СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Тема: «Использование наглядных методов обучения в процессе формирования положительной мотивации у учащихся на уроках истории».

Категория: История

Нажмите, чтобы узнать подробности

                                                          ДИПЛОМНАЯ  РАБОТА

по дополнительной  профессиональной  образовательной  программе

профессиональной переподготовки

«Педагогическое образование: учитель истории и обществознания»

Тема: «Использование наглядных методов обучения в процессе формирования

положительной мотивации у учащихся на уроках истории».

Просмотр содержимого документа
«Тема: «Использование наглядных методов обучения в процессе формирования положительной мотивации у учащихся на уроках истории».»

Муниципальное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа №31









ДИПЛОМНАЯ РАБОТА

по дополнительной профессиональной образовательной программе

профессиональной переподготовки

«Педагогическое образование: учитель истории и обществознания»

Тема: «Использование наглядных методов обучения в процессе формирования

положительной мотивации у учащихся на уроках истории».



Дипломную работу подготовила:

Гаврюшева Галина Сергеевна

Должность:

учитель истории и обществознания

Место работы:

_МОУ СОШ №31 п. Ксеньевка



13 марта 2018 г.

п. Ксеньевка Могочинского района Забайкальского края

Российская Федерация

Оглавление

Введение

1. Наглядные методы обучения: сущность, виды, особенности применения.

1.1 Понятие «мотив» и «наглядность» в целостном учебном процессе.

1.2. Наглядность обучения как дидактический принцип.

1.3. Факторы наглядности обучения

1.4. Виды наглядных методов обучения и средств наглядности обучения истории.

2. Организация наглядного метода обучения в историческом образовании

2.1. Организация наглядного метода обучения - современные подходы

2.2. Использование ИКТ на уроках истории

2.3. Презентация как наглядное средство обучения

2.4. Правила создания и использования презентации.

2.5. Мультимедийная презентация как инструмент управления познавательной деятельностью учащихся на уроках истории и обществознания.

Список литературы



















Введение

В условиях современной российской школы мотивация является одной из наиболее актуальных проблем. Очевидно, что низкая мотивация сегодняшних школьников ставит под сомнение эффективность учебной деятельности в целом. В школьном возрасте развитие социальных и познавательных мотивов взаимосвязано между собой. Наряду с потребностью в интеллектуальной активности и в овладении новыми умениями, навыками и знаниями, существуют и социальные мотивы обучения – это потребность в общении с людьми, в их оценке и одобрении, с желаниями ученика занять определенное место в системе доступных ему общественных отношений. Ни программа, ни учебник, ни методическое пособие не могут предоставить педагогу готовую схему. Он должен сам сконструировать урок, учитывая условия обучения и состав учащихся. Учителю нужно отойти от стандартизации урока, внести что-то новое, что могло бы привлечь внимание, активизировать деятельность учащихся, заставить их мыслить, искать, действовать. Тема «Использование наглядных методов обучения в процессе формирования положительной мотивации у учащихся на уроках истории» ставит перед учителем истории следующие задачи: сделать процесс обучения мотивированным и целеустремлённым; организовать самоконтроль индивидуальной успеваемости учащихся; включать дополнительные внутренние резервы и дополнительные методические приёмы для улучшения результатов учебной деятельности; активизировать научную деятельность. Достижение положительных учебных результатов возможно только при условии объединения активных и интерактивных форм, методов и технологий организации познавательной деятельности учеников на уроках как отечественной, так и всемирной истории.

Целью моей дипломной работы является анализ реализации наглядных методов обучения на уроках истории, их эффективность в процессе формирования положительной мотивации у учащихся.

Задачи:

- изучить теоретические аспекты понятия «наглядные методы обучения»;

- проанализировать содержание наглядных методов обучения и особенности их применения;

- исследовать эффективность наглядных методов обучения в процессе формирования положительной мотивации у учащихся на уроках истории;

охарактеризовать использование

Объектом данного исследования является процесс преподавания истории.

Предметом исследования является характеристика эффективности положительной мотивации и познавательной деятельности учащихся в связи с использованием наглядных методов обучения.

Теоретическая и практическая значимость рассматриваемой проблемы, потребность педагогической практики в научно обоснованном обеспечении образовательного процесса наглядными средствами, способными не только эффективно передавать учебную информацию, но и соответствовать потребностям обучающихся, позволяют рассматривать выбранную для диплома тему как весьма значимую. В обучении истории никакие средства художественного рассказа, никакая образность изложения не могут создать у учащихся таких точных и конкретных представлений о прошлом, какие возникают при восприятии изучаемых предметов или их изображений. На основе восприятия предметов с помощью изображений (наглядности) в процессе обучения у учащихся формируются образные представления и понятия об историческом прошлом. Принцип наглядности находит свое отражение в многообразии видов наглядности и их классификаций. В учебных пособиях по педагогике, таких авторов как П.И. Пидкасистый, В.А. Сластенин, И.Ф. Харламов и дидактике – Б.А. Голуб, В.А. Ситаров, В.И. В.И. Загвязинский была отражена психолого-педагогическая информация о применении наглядного метода в обучении. В них рассматривались значимость, эффективность и возможность использования наглядных средств в обучении. С учебных пособий по методике преподавания истории – М.В.Коротковой, М.Т. Студеникина, А.Т. Степанищева, В.В. Шогана были взяты различные классификации, виды и типы наглядных средств обучения истории. В них рассматривался опыт использования наглядных средств на уроках истории и практический материал по применению средств наглядности в обучении. В статье М.В. Коротковой «Личностно-ориентированный подход в использовании наглядных средств на уроках истории» было рассмотрено как можно использовать личностно-ориентированный подход в сфере применения наглядности на уроке. В статье Э.Н. Абдулаева «Наглядность и проблемный подход в обучении истории» было описано как средства наглядности делают проблемное обучение существенно более эффективным.

Основная часть

1. Наглядные методы обучения: сущность, виды, особенности применения.

1.1 Понятие «мотив» и «наглядность» в целостном учебном процессе.

