Методическая разработка открытого урока
10 класс
Тема: «Как стать офицером российской армии?»
Тема. Воинская обязанность.
Урок .Как стать офицером российской армии?
Цели урока:
Обучающая цель: познакомить обучающихся с особенностями приобретения высшего военного образования в нашей стране; качествами, необходимыми для полноценного выполнения конституционной обязанности по защите Отечества.
Развивающая цель: развивать логическое мышление, навыки сравнения и самостоятельной работы, умение выделять главное, развивать навыки работы с разными источниками; умение вести диалог, чётко формулировать свои мысли.
Воспитательная цель: сформировать у обучающихся уважительное отношение к профессии офицера, позитивный настрой по отношению к обучению в военных вузах, желание приобрести офицерское звание, посвятить свою жизнь военной профессии.
Тип урока: комбинированный
Форма урока: лекция- беседа с использованием технологии РКМЧП, ролевой игры и ИКТ
Форма проведения: индивидуальная, фронтальная
Виды контроля: устный опрос
Методы урока: частично-поисковый, словесный, наглядный, иллюстрационный, репродуктивный, дидактический
Планируемые результаты: обучающиеся знакомятся с особенностями приобретения высшего военного образования в нашей стране; качествами, необходимыми для полноценного выполнения конституционной обязанности по защите Отечества; формируют уважительное отношение к профессии офицера, позитивный настрой по отношению к обучению в военных вузах, желание приобрести офицерское звание, посвятить свою жизнь военной профессии.
Основные термины и понятия: офицер, офицерская честь, боевое содружество, боевое братство.
Оборудование к уроку: учебник, рабочие тетради, рабочий лист к уроку, отрывок документа «Кодекс чести российского офицера», проектор, отрывки из учебных фильмов «Российский офицер ХХІ века», слайды презентации, опросный лист «Как я отношусь к возможности обучения в военном вузе? Какие вижу в этом «плюсы»? Какие «минусы»?» и маленькие клейкие листочки для ответов обучающихся
Предварительная подготовка: накануне урока проводится анкетирование обучающихся по вопросу «Какими качествами должен обладать настоящий современный мужчина?»; по итогам анкетирования делается анализ: какие качества назывались чаще, какова тенденция изменения требований общества, предъявляемых к современным мужчинам.
Ход урока
1.Организационный момент
1.1. Проверка готовности обучающихся к уроку.
2. Постановка цели урока. Мотивация учебной деятельности обучающихся
Сообщение темы
«Велика и почётна роль офицера,
но тягость её не каждому по силам».
Генерал М.Драгомиров.
Показ слайдов, на которых изображены офицерские чины. Слайд №1
Вопрос: Сформулируйте тему нашего урока.
Ответ: Офицер российской армии
ПРЕПОДАВАТЕЛЬ: Тема сегодняшнего урока – «Как стать офицером Российской армии?». (Записываем тему уроку)- Слайд №2
Многие из вас могут сказать, что ответ на этот вопрос их не интересует в принципе, т.к. свой жизненный путь вы собираетесь связать с другими профессиями. Но я надеюсь, что наш урок раскроет перед вами совершенно новые стороны профессии военного офицера, заставит призадуматься – а правильно ли я сделал свой профессиональный выбор? покажет новые возможности, которые появятся у вас в связи с выбором военного профессионального пути. Кто-то из вас, возможно, выберет для себя именно этот путь. Но даже для тех, кто останется верен прежнему своему выбору, урок будет полезен с точки зрения приобретения второй специальности, а также с точки зрения моральной подготовки к выполнению священного долга перед Родиной – несения армейской службы.
