СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

"Тема и идея, сюжет и композиция поэмы "Мцыри"

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Прецентация подготовлена для урока литературы в 8 классе. Цели урока:

1)выявить структурные особенности произведения, показать их взаимосвязь;2)Помочь учащимся понять смысловое содержание поэмы;3)Совершенствовать навыки анализа художественного текста;3)Развивать логическое, абстрактное и образное мышление;

Просмотр содержимого документа
«"Тема и идея, сюжет и композиция поэмы "Мцыри"»

  Тема и идея, сюжет и композиция поэмы   Подготовила учитель литературы МКОУ Новотроицкой ОШ Панова Наталья Николаевна

Тема и идея, сюжет и композиция поэмы

Подготовила учитель литературы МКОУ Новотроицкой ОШ Панова Наталья Николаевна

Тема: «Тема и идея, сюжет и композиция поэмы М.Ю.Лермонтова «Мцыри» Цели: выявить структурные особенности произведения, показать их взаимосвязь; Помочь учащимся понять смысловое содержание поэмы; Совершенствовать навыки анализа художественного текста; Развивать логическое, абстрактное и образное мышление;

Тема: «Тема и идея, сюжет и композиция поэмы М.Ю.Лермонтова «Мцыри»

Цели:

  • выявить структурные особенности произведения, показать их взаимосвязь;
  • Помочь учащимся понять смысловое содержание поэмы;
  • Совершенствовать навыки анализа художественного текста;
  • Развивать логическое, абстрактное и образное мышление;
Словарная работа ПОЭМА – крупное стихотворное произведение с развернутым сюжетом. Относят поэмы обычно к лиро-эпическим произведениям, так как, рассказывая о судьбе своих героев, рисуют картины жизни, поэт высказывает в поэме собственные мысли, чувства, переживания. ТЕМА – изображение характеров и ситуаций, взятых автором из реальной действительности и определенным образом преображенные в системе данного художественного мира. (Это то, о чем пишет автор). ИДЕЯ –  главная, обобщающая мысль в художественном произведении, отражающая отношение автора к действительности и выступающая через всю систему образов. (Это то, для чего пишет автор, какую мысль он утверждает). СЮЖЕТ – основные эпизоды событийного ряда литературного произведения в их художественной последовательности (то есть в последовательности , которая предусмотрена композицией данного произведения) КОМПОЗИЦИЯ – построение художественного произведения, структура соединения отдельных частей в одно целое.

Словарная работа

  • ПОЭМА – крупное стихотворное произведение с развернутым сюжетом. Относят поэмы обычно к лиро-эпическим произведениям, так как, рассказывая о судьбе своих героев, рисуют картины жизни, поэт высказывает в поэме собственные мысли, чувства, переживания.
  • ТЕМА – изображение характеров и ситуаций, взятых автором из реальной действительности и определенным образом преображенные в системе данного художественного мира. (Это то, о чем пишет автор).
  • ИДЕЯ – главная, обобщающая мысль в художественном произведении, отражающая отношение автора к действительности и выступающая через всю систему образов. (Это то, для чего пишет автор, какую мысль он утверждает).
  • СЮЖЕТ – основные эпизоды событийного ряда литературного произведения в их художественной последовательности (то есть в последовательности , которая предусмотрена композицией данного произведения)
  • КОМПОЗИЦИЯ – построение художественного произведения, структура соединения отдельных частей в одно целое.
«Вкушая, вкусих мало мёда, и се аз умираю» Слова эпиграфа – строчка из Библии, которая толкователями Библии, священнослужителями расшифровывается так: «Приобретая, приобрел я свободу, и без неё жить больше не могу» Таким образом, тема произведения перекликается с темой библейской легенды об израильском царе Сауле и его сыне Ионафане, юноше «негодном и непокорном», как в пылу гнева назвал его отец. Однажды Саул дел клятву: кто из его воинов вкусит хлеба до вечера, пока он не отомстит своим врагам, тот будет проклят и погибнет. Ионафан нарушил клятву. Самовольно напав на врагов и разгромив их, он, смертельно усталый, в лесу обмакнул палку в сот медовый «и обратил рукою к устам своим, и просветлели глаза его». Саул, узнав об этом, решил умертвить сына. Ионафан сказал: «Я отведая концом палки, которая в руке моей, немного меду, и вот я должен умереть». Но народу сказал Саулу: «Ионафану ли умереть, который доставил столь великое спасение Израилю? Да не будет этого». И освободил народ Ионафана, и не умер он».

