, самоконтроль, коррекцию знаний;

Познавательные: объяснять языковые явления, связи и отношения, выявленные в ходе анализируемых глаголов.

Личностные: воспитание любви к природе.


- Я хочу познакомить вас с описанием прекрасного июльского дня, в то время как за окном зима, и так хочется лета. Ваша задача – обратить внимание на то, как автору удалось нарисовать такую яркую и зримую картину природы. (Слайд 6)


ИЮЛЬСКИЙ ДЕНЬ

 Солнце все выше и выше. Быстро сохн..т трава. Вот уже жарко стало. Небо темн..ет по краям; колючим зноем пыш..т неподвижный воздух. «Где бы, брат, тут напиться?»— спрашиваете вы у косаря. Сквозь густые кусты орешника спускаетесь вы на дно оврага. Под самым обрывом таится источник; дубовый куст жадно раскинул над водой свои лапчатые сучья; большие серебристые пузыри поднимают?ся со дна, покрытого мелким, бархатным мохом. Вы бросаетесь на землю, вы напились, но вам лень пошевельнут?ся. Вы в тени, вы дыш..те пахучей сыростью, вам хорошо. Но что это? Ветер внезапно налетел и промчался; воздух дрогнул кругом – скоро грянет гром … Вы выход..те из оврага. Кругом еще ярче свет..т солнце; охотиться еще можно. Но туча растет: передний ее край вытягивает?ся рукавом, наклоняет?ся сводом. Трава, кусты — все вокруг потемнело. («Лес и степь» И. С. Тургенев)


- Ребята, это отрывок из художественного произведения. Его автора называют мастером пейзажа, а учащимся он представляется чаще всего в образе охотника. Знаком ли вам он? Ребята, это отрывок из рассказа И. С. Тургенева «Лес и степь», он входит в цикл «Записки охотника», с которым вы уже, наверняка, знакомы на уроке литературы. А какие произведения И. С. Тургенева вам известны? (Слайд 7)

- Какую картину вам удалось представить? (Слайд 8-11)

- А каким образом удалось автору создать такую яркую картину природы? (при помощи слов с переносным значением)

- Как называются в литературе слова, имеющие переносное значение? (Тропы) Какие средства выразительности вы здесь встретили? (Эпитеты: колючим зноем, неподвижный воздух, цепкой травой, серебристые пузыри, бархатным мохом;

Метафоры: таится источник, куст жадно раскинул сучья, ветер промчался, воздух дрогнул, туча растет, край вытягивается рукавом.)

- Может быть, вам встретились какие-то незнакомые слова? (пышет, пы’хать – излучать жар, быть жарким; свод – дугообразное перекрытие, соединяющее стены, опоры; косарь – тот, кто косит траву) (слайд 12)

- Ребята, а ведь глаголы в этом тексте тоже выразительны. Найдем все глаголы в тексте. Как мы их найдем? На какие вопросы отвечают глаголы? Что они обозначают? Работаем по цепочке. (Ребята по цепочке называют все глаголы в тексте). (слайд 13)


- Молодцы. Перед вами лежат таблицы. В первом столбике записаны глаголы. (слайд 14)

ГЛАГОЛЫ

Вопросы

вид

время

Число

род

лицо

Сохнет

Что делает?






Поднимаются

Что делают?






Охотиться

Что делать?






Потемнело

Что сделало?






Раскинул

Что сделал?






Напились

Что сделали?






Грянет

Что сделает







- Во второй столбик запишите вопросы к этим глаголам, у доски работает …

Сверьте со своими записями в тетради, вы согласны? Спасибо, …, садись.


- О каких морфологических признаках глагола могут вам рассказать эти вопросы?

Обратите внимание, в некоторых из них есть приставка С-, у некоторых ее нет, о чем это говорит? (о том, что некоторые глаголы совершенного, некоторые несовершенного вида)

- В третий столбик запишем виды глаголов, у доски работает:

ГЛАГОЛЫ

Вопросы

ВИД




Сохнет

Что делает?

Несов.в.




Поднимаются

Что делают?

Несов.в.




Охотиться

Что делать?

Несов.в.




Потемнело

Что сделало?

Сов.в.




Раскинул

Что сделал?

Сов.в.




Напились

Что сделали?

Сов.в.




Грянет

Что сделает

Сов.в.




- Проверьте вашего одноклассника, всё ли у него верно? Спасибо,…, садись

- Итак, глагол имеет два вида. Как мы определяем его вид?