Обучающаяся: Урок будет полезен и в том плане, что заставит задуматься, а насколько вы готовы к тому, чтобы стать настоящими мужчинами. Накануне сегодняшнего урока среди обучающихся нашего центра был проведён социологический опрос на тему «Какими качествами должен обладать настоящий современный мужчина?». – Приложение 1
Отвечающим было предложено назвать 3 группы качеств: морально – психологические, физические, интеллектуальные, а также уровень материально-финансового положения настоящего современного мужчины. Опрошено было 20 человек. Девушки перечислили самые разнообразные качества, которые они хотели бы видеть у своего избранника, среди них наиболее часто назывались следующие:
Морально-психологические: уравновешенность-10, смелость- 6, доброта-5, забота-5, щедрость -4, «брутальный» - 3, отзывчивость-2, внимательность- 1, порядочность -1, вежливость- 1, трудолюбие-1, уверенность в себе- 1, романтик-1, духовность-1. - Слайд № 3
Физические: физическая сила – 10, хорошая физическая форма- 10, выносливость -6, спортивное телосложение - 4, отсутствие вредных привычек - 4, способность защитить своих близких, свою девушку, себя самого -1. - Слайд № 4
Интеллектуальные: развитый ум - 19, умение общаться- 4, креативность - 4, высшее образование (а то и два высших)- 2, много читающий и знающий прочитанное-2. - Слайд № 5
Уровень материально-финансового положения: финансовая самостоятельность (наличие своего жилья, машины, бизнеса) – 16, способность обеспечить семью всем необходимым - 3, финансы не имеют значения -1. - Слайд № 6
Список качеств, полученный в результате опроса девушек, можно считать своеобразным заказом общества: настоящих мужчин хотят видеть именно такими.
Скажите, уважаемые юноши, по силам ли вам этот заказ? Не слишком ли высоки предъявленные вам требования? - Да, они достаточно высоки. Но общество хочет видеть вас именно такими.
ПРЕПОДАВАТЕЛЬ: Требования, которые предъявляет современное общество к настоящим мужчинам, не новы. И в прошлом к мужчинам предъявлялись аналогичные требования.
Я хочу обратить ваше внимание на документ, лежащий на ваших столах. Это «Кодекс чести российского офицера», составленный в начале ХХ века - Приложение 2.
Требования общества, предъявляемые к офицерам, изложены в 21 пункте, и это очень высокие требования. Назовите те из них, которые звучат в унисон с требованиями, предъявляемыми вам вашими девушками. (Работа с документом). - Слайд № 7
Итак, мы сопоставили 2 списка требований. Что вы можете сказать о результатах сопоставления? (Ответы обучающихся).
(Преподаватель подводит черту): Несмотря на разницу во времени составления списков в 100 лет, они во многом пересекаются. В нашем сознании переплетаются представления о настоящем мужчине и о настоящем воине – защитнике. Не каждый мужчина становится офицером, но каждый должен обладать таким набором качеств, которые делают его способным в случае необходимости защищать своих близких, свою Родину, свой народ. Большая часть современных девушек мечтает, чтобы их избранники были похожи на настоящих офицеров. Не сильно ошибусь, если скажу, что и большая часть юношей видит себя похожими на офицеров. Следующую часть урока посвятим рассмотрению вопроса о том, каким должен быть настоящий офицер.
Целеполагание
Вопрос: Какие цели урока мы должны достигнуть? (Ответы обучающихся).
Сообщить цели урока.- Слайд №8
3. Актуализация опорных знаний
План
Историческая справка. Офицеры на службе Отечеству.
Система военно-профессионального образования в России.
Подготовка и поступление в военные образовательные учреждения.
Преимущества обучения в военных вузах по сравнению с вузами гражданскими.
Организация учебного процесса в военных образовательных учреждениях высшего профессионального образования.
Историческая справка. Офицеры на службе Отечеству.
ПРЕПОДАВАТЕЛЬ: Офицер – лицо командного и начальствующего состава армии и флота. - Слайд № 9.
Впервые слово «офицер» появилось в немецкой политической литературе в середине ХVІ века и означало человека, занимающего определённую государственную должность. Чуть позже слово «офицер» приобрело современное значение и перешло во все европейские языки. В России впервые офицерские звания появились в ХVІІ веке. В первые годы Советской власти отказались от слова «офицер», начальствующий состав армии называли красными командирами, но с 1943 года понятия «офицер», «офицерские звания» были возвращены.
Во все времена офицеры в России пользовались огромным уважением общества. Ведь офицеры выполняли высокую миссию – защита Отечества. В офицерстве воплощались лучшие человеческие качества: патриотизм, мужество, доблесть, готовность к самопожертвованию, правдивость, честность, скромность, благородство, - всё то, что вмещает в себя понятие «офицерская честь».
