СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Тема: Хождение за три моря

Категория: География

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Тема: Хождение за три моря»

МОБУ «Новоалександровская средняя общеобразовательная школа»









Открытый урок

по географии

5 класс

«Хождение за три моря»













Подготовила: учитель географии

Боринских Наталия Борисовна



2023 год


Тема: «Хождение за три моря».

Цель: Формирование представлений о вкладе русских путешественников в изучение регионов мира на примере путешествия Афанасия Никитина.

Задачи:

- обучающие: углубить знания о планете Земля;

- развивающие: развитие познавательных интересов учащихся, умения работать в парах с учебником;

- воспитательные: формирование культуры общения при работе в парах.

Планируемые результаты:

- личностные: осознание ценностей географического знания, как важнейшего компонента научной картины мира;

-метапредметные: умение организовывать свою деятельность, определять её цели и задачи, умение вести самостоятельный поиск, анализ, отбор информации, умение взаимодействовать с людьми и работать в коллективе; высказывать суждения, подтверждая их фактами; владение элементарными практическими умениями работы с учебником для исследования;

- предметные: сформировать представление о значении путешествия Афанасия Никитина.

Универсальные учебные действия:

- личностные: осознать необходимость изучения окружающего мира.

- регулятивные: принимать и формулировать учебную проблему.

- познавательные: анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления, выявлять причины и следствия простых явлений.

- коммуникативные: умение общаться и взаимодействовать друг с другом.

Тип урока: урок – исследование, открытие новых знаний.

Формы работы: коллективная, парная.

Оборудование: мультимедийное оборудование, презентация к уроку, учебник.











Содержание урока
Этап урока Деятельность учителя Деятельность обучающихся
1. Мотивация

Оргмомент.

- Здравствуйте, ребята! Проверьте содержимое на столах.

любите ли вы путешествовать?

Настрой на позитивное начало урока.

Отвечают на вопрос.

2. Актуализация знаний

Вспомните:

1.Кто были первыми путешественниками? Где они жили? Какая была цель их путешествия?



2.А знакомо вам имя Марко Поло и чем он вам запомнился с прошлого урока?

- Какие географические путешествия он совершил?

Он путешествовал ради интереса ?

(он торговал, изучал быт ,природу ,стран азии)

3.Род занятий первых путешественников?

4.Что означает этот род занятия - купец?

ИЗ ИСТОРИИ это слово должно быть знакомо.

Был ли кто из вас на море? Как называлось это море? (Черное) и др.

5.Что такое море?

Откройте стр.156 в словаре терминов найдите, что означает термин море.

6. Каковы особенности взаимного положения России и Индии?

Мы с вами говорили и о путешественниках, о море, о путешествиях, о книге. О чем же пойдет речь у нас на уроке?


- Давайте сформулируем тему нашего урока.



Тема урока «Хождение за три моря»

Слайд 1

Ответы:

Финикийцы, проживали на восточном побережье Средиземного моря. Узнать, велика ли страна Ливия.

Отвечают на вопрос.

- Марко Поло был купцом из Венеции

По рассказам Марко Поло была написана книга, «Книга Марко Поло о разнообразии мира», которая стала важным источником знаний о странах Азии.

Это были купцы.

Купец – это богатый торговец, владелец торгового предприятия, покупатель.


Отвечают на вопрос.

Море - часть океана, отделенная от него островами и полуостровами и отличающаяся свойствами вод от остальной части океана.

Отвечают на вопрос.

- Они расположены на одном материке Евразия в восточном полушарии

Затрудняются в ответе. Дают неверные ответы.

Формулируют тему урока «Хождение за три моря»


Запись в тетрадь.

3. Определение целей и задач урока. Целеполагание.


Вовлекает учащихся в активную коммуникацию через диалог.

В ходе урока мы должны с вами решить, так кто такой - Афанасий Никитин - первый ученый – географ на Руси или предприимчивый купец.

- Начиная любую работу, нужно обязательно видеть конечную цель.

Сформулируйте цель урока.

У вас есть один лист

- «Цели (что я хочу узнать)», отметьте галочкой в правой колонке, чего бы вы хотели достичь на уроке.


Узнать, кто такой А. Никитин.



Узнать, какое царство посетил А. Никитин.