«Вкушая, вкусих мало мёда, и се аз умираю»

Слова эпиграфа – строчка из Библии, которая толкователями Библии, священнослужителями расшифровывается так: «Приобретая, приобрел я свободу, и без неё жить больше не могу»

Таким образом, тема произведения перекликается с темой библейской легенды об израильском царе Сауле и его сыне Ионафане, юноше «негодном и непокорном», как в пылу гнева назвал его отец. Однажды Саул дел клятву: кто из его воинов вкусит хлеба до вечера, пока он не отомстит своим врагам, тот будет проклят и погибнет. Ионафан нарушил клятву. Самовольно напав на врагов и разгромив их, он, смертельно усталый, в лесу обмакнул палку в сот медовый «и обратил рукою к устам своим, и просветлели глаза его». Саул, узнав об этом, решил умертвить сына. Ионафан сказал: «Я отведая концом палки, которая в руке моей, немного меду, и вот я должен умереть». Но народу сказал Саулу: «Ионафану ли умереть, который доставил столь великое спасение Израилю? Да не будет этого». И освободил народ Ионафана, и не умер он».

— Как вы думаете, с какой интонацией — смирения или протеста— произнес эти слова Ионафан, отвечая Саулу? — Первоначально эпиграфом к поэме «Мцыри» Лермонтов хотел избрать французское изречение «Родина бывает только одна». Почему, по—вашему, поэт отказался от такого эпиграфа и обратился к Библии («Вкушая, вкусил мало меда, се аз умираю»)? — Как эпиграф связан с темой и идеей произведения?
  • Как вы думаете, с какой интонацией — смирения или протеста— произнес эти слова Ионафан, отвечая Саулу?
  • Первоначально эпиграфом к поэме «Мцыри» Лермонтов хотел избрать французское изречение «Родина бывает только одна». Почему, по—вашему, поэт отказался от такого эпиграфа и обратился к Библии («Вкушая, вкусил мало меда, се аз умираю»)?
  • Как эпиграф связан с темой и идеей произведения?
Тема «Мцыри» - изображение сильного, смелого, мятежного человека, взятого в плен, выросшего в сумрачных стенах монастыря, страдающего от гнетущих условий жизни и решившего ценой риска для собственной жизни вырваться на волю в тот самый момент, когда это было всего опасней:  И в час ночной, ужасный час,  Когда гроза пугала вас,  Когда, столпясь при алтаре,  Вы ниц лежали на земле,  Я убежал.

Тема «Мцыри» - изображение сильного, смелого, мятежного человека, взятого в плен, выросшего в сумрачных стенах монастыря, страдающего от гнетущих условий жизни и решившего ценой риска для собственной жизни вырваться на волю в тот самый момент, когда это было всего опасней: И в час ночной, ужасный час, Когда гроза пугала вас, Когда, столпясь при алтаре, Вы ниц лежали на земле, Я убежал.

Идея — лучше 3 дня настоящей жизни на воле, чем многолетнее заключение в стенах монастыря, где человек не живет полноправно, а существует. Для героя смерть лучше, чем жизнь в монастыре . — Что видел Мцыри на свободе? — Что делал он, вырвавшись из монастыря? — Что узнал о себе герой за три блаженных дня? — Почему так кратко изложение жизни Мцыри в монастыре?

Идея — лучше 3 дня настоящей жизни на воле, чем многолетнее заключение в стенах монастыря, где человек не живет полноправно, а существует. Для героя смерть лучше, чем жизнь в монастыре .

  • Что видел Мцыри на свободе?
  • Что делал он, вырвавшись из монастыря?
  • Что узнал о себе герой за три блаженных дня?
  • Почему так кратко изложение жизни Мцыри в монастыре?
Каков сюжет поэмы?

Каков сюжет поэмы?

Каков сюжет поэмы? Это история короткой жизни Мцыри, рассказ о его неудавшейся попытке бежать из монастыря. Жизнь Мцыри бедна внешними событиями; мы узнаем лишь, что герой никогда не испытал счастья, с детства попал в плен, перенес тяжелую болезнь и оказался одиноким в чужом краю и среди чужих ему людей, монахов. Юноша делает попытку узнать, зачем живет человек, для чего он создан. Бегство из монастыря и трехдневное скитание знакомят Мцыри с жизнью, убеждают его в бессмысленности монастырского скитания, приносят ощущения радости жизни, но не приводят к желанной цели — вернуть родину и свободу. Не найдя пути в родную страну, Мцыри снова попадет в монастырь. Смерть его неизбежна; в предсмертной исповеди он рассказывает монаху обо всем, что успел увидеть и пережить за «три блаженных дня»

Каков сюжет поэмы?