Каждый учитель хочет, чтобы его ученики хорошо учились, с интересом и желанием занимались в школе. Вопрос формирования у учащихся положительной мотивации к получению знаний волнует многих педагогов и родителей. Учителя знают, что обучение не может быть эффективным, если школьник относится к учению и знаниям равнодушно, без интереса, не осознавая потребности в них. Поэтому перед школой стоит задача по формированию и развитию у ребёнка положительной мотивации к учебной деятельности. Перед множеством педагогов решение этой проблемы – важная задача. Мотив (от латинского) – приводить в движение, толкать. Это побуждение к деятельности, связанное с удовлетворением потребности человека. Мотив - условие успешности усвоения всех особенностей процесса обучения. Для того, чтобы учащийся по-настоящему включился в работу, нужно, чтобы задачи, которые ставятся перед ним в ходе учебной деятельности, были понятны ему и внутренне приняты им. На сегодняшний день учебная деятельность для большинства школьников имеет вынужденный характер: нужно учиться, чтобы не быть безграмотным, сдать ЕГЭ, поступить в институт, получить хороший аттестат, приобрести профессию. Следовательно, формирование учебной мотивации — это процесс актуальный, который запускает, направляет и поддерживает усилия, направленные на выполнение учебной деятельности. Выбор методов обучения зависит от содержания преподаваемого материала, степени знакомства с ним учащихся и их жизненного опыта. Тот или иной метод помогает учащимся овладеть готовыми знаниями, которые излагает учитель, работать самостоятельно под контролем учителя и работать самостоятельно без посторонней помощи. С другой стороны, реализуемый метод отражает также деятельность учителя, направленную на управление процессом усвоения знаний и развитием познавательных способностей школьников. Один и тот же метод в зависимости от цели урока, содержания учебного материала и характера познавательной деятельности получает различную направленность и степень изложения. Учитель обязан стремиться к разнообразию применяемых им методов, постепенно подводя учащихся к большой самостоятельности при изучении материала и применении полученных знаний на практике. Принцип наглядности, сформулированный Яном Амосом Коменским1 в ХVII в. и провозглашеннным им в «Великой дидактике»: «Пусть будет для Учащихся золотым правилом: все, что только можно предоставлять для Восприятия чувствами, а именно: видимое – для восприятия зрением, Слышимое – слухом, подлежащее вкусу – вкусом, доступное осязанию – осязанием. Если же какие-либо предметы сразу можно воспринять несколькими чувствами, пусть они сразу нескольким чувствам преподносятся» - и в наши дни остается важнейшим принципом дидактики. Реализуется он в процессе обучения наглядными методами. Без наглядных методов полноценное обучение невозможно. Что такое наглядность? В Толковом словаре русского языка «наглядный» определяется как «совершенно очевидный из непосредственного наблюдения», «основанный на показе, служащий для показа»2. В Российской педагогической энциклопедии наглядность определяется как: «свойство психических образов объектов познания, выражающее степень доступности и понятности этих образов для познания субъекта, и как один из принципов обучения»3. К.Д. Ушинский отмечал, что восприятие материала на слух - дело трудное, требующее от учащихся сосредоточенного внимания и волевых усилий. При неумелом ведении урока учащиеся могут лишь внешне «присутствовать на занятиях», а внутренне - думать о своём или же совсем оставаться без «мысли в голове». Для более подробного рассмотрения понятия «наглядность» обратимся к рассужденим Л.М.Фридмана, приведенные им в книге «Наглядность и моделирование в обучении»4 - в процессе познания участвуют познающий субъект и познаваемый объект. Познание осуществляется субъектом посредством его органов чувств и мышления. Если объект прямо и непосредственно воздействует на органы чувств субъекта, а субъект направляет эти органы именно на данный объект, отвлекаясь от других объектов, то говорят, что субъект созерцает (наблюдает, чувственно воспринимает) объект. Для познания объекта субъект не ограничивается простым восприятием, а активно на него воздействует: рассматривает с разных сторон, мысленно (или реально) разделяет на части, производит с ним какие либо действия. В этом случае познание называется непосредственным чувственным познанием, а познаваемый по этой схеме объект — чувственно познаваемым.

При изучении наглядных методов обучения в интернете найдено несколько определений: под наглядными методами обучения понимаются такие, при которых усвоение учебного материала находится в существенной зависимости от применяемых в процессе обучения наглядного пособия и технических средств. Наглядные методы используются во взаимосвязи со словесными и практическими методами обучения и предназначаются для наглядно-чувственного ознакомления учащихся с явлениями, процессами, объектами в их натуральном виде или в символьном изображении с помощью всевозможных рисунков, репродукций, схем и т.п. В современной школе широко используются с этой целью экранные технические средства.5 Наглядные методы – это те, при которых усвоение необходимого материала значительно зависит от использования наглядных пособий, а также технических средств, используемых в данном процессе. Как правило, они используются совместно с другими способами обучения, например, словесными или практическими.6

