Министерство образования, науки и молодежной политики Краснодарского края
государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение Краснодарского края
«Краснодарский педагогический колледж»
Методическая разработка урока
ПМ.04 Методическое обеспечение образовательного процесса
МД. 04.01 Теоретические и прикладные аспекты методической работы учителя начальных классов
Тема: Инновационные процессы в образовании.
Преподаватель: Бобылева Наталия Ивановна
г.Краснодар, 2017 г.
Пояснительная записка
Технологическая карта урока.
Тема: Особенности инновационных процессов в образовании
Цель: расширение представлений об особенностях инновационных процессов в образовании
Задачи:
-формирование потребности в инновационной деятельности, осознание степени значимости инноватики в профессиональной деятельности;
-развитие способности вести информационный поиск, принимать конструктивные решения, быть творчески активной личностью;
-воспитывать креативность, гибкость мышления, культуру педагогического общения.
Формируемые компетенции:
ОК 2. Организовывать собственную деятельность, определять методы решения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество.
ОК 4. Осуществлять поиск, анализ и оценку информации, необходимой для постановки и решения профессиональных задач.
ОК 6. Работать в коллективе и команде, взаимодействовать.
ПК 4.3. Систематизировать и оценивать педагогический опыт и образовательные технологии в области начального общего образования на основе изучения профессиональной литературы, самоанализа и анализа деятельности педагогов.
ПК 4.5. Участвовать в исследовательской и проектной деятельности в области начального образования.
Оборудование: ММП, раздаточный материал для самостоятельной работы, таблицы для индивидуальной работы.
Этап урока | Дидактич. задачи | Деятельность учителя | Деятельность студентов | Методы, приемы |
1.Орг. момент | Подготовка студентов к работе | Проверка готовности к уроку | Демонстрируют готовность к уроку | |
2.Подго-товка к основ-ному этапу урока | Актуализация опорных знаний | Постановка проблемы. Организация обсуждения. Определить тему учебного занятия позволит видеофрагмент, который предлагается Вашему вниманию. Что такое инновации? Часто ли приходится встречаться в повседневной жизни с этим понятием? А что по-вашему педагогические инновации? Слайд1,2,3 (ПРИЛОЖЕНИЕ А) Сформулируйте цель учебного занятия? Для реализации цели учебного занятия предлагается: предварительно разделившись на 3 исследовательские группы, отправиться в научную экспедицию, предполагающую проведение теоретического и практического исследований. Участники каждой исследовательской группы должны пройти по заданному маршруту, проложенному через 3 образовательных кластера. Инфраструктура кластера включает: -инструкцию с указанием маршрута и алгоритма действий, -раздаточный материал по изучаемой теме, -творческое задание, -лист рефлексии. В течение отведенного времени Вы будете работать в образовательном поле каждого кластера поочередно, а затем по моему сигналу будете двигаться дальше согласно маршрута. Отправляемся в научную 1 экспедицию, в рамках которой необходимо провести теоретическое исследование по изучаемой теме. Время, отведенное на исследование в рамках образовательного кластера завершается, движемся по маршруту далее. Время вышло, переходим к следующему образовательному кластеру. Теоретическое исследование завершено и сейчас Вам необходимо представить его результаты. Отправляемся во 2 экспедицию, в рамках которой необходимо провести практическое исследование по изучаемой теме. | Тема: Инновационные процессы в образовании. Цель: расширение представлений об особенностях инновационных процессов в образовании. ПРИЛОЖЕНИЕ Б Участники осуществляют движение по маршруту, заявленному в инструкции. Работа в рамках образовательного поля исходного кластера предполагала: - анализ материала по изучаемой теме, - подготовку продукта групповой деятельности с использованием учебных модулей, представленных в учебной лаборатории Ресурсного центра; - его презентацию по завершении научной экспедиции. В двух следующих кластерах участники НЭ - знакомились с другими аспектами изучаемого материала, - анализировали продукт групповой деятельности, подготовленный предыдущей исследовательской группой и при необходимости добавляли информацию (вносить изменения запрещено). РЕМАРКА Осуществляя движение по маршруту НЭ Все материалы, в том числе продукт групповой деятельности, участники оставляли в образовательном поле предыдущего кластера. Презентация продукта групповой деятельности: - 1 группа (в виде таблицы) Принимая во внимание имеющийся опыт исследований по педагогике, можно определить следующую совокупность критериев педагогических новшеств: новизна, оптимальность, высокая результативность, возможность творческого применения инновации в массовом опыте. - 2 группа (в виде кластера) Инновационная направленность педагогической деятельности предполагает: обновления образовательной политики, гуманитаризации содержания образования, изменение отношения учителей к самому факту освоения и применения педагогических новшеств. - 3 группа (в виде ментальной карты) | Частич- но-поиско вый Исследовательский |