Узнать, какие товары, привезенные из Индии, его заинтересовали.



Узнать, через какие три моря проходило путешествие А. Никитина.



Узнать, как называется книга, написанная А. Никитиным.




Научиться по карте, определять, маршрут путешествия А. Никитина.



Пополнить свой словарный запас.



Отдохнуть на уроке


- Назовите те цели, которые вы поставили перед собой.

Слайд 2

Определяют проблемный вопрос урока:


- Афанасий Никитин - первый ученый – географ Руси или предприимчивый купец.


















2-3 ученика зачитывают поставленные цели

4. Открытие новых знаний


Информационный блок. 1.Самостоятельное применение знаний.

Работа в парах












Учитель: - Давайте мысленно перенесемся из Твери за 3 моря в далекую Индию.

В ходе нашей работы мы попытаемся решить все вопросы, которые были поставлены перед нами в начале урока

Ребята я попрошу вас открыть учебники и приступить к выполнению задания.

Задание №1 Слайд3

  1. Кто такой Афанасий Никитин?

Задание №2 Слайд4

  1. С какой целью он отправился в путешествие в Индию?

Задание №3 Слайд 5,6

Путешествие по Индии

  1. Как называется второе море, которое переплыл А. Никитин.

Что удивило, чем возмущался и чем восхищался А. Никитин в Индии

Задание №4 Слайд 7

  1. Путь домой. Причина возвращения.

  2. Маршрут путешествия.

  3. Где были записи А. Никитина, и кто их обнаружил и напечатал книгу?

  4. Как называлась эта книга?




Ребята при работе с заданиями внимательно изучайте текст учебника, а также карту путешествия А. Никитина.

При ответе вы должны показать на карте ту часть маршрута о которой говориться в вашем задании.


Открывают учебник (стр.55, рис 30)

Рассматривают карту путешествия А. Никитина.



Дополните предложения в задании,

Используя материал в учебнике стр.54-56




Ищут в учебнике (стр.56-57) ответы на поставленные вопросы. Пишут ответы в тетради.

Физминутка

« Суша и вода» (развивает внимание) или «Стороны горизонта» (повторение) Слайд 8

выполняют движения

2.Аналитический блок. Исследовательская работа

Задание №5

Текст книги А. Никитина «Хождение за три моря»».

Задание: прочитать текст и выбрать информацию (ответить на вопросы).

- что за государство было им описано;

-чем он интересовался в этой стране;

- Какие неприятности повстречались на пути А. Никитина.

Индусы же не едят никакого мяса, ни говядины, ни баранины, ни курятины, ни рыбы, ни свинины, хотя свиней у них очень много. Едят же днем два раза, а ночью не едят, и ни вина, ни сыты не пьют. А с бесерменами не пьют, не едят. А еда у них плохая. И друг с другом не пьют, не едят, даже с женой. А едят они рис, да кхичри с маслом, да травы разные едят, да варят их с маслом да с молоком, а едят все правой рукой, а левою не берут ничего. Ножа и ложки не знают. А в пути, чтобы кашу варить, каждый носит котелок. А от бесермен отворачиваются: не посмотрел бы кто из них в котелок или на кушанье. А если посмотрит бесерменин,- ту еду не едят. Потому едят, накрывшись платком, чтобы никто не видел.


Индусы быка называют отцом, а корову - матерью. На помете их пекут хлеб и кушанья варят, а той золой знаки на лице, на лбу и по всему телу делают. В воскресенье и в понедельник едят они один раз на дню.

Кто по многим землям плавает, тот во многие беды попадает и веру христианскую теряет. Я же, рабище божий Афанасий, исстрадался по вере христианской. Уже прошло четыре Великих поста и четыре Пасхи прошли, а я, грешный, не знаю, когда Пасха или пост, ни Рождества Христова не соблюдаю, ни других праздников, ни среды, ни пятницы не соблюдаю: книг у меня нет. Когда меня пограбили, книги у меня взяли. И я от многих бед пошел в Индию, потому что на Русь мне идти было не с чем, не осталось у меня никакого товара.

Работают с текстом.

Выступление учащихся с результатами исследовательской работы.




.

5. Закрепление

Выполните тестовые задания

Слайд 9

Учащиеся выполняют тестовые задания.