1.2. Наглядность обучения как дидактический принцип

В соответствии с принципом наглядности, в котором говорится, что эффективность обучения зависит от целесообразного привлечения органов чувств к восприятию и переработке учебного материала, определяет характер процесса обучения. В процессе обучения детям нужно дать возможность наблюдать, измерять, проводить опыты — и таким путем вести их от незнания к знанию. Если нет возможности представить реальные предметы для оперирования ими на уроках, следует по возможности использовать наглядные средства: макеты, модели, рисунки и т.д. Можно сделать очевидный вывод, что наглядность тесно связана с особенностями психики человека. При этом понятие наглядности довольно условное: то, что наглядно для одного человека (например, электрическая схема для специалиста), таким не является для другого (эта та же схема для гуманитария). В психологии установлено, что образ воспринятого объекта может представлять собой образ восприятия, образ представления и образ воображения. При непосредственном воздействии объекта на органы чувств человека в его сознании возникает образ восприятия данного объекта. В создании такого образа наряду с ощущением участвуют память и мышление. У разных людей доминирует тот или иной тип восприятия информации в зависимости от индивидуальных особенностей, о различиях детей по типам восприятия, переработки и хранения информации описано в книге Е.С.Гобовой7. Автор приводит пример, который дает возможность наглядно представить, что такое аудиальный, визуальный, кинестетический каналы восприятия. Кроме того, именно психологические исследования (И.А. Зимняя, Б.А. Бенедиктов) природы наглядности определили разные ее формы: внешнюю и внутреннюю (представления памяти). У разных людей доминирующей может быть тот или иной вид наглядности в зависимости от их индивидуальных особенностей, хотя преобладающим видом является зрительная наглядность. Однако, многочисленные исследования как психологов, так и дидактов вполне убедительно показали, что наиболее эффективной для дидактических целей является опора на различные анализаторы коры головного мозга, т.е. комплексное использование различных видов и форм наглядности. Следующий вопрос, неизбежно возникающий, когда речь идет о дидактическом принципе наглядности: каким образом и с помощью каких средств указанные виды наглядности могут быть реализованы на практике. И таких способов великое множество. Так, способами выражения зрительной наглядности могут быть графическая, иллюстративная, вербальная, экранная наглядность. В свою очередь, например, иллюстративная зрительная наглядность может быть предметной, ситуативной, сюжетной и т.д. С появлением новых информационных технологий основным способом реализации принципа наглядности стал комплексный. Мультимедийность стала обычным способом выражения принципа наглядности.8 Таким образом, говоря о материальных средствах обучения, носителях учебной информации, важно определиться с видом и формой наглядности, используемых при проектировании того или иного средства обучения, что, в свою очередь, в немалой степени зависит от его природных качеств, дидактических свойств. Анализируя дидактические принципы традиционной школы и возможные принципы обучения, В.В. Давыдов подчеркивает, что более Правильным выражением принципа наглядности был бы принцип предметности. Работами В.В. Давыдова была подтверждена не только необходимость, но и возможность формирования на этой основе даже у младших школьников самостоятельного теоретического мышления: умения анализировать, выделять существенные признаки и отношения, решать конкретные задачи на основе теоретического обобщения, т.е. восхождение к знанию от «общего к частному»9 . В этой связи очевидна потребность создания своеобразного «предметного мира» школьников, который обеспечивает не только доступность восприятия, но и своеобразную технологичность (целесообразные способы) усвоения изучаемого материала. Это особенно важно, когда ученики знакомятся с новыми теоретическими представлениями и применяют их для познания следующих. В процессе проектирования познавательной активности учащихся, а также деятельности учителя проектируется и соответствующая система средств обучения, обеспечивающая, с одной стороны, источник знаний учащихся, а с другой – наиболее рациональные способы его осмысления и усвоения, формирования умений и навыков, на любом уроке, в том числе на уроках истории, в процессе формирования положительной мотивации у учащихся. Таким образом, усиливая знания, учащиеся всегда опираются на наглядные образы, полученные в ходе собственного познавательного опыта или с помощью специальных средств наглядности, которые своеобразными ориентирами познавательной деятельности. Наглядность проявляется через комплексность использования средств обучения и визуальность их ярко выраженными признаками, обусловливающими форму и способы их функционирования, это неотъемлемое качество обучения, которое материализуется в средствах обучения и через них реализуется.

Системно наглядность можно представить в виде следующей схемы:

1.3. Факторы наглядности обучения

Наглядность обучения вытекает из того, что оно выступает для учащихся как средство познания окружающего мира, и поэтому процесс этот происходит более успешно, если основан на непосредственном наблюдении и изучении предметов, явлений или событий.

Познавательный процесс требует включения в овладение знаниями различных органов восприятия. К.Д. Ушинский писал, что знания будут тем прочнее и полнее, чем большим количеством различных органов чувств они воспринимаются. Чем больше органов чувств принимает участие в познании, тем больше в сознании появляется впечатлений, которые потом ложатся в механическую память и в дальнейшем легче вспоминаются.

Наглядность обучения основана на особенностях мышления детей, которое развивается от конкретного к абстрактному. На ранних этапах ребёнок мыслит больше образами, чем понятиями. С другой стороны, понятия и абстрактные положения осмысливаются учащимися легче, если они подкрепляются конкретными фактами. Однако и на более высоких стадиях развития мышление не может отрываться от конкретных фактов и образов.

Наглядность повышает интерес учащихся к знаниям и делает процесс обучения более лёгким. Многие сложные теоретические положения при умелом использовании наглядности становятся доступными и понятными для учащихся. «Учите ребёнка каким-нибудь пяти неизвестным словам, и он будет долго и напрасно мучиться над ними; но свяжите с картинками двадцать таких слов - и ребенок усвоит их на лету», - учит К.Д. Ушинский.

1.4. Виды наглядных методов обучения и средств наглядности

обучения истории.

. При словесном описании на уроках истории событий и явлений прошлого в подавляющем числе случаев не имеется возможности опереться на непосредственное наблюдение учащимися предметов описания или повествования потому, что это явление уже прошедшее, недоступное живому, непосредственному восприятию обучаемых. Поэтому их исторические представления, созданные методом внутренней наглядности, неизбежно будут расплывчаты, неточны, не вполне адекватны исторической действительности. Наглядные методы обучения условно можно подразделить на две большие группы: методы иллюстраций и демонстраций. Метод иллюстраций предполагает показ ученикам иллюстративных пособий: плакатов, карт, зарисовок на доске, картин, портретов ученых и пр. Метод демонстраций обычно связан с демонстрацией приборов, опытов, технических установок, различного рода препаратов. К демонстрационным методам относят также показ кинофильмов и презентаций. Такое подразделение средств наглядности на иллюстративные и демонстрационные исторически сложилось в практике преподавания. В обучении истории никакие средства художественного рассказа, никакая образность изложения не могут создать у учащихся таких точных и конкретных представлений о прошлом, какие возникают при восприятии изучаемых предметов или их изображений. Принцип наглядности находит свое отражение в многообразии видов наглядности и их классификаций. В современной дидактике принято различать наглядность внутреннюю, или словесно-образную (литературные образы, примеры из жизни и т.п.) и внешнюю, или предметную (графические средства наглядности, натуральные предметы и их изображения и т.п.).

Существует классификация по внешним признакам. В нее включают: печатные (картины, иллюстрации, карты, схемы, таблицы); экранные и экранно-звуковые (диафильмы, кинофильмы, видеозаписи, звукозаписи); компьютерные (графические изображения: картины, рисунки, графики, таблицы) средства обучения. Чаще всего обращаются к классификации по содержанию и характеру исторического образа, выделяя наглядность предметную, изобразительную, условно-графическую. Под предметной наглядностью в изучении истории понимается непосредственное восприятие не самого исторического прошлого, а вещественных памятников прошлого, его материальных следов. Также выделяется специально изготовленная предметная наглядность - различные макеты и модели, особенно эффективны действующие модели - водяной мельницы, рудоподъёмной машины. Широкое применение имеет изобразительная наглядность, т.е. изображение исторических событий, деятелей, исторических памятников. К изобразительной наглядности относятся произведения исторической живописи, учебные карты по истории, иллюстрации, фотоснимки, портреты, карикатуры, художественные, учебные и документальные кинофильмы, а также макеты, модели.