3.Усвоение знаний и способов действий | Обеспечение восприятия, осмысления, запоминания | Практическое исследование завершено и сейчас Вам необходимо представить его результаты. | Презентация продукта групповой деятельности: - 1 группа - 2 группа - 3 группа | Практич., Словесн., Исследов. |
4.Рефлексия | Мобилизация на оценку своего поведения, уч. действий | Организует оценочные высказывания студентов в контексте тематики . | Студенты оценивают свою работу на уроке. | Словесн. |
5.Итог занятия | Оценка успешности достижения цели | Акцентирует внимание на достижении цели урока, оценивает работу студентов. | Получение информации о результатах участия в проектной деятельности. Инновационный потенциал личности связывают со следующими основными параметрами: - творческая способность генерировать и продуцировать новые представления и идеи, а главное - проектировать и моделировать их в практических формах; - открытость личности новому, отличному от своих представлений, что базируется на толерантности личности, гибкости и панорамности мышления; - культурно-эстетическая развитость и образованность; - готовность совершенствовать свою деятельность, наличие внутренних, обеспечивающих эту готовность средств и методов; - развитое инновационное сознание (ценность инновационной деятельности в сравнении с традиционной, инновационные потребности, мотивация инновационного поведения). | Словесн |
6.Домашнее задание. | Обеспечение понимания цели дом.задания | Дает комментарии к домашнему заданию. Подготовить эссе. Проектная деятельность. За или против? | | Словесн |
ПРИЛОЖЕНИЕ А
ПРИЛОЖЕНИЕ Б
ИНСТРУКЦИЯ
Для первой исследовательской группы
3
1
2
1
1.Схема движения по маршруту - ---
3
1
2
2. Алгоритм действий.
1
Проанализировать представленный материал и подготовить продукт групповой деятельности (форму трансляции продукта групповой деятельности участники выбирают самостоятельно). Время работы 6 минут.
2
Познакомиться с материалом, проанализировать продукт групповой деятельности, подготовленный предыдущей исследовательской группой. При необходимости добавить информацию (вносить изменения запрещено). Время работы 6 минут.
3
Познакомиться с материалом, проанализировать продукт групповой деятельности, подготовленный предыдущей исследовательской группой. При необходимости добавить информацию (вносить изменения запрещено). Время работы 6 минут.
1
Подготовиться к презентации продукта групповой деятельности.
Примечание: по завершению работы материалы остаются в рамках образовательного кластера, а участники исследовательских групп продолжают движение по маршруту.
Условные обозначения:
1
номер образовательного кластера
начало маршрута научной экспедиции
ИНСТРУКЦИЯ
Для второй исследовательской группы
1
2
3
2
1.Схема движения по маршруту - ---
3
2
1
2. Алгоритм действий
2
Проанализировать представленный материал и подготовить продукт групповой деятельности (форму трансляции продукта групповой деятельности участники выбирают самостоятельно). Время работы 6 минут.
3
Познакомиться с материалом, проанализировать продукт групповой деятельности, подготовленный предыдущей исследовательской группой. При необходимости добавить информацию (вносить изменения запрещено). Время работы 6 минут.
1
Познакомиться с материалом, проанализировать продукт групповой деятельности, подготовленный предыдущей исследовательской группой. При необходимости добавить информацию (вносить изменения запрещено). Время работы 6 минут.
2
Подготовиться к презентации продукта групповой деятельности.
Примечание: по завершению работы материалы остаются в рамках образовательного кластера, а участники исследовательских групп продолжают движение по маршруту.
Условные обозначения:
1
номер образовательного кластера
начало маршрута научной экспедиции
ИНСТРУКЦИЯ
Для третьей исследовательской группы
2
3
1
3
1.Схема движения по маршруту - ---
3
2
1
2. Алгоритм действий.
3
Проанализировать представленный материал и подготовить продукт групповой деятельности (форму трансляции продукта групповой деятельности участники выбирают самостоятельно). Время работы 6 минут.
1
Познакомиться с материалом, проанализировать продукт групповой деятельности, подготовленный предыдущей исследовательской группой. При необходимости добавить информацию (вносить изменения запрещено). Время работы 6 минут.
2
Познакомиться с материалом, проанализировать продукт групповой деятельности, подготовленный предыдущей исследовательской группой. При необходимости добавить информацию (вносить изменения запрещено). Время работы 6 минут.
3
Подготовиться к презентации продукта групповой деятельности.
Примечание: по завершению работы материалы остаются в рамках образовательного кластера, а участники исследовательских групп продолжают движение по маршруту.
Условные обозначения:
1
номер образовательного кластера
начало маршрута научной экспедиции
ПРИЛОЖЕНИЕ В
РАЗДАТОЧНЫЙ МАТЕРИАЛ
Нововведения, или инновации, характерны для любой профессиональной деятельности человека и поэтому естественно становятся предметом изучения, анализа и внедрения. Инновации сами по себе не возникают, они являются результатом научных поисков, передового педагогического опыта отдельных учителей и целых коллективов. Этот процесс не может быть стихийным, он нуждается в управлении.
