Урок будет выдан: 13.11.2024 г.
Этапы урока | Методы и приемы работы | Деятельность учителя | Деятельность обучающихся | Планируемые результаты |
Предметные | Метапредметные (П, К, Р) | Личностные |
1. Мотивация к учебной деятельности | Словесный (беседа) | Организует мотивацию (самоопределение) в учебной деятельности. - Здравствуйте, меня зовут Екатерина Романовна и сегодня урок изобразительного искусства у вас проведу я. - Проверьте свою готовность к уроку: у вас на партах должны лежать альбом, акварельные краски, непроливайка, кисточки, простой карандаш. - Ребята, чтобы наше занятие прошло успешно, нам нужно взять с собой не только вышеперечисленные вещи, но и следующие умения. - Давайте определим какие нам нужны умения, а какие нет. Какие умения возьмём с собой? | Приветствуют учителя. Проверяют готовность к уроку. - Аккуратность, трудолюбие, ответственность. | | К: строить речевое высказывание в соответствии с поставленной задачей. | |
2. Актуализация знаний и фиксирование индивидуального затруднения в пробном действии | Словесный (беседа) | Актуализирует знания. Сегодня мы продолжим изучать архитектуру древнерусских городов. Посмотрите на слайд. -Посмотрите на слайд, что вы видите на рисунке, что есть в древнерусских городах? Кроме главного собора, церквей и колоколен, здесь размещались княжеский двор, терема и палаты знатных людей - бояр, дружинников и советников князя. -Как вы думаете для чего строили соборы? -А для чего строили крепости, башни? -Скажите, а где строили города, на какой местности? - Подумайте города появились сразу или нет? Города возникали не вдруг. Они веками разрастались вокруг исконной сердцевины - крепости, которая зовётся по-разному. В Новгороде - детинец, в Пскове — кром, но чаще всего - кремль. За стенами кремля в старые времена помещалось удивительно многое. | -Собор, дома, башни. -В соборе собирались жители всей округи на церковные службы, там же читали княжеские указы, провозглашали важные решения. -Крепости строили, чтобы отгородить город от вражеских набегов. -На крутом мысу, где речка впадает в основное русло реки, так делали для удобства обороны. -Нет, не сразу. | Учащиеся получат представлений об устройстве и красоте древнерусского города. | К: строить речевое высказывание в соответствии с поставленной задачей. | У уч-ся будет сформирован познавательный интерес к изучению темы города древнерусской земли. |
3. Выявление места и причины затруднения. | Наглядный (демонстрация) Словесный (беседа) | Организует деятельность по выявлению места и причины затруднения. - Ребята, чтобы узнать с чем мы сегодня будем работать, нужно разгадать ребусы. - Посмотрите на слайд, о каком городе мы будем с вами говорить? - Теперь мы готовы определить тему урока, посмотрите на слайд и назовите тему. - Какую мы поставим перед собой цель? | Формулируют тему и цель урока. Города Русской земли -О древнерусском. «Города русской земли» Научиться рисовать древнерусский город | . | К: соблюдать правила ведения диалога. | У уч-ся будет сформирован познавательный интерес к изучению темы города древнерусской земли. |
4. Построение проекта выхода из затруднения. | Словесный(беседа) Наглядный(демонстрация) | Организует деятельность по построение проекта выхода из затруднения. Я составила план для работы на сегодняшнем уроке, но он перепутался. Поставьте пункты плана в правильный порядок. Вспомним, что такое город. 2. Познакомимся с особенностью строения древнерусского города. 3. Нарисовать рисунок «Древнерусский город». | Формируют план урока. Составляют пункты плана в правильной последовательности. | | Р: планировать действия по решению учебной задачи для получения результата. | |