Среди используемых в школе средств изобразительной наглядности различаются:

а) изображения документального характера - документальные фотоснимки, документальные кинофильмы, изображения вещественных памятников, орудий труда, памятников культуры в том виде, в каком они дошли до нас;

б) научно обоснованные реконструкции архитектурных и иных памятников, орудий труда, предметов быта или их комплексов и др.;

в) художественные композиции, созданные творческим воображением художника или иллюстратора, разумеется, на основании исторических данных; сюда относятся произведения исторической живописи, учебные картины и иллюстрации в учебниках, изображающие события и сцены прошлого;

г) технические средства обучения: диафильмы, диапозитивы, аудиозаписи, компакт-диски.10

Особый вид наглядности представляет условно-графическая наглядность, т.е. выражение исторических явлений на языке условных знаков. Сюда относятся карты, схематические планы, схемы, диаграммы, графики. Традиционно в методике преподавания истории выделяют следующие виды схем: логические, структурные, последовательные, поисковые, диаграммы, графики, технические, локальные. П.В. Гора придавал большое значение еще одному виду схем – диаграммам, которые могут подчеркивать количественные и качественные стороны изучаемых событий. Если на диаграммах представлены однородные данные одновременного действия, то они легко сопоставляются и анализируются, устанавливается их последовательность. Разнородные сведения позволяют проследить динамику и тенденции развития. Картограммы – это карты, на которых графически представлены статистические данные, относящиеся к какому-либо явлению. Графики – это чертежи, изображающие при помощи кривых количественные показатели развития, состояния чего-либо. Графики в отличие от диаграмм показывают цикличность исторических явлений и процессов, их этапы. Таблицы – это графическое изображение исторического материала в виде сравнительных, тематических и хронологических граф с целью их заполнения учащимися. В таблице в отличие от схем нет условных обозначений исторических явлений. Таблицы делятся на тематические, сравнительные, хронологические и синхронистические. Система выделения главного в историческом материале путем демонстрации или заполнения схем и таблиц является важной частью системы преподавания истории. Картографическая наглядность. Исторические события происходят как во времени, так и в пространстве. Отнесение событий к конкретному пространству и описание географической среды, в которой оно произошло, называется локализацией. Локальность исторических событий изучается с помощью таких схематических пособий, как исторические карты, планы местности, картосхемы. Все они применяются для демонстрационных целей и помогают выявить связи между историческими событиями, их сущность и динамику. Карты воспроизводят пространственно-временные структуры, используя абстрактный язык символов.

Таким образом, были рассмотрены различные виды средств наглядности обучения истории : предметная, изобразительная, условно-графическая.

2. Организация наглядного метода обучения в историческом образовании

2.1. Организация наглядного метода обучения - современные подходы

Путь от ученика до профессионала лежит через преодоление трудностей. Выбор метода обучения влияет на эффективность и быстроту усвоения знаний, ведь взаимодействие ученика и учителя – процесс обоюдный, зависящий от умения учителя правильно преподать материал. Успешность деятельности учителя истории определяется многими взаимосвязанными факторами. В настоящее время утвердилось понимание значимости системы образования как важнейшего фактора развития и совершенствования общества. В основе этого вывода – определяющее место человека, так называемого «человеческого капитала» в современной мировой экономике и в системе общественных отношений, включая и сферу образования. Современная образовательная политика России отражает сложный процесс поиска и формулирования общенациональных интересов в сфере образования, которые должны стать её базовыми приоритетами. Современные условия образования характеризуются освоением педагогами и учащимися современных технологий исторического образования на основе ресурсов Интернета, мультимедийных носителей исторической информации, развитием и расширением спектра электронных учебных пособий; отработкой процедуры проведения ЕГЭ и совершенствованием качества контрольно-измерительных материалов ЕГЭ по истории; постепенным освоением ресурсов нового базисного учебного плана общеобразовательных учреждений РФ и федерального компонента государственного стандарта общего образования, накоплением в субъектах Российской Федерации опыта реализации ресурсов регионального компонента стандарта общего образования, постепенным переходом к предпрофильной подготовке и профильному обучению.

Использование наглядности на уроках истории является проблемой актуальной, но не только в современных условиях. Всплеск интереса к этой теме в методической литературе и создание комплектов наглядных пособий для школы пришлись на вторую половину XX века (Н.И. Аппарович, Г.И. Годер, П.В. Гора, Г.М. Донской, Ф.П. Коровкин, Д.Н. Никифоров и др.). Для становления социально активной личности с активной гражданской позицией применяется личностно-ориентированный подход в использовании наглядных средств как на уроке истории – так и на других уроках, и является первостепенным. Под личностно-ориентированным обучением понимают индивидуальную особенную траекторию усвоения учеником общих заданных основ знаний, умений и ценностных смыслов. Наиболее распространенным типом исторической наглядности является картина, а при ее отсутствии иллюстрация учебника. При работе с картиной сначала проводится подготовка к ее восприятию (название, автор, смысл демонстрации), затем первичное восприятие (что? где? когда?), далее – осмысление отдельных деталей, их анализ и, наконец, обогащенное понимание целостной картины на основе установленных связей между отдельными частями и ракурсами произведения и вывода из анализа деталей. Ориентируясь на детей с разными психолого-познавательными возможностями (восприятием, вниманием, воображением и т.д.), учитель истории может использовать картины в виде зрительных опор, материализованных иллюстраций основных идей объяснения учителя, объектов сравнения и анализа, средств создания эмоционального эффекта и источника организации самостоятельной работы учеников. Все большую популярность среди учителей и методистов приобретает проблемный подход в обучении. Стержнем методической конструкции данного подхода является проблема, т.е. вопрос, содержащий внутреннее противоречие. В процессе решения проблемы ученик выполняет определенный содержанием алгоритм учебных действий, изучает необходимый объем материала; тем самым достигаются не только образовательные, но и развивающие цели обучения. При проблемном построении курса изменяется и структура учебного процесса. Его основными элементами становятся вводно-мотивационный этап, этап организации учебной деятельности с целью решения проблемы и этап контроля-коррекции. Использование средств наглядности делает денную организацию существенно более эффективной. На практике это реализуется следующим образом: на вводно-мотивационном этапе преподаватель решает следующие задачи: дать обобщенную картину содержания, избегая при этом излишней детализации; сформулировать исходное противоречие, из которого будет выведена проблема; сформулировать саму проблему; мотивировать учеников к ее решению. Для успешного решения этих задач можно использовать условно-графическую наглядность в виде модели. В целом, наглядные методы обучения имеют возможность показать развитие явлений, их динамику, сообщать учебную информацию определенными дозами и управлять индивидуальным процессом усвоения знаний. Они стимулируют познавательные интересы учащихся, создают при определенных условиях повышенное эмоциональное отношение учащихся к учебной работе, обеспечивают разностороннее формирование образов, способствуют прочному усвоению знаний, пониманию связи научных знаний с жизнью, при этом экономя время учителей.