В контексте инновационной стратегии целостного педагогического процесса существенно возрастает роль директора школы, учителей и воспитателей как непосредственных носителей новаторских процессов. При всем многообразии технологий обучения (информационных, проблемных, модульных и др.) реализация ведущих педагогических функций остается за учителем.
С внедрением в педагогический процесс современных технологий учитель и воспитатель школы все более осваивают функции консультанта, советчика, аниматора, воспитателя. Это требует от них специальной психолого-педагогической подготовки, так как в профессиональной деятельности учителя реализуются не только специальные, предметные знания, но и современные знания в области педагогики и психологии, технологии обучения и воспитания. На этой базе формируется готовность к восприятию, оценке и реализации педагогических инноваций.
Понятие «инновация» означает новшество, новизну, изменение; инновация как средство и процесс предполагает введение чего-либо нового. Инновация в педагогическом процессе — это введение нового в цели, содержание, методы и формы обучения и воспитания, организацию совместной деятельности учителя и учащегося.
В понимании сущности инновационных процессов в образовании лежат две важнейшие проблемы педагогики: проблема изучения, обобщения и распространения передового педагогического опыта и проблема внедрения достижений педагогической науки в практику. Одни инновационные процессы прежде всего связывают с изучением, обобщением и распространением педагогического опыта, другие отдают предпочтение проблеме разработки и внедрения педагогических новшеств. Следовательно, предмет инноватики, содержание и механизмы инновационных процессов должны лежать в плоскости объединения двух взаимосвязанных между собой процессов, рассматриваемых до настоящего времени пока изолированно. Их объективная взаимосвязь заключается в том, что процесс изучения, обобщения и распространения педагогического опыта имеет своей конечной целью внедрение нового, передового в массовую практику. Таким образом, результатом инновационных процессов должно быть использование новшеств теоретической и практической природы в целостном педагогическом процессе.
Все это подчеркивает важность управленческой деятельности по созданию, освоению и использованию педагогических новшеств. Речь, следовательно, идет о том, что учитель может выступать в качестве автора, разработчика, исследователя, пользователя и пропагандиста новых педагогических технологий, теорий, концепций. Управление этим процессом обеспечивает подготовку к отбору, оценке и применению в своей деятельности опыта коллег или предлагаемых наукой новых идей, методик.
Инновационная направленность педагогической деятельности предполагает включение учителей в процесс создания, освоения и использования педагогических новшеств в практике обучения и воспитания, создание в школе определенной инновационной среды. Необходимость в инновационной направленности педагогической деятельности в современных условиях развития общества, культуры и образования определяется рядом обстоятельств.
Во-первых, происходящие социально-экономические преобразования обусловили необходимость коренного обновления системы образования, методологии и технологии организации учебно-воспитательного процесса в учебных заведениях различного типа. Инновационная направленность деятельности учителей и воспитателей, включающая в себя создание, освоение и использование педагогических новшеств, выступает средством обновления образовательной политики.
Во-вторых, усиление гуманитаризации содержания образования, непрерывное изменение объема, состава учебных дисциплин, введение новых учебных предметов требуют постоянного поиска новых организационных форм, технологий обучения. В данной ситуации существенно возрастает роль и авторитет педагогического знания в учительской среде.
В-третьих, происходит изменение отношения учителей к самому факту освоения и применения педагогических новшеств. В условиях жесткой регламентации содержания учебно-воспитательного процесса учитель был ограничен не только в самостоятельном выборе новых программ, учебников, но и в использовании новых приемов и способов педагогической деятельности. Если раньше инновационная деятельность сводилась в основном к использованию рекомендованных сверху новшеств, то сейчас она приобретает все более избирательный исследовательский характер. Именно поэтому важным направлением в работе руководителей школ, органов управления образованием становятся анализ и оценка вводимых учителями педагогических инноваций, создание условий для их успешной разработки и применения.
В-четвертых, вхождение общеобразовательных учебных заведений в рыночные отношения, создание новых типов учебных заведений, в том числе и негосударственных, порождают реальную ситуацию их развития и совершенствования в целях достижения конкурентоспособности.
Главная цель инновационной деятельности - развитие педагога как творческой личности, переключение его с репродуктивного типа деятельности на самостоятельный поиск методических решений, превращение педагога в разработчика и автора инновационных методик и реализующих их средств обучения, развития и воспитания. ИД учителя на уроке раскрывается: в разнообразных, необычных заданиях, неординарных действиях, конструктивных предложениях, занимательных упражнениях, конструировании хода урока, создании учебных ситуаций, дидактическом материале, подборе научных фактов, организации творческой работы учащихся.
Принимая во внимание имеющийся опыт исследований по педагогике, можно определить следующую совокупность критериев педагогических новшеств: новизна, оптимальность, высокая результативность, возможность творческого применения инновации в массовом опыте.