Ответы учащихся.


- О чем еще говорят огут нам рассказать вопросы глаголов? А, быть может, даже окончания? Что еще мы можем определить? (Время, число, лицо, род)

- Продолжим заполнение таблицы. Графы время и число у доски заполнит…

ГЛАГОЛЫ

ВОПРОСЫ

ВРЕМЯ

ЧИСЛО



Сохнет

Что делает?

Наст.вр.

Ед.ч.



Поднимаются

Что делают?

Наст.вр.

Мн.ч.



Охотиться

Что делать?

Неопр.ф.гл.

Потемнело

Что сделало?

Прош.вр.

Ед.ч.



Напились

Что сделали?

Прош.вр.

Ед.ч.



Грянет

Что сделает

Будущ.вр.

Ед.ч




- Вы согласны с ответами …? Спасибо, …., займи своё место.

- Итак, что вы можете сказать о категории времени у глагола?

Ответы учащихся.


- Какую особенность вы заметили? У одного из глаголов не смогли определить время и число. Как называется такая форма глагола? (Неопределенная форма не показывает ни времени, ни числа, ни времени, ни рода)


  • Орфограмма «Тся» и «Ться» в глаголах».

- Я бы хотела заострить ваше внимание на глаголах «поднимаются» и «охотиться», почему в одном случае мы пишем «мягкий знак», а в другом его писать не следует?

Ответы учащихся. (слайд 15)

- Обратимся к тексту. В нем имеются выделенные курсивом слова. Объясните, нужен мягкий знак вместо вопросительного знака или нет?

Ответы учащихся.

- Итак, когда мы пишем мягкий знак в сочетаниях «тся» и «ться»?

Ответы учащихся.


- Нам осталось заполнить еще два столбика: род и лицо. Прошу к доске…

ГЛАГОЛЫ

ВОПРОСЫ

ВРЕМЯ

ЧИСЛО

РОД

ЛИЦО

Сохнет

Что делает?

Наст.вр.

Ед.ч.


3 л.

Поднимаются

Что делают?

Наст.вр.

Мн.ч.


3 л.

Грянет

Что сделает

Будущ.вр.

Ед.ч.


3 л.

Охотиться

Что делать?

Неопр.ф.гл.

Потемнело

Что сделало?

Прош.вр.

Ед.ч.

Ср.р.


Напились

Что сделали?

Прош.вр.

Мн.ч.




- Итак, какую закономерность вы заметили?

Ответы учащихся (в наст. и буд.вр. имеет категорию числа и лица, в прош.вр. –числа, а в ед.ч. имеет категорию рода)

Физкультминутка(слайд 16) (1 мин)

- Пожалуйста, встаньте.

Поднимитесь на носочки, опуститесь, посмотрите вправо, влево, наклоните голову вперед, назад, расслабьте кисти рук, потрясите ими. Можете садиться. Продолжаем работу.


- Давайте еще раз посмотрим на таблицу, какие морфологические признаки имеет глагол? (слайд 17)

Составим вместе кластер

Параллельно с ответами учащихся на доску прикрепляются листы с морф. признаками.


Глагол


Вид время

Сов.в. Несов.в. Буд.вр. Наст. вр. Прош.вр.

По числам

По лицам по родам

- Откройте страницу учебника 192. Прочитайте теоретический материал. Все ли признаки глагола мы назвали? Что нам следует добавить?

- Верно, спряжение, (прикрепляется лист).

- Почему листы «Вид», и «Спряжение» на листах голубого цвета, а «Время», «Лицо», «Число», «Род» - другого?

Ответы учащихся (постоянные и непостоянные признаки)


  1. Орфографическая работа.

- Что такое спряжение? (изменение глагола по лицам и числам).

- Для чего нам нужно знать спряжения? (чтобы правильно писать безударные окончания)

Посмотрите на экран: Экологи бор..тся за сохранение планеты. (слайд 18)

- Нужно вставить пропущенную букву, каким образом мне нужно применить знание о спряжениях, как рассуждать?

Ответы учащихся, составление алгоритма. (слайд 19,20)

- Но есть какое «НО»? (слова-исключения)


- В тексте есть слова, где нужно вставить пропущенные буквы. Пользуясь имеющимися знаниями о спряжениях, вставьте необходимые буквы. Работаем самостоятельно. (слайд 19)

- Обменяйтесь тетрадью с соседом по парте. Проверьте друг друга, можете посоветоваться.