2.2. Использование ИКТ на уроках истории.

Историки нередко оказываются в ситуации, когда рассказа учителя и текста учебника оказывается недостаточно для их работы. Рассмотрим подобные случаи:

Во-первых, при работе с источниками и литературой. В Интернете есть неплохие цифровые коллекции исторических источников и литературы (Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов, библиотека электронных ресурсов истфака МГУ, Российский образовательный портал) – там всегда можно найти необходимый документ, который учитель может продемонстрировать учащимся при объяснении новой темы.

Во-вторых, при необходимости демонстрации иллюстративного материала. Практикующие учителя меня поймут – незнание учениками визуальной составляющей истории просто удручающе. Большинство детей «не узнает в лицо» исторических деятелей, архитектурные памятники, классику исторической живописи. Чтобы восполнить эти пробелы, для «добывания» средств наглядности я использую интернет.

В-третьих, карты. Не секрет, что даже при наличии в кабинете истории огромной коллекции карт, учитель не всегда может воспользоваться этим наглядным средством. Виной этому наша ежеминутная занятость и нагрузка учителя. При этом каждый учитель истории знает, что без опоры на историческую географию преподавание некоторых событий и процессов становится бессмысленным. И в данной ситуации на помощь опять приходит интернет и компьютер. Заранее подготовленные на « рабочем столе» учителя карты государств и сражений гораздо быстрее могут быть использованы на уроке, чем те которые нужно доставать из шкафов, распаковывать, размещать на доске.

В-четвертых, музыка. Время от времени возникает необходимость музыкального сопровождения используемого на уроках иллюстративного материала: гимны, военные марши, отрывки из классических музыкальных произведений - все это необходимо. И вновь наличие компьютера и Интернета существенно облегчает задачу.

В-пятых, урочный и внеурочный контроль знаний. ИКТ технологии дают возмож-ность проводить тестовые работы, используя наглядные средства. Использование данной технологии позволяет осуществлять разноуровневое, дифференцированное обучение учащихся и овладевать коммуникативными навыками и умениями на высоком уровне. Способствует развитию памяти, внимательности, логического мышления, воспитанию информационной культуры. Стимулирует творческую инициативу, познавательную деятельность учащихся и помогает достичь образовательных результатов и высокой мотивации к изучению предмета. Компьютерная коммуникация позволяет получить доступ к практически неограниченным массивам информации, хранящейся в централизованных банках данных. Это дает возможность при организации учебного процесса опираться на весь запас знаний, доступных современному человеку "информационного общества". Применяя в учебной и во внеурочной деятельности информационно - коммуникационные технологии, я стремлюсь расширить свою воспитательно-образовательную деятельность, сделать ее разнообразной и многоликой, что несомненно вызывает больший интерес учащихся к предмету в целом.

2.3. Презентация как наглядное средство обучения

В современных условиях главной задачей образования является не только получение учениками определенной суммы знаний, но и формирование у них умений и навыков самостоятельного приобретения знаний. Опыт работы показал, что у учащихся, активно работающих с компьютером, формируется более высокий уровень самообразовательных навыков, умений ориентироваться в бурном потоке информации, умение выделять главное, обобщать, делать выводы. Поэтому очень важна роль учителя в раскрытии возможностей новых компьютерных технологий. Компьютеризация школы дает учителю возможность использовать на уроках современные информационные технологии. В настоящее время программы, ориентированные на использование компьютерных и интернет-технологий можно разделить на три большие группы: презентации, информационно-обучающие и тестирующие. В этом подпункте я хочу подробнее остановиться на первых, так как мультимедийные презентации очень широко используются педагогами и получили особую популярность. Можно выделить два значения термина «презентация» - широкое и узкое. В широком смысле презентация - это выступление, доклад, защита законченного или перспективного проекта, представление на обсуждение рабочего проекта, результатов внедрения. В узком смысле презентация - это электронные документы особого рода. Как правило, электронные презентации выполняются в программе PowerPoint, поэтому можно дать еще одно определение презентации - это набор слайдов, объединенных общей темой и хранящихся в одном файле. В них можно широко использовать текстовую, графическую, звуковую и видеоинформацию, готовые варианты дизайна. Данная методика подразумевает использование мультимедийного проектора. Презентация позволяет учителю иллюстрировать свой рассказ. Программа Power Point позволяет не перегружать зрительное пространство, фиксируя внимание на изучаемом объекте. Кроме того, позволяет вернуться в любую точку урока, затрачивая минимальное количество времени, используя гиперссылку. Использование презентаций в работе учителя прочно вошло в нашу жизнь. Презентация PowerPoint выполняет важные дидактические функции:

- мотивирующую: содержание слайдов презентации помогает создавать проблемные ситуации, которые становятся источником «познавательной напряжённости» и познавательным стимулом для учеников;

- информационную: обеспечивающую следование принципу наглядности, что особенно важно для учащихся с наглядно-образным типом мышления. Иллюстративный эффект возрастает при включении в презентации анимации, видео и звука;

- ориентирующую в деятельности и организующую деятельность;

- обеспечивающую обратную связь: слайды презентации могут представлять критерии выполнения заданий, эталоны ответов, культурно-исторические аналоги. Учащиеся, сравнивая свои образовательные продукты с предложенными образцами, обнаруживают личные учебные достижения и ошибки, что позволяет им оценивать свою деятельность и результаты и корректировать их в случае неуспеха.