Основным критерием инновации выступает новизна, имеющая равное отношение к оценке как научных педагогических исследований, так и передового педагогического опыта. Поэтому учителю, желающему включиться в инновационный процесс, очень важно определить, в чем состоит сущность предлагаемого нового, каков уровень новизны. Для одного это может быть действительно новое, для другого оно таковым не является. В этой связи включать учителей в инновационную деятельность следует, учитывая их желание, особенности личностных, индивидуально-психологических характеристик.
Выделяют несколько уровней новизны: абсолютная, локально-абсолютная, условная, субъективная, различающиеся степенью известности и областью применения.
Оптимальность как критерий эффективности педагогических инноваций означает затрату сил и средств учителей и учащихся для достижения результатов. Разные учителя могут добиваться одинаково высоких результатов при разной интенсивности собственного труда и труда учащихся. Введение в образовательный процесс педагогической инновации и достижение высоких результатов при наименьших физических, умственных и временных затратах свидетельствуют о ее оптимальности.
Результативность как критерий инновации означает определенную устойчивость положительных результатов в деятельности учителей. Технологичность в измерении, наблюдаемость и фиксируемость результатов, однозначность в понимании и изложении делают этот критерий необходимым при оценке значимости новых приемов, способов обучения и воспитания. Ценность данного критерия состоит в обеспечении целостного понимания, восприятия и формирования личности.
Возможность творческого применения в массовом опыте можно рассматривать как критерий оценки педагогических инноваций. Действительно, если ценная педагогическая идея или технология остаются в рамках узкого, ограниченного применения, обусловленного особенностями и сложностью технического обеспечения или спецификой деятельности учителя, то вряд ли в данном случае мы можем говорить о педагогическом новшестве. Творческое применение инноваций в массовом педагогическом опыте подтверждается на начальном этапе в деятельности отдельных учителей и воспитателей, но после ее апробации и объективной оценки может быть рекомендована к массовому внедрению.
Анализ специальной литературы и опыта деятельности школ свидетельствует о недостаточной интенсивности применения педагогических новшеств в практике работы образовательных учреждений. Можно выделить как минимум две причины нереализованности педагогических инноваций. Первая причина состоит в том, что инновация, как правило, не проходит необходимой профессиональной экспертизы и апробации; вторая причина заключается в том, что внедрение педагогических нововведений предварительно не подготовлено ни в организационном, ни в техническом, ни, самое главное, в личностном, психологическом, отношении.
Четкое представление о содержании и критериях педагогических инноваций, владение методикой их применения позволяют как отдельным учителям, так и руководителям учебных заведений объективно оценивать и прогнозировать их внедрение. Забвение инноваций, как и торопливость в их внедрении, не раз приводило школу к тому, что рекомендованное чаще сверху нововведение по прошествии некоторого (непродолжительного) времени забывалось или отменялось приказом и распоряжением.
ТВОРЧЕСКОЕ ЗАДАНИЕ
В чем сущность инновационных процессов в образовании.
Укажите критерии инноваций.
РАЗДАТОЧНЫЙ МАТЕРИАЛ
Нововведения, или инновации, характерны для любой профессиональной деятельности человека и поэтому естественно становятся предметом изучения, анализа и внедрения. Инновации сами по себе не возникают, они являются результатом научных поисков, передового педагогического опыта отдельных учителей и целых коллективов. Этот процесс не может быть стихийным, он нуждается в управлении.
В контексте инновационной стратегии целостного педагогического процесса существенно возрастает роль директора школы, учителей и воспитателей как непосредственных носителей новаторских процессов. При всем многообразии технологий обучения (информационных, проблемных, модульных и др.) реализация ведущих педагогических функций остается за учителем.
С внедрением в педагогический процесс современных технологий учитель и воспитатель школы все более осваивают функции консультанта, советчика, аниматора, воспитателя. Это требует от них специальной психолого-педагогической подготовки, так как в профессиональной деятельности учителя реализуются не только специальные, предметные знания, но и современные знания в области педагогики и психологии, технологии обучения и воспитания. На этой базе формируется готовность к восприятию, оценке и реализации педагогических инноваций.
Понятие «инновация» означает новшество, новизну, изменение; инновация как средство и процесс предполагает введение чего-либо нового. Инновация в педагогическом процессе — это введение нового в цели, содержание, методы и формы обучения и воспитания, организацию совместной деятельности учителя и учащегося.
В понимании сущности инновационных процессов в образовании лежат две важнейшие проблемы педагогики: проблема изучения, обобщения и распространения передового педагогического опыта и проблема внедрения достижений педагогической науки в практику. Одни инновационные процессы прежде всего связывают с изучением, обобщением и распространением педагогического опыта, другие отдают предпочтение проблеме разработки и внедрения педагогических новшеств. Следовательно, предмет инноватики, содержание и механизмы инновационных процессов должны лежать в плоскости объединения двух взаимосвязанных между собой процессов, рассматриваемых до настоящего времени пока изолированно. Их объективная взаимосвязь заключается в том, что процесс изучения, обобщения и распространения педагогического опыта имеет своей конечной целью внедрение нового, передового в массовую практику. Таким образом, результатом инновационных процессов должно быть использование новшеств теоретической и практической природы в целостном педагогическом процессе.