Это история короткой жизни Мцыри, рассказ о его неудавшейся попытке бежать из монастыря. Жизнь Мцыри бедна внешними событиями; мы узнаем лишь, что герой никогда не испытал счастья, с детства попал в плен, перенес тяжелую болезнь и оказался одиноким в чужом краю и среди чужих ему людей, монахов. Юноша делает попытку узнать, зачем живет человек, для чего он создан. Бегство из монастыря и трехдневное скитание знакомят Мцыри с жизнью, убеждают его в бессмысленности монастырского скитания, приносят ощущения радости жизни, но не приводят к желанной цели — вернуть родину и свободу. Не найдя пути в родную страну, Мцыри снова попадет в монастырь. Смерть его неизбежна; в предсмертной исповеди он рассказывает монаху обо всем, что успел увидеть и пережить за «три блаженных дня»

КОМПОЗИЦИЯ ПОЭМЫ Композиция поэмы очень своеобразна: после небольшого вступления, рисующего вид заброшенного монастыря, в небольшой второй главе — строфе рассказана вся жизнь Мцыри, а все остальные главы (их 24) представляют монолог героя, его исповедь чернецу. Таким образом, о жизни героя автор рассказал в 2-х главах, а о трех днях, проведенных на свободе, написанная целая поэма. И это понятно, так как три дня вольности дали герою столько впечатлений, сколько не получил он за многие годы монастырской жизни

КОМПОЗИЦИЯ ПОЭМЫ

Композиция поэмы очень своеобразна: после небольшого вступления, рисующего вид заброшенного монастыря, в небольшой второй главе — строфе рассказана вся жизнь Мцыри, а все остальные главы (их 24) представляют монолог героя, его исповедь чернецу. Таким образом, о жизни героя автор рассказал в 2-х главах, а о трех днях, проведенных на свободе, написанная целая поэма. И это понятно, так как три дня вольности дали герою столько впечатлений, сколько не получил он за многие годы монастырской жизни

В центре поэмы — образ юноши, поставленного жизнью в необычные условия. Монастырское существование бедно внешними событиями, оно не приносит человеку радости, но и не может уничтожить его стремлений и порывов. Автор обращает основное внимание на эти стремления, на внутренний мир героя, а внешние обстоятельства его жизни лишь помогают раскрытию характера. Монолог — исповедь позволяет проникнуть в сокровенные мысли и чувства героя, хотя юноша вначале и заявляет, что по рассказу лишь о том, что он видел и что делал, а не что пережил («душу можно ль рассказать ?» - обращается он к монаху.)
  • В центре поэмы — образ юноши, поставленного жизнью в необычные условия. Монастырское существование бедно внешними событиями, оно не приносит человеку радости, но и не может уничтожить его стремлений и порывов. Автор обращает основное внимание на эти стремления, на внутренний мир героя, а внешние обстоятельства его жизни лишь помогают раскрытию характера. Монолог — исповедь позволяет проникнуть в сокровенные мысли и чувства героя, хотя юноша вначале и заявляет, что по рассказу лишь о том, что он видел и что делал, а не что пережил («душу можно ль рассказать ?» - обращается он к монаху.)
— Слово «исповедь» имеет следующие значение: покаяние в грехах перед священником; откровенное признание в чем-нибудь; сообщение своих мыслей, взглядов. В каком значении, по-вашему, употреблено это слово в поэме? — Композиция монолога — исповеди дает возможность постепенно раскрыть внутренний мир героя.
  • — Слово «исповедь» имеет следующие значение: покаяние в грехах перед священником; откровенное признание в чем-нибудь; сообщение своих мыслей, взглядов. В каком значении, по-вашему, употреблено это слово в поэме?
  • — Композиция монолога — исповеди дает возможность постепенно раскрыть внутренний мир героя.
Главы 3,4,5, - Мцыри говорит о своей жизни в монастыре и открывает то, что не было известно монахам. Внешне покорный, «душой — дитя, судьбой — монах», он был одержим пламенной страстью к свободе, юношеской жаждой жизни со всеми ее радостями и печалями. За этими мечтами и стремлениями угадываются те обстоятельства и причины, которые вызвали их к жизни. Возникает образ мрачного монастыря с душными кельями, бесчеловечными законами и атмосферой, где подавляются все естественные стремления.