Об офицерах говорили, что это – цвет нации. Считалось, что лучше потерять жизнь, чем офицерское звание или офицерскую честь. Русский офицер – это не просто патриот своей Родины, но и патриот своего дела: влюблённый в свою профессию, преданный своему боевому братству, ответственный за боевую подготовку армии к войне. (Цитата высвечивается на слайде № 10) «Только тот достоин носить высокое звание офицера, кто полностью предан военному делу, кто любит его всеми фибрами своей души, в чьём сердце горит тот священный огонь, который способен двинуть на великие подвиги», - так писал русский генерал В.Райковский.
Офицерский состав – это фундаментальная основа любой армии. Именно на офицерах, их выдержке, стойкости, преданности Отечеству держалась во все времена и держится сегодня боеготовность, управляемость и стабильность Вооружённых Сил.
Имена лучших офицеров – это имена героев России, которые известны сегодня всем: Александр Суворов, Михаил Кутузов, Павел Нахимов, Георгий Жуков, наши земляки Михаил Михайлович Костевич, Николай Данилович Грищенко, Павел Павлович Кретов, Алексей Юрьевич Фомин и многие другие. - Слайд №11-12.
Офицерский состав – это настоящее боевое содружество, боевое братство, от сплочённости, взаимовыручки которых зависит безопасность нашей страны. (фрагмент песни и видеоролика «Марш боевого братства»).
ПРЕПОДАВАТЕЛЬ: Чтобы офицер мог качественно выполнять свои основные функции, ему требуется получить соответствующую серьёзную подготовку. Получение военно-профессионального образования, специальной подготовки является первостепенным условием для приобретения офицерского звания.
Система военно-профессионального образования в России.
ПРЕПОДАВАТЕЛЬ: А как вы считаете, ребята, где можно получить военно-профессиональное образование?
Подготовка офицерских кадров для Вооружённых Сил России в нашей стране осуществляется через: 1) военные академии, 2) военные университеты, 3) военные институты, 4) учебные военные центры.
(Рассказ обучающихся иллюстрируется слайдами)
Обучающийся 1: Военные академии - ведущие научные, учебно-методические центры в системе военного образования. Их основное предназначение – готовить высококвалифицированных офицеров, уже имеющих высшее образование и опыт офицерской службы, на более высокие должности. Слайд № 13- Военно-морская академия имени адмирала флота Советского Союза Н. Г. Кузнецова- за свою более чем трехвековую историю Военный институт (военно-морской) прошел сложный путь преобразований и развития и стал ведущей кузницей офицерских кадров для ВМФ России. Военная академия ракетных войск стратегического назначения им. Петра Великого представляет собой командно-инженерный вуз политехнического профиля и исследовательский центр в области военной науки и техники. Академия ведет свою историю от офицерских классов Артиллерийского училища, официально открытого 25 ноября (7 декабря по новому стилю) 1820 г., и является одной из основоположниц российского военного и технического высшего образования. Неизменной особой отличительной чертой академии является наличие в её образовательной деятельности двух составляющих: командной и инженерной. Их интеграция обеспечивает эффективность учебного процесса и научной работы. Слайд № 14 – Военно-космическая академия имени А. Ф. Можайского- ведущее военно-учебное заведение, которое осуществляет подготовку специалистов для Войск воздушно-космической обороны, других видов и родов Вооруженных Сил РФ, а также силовых ведомств РФ. В настоящее время Военно-космическая академия имени А.Ф.Можайского – системообразующий политехнический вуз Министерства обороны Российской Федерации, ведущий учебный, научный и методический центр в области военно-космической деятельности, инфотелекоммуникационных технологий, а также технологий сбора и обработки специальной информации. Военная академия материально-технического обеспечения им. генерала армии А.В. Хрулёва в настоящее время Военная академия материально-технического обеспечения является ведущим учебным, научным и методическим центром материально-технического обеспечения Вооруженных Сил Российской Федерации, осуществляет подготовку высококвалифицированных офицеров, курсантов – специалистов материально-технического обеспечения для всех видов и родов войск Министерства обороны РФ, а также для других Федеральных органов исполнительной власти, в которых законодательством Российской Федерации предусмотрена военная служба. Слайд № 15 - Федеральное государственное бюджетное военное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Военно-медицинская академия имени С.