Все это подчеркивает важность управленческой деятельности по созданию, освоению и использованию педагогических новшеств. Речь, следовательно, идет о том, что учитель может выступать в качестве автора, разработчика, исследователя, пользователя и пропагандиста новых педагогических технологий, теорий, концепций. Управление этим процессом обеспечивает подготовку к отбору, оценке и применению в своей деятельности опыта коллег или предлагаемых наукой новых идей, методик.
Инновационная направленность педагогической деятельности предполагает включение учителей в процесс создания, освоения и использования педагогических новшеств в практике обучения и воспитания, создание в школе определенной инновационной среды. Необходимость в инновационной направленности педагогической деятельности в современных условиях развития общества, культуры и образования определяется рядом обстоятельств.
Во-первых, происходящие социально-экономические преобразования обусловили необходимость коренного обновления системы образования, методологии и технологии организации учебно-воспитательного процесса в учебных заведениях различного типа. Инновационная направленность деятельности учителей и воспитателей, включающая в себя создание, освоение и использование педагогических новшеств, выступает средством обновления образовательной политики.
Во-вторых, усиление гуманитаризации содержания образования, непрерывное изменение объема, состава учебных дисциплин, введение новых учебных предметов требуют постоянного поиска новых организационных форм, технологий обучения. В данной ситуации существенно возрастает роль и авторитет педагогического знания в учительской среде.
В-третьих, происходит изменение отношения учителей к самому факту освоения и применения педагогических новшеств. В условиях жесткой регламентации содержания учебно-воспитательного процесса учитель был ограничен не только в самостоятельном выборе новых программ, учебников, но и в использовании новых приемов и способов педагогической деятельности. Если раньше инновационная деятельность сводилась в основном к использованию рекомендованных сверху новшеств, то сейчас она приобретает все более избирательный исследовательский характер. Именно поэтому важным направлением в работе руководителей школ, органов управления образованием становятся анализ и оценка вводимых учителями педагогических инноваций, создание условий для их успешной разработки и применения.
В-четвертых, вхождение общеобразовательных учебных заведений в рыночные отношения, создание новых типов учебных заведений, в том числе и негосударственных, порождают реальную ситуацию их развития и совершенствования в целях достижения конкурентоспособности.
Главная цель инновационной деятельности - развитие педагога как творческой личности, переключение его с репродуктивного типа деятельности на самостоятельный поиск методических решений, превращение педагога в разработчика и автора инновационных методик и реализующих их средств обучения, развития и воспитания. ИД учителя на уроке раскрывается: в разнообразных, необычных заданиях, неординарных действиях, конструктивных предложениях, занимательных упражнениях, конструировании хода урока, создании учебных ситуаций, дидактическом материале, подборе научных фактов, организации творческой работы учащихся.
Принимая во внимание имеющийся опыт исследований по педагогике, можно определить следующую совокупность критериев педагогических новшеств: новизна, оптимальность, высокая результативность, возможность творческого применения инновации в массовом опыте.
Основным критерием инновации выступает новизна, имеющая равное отношение к оценке как научных педагогических исследований, так и передового педагогического опыта. Поэтому учителю, желающему включиться в инновационный процесс, очень важно определить, в чем состоит сущность предлагаемого нового, каков уровень новизны. Для одного это может быть действительно новое, для другого оно таковым не является. В этой связи включать учителей в инновационную деятельность следует, учитывая их желание, особенности личностных, индивидуально-психологических характеристик.
Выделяют несколько уровней новизны: абсолютная, локально-абсолютная, условная, субъективная, различающиеся степенью известности и областью применения.
Оптимальность как критерий эффективности педагогических инноваций означает затрату сил и средств учителей и учащихся для достижения результатов. Разные учителя могут добиваться одинаково высоких результатов при разной интенсивности собственного труда и труда учащихся. Введение в образовательный процесс педагогической инновации и достижение высоких результатов при наименьших физических, умственных и временных затратах свидетельствуют о ее оптимальности.
Результативность как критерий инновации означает определенную устойчивость положительных результатов в деятельности учителей. Технологичность в измерении, наблюдаемость и фиксируемость результатов, однозначность в понимании и изложении делают этот критерий необходимым при оценке значимости новых приемов, способов обучения и воспитания. Ценность данного критерия состоит в обеспечении целостного понимания, восприятия и формирования личности.