Главы 3,4,5, - Мцыри говорит о своей жизни в монастыре и открывает то, что не было известно монахам. Внешне покорный, «душой — дитя, судьбой — монах», он был одержим пламенной страстью к свободе, юношеской жаждой жизни со всеми ее радостями и печалями. За этими мечтами и стремлениями угадываются те обстоятельства и причины, которые вызвали их к жизни. Возникает образ мрачного монастыря с душными кельями, бесчеловечными законами и атмосферой, где подавляются все естественные стремления.

Глава 6,7— Мцыри рассказывает, что он увидел на воле. Открытый им чудный мир резко контрастирует с мрачным видом монастыря. Юноша так увлекается воспоминаниями об увиденных им живых картинах, что как будто забывает о себе, почти ничего не говорит о своих чувствах. В том, какие картины он вспоминает и какими словами их рисует, раскрывает его пламенную, цельную в своих устремлениях натуру.

Глава 6,7— Мцыри рассказывает, что он увидел на воле. Открытый им чудный мир резко контрастирует с мрачным видом монастыря. Юноша так увлекается воспоминаниями об увиденных им живых картинах, что как будто забывает о себе, почти ничего не говорит о своих чувствах. В том, какие картины он вспоминает и какими словами их рисует, раскрывает его пламенную, цельную в своих устремлениях натуру.

С 8 главы Мцыри рассказывает о внешних событиях трехдневного скитания, обо всем, что с ним случилось на свободе, и обо всем, что перечувствовал и пережил за эти дни своеобразной жизни. Теперь уже последовательность событий не нарушается, мы шаг за шагом движемся вместе с героем, живо представляем окружающий его мир и следим за каждым душевным движением Мцыри.

С 8 главы Мцыри рассказывает о внешних событиях трехдневного скитания, обо всем, что с ним случилось на свободе, и обо всем, что перечувствовал и пережил за эти дни своеобразной жизни. Теперь уже последовательность событий не нарушается, мы шаг за шагом движемся вместе с героем, живо представляем окружающий его мир и следим за каждым душевным движением Мцыри.

Глава 25-26 - прощание Мцыри и его завещание. Не сумев вернуться на Родину, Мцыри готов уйти из жизни. Но перед смертью он отказывается признать монастырское существование. Последние его мысли — родине, свободе, жизни

Глава 25-26 - прощание Мцыри и его завещание. Не сумев вернуться на Родину, Мцыри готов уйти из жизни. Но перед смертью он отказывается признать монастырское существование. Последние его мысли — родине, свободе, жизни

Выводы: 1. Поэма состоит из вступления, краткого рассказа автора о жизни Мцыри и исповеди героя, причем порядок при изложении событий изменен. 2. Сюжет поэмы составляет не внешние факты жизни Мцыри, а его переживания. 3. Все события трехдневных скитаний Мцыри показаны через его восприятие. 4. Названные особенности сюжета и композиции позволяют сосредоточить все внимание на характере центрального героя.

Выводы:

  • 1. Поэма состоит из вступления, краткого рассказа автора о жизни Мцыри и исповеди героя, причем порядок при изложении событий изменен.
  • 2. Сюжет поэмы составляет не внешние факты жизни Мцыри, а его переживания.
  • 3. Все события трехдневных скитаний Мцыри показаны через его восприятие.
  • 4. Названные особенности сюжета и композиции позволяют сосредоточить все внимание на характере центрального героя.
Домашнее задание 1. Подготовить пересказ «Жизнь Мцыри в монастыре. Характер и мечты юноши-послушника». 2. Ответить на вопросы: — Какова цель побега Мцыри? (Выписать цитаты в тетрадь.) — Какие эпизоды трехдневных скитаний Мцыри вы считаете особенно важными? Почему? — Почему погиб Мцыри?

Домашнее задание

  • 1. Подготовить пересказ «Жизнь Мцыри в монастыре. Характер и мечты юноши-послушника».
  • 2. Ответить на вопросы:
  • Какова цель побега Мцыри? (Выписать цитаты в тетрадь.)
  • Какие эпизоды трехдневных скитаний Мцыри вы считаете особенно важными? Почему?
  • Почему погиб Мцыри?