5. Реализация построенного проекта. | Словесный(беседа) Наглядный(демонстрация) | Организует деятельность по реализации построенного плана. -Посмотрите на слайд. -Как вы думаете, какие части города главные? -Верно, к главным частям города относятся укрепленный кремль, торг- большая рыночная площадь, место народных собраний, посад- поселения ремесленников. Особую роль в жизни древних городов играли монастыри. -А как вы думаете какие там были дороги? Был ли асфальт? -Верно, улицы города были то узкими, то широкими. В плохую погоду на проезжей части была грязь, и кое-где дороги покрывали деревянным настилом-мостиками, мостили, от сюда и слово «мостовая». - Давайте рассмотрим пропорции. Какие пропорции башен вы видите? - Всё верно, башни крепости могут быть высокими или низкими, широкими или узкими. -Итак, чтобы приступить к рисунку, обсудим последовательность действий. Сейчас я рассказываю, никто ничего не берёт в руки. 1. Первым шагом берём альбомный лист располагаем его горизонтально. Намечаем границы вашего города. 2. На этой границе рисуем башни и дорисовываем крепость. 3. Внутри древнего города рисуем сооружения, дома, соборы, площадь, дороги. Сначала делаем набросок карандашом, а потом раскрашиваем. Не забываем про правило перспективы: чем дальше объект, тем меньше он кажется, т.е. объекты переднего плана будут больше, а объекты заднего плана - меньше. Не забываем про задний фон, там тоже должно что-нибудь быть, например, река, мост, дороги, овраги. - Но перед тем, как рисовать, посмотрите на слайд. Скажите какие башни вы видите? Какие цвета можно использовать для рисования крепости? -Какие дома вы видите? Есть ли многоэтажные дома? -Из какова материала делали дома? -Какими цветами вы будите изображать дома? | Работают индивидуально, вместе с учителем. -Укрепленный кремль, торг, посад. -Асфальта не было, дороги были земельные. -Широкие или узкие башни, Высокие или низкие башни. -Многоэтажных домов нет, только одноэтажные дома, некоторые даже с огородом. -Из дерева -Коричневым | Учащиеся получат представлений об устройстве и красоте древнерусского города. | К: строить речевое высказывание в соответствии с поставленной задачей. П: анализировать пропорциональные отношения частей внутри целого и предметов между собой П: соотносить тональные отношения в пространственных и плоскостных объектах | У уч-ся будет сформирован познавательный интерес к изучению темы города древнерусской земли. |
6. Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи | Словесный(беседа) | Организует деятельность по первичное закрепление с проговариванием во внешней речи. - Будем ли мы рисовать линию горизонта? Почему? -Из каких частей состоит собор? -Хорошо, где должен располагаться собор, площадь? Почему? -Где будем рисовать крепость? -Будет ли у нас что-то крупным планом? -Чего на рисунке будет больше? | Первичное проговариванием во внешней речи. -Нет. -Потому что, вид сверху. -Крест, купол, глава, окно, закомары, портал, апсиды. -По середине, потому что там собираются люди, это одни из главных частей города. -Крепость будем рисовать вокруг города, для его защиты. -Нет. -Домов. | | К: строить речевое высказывание в соответствии с поставленной задачей; | У уч-ся будет сформирован познавательный интерес к изучению темы города древнерусской земли. |
7. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону. | Практический (упражнение) | Организует самостоятельную работу с самопроверкой по эталону. Физкультминутка Нам пора передохнуть Потянуться и вдохнуть Покрутили головой, Чтоб усталость вся долой! Один два, три, четыре, пять Будем снова рисовать! -Приступаем к выполнению рисунка. | Выполняют самостоятельную работу. | Выполнять творческие рисунки по представлению на тему древнерусские города | П: выполнять работу в соответствии с образцом, инструкцией. П: соотносить тональные отношения в пространственных и плоскостных объектах | |
8. Включение нового знания в систему знаний и повторение. | Словесный(беседа) | Организует включение изученного в систему знаний и повторений. Итак, вспомним, что мы сегодня узнали. - Что такое посад? - Что такое торг? -Откуда появилось слово «мостовая»? | Проговаривают изученную тему. -Поселения ремесленников. -Большая рыночная площадь. -Когда была на улице грязь, дороги накрывали деревянным настилом-мостиком. | | К: строить речевое высказывание в соответствии с поставленной задачей; | |
9. Рефлексия учебной деятельности. | Словесный(беседа) | Организует рефлексию учебной деятельности. Оцените свою работу на уроке. Продолжите фразу. Сегодня я узнал… Сегодня у меня получилось … Мне было трудно… | Определяют успешность работы на уроке. | | Р: устанавливать причины успеха/неудач в учебной деятельности. | |