Возможность творческого применения в массовом опыте можно рассматривать как критерий оценки педагогических инноваций. Действительно, если ценная педагогическая идея или технология остаются в рамках узкого, ограниченного применения, обусловленного особенностями и сложностью технического обеспечения или спецификой деятельности учителя, то вряд ли в данном случае мы можем говорить о педагогическом новшестве. Творческое применение инноваций в массовом педагогическом опыте подтверждается на начальном этапе в деятельности отдельных учителей и воспитателей, но после ее апробации и объективной оценки может быть рекомендована к массовому внедрению.
Анализ специальной литературы и опыта деятельности школ свидетельствует о недостаточной интенсивности применения педагогических новшеств в практике работы образовательных учреждений. Можно выделить как минимум две причины нереализованности педагогических инноваций. Первая причина состоит в том, что инновация, как правило, не проходит необходимой профессиональной экспертизы и апробации; вторая причина заключается в том, что внедрение педагогических нововведений предварительно не подготовлено ни в организационном, ни в техническом, ни, самое главное, в личностном, психологическом, отношении.
Четкое представление о содержании и критериях педагогических инноваций, владение методикой их применения позволяют как отдельным учителям, так и руководителям учебных заведений объективно оценивать и прогнозировать их внедрение. Забвение инноваций, как и торопливость в их внедрении, не раз приводило школу к тому, что рекомендованное чаще сверху нововведение по прошествии некоторого (непродолжительного) времени забывалось или отменялось приказом и распоряжением.
ТВОРЧЕСКОЕ ЗАДАНИЕ
Чем обусловлена инновационная направленность педагогической деятельности?
РАЗДАТОЧНЫЙ МАТЕРИАЛ
Нововведения, или инновации, характерны для любой профессиональной деятельности человека и поэтому естественно становятся предметом изучения, анализа и внедрения. Инновации сами по себе не возникают, они являются результатом научных поисков, передового педагогического опыта отдельных учителей и целых коллективов. Этот процесс не может быть стихийным, он нуждается в управлении.
В контексте инновационной стратегии целостного педагогического процесса существенно возрастает роль директора школы, учителей и воспитателей как непосредственных носителей новаторских процессов. При всем многообразии технологий обучения (информационных, проблемных, модульных и др.) реализация ведущих педагогических функций остается за учителем.
С внедрением в педагогический процесс современных технологий учитель и воспитатель школы все более осваивают функции консультанта, советчика, аниматора, воспитателя. Это требует от них специальной психолого-педагогической подготовки, так как в профессиональной деятельности учителя реализуются не только специальные, предметные знания, но и современные знания в области педагогики и психологии, технологии обучения и воспитания. На этой базе формируется готовность к восприятию, оценке и реализации педагогических инноваций.
Понятие «инновация» означает новшество, новизну, изменение; инновация как средство и процесс предполагает введение чего-либо нового. Инновация в педагогическом процессе — это введение нового в цели, содержание, методы и формы обучения и воспитания, организацию совместной деятельности учителя и учащегося.
В понимании сущности инновационных процессов в образовании лежат две важнейшие проблемы педагогики: проблема изучения, обобщения и распространения передового педагогического опыта и проблема внедрения достижений педагогической науки в практику. Одни инновационные процессы прежде всего связывают с изучением, обобщением и распространением педагогического опыта, другие отдают предпочтение проблеме разработки и внедрения педагогических новшеств. Следовательно, предмет инноватики, содержание и механизмы инновационных процессов должны лежать в плоскости объединения двух взаимосвязанных между собой процессов, рассматриваемых до настоящего времени пока изолированно. Их объективная взаимосвязь заключается в том, что процесс изучения, обобщения и распространения педагогического опыта имеет своей конечной целью внедрение нового, передового в массовую практику. Таким образом, результатом инновационных процессов должно быть использование новшеств теоретической и практической природы в целостном педагогическом процессе.
Все это подчеркивает важность управленческой деятельности по созданию, освоению и использованию педагогических новшеств. Речь, следовательно, идет о том, что учитель может выступать в качестве автора, разработчика, исследователя, пользователя и пропагандиста новых педагогических технологий, теорий, концепций. Управление этим процессом обеспечивает подготовку к отбору, оценке и применению в своей деятельности опыта коллег или предлагаемых наукой новых идей, методик.
Инновационная направленность педагогической деятельности предполагает включение учителей в процесс создания, освоения и использования педагогических новшеств в практике обучения и воспитания, создание в школе определенной инновационной среды. Необходимость в инновационной направленности педагогической деятельности в современных условиях развития общества, культуры и образования определяется рядом обстоятельств.
Во-первых, происходящие социально-экономические преобразования обусловили необходимость коренного обновления системы образования, методологии и технологии организации учебно-воспитательного процесса в учебных заведениях различного типа. Инновационная направленность деятельности учителей и воспитателей, включающая в себя создание, освоение и использование педагогических новшеств, выступает средством обновления образовательной политики.
Во-вторых, усиление гуманитаризации содержания образования, непрерывное изменение объема, состава учебных дисциплин, введение новых учебных предметов требуют постоянного поиска новых организационных форм, технологий обучения. В данной ситуации существенно возрастает роль и авторитет педагогического знания в учительской среде.