- Может быть, вам встретились слова, написание которых вызвало затруднение или сомнение?

- Проверьте пожалуйста себя по эталону на экране. (слайд 21).

- Поднимите руки те, у кого ни одной ошибки? У кого более 3? В каких словах?


  1. Синтаксическая пятиминутка

- Обратите внимание, что второе предложение выделено курсивом. Разберем это предложением по членам. Работает…,

Быстро сохн..т трава.

- Что мы можем сказать о синтаксической функции глагола?

Ответы учащихся.


4. Выборочный диктант

- А теперь, внимание. Послушайте, пожалуйста следующие строки. (слайд 22)

- «Ветер, ветер! Ты могуч,
Ты гоня
ешь стаи туч,
Ты волну
ешь сине море,
Всюду ве
ешь на просторе,
Не бо
ишься никого,
Кроме бога одного.
Аль откаж
ешь мне в ответе?
Не видал ли где на свете
Ты царевны молодой?
Я жених ее».

- Знакомы ли вы с этим произведением? Кто его автор? («Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях» А. С. Пушкин)

- Выпишите через запятую глаголы. Что бы могло быть общего между ними?

Ответы учащихся

Верно, эти глаголы объединены одной орфограммой «Мягкий знак после шипящих в глаголах во 2-м лице ед.ч.». Как мы должны писать сочетания «Ишь», «Ешь», «Ёшь»?

Ответы учащихся (слайд 23)

- Проверьте себя, правильно ли вы написали эти глаголы.


  1. Подведение итогов урока. (5 мин)

Контроль и самоконтроль знаний

Планируемые результаты:

Коммуникативные: - умение вести диалог, строить развернутые высказывания;

Регулятивные: умение обобщать; слушать друг друга, работать в паре; умение управлять своим поведением, умение осуществлять контроль, самоконтроль, коррекцию знаний;

Личностные: воспитание уважительного, бережного отношения к русскому языку, к русской культуре; воспитание толерантности.


- В ходе работы с отрывком из произведения И. С. Тургенева, вы повторили многое из того, что узнали о глаголе еще в 5 классе. Теперь вам необходимо, работая в паре с соседом по парте, заполнить таблицу, подводя итог нашей работе. Посмотрите, понятна ли вам ваша задача? Работаем.

Учащиеся заполняют таблицу. Работа в парах.

«Модель Фрейер» (сингапурская методика обучения)

Часть речи, его вопросы, что обозначает

Морфологические признаки и синтаксическая роль


Орфограммы


Примеры к орфограммам

- Первый ряд, озвучьте, пожалуйста, ваши записи в первой графе.

- Второй ряд, что вы записали в графе «Морфологические признаки»?

- Третий ряд, какие орфограммы мы повторили? (слайд 24)

Выставление оценок.

- Вы активно отвечали, принимали участие в ходе обсуждений на уроке. Все молодцы. За работу на уроке отметку «5» получают…, отметку «4»…..

  1. Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению (3 мин)

В дневники записываем домашнее задание: (слайд 25)

1) П. 80., Упр. 460. Посмотрите в учебник, прочитайте задание, как вы его поняли?

2) Творч. задание: напишите небольшую лингвистическую сказку о глаголе (около 10-15 предложений) или напишите о том, как НЕ следует поступать с природой, используя в своем тексте глаголы с частицей «Не» (около 10-15 предложений);

Всем ли понятно домашнее задание?

  1. Рефлексия. (3 мин)

Вы сегодня очень хорошо поработали, думаю, для каждого из вас урок оказался полезен. Похвалите вашего соседа по парте за работу на уроке, сделайте ему деловой комплимент. (слайд 26)

Так как наш урок подходи к концу, пора получить «Билетики на выход», для этого нужно заполнить анкету на ваших листочках. Подчерните нужное. При выходе из кабинета сдайте, пожалуйста, «Билетики». (слайд 27)

1.На уроке я работал
2.Своей работой на уроке я
3.Урок для меня показался
4.За урок я
5.Мое настроение
6.Материал урока мне был


7.Домашнее задание мне кажется

активно / пассивно
доволен / не доволен
коротким / длинным
не устал / устал
стало лучше / стало хуже
понятен / не понятен
полезен / бесполезен
интересен / скучен
легким / трудным
интересно / не интересно

Спасибо за урок, вы молодцы, удачи вам при выполнении домашнего задания, можете быть свободны. (слайд 28)

10



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!