Задача учителя - сочетание различных форм и источников информации на уроке. И без презентации сегодня обойтись уже практически не возможно. Ее можно использовать на уроках истории во всех классах (5-11). Одна из основных целей, которую ставят перед собой педагоги при использовании мультимедийных презентаций - решение проблемы наглядности на уроках истории. Разнообразный иллюстративный материал позволяет сделать занятия более интересными, наглядными и продуктивными. А уроки с использованием мультимедийных презентаций проходят ярко и динамично. Мультимедийная презентация дает возможность представить учащимся учебный текст: фрагменты документа, высказывание исторического деятеля, таблицу, схему, диаграмму, карту, портрет, фотографию, рисунок, аудио- и видеофрагмент. Широкие возможности презентации позволяют реализовать ряд задач обучения и воспитания. Во-первых, мультимедийная презентация позволяет сформировать представление об историческом факте. Специфика изучения истории заключается в том, что исторический факт, в отличии от других научных фактов, невозможно ни наблюдать, ни ощущать, его нельзя повторить экспериментальным путем. Мультимедийная презентация позволяет «получить» его при помощи слуха, зрения, сформировать в воображении яркий и эмоциональный образ. Использование электронных средств обучения в процессе изучения истории способствует формированию у школьников трех видов представлений. Это представления о фактах прошлого (материальная, социально-политическая, культурная жизнь людей), об историческом времени (длительность и последовательность исторических событий и явлений), об историческом пространстве (месте, где происходили события); отнесение конкретного исторического факта к определенному месту, локализация исторического события в географической среде. Во-вторых, при работе с учебным материалом презентации задействуются разные виды памяти человека. Мультимедийная презентация способна усилить внимание, а следовательно и запоминание. В-третьих, на уроке с мультимедийной презентацией воспитание эстетической культуры школьников происходит за счет использования компьютерной графики. Включение в презентацию аудио- и видеофрагментов дает возможность понять культуру определенной эпохи, получить не только знания, но и обогатиться эстетически и эмоционально. В-четвертых, презентация позволяет организовывать работу с любой наглядностью, будь то карта, портрет, картина, фотография, отрывок исторического документа, фрагмент видеофильма.

2.4. Правила создания и использования презентации.

Презентация дает возможность учителю проявить творчество, индивидуальность, избежать формального подхода к проведению уроков. Исходя из вышесказанного, можно сказать, что презентация обеспечивает учителю возможность для:

- информационной поддержки;

- иллюстрирования;

- использования разнообразных упражнений;

- экономии времени и материальных средств;

- построения концепции урока;

- расширения образовательного пространства урока.

Главным плюсом является то, что благодаря использованию презентаций у школьников наблюдается:

- концентрация внимания;

- включение всех видов памяти: зрительной, слуховой, моторной, ассоциативной;

- более быстрое и глубокое восприятие излагаемого материала;

- повышение интереса к изучению предмета;

- возрастание мотивации к учебе.

Для эффективности применения данного наглядного средства обучения необходимо использование ряда правил при создании презентации:

1. Определиться к какому именно типу урока я готовлюсь: к уроку повторения или к уроку изучения новой темы. В первом случае, готовится презентация с разветвленной схемой (у учителя будет возможность уточнять какие-либо детали при повторении и обобщении материала), во втором – структура презентации будет линейной, с определенной последовательностью слайдов.

2. Необходимо учесть возраст учащихся, для которых готовится урок (подача материала и форма оформления слайда должна соответствовать психологическим особенностям определенной возрастной группе учащихся).

3. Далее планируется количество слайдов, исходя из задач, поставленных перед презентацией (например, объяснение новой темы должно занять 30 минут урока, следовательно, создается 15 слайдов: на каждый слайд отводим около двух минут урочного времени).

4. Презентация – прежде всего средство наглядности, а уже потом - текстовый материал, при создании презентации особое внимание я уделяю иллюстративному материалу, а главное требование к тексту – его краткость и содержательная емкость. Дополнительную информацию учитель всегда может рассказать устно.

5. Каждый слайд не должен быть перегружен одновременно и картами, и фотографиями, и таблицами, и схемами одновременно. Гораздо лучше усваивается предлагаемый материал, когда он включает в себя не более трех визуальных объектов.

6. Стоит обязательно остановиться на выборе стиля презентации – цветовом фоне и шрифтах. Если мы готовим презентацию по истории Древней Руси и подберем шрифт, имитирующий старославянские буквы, а также выдержим цветовую гамму (например, красные народные узоры на белом фоне), это будет выглядеть очень стильно. Но при подборе фона и шрифта слайда исхожу, прежде всего, из их «читаемости». Кабинет, в котором я работаю, оснащен большой интерактивной доской, но это не дает гарантии четкого изображения – в день демонстрации презентации может быть солнечная погода и жалюзи не всегда создают эффект «темного кинозала». Поэтому я выбираю для своих презентаций нейтральный цвет фона (серый, бежевый, голубой) и черный шрифт.

7. Вопрос создания ученических презентаций, используемых на уроке. Роль учителя в данном случае – это роль консультанта или помощника в создании конечного продукта. Создание собственных презентаций способствует наиболее полному раскрытию творческих способностей детей, так как в процессе работы над презентацией ученики, увлеченные темой работы, сами производят поиск нужных средств наглядности и исторической информации, комментирующей их. Очевидным преимуществом подобного подхода можно признать самостоятельную творческо-поисковую работу учащихся, а также вполне очевидный созидательный продукт. Но существуют и минусы - в качестве наиболее типичных недочетов и ошибок при конструировании и оформлении электронных презентаций, часто снижающих их эффективность, можно выделить следующие:

Типичные недостатки структуры и формы представления информации:

- отсутствие Титульного слайда, содержащего: название проекта или темы урока (занятия); сведения об авторе; дата разработки; информация о местоположении ресурса в сети и др.

- отсутствие Введения, в котором представлены: цели и задачи изучения темы, краткая характеристика содержания;

- отсутствие Оглавления (для развернутых разработок, при наличии в презентации разделов, подтем) с гиперссылками на разделы / подтемы презентации;

- отсутствие логического завершения презентации, содержащего: заключение, обобщения, выводы;

-отсутствие рекомендуемых структурных элементов заключительной части учебной презентации: Вопросы и задания для работы в классе и домашнее задание;

- перегрузка слайдов подробной текстовой информацией (не более трех мелких фактов на слайде и не более одного важного);

-неравномерное и нерациональное использование пространства на слайде;

- отсутствие связи фона презентации с содержанием.

Часто встречающиеся ошибки стиля и оформления:

- орфографические и стилистические ошибки, недопустимые в учебном процессе;

- отсутствие единства стиля страниц;

- одинаковая гарнитура и размер шрифта для всех заголовков (не менее 24 пунктов);

- одинаковая гарнитура и размер шрифта для тестовых фрагментов (не менее 18 пунктов);

- заголовки, номера страниц, кнопки перелистывания должны появляться в одном и том же месте экрана;

-одинаковая цветовая гамма на всех станицах и т.п.