М.Кирова» Министерства обороны Российской Федерации имеет общую численность личного состава более 16 тыс. человек. В том числе в качестве структурных подразделений академии содержатся: Военный институт (физической культуры) и Научно-исследовательский испытательный институт (военной медицины). Обучающийся 2: Военные университеты –военно-учебные заведения, имеющие широкий спектр направлений подготовки будущих офицеров. Слайд № 16- Балтийский государственный технический университет «ВОЕНМЕХ» имени Д. Ф. Устинова является одним из лучших оборонных вузов страны и технических вузов Санкт-Петербурга, готовит специалистов в области авиастроения и космонавтики, радиотехники, энергетики, мехатроники и робототехники, IT-технологий. Это ведущая инженерная школа России федерального подчинения. Военный университет Министерства обороны Российской Федерации является правопреемником таких прославленных вузов, как Военно-политическая академия им. В.И. Ленина; Военно-гуманитарная академия Вооруженных Сил; Военный Краснознамённый институт Министерства обороны; Львовское высшее военно-политическое училище; Московская военная консерватория; Военно-финансовая академия; Ярославское высшее военно-финансовое училище. Среди выпускников Военного университета известные государственные деятели, военачальники, ученые, космонавты, дипломаты, юристы, спортсмены.
Обучающийся 3: Военные институты – основное звено в подготовке военных кадров для замещения первичных офицерских должностей. Они готовят дипломированных специалистов с высшим военно-специальным образованием более, чем по 250 специальностям, необходимым для армии и флота.
В соответствии с родами войск ВС РФ военные институты имеют следующие разновидности:
ракетных войск стратегического назначения
сухопутных войск
ракетных войск и артиллерии
войск противовоздушной обороны
военно-воздушных сил
военно-морского флота
воздушно-десантных войск
войск связи
инженерных войск
войск радиационной, химической, биологической защиты
медицинской службы
внутренних войск МВД РФ
железнодорожных войск
федеральной пограничной службы
Слайд № 17- Санкт-Петербургский военный институт внутренних войск МВД России — военное образовательное учреждение высшего профессионального образования, которое готовит офицеров с высшим военно-специальным образованием для замещения должностей офицеров структур по работе с личным составом внутренних войск МВД России.
Военный институт (железнодорожных войск и военных сообщений) — бывший Военно-транспортный университет железнодорожных войск (ВТУ ЖДВ) — один из сильных военных вузов страны. В настоящее время является филиалом Военной академии материально-технического обеспечения имени генерала армии А. В. Хрулева.
Слайд № 18 - Новосибирский военный институт внутренних войск МВД России имени генерала армии И.К. Яковлева- 2 марта 1971 года на основании постановления Совета Министров СССР приказом МВД СССР в Новосибирске было создано военное училище МВД со сроком обучения 3 года. Военный городок училища был построен на Ключ-Камышенском плато — незастроенном пустыре на границе Октябрьского и Первомайского районов города. Первый набор проведён уже в сентябре 1972 года, сформировано два батальона курсантов. 15 октября 1972 года генерал-лейтенант А. Г. Сидоров от имени Президиума Верховного Совета СССР вручил училищу Боевое Знамя. В мае 1973 года училище преобразовано в высшее военное командное с 4 летним сроком обучения. В июле 1976 года состоялся первый выпуск офицеров. В 2008 году институту присвоено имя генерала армии И. К. Яковлева. Пермский военный институт внутренних войск МВД России - подготовка офицеров с высшим профессиональным образованием для внутренних войск МВД России осуществляется на пяти факультетах: технического обеспечения, артиллерийского вооружения, автоматизированных систем управления, кинологическом и факультете тыла. Пермский военный институт является единственным военно-учебным заведением внутренних войск МВД России, готовящих офицеров – специалистов с высшим профессиональным образованием по 6 специальностям.