В-третьих, происходит изменение отношения учителей к самому факту освоения и применения педагогических новшеств. В условиях жесткой регламентации содержания учебно-воспитательного процесса учитель был ограничен не только в самостоятельном выборе новых программ, учебников, но и в использовании новых приемов и способов педагогической деятельности. Если раньше инновационная деятельность сводилась в основном к использованию рекомендованных сверху новшеств, то сейчас она приобретает все более избирательный исследовательский характер. Именно поэтому важным направлением в работе руководителей школ, органов управления образованием становятся анализ и оценка вводимых учителями педагогических инноваций, создание условий для их успешной разработки и применения.
В-четвертых, вхождение общеобразовательных учебных заведений в рыночные отношения, создание новых типов учебных заведений, в том числе и негосударственных, порождают реальную ситуацию их развития и совершенствования в целях достижения конкурентоспособности.
Главная цель инновационной деятельности - развитие педагога как творческой личности, переключение его с репродуктивного типа деятельности на самостоятельный поиск методических решений, превращение педагога в разработчика и автора инновационных методик и реализующих их средств обучения, развития и воспитания. ИД учителя на уроке раскрывается: в разнообразных, необычных заданиях, неординарных действиях, конструктивных предложениях, занимательных упражнениях, конструировании хода урока, создании учебных ситуаций, дидактическом материале, подборе научных фактов, организации творческой работы учащихся.
Принимая во внимание имеющийся опыт исследований по педагогике, можно определить следующую совокупность критериев педагогических новшеств: новизна, оптимальность, высокая результативность, возможность творческого применения инновации в массовом опыте.
Основным критерием инновации выступает новизна, имеющая равное отношение к оценке как научных педагогических исследований, так и передового педагогического опыта. Поэтому учителю, желающему включиться в инновационный процесс, очень важно определить, в чем состоит сущность предлагаемого нового, каков уровень новизны. Для одного это может быть действительно новое, для другого оно таковым не является. В этой связи включать учителей в инновационную деятельность следует, учитывая их желание, особенности личностных, индивидуально-психологических характеристик.
Выделяют несколько уровней новизны: абсолютная, локально-абсолютная, условная, субъективная, различающиеся степенью известности и областью применения.
Оптимальность как критерий эффективности педагогических инноваций означает затрату сил и средств учителей и учащихся для достижения результатов. Разные учителя могут добиваться одинаково высоких результатов при разной интенсивности собственного труда и труда учащихся. Введение в образовательный процесс педагогической инновации и достижение высоких результатов при наименьших физических, умственных и временных затратах свидетельствуют о ее оптимальности.
Результативность как критерий инновации означает определенную устойчивость положительных результатов в деятельности учителей. Технологичность в измерении, наблюдаемость и фиксируемость результатов, однозначность в понимании и изложении делают этот критерий необходимым при оценке значимости новых приемов, способов обучения и воспитания. Ценность данного критерия состоит в обеспечении целостного понимания, восприятия и формирования личности.
Возможность творческого применения в массовом опыте можно рассматривать как критерий оценки педагогических инноваций. Действительно, если ценная педагогическая идея или технология остаются в рамках узкого, ограниченного применения, обусловленного особенностями и сложностью технического обеспечения или спецификой деятельности учителя, то вряд ли в данном случае мы можем говорить о педагогическом новшестве. Творческое применение инноваций в массовом педагогическом опыте подтверждается на начальном этапе в деятельности отдельных учителей и воспитателей, но после ее апробации и объективной оценки может быть рекомендована к массовому внедрению.
Анализ специальной литературы и опыта деятельности школ свидетельствует о недостаточной интенсивности применения педагогических новшеств в практике работы образовательных учреждений. Можно выделить как минимум две причины нереализованности педагогических инноваций. Первая причина состоит в том, что инновация, как правило, не проходит необходимой профессиональной экспертизы и апробации; вторая причина заключается в том, что внедрение педагогических нововведений предварительно не подготовлено ни в организационном, ни в техническом, ни, самое главное, в личностном, психологическом, отношении.
Четкое представление о содержании и критериях педагогических инноваций, владение методикой их применения позволяют как отдельным учителям, так и руководителям учебных заведений объективно оценивать и прогнозировать их внедрение. Забвение инноваций, как и торопливость в их внедрении, не раз приводило школу к тому, что рекомендованное чаще сверху нововведение по прошествии некоторого (непродолжительного) времени забывалось или отменялось приказом и распоряжением.
ТВОРЧЕСКОЕ ЗАДАНИЕ
Каким образом раскрывается инновационная деятельность учителя на уровне уроке?
РАЗДАТОЧНЫЙ МАТЕРИАЛ
Какие обстоятельства в современной системе образования определяют необходимость инновационной деятельности педагога?