- неудачный выбор цветовой гаммы: использование слишком ярких и утомительных цветов, использование в дизайне более 3 цветов(цвет текста, цвет фона, цвет заголовка и/или выделения); использование темного фона со светлым текстом;

- использование разных фонов на слайдах в рамках одной презентации;

- отсутствие полей на слайдах;

- использование рисунков, фотографий плохого качества и с искажениями пропорций;

- отсутствие должного выравнивания текста, использование буквиц разного размера;

- отсутствие или неясность связей в схемах или между компонентами материала на слайде;

- наличие различных эффектов переходов между слайдами и других раздражающих эффектов анимации, мешающих восприятию информации;

- слишком быстрая смена слайдов и анимационных эффектов (при автоматической настройке презентации), отсутствие учета скорости и законов восприятия зрительной информации.

Выбор оптимального объема презентации очень важен и зависит от цели, для которой она создается, от предполагаемого способа ее использования (изучение нового материала, практическое занятие, аттестация, лекция и т.д.), а также от контингента учащихся (их возраста, подготовки и т.п.).



В общем случае объем презентации не должен быть менее 8-10 слайдов. Опыт показывает, что для учебной презентации наиболее эффективен зрительный ряд объемом не более 20 слайдов (оптимально - 12-15). Зрительный ряд из большего числа слайдов вызывает утомление, отвлекает от сути изучаемой темы.

Рекомендуемый объем учебной презентации (количество слайдов на один урок):

Для учащихся:

Общий объем (кол-во слайдов)

Кол-во слайдов с новой учебной информацией

старших классов


12-15

8-10

начальных классов


7-8

4-6

Исключения составляют презентации, предназначенные для длительной лекции ознакомительного характера с большим количеством визуального материала. Однако и в этом случае объем презентации не должен превышать 50-60 слайдов, из расчета не менее чем 1 мин. лекции на один слайд, а на слайды, содержащие ключевые моменты и основополагающие понятия по 2 мин.11

В связи с этим необходимо строго отбирать видеоматериал для презентации, исходя из принципа разумной достаточности. Не следует использовать изображения, относящиеся к понятиям, на обстоятельное раскрытие которых лектор не рассчитывает. Не должно быть "лишних" слайдов, которые не сопровождаются пояснением. Необходимо исключать дублирующие, похожие слайды.

2.5. Мультимедийная презентация как инструмент управления познавательной деятельностью учащихся на уроках истории и обществознания.

Работая над созданием мультимедийного урока, важно учитывать рекомендации психологов о сочетании цветов, оптимальном количестве цветов на экране, о влиянии цвета на познавательную деятельность учащихся, и многое другое. Часто сталкиваюсь с проблемой использования печатного текста, очень важно учитывать объем, структуру и формат демонстрируемой печатной информации, а также не загромоздить экран текстом, поэтому на экране - определения терминов или ключевые фразы. Большой объем плохо воспринимается с экрана. Также, если это возможно печатный текст заменяю наглядностью. Важным является и то, чтобы наглядность и текст на экране появлялся в четко продуманное время. Если информация должна записываться обучающимися в тетрадях, ключевые фразы по теме удобно демонстрировать используя эффект «по щелчку». Обращаю внимание на то, что цветовое восприятие на экране монитора и на большом экране значительно отличаются, и мультимедийный урок необходимо готовить в первую очередь с расчетом на особенности и параметры проектора. Немаловажное значение имеет использование на уроке звука в качестве сопровождения, звуковой иллюстрации или шумового эффекта. Шумовой эффект можно использоваться для акцентирования внимания учащихся на определенной информации, переключения на другой вид учебной деятельности. Но он должен быть дидактически оправдан. Звуковая иллюстрация является дополнительным источником информации. Портрет или фотография исторического деятеля может сопровождаться его записанной речью. Здесь необходимо продумать дидактические задания, поскольку и речь, и портрет (или фото) являются важными историческими источниками. Также, звук может играть роль учебного звукового сопровождения наглядного изображения, анимации, видеоролика. Часто в мультимедийных уроках я использую фрагменты видеофильмов. Использование видеоинформации и анимации значительно усиливает обучающий эффект. Опыт использования мультимедийных презентаций на уроке показал, что экономится около 40 % учебного времени, чем при работе с другими средствами. Там, где в обучении не помогает неподвижная иллюстрация, таблица, текст может помочь многомерная подвижная фигура, анимация, видеосюжет и многое другое. Однако, используя видеоинформацию, важно не забывать о сохранении темпа урока. Здесь важна обратная связь с обучающимися. Отворачиваясь к доске, учитель теряет контакт с классом. А в режиме мультимедийного сопровождения есть возможность постоянно видеть реакцию учеников, вовремя реагировать на изменяющуюся ситуацию, «держать руку на пульсе». Можно не переживать, что не хватит места на доске, беспокоиться о том, какого качества мел, видно и понятно ли все написанное. Таким образом, использование презентации в процессе формирования положительной мотивации у учащихся на уроках истории облегчает процесс усвоения и запоминания, позволяет сделать урок более динамичным и интересным, "погрузить" ученика в обстановку какой-либо исторической эпохи, создать иллюзию соприсутствия, сопереживания, содействует становлению объемных и ярких представлений о прошлом. Такое средство наглядности позволяет стимулировать познавательный интерес к истории, придать учебной работе проблемный, творческий, исследовательский характер, во многом способствовать обновлению содержательной стороны предмета история, индивидуализировать процесс обучения и развивать самостоятельность учащегося. Самостоятельная же работа над презентацией учащихся, ее публичное представление, защита положительно влияет на развитие у детей навыков общения с помощью информационно-компьютерных технологий, дает дополнительную мотивацию к изучению истории. Опыт показывает, что применение информационных технологий на уроках истории и во внеурочной деятельности, расширяет возможности творчества, как учителя, так и учеников, повышает интерес к предмету, стимулирует освоение учениками новейших достижений в области компьютерных технологий, что ведет к интенсификации (преобразования структуры используемых ресурсов) процесса обучения. Однако, учителю не следует забывать, что в основе любого учебного процесса лежат педагогические технологии. Информационные образовательные ресурсы должны не заменить их, а помочь стать более результативными. Они позволяют оптимизировать трудозатраты учителя, чтобы учебный процесс стал более эффективным. Информационные технологии призваны разгрузить учителя и помочь ему сосредоточиться на индивидуальной и творческой работе.