ПРЕПОДАВАТЕЛЬ: В последнее время возникла новая привлекательная форма получения высшего военного образования – через Учебные военные центры. - Слайд № 19
УВЦ создаются на базе гражданских высших учебных заведений. Студент получает сразу два образования: гражданское и на его основе - военное. По окончании вуза и УВЦ молодой специалист обязан заключить контракт о прохождении военной службы сроком на 3 года, которые зачисляются в общий трудовой стаж. Последующие контракты могут быть заключены только при желании специалиста. На граждан, окончивших УВЦ, распространяются льготы и социальные гарантии, установленные Федеральным законом «О статусе военнослужащих», в том числе: право на жилище, денежные выплаты, право на отдых, охрану здоровья, медпомощь, страховые гарантии и т.д. УВЦ создаются далеко не при каждом гражданском вузе, их список весьма ограничен, конкурс для поступления в УВЦ достаточно высок, т.к. абитуриенты оценили все преимущества обучения в УВЦ. Преимущества обучения в военных вузах по сравнению с вузами гражданскими.
ПРЕПОДАВАТЕЛЬ: При сравнении обучения в военных вузах и обучения в гражданских вузах первое, что называют не в пользу военных вузов, - это те сложности, с которыми связано получение военного образования. Жизнь по строгому режиму, казарменное проживание курсантов, отсутствие вседозволенности и полной свободы… Молодёжь называет это минусами, более взрослое поколение в этом увидит больше плюсов.
Предлагаю сейчас рассмотреть этот вопрос с точки зрения финансовых затрат, которые несёт семья, обучающая в вузе своего ребёнка.
(Ребята работают с таблицей, которая приведена на рабочих листах к уроку)- Приложение 3- Слайд № 20
На что тратятся материальные средства во время обучения в вузе | Военное образование | Гражданское образование |
За чей счёт | В денежном выражении | За чей счёт | В денежном выражении |
Во время обучения в вузе |
Обучение | За государственный счёт | | | |
Оплата жилья | За государственный счёт | 3000 руб в месяц | | |
Питание | За государственный счёт | 4500 руб в месяц | | |
Одежда | За государственный счёт | 20000 руб в год | | |
Проезд | За государственный счёт | 2 раза в год | | |
Медицинское обеспечение | За государственный счёт | 2 раза в год | | |
Стипендия (выдаётся на руки студенту) | За государственный счёт | 1500 – 5000 тыс руб в месяц | | |
ИТОГО (за весь период обучения) | За государственный счёт | + 800 000 руб | | |
После окончания вуза |
Подъёмные | За государственный счёт | 3-х месячнвй оклад (45000 руб) + б/пл проезд к месту службы | | |
Обеспечение работой | Гарантировано государством | |
Заработная плата | От 15 тыс руб в месяц (в зависимости от должности и срока службы) | | |
Предоставление жилья | Предоставляется административного жилья или денежная компенсация оплаты за квартиру. Через 10 лет службы – предоставление б/пл жилья по гос.программе | 2000 – 3000 руб в месяц на 1 члена семьи
1.5 – 2 млн руб | | |
Карьерный рост | Получение очередного воинского звания 1 раз в 3-4 года | | |
Выход на пенсию | 40-45 лет, а дальше имеется возможность работать по гражданской специальности | Выплачивается пенсия от 5000 руб в месяц | | |
Финансовые затраты, которые несёт студент, обучающийся в гражданском вузе, целиком и полностью ложатся на него самого, его родителей. Какие выводы вы можете сделать на основании этой таблицы? (Ответы обучающихся).
ВЫВОД ПРЕПОДАВАТЕЛЯ: Государство всегда нуждалось и всегда будет нуждаться в профессиональных военных. Пока существует государство, будет существовать армия, поэтому профессия военного всегда будет востребована. Проходящая сейчас в России реформа армии имеет несколько направлений, одно из них – сокращение количества военных, сокращение количества военных вузов. Но те вузы, которые сохранились, те военные, которые продолжают нести военную службу, получают полноценную государственную поддержку. Обучение в военном вузе и несение офицерской службы в дальнейшем в современных условиях в нашей стране становится очень привлекательным с материальной точки зрения.
ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНОЕ СЛОВО ПРЕПОДАВАТЕЛЯ (итог урока, выставление оценок, домашнее задание).
5.Домашнее задание - Слайд № 22
Заполнить 2 колонки таблицы на рабочем листе к уроку (финансовые затраты студента, обучающегося в гражданском вузе).