Инновационное поведение не предполагает приспособления, оно подразумевает формирование собственной индивидуальности, саморазвитие. Педагог должен понять, что инновационное образование – способ воспитания гармоничной личности. Для него не подходят «готовые шаблоны», важно постоянно повышать свой собственный интеллектуальный уровень. Учитель, избавившийся от «комплексов», психологических барьеров, готов стать полноценным участником инновационных преобразований.
Использование информационно-коммуникационных технологий в своей профессиональной деятельности позволяет учителю: развивать умение учащихся ориентироваться в информационных потоках окружающего мира, овладевать практическими способами работы с информацией и развивать умения, позволяющие обмениваться информацией с помощью современных технических средств. Совершенствование компьютерных сетей и аналогичных им средств процесс образования перешел в новое качество. В первую очередь это связано с возможностью оперативного получения информации из любой точки мира.
Хорошо известно, что ребенок лучше воспринимает новую информацию, если ее подать в необычной форме. Компьютерные технологии дают такую возможность, в связи с этим использование их в образовании постоянно растет. Кстати и требование Федерального закона «Об образовании в Российской федерации» декларирует необходимость активного включения инновационных технологий в учебно-воспитательный процесс.
Поскольку использование современных информационно-коммуникационных технологий в учебном процессе начального образования – это не самоцель, а определенная система работы, то имеется и вполне конкретный результат, который состоит: в повышении познавательной мотивации; развитии навыков самостоятельности и самоконтроля; включении в работу всех детей класса, даже самых инфантильных, застенчивых и пассивных; способности к самореализации; обеспечении эффективности урока и успешности каждому ученику.
Критическое мышление – это один из видов интеллектуальной деятельности человека, характеризующийся высоким уровнем восприятия, понимания, объективности подхода к окружающему его информационному полю.
При традиционной системе обучения основной целью выступает формирование у детей азов грамотности, когда учитель показывает и объясняет, а ученик – запоминает и повторяет; а общение на уроке, как правило, фронтальное, т.е. процесс обучение носит теоретический характер. Технология развития критического мышления (ТРКМ) имеет деятельно-практический характер и меняет деятельность ученика, привыкшего к получению готовых знаний, подчинению, послушанию, монотонной работе не уроке, а значит, меняет и его смысловые установки. При использовании ТРКМ учащиеся являются субъектами при определении целей учебной работы, критериев оценки ее результатов; у детей есть возможность исправления, редактирования работ. Такие уроки дают учащимся возможность проявить себя, показать свое видение предложенных тем и проблем, дают большую свободу творческого поиска.
ТРКМ имеет две особенности (базируется на «двух китах»): структура урока, включающая три фазы: вызов, осмысление и рефлексию; содержание, в основе которого – эффективные приёмы и стратегии, направленные на формирование у учащихся критического мышления.
Высокая результативность раскрывается в таких видах работы как:
-работа в паре и в малой группе увеличивает интеллектуальный потенциал участников, значительно расширяется их словарный запас;
-совместная работа способствует лучшему пониманию трудного, информационно насыщенного текста;
-есть возможность повторения, усвоения материала;
-вырабатывается уважение к собственным мыслям и опыту;
-обостряется любознательность, наблюдательность;
-дети становятся более восприимчивы к опыту других детей: совместная работа выковывает единство, ученики учатся слушать друг друга, несут ответственность за совместный способ познания;
-письменная речь развивает в детях навыки чтения и наоборот (интериоризация/экстериоризация );
-развивает активное слушание;
Технология РКМ также предполагает реализацию критерия педагогической новизны: возможность массового применения технологии в образовательном процессе при условии достаточного уровня подготовки учителя.
Теория развивающего обучения берет свое начало в работах И.Г. Песталоцци, Эльконина Д.Б., К.Д. Ушинского, Давыдова В.В., Занкова Л.В. и др. Научное обоснование этой теории дано в трудах Л.С. Выготского.
Под развивающим обучением понимается новый, активно-деятельностный тип обучения, идущий на смену объяснительно-иллюстративному. Цели обучения - развитие ребенка как субъекта учебной деятельности.
Развивающее обучение направлено на развитие всей целостной совокупности качеств личности и способностей, посредством включения в поисково-исследовательскую деятельность.
Оптимальность данной технологии заключается в развитии личности за более короткий промежуток времени. Результативность: оценка индивидуальных достижений каждого ученик и движение по индивидуальной образовательной траектории.
ТВОРЧЕСКОЕ ЗАДАНИЕ
1.Самостоятельно выбрать одну из педагогических технологий и проанализировать ее по алгоритму
Критерии педагогических инноваций | Описание |
новизна | |
оптимальность | |
результативность | |
возможность творческого применения инновации в массовом опыте | |
2. Привести пример практического применения выбранной технологии
Критерии педагогических инноваций | Описание |
новизна | |
оптимальность | |
результативность | |
возможность творческого применения инновации в массовом опыте | |
ЛИСТ РЕФЛЕКСИИ