Выводы (заключительная часть)

Мотивация учащихся очень важна на уроке, так как учебный процесс рассматривается как средство развития индивидуальных качеств учащегося, формирования навыков и умений, способствующих адаптации ученика к современным условиям общества, его социализации. Решение этого вопроса зависит от мастерства учителя, от его творчества и постоянного поиска новых форм и приемов обучения, то есть умения организовывать учебный процесс. Наглядность способствует увеличению эффективности обучения, ученик усваивает материал намного осмысленней и более заинтересованно. Наглядные методы мобилизируют и активизируют психику учащихся, увеличивают усвоение материала, уменьшают утомление, тренируют воображение и упрощают весь обучающий процесс. Средства наглядности применяют при подаче нового учебного материала, самостоятельной работе учащихся по приобретению новых знаний и умений, во время проверочных и контрольных занятий. Следует отметить, что использование наглядных методов обучения неразрывно связано со словесными и практическими приемами. Таким образом, на основании данной работы можно сделать вывод о необходимости оптимального использования средств наглядного обучения на уроках истории. Это в свою очередь приводит к следующим результатам: помогает сделать процесс обучения более мотивированным и целеустремленным; дает возможность организации самоконтроля индивидуальной успеваемости учащихся; использование различных наглядных средств позволяет увеличить эффективность и качество усвоения учащимися учебного материала; помогает включать дополнительные резервы и методические приемы для улучшения результатов учебной деятельности; раскрывает методику эффективной работы со средствами наглядного обучения; проанализированный опыт преподавания истории показывает, что использование наглядных пособий значительно экономит время подачи нового и закрепления пройденного материала; обладая значительной силой эмоционального воздействия, наглядные пособия (картины, иллюстрации и макеты) имеют большое воспитательное значение в преподавании истории. Исходя из результатов работы, можно с уверенностью отметить, что использование наглядных средств обучения дает гораздо более высокий результат, чем проведение обычного, «стандартного» урока по аналогичной теме. Использование наглядности, позволяет школьникам воспринимать подаваемую информацию не только в аудиальном, но и а визуальном формате, что в разы увеличивает методическую значимость проведенного урока. Необходимость применения компьютерных технологий в качестве наглядности на уроках истории, обоснована как результат технического прогресса, имеющего немалое влияние на образовательный процесс, использование компьютерных карт, учебников, поисковых систем в рамках работы на уроке истории, усиливает не только необходимый методический аспект, но также создает комфортные условия для обучения истории. Создавая презентацию, полагается учитывать возрастные особенности школьников. Если она создается для учеников старших классов, то ее можно сделать проблематичным, то есть при демонстрации ученики будут решать одновременно определенные задания. Для школьников же среднего звена, презентация должна содержать больше наглядности, чем словесной информации. Только в этом случае можно добиться их полного внимания к теме урока. Таким образом, учебная презентация имеет ряд преимуществ, главными из которых являются насыщенность урока, информативность, формирование информационной культуры, создание условий для творческого раскрытия учеников. При освоении учебного материала с использованием ИКТ и Интернет-ресурсов учащийся вправе сам выбирать темп и ритм учебной деятельности, сроки выполнения самостоятельных работ и домашних заданий, тем самым создаются благоприятные условия для повышения мотивации познавательной деятельности учащихся, формирования и развития критического и творческого мышления школьников. Компьютер в настоящее время является неотъемлемой частью современного образования, поэтому качество образования сегодня зависит от правильной организации учебно-воспитательной работы и профессионализма и компетентности учителя.





















Список литературы:

  1. Абдулаев Э.Н. Наглядность и проблемный подход в обучении истории // Преподавание истории в школе. – 2008. - №1. – с. 23-26.

  2. Гобова Е. С. Понимать детей — дело интересное. — М., 1997

  3. Голуб Б.А. Основы общей дидактики. Учеб. пособие для студ. пед. вузов. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 1999. – с. 96.

  4. Давыдов В.В. Теория развивающего обучения. М., 1996.

  5. Загвязинский В.И. Теория обучения: Современная интерпретация: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений. – 2-е изд., испр. – М.: Издательский центр «Академия», 2004. – с. 192.

  6. Занков Л.В. Наглядность и активизация учащихся в обучении, Учпедгиз, М, 1960.

  7. Коменский Я.А. Избр. пед. соч.: в 2 т. — М., 1982. — Т. 1.

  8. Короткова М.В. Наглядность на уроках истории: Практ. Пособие для учителей. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2000. – с. 176.

  9. Короткова М.В. Личностно-ориентированный подход в использовании наглядных средств на уроках истории // Преподавание истории в школе. – 2008. - №1. – с. 3-8.

  10. Назарова Т.С, Полат Е.С. Средства обучения: технология – создания и использования. М.: Изд-во УРАО, 1998.

  11. Ожегов С.И., Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка. — М., 1997.

  12. Пидкасистый П.И. Педагогика. Учебное пособие для студентов пед. вузов и пед. колледжей. – М.: Педагогическое общество России, 1998. – с. 640.

  13. Российская педагогическая энциклопедия. — М., 1999. — Т. 2.

  14. Сластенин В.А. Педагогика: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / В.А. Сластенин, И.Ф. Исаев, Е.Н. Шиянов; Под. ред. В.А. Сластенина. – М.: Издательский центр «Академия», 2002. – с. 576.

  15. Студеникин М.Т. Методика преподавания истории в школе: Учеб. для студ. высш. учеб. заведений. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2002. – с.240.

  16. Фридман Л.М. Наглядность и моделирование в обучении. — М., 1984.

https://studfiles.net/preview/5677784/page:3/

https://www.syl.ru/article/366910/naglyadnyie-metodyi-obucheniya-vidyi-klassifikatsiya-i-osobennosti

https://vuzlit.ru/517621/naglyadnye_sredstva_obucheniya_istorii_tipy_vidy

https://studfiles.net/preview/5764770/page:3/

1 Коменский Я.А. Избр. пед. соч.: в 2 т. — М., 1982. — Т. 1.

2 Ожегов С.И., Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка. — М., 1997.

3 Российская педагогическая энциклопедия. — М., 1999. — Т. 2.

4 Фридман Л.М. Наглядность и моделирование в обучении. — М., 1984.

5 https://studfiles.net/preview/5677784/page:3/

6 https://www.syl.ru/article/366910/naglyadnyie-metodyi-obucheniya-vidyi-klassifikatsiya-i-osobennosti

7 Гобова Е. С. Понимать детей — дело интересное. — М., 1997

8 Назарова Т.С, Полат Е.С. Средства обучения: технология – создания и использования. М.: Изд-во УРАО, 1998.

9 Давыдов В.В. Теория развивающего обучения. М., 1996.

10 https://vuzlit.ru/517621/naglyadnye_sredstva_obucheniya_istorii_tipy_vidy

11 https://studfiles.net/preview/5764770/page:3/

10



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!