Ребята сравните свои ответы на тесты с ответами на Слайд 10


Поставьте себе оценку за работу.

6. Рефлексия

Возьмите, пожалуйста, листочки «Цель». В начале урока в левой колонке вы отмечали, чего хотели добиться на уроке, а теперь отметьте в правой колонке, чего же вы добились.

И посмотрите, все ли у вас получилось сегодня, или вы узнали меньше, чем хотели.

А может больше? Что нового узнали?


Ребята давайте теперь решим: кто - Афанасий Никитин - первый ученый – географ Руси или предприимчивый купец

Письменно оценивают свои результаты.

Несколько учащихся зачитывают свои результаты.






Да вы решили правильно - Афанасий Никитин – был первый ученый – географ Руси.

7. Подведение итогов урока.


Что получилось?

Что понравилось?

Выставление оценок.

отвечают на вопросы

8. Домашнее задание.

Параграф 11.учебника, вопросы.

Работа с картами и ключевыми словами.

записывают д.з. в дневник
























«Цели (что я хочу узнать)»

«Цели (что я хочу узнать)»

«Цели (что я хочу узнать)»


Узнать, кто такой А. Никитин.



Узнать, кто такой А. Никитин.



Узнать, кто такой А. Никитин.



Узнать, какое царство посетил А. Никитин.



Узнать, какое царство посетил А. Никитин.




Узнать, какое царство посетил А. Никитин.



Узнать, какие товары, привезенные из Индии, его заинтересовали.



Узнать, какие товары, привезенные из Индии, его заинтересовали.



Узнать, какие товары, привезенные из Индии, его заинтересовали.



Узнать, через какие три моря проходило путешествие А. Никитина.



Узнать, через какие три моря проходило путешествие А. Никитина.



Узнать, через какие три моря проходило путешествие А. Никитина.



Узнать, как называется книга, написанная А. Никитиным.



Узнать, как называется книга, написанная А. Никитиным.




Узнать, как называется книга, написанная А. Никитиным.



Научиться по карте, определять, маршрут путешествия А. Никитина.



Научиться по карте, определять, маршрут путешествия А. Никитина.



Научиться по карте, определять, маршрут путешествия А. Никитина.



Пополнить свой словарный запас.



Пополнить свой словарный запас.



Пополнить свой словарный запас.



Отдохнуть на уроке



Отдохнуть на уроке



Отдохнуть на уроке


«Цели (что я хочу узнать)»

«Цели (что я хочу узнать)»

«Цели (что я хочу узнать)»


Узнать, кто такой А. Никитин.



Узнать, кто такой А. Никитин.



Узнать, кто такой А. Никитин.



Узнать, какое царство посетил А. Никитин.



Узнать, какое царство посетил А. Никитин.




Узнать, какое царство посетил А. Никитин.



Узнать, какие товары, привезенные из Индии, его заинтересовали.



Узнать, какие товары, привезенные из Индии, его заинтересовали.



Узнать, какие товары, привезенные из Индии, его заинтересовали.



Узнать, через какие три моря проходило путешествие А. Никитина.



Узнать, через какие три моря проходило путешествие А. Никитина.



Узнать, через какие три моря проходило путешествие А. Никитина.



Узнать, как называется книга, написанная А. Никитиным.



Узнать, как называется книга, написанная А. Никитиным.




Узнать, как называется книга, написанная А. Никитиным.



Научиться по карте, определять, маршрут путешествия А. Никитина.



Научиться по карте, определять, маршрут путешествия А. Никитина.



Научиться по карте, определять, маршрут путешествия А. Никитина.



Пополнить свой словарный запас.



Пополнить свой словарный запас.



Пополнить свой словарный запас.



Отдохнуть на уроке



Отдохнуть на уроке



Отдохнуть на уроке









Текст книги А. Никитина «Хождение за три моря»».

Задание: прочитать текст и выбрать информацию (ответить на вопросы).

- что за государство было им описано;

-чем он интересовался в этой стране;

- Какие неприятности повстречались на пути А. Никитина.

«Индусы же не едят никакого мяса, ни говядины, ни баранины, ни курятины, ни рыбы, ни свинины, хотя свиней у них очень много. Едят же днем два раза, а ночью не едят, и ни вина, ни сыты не пьют. А с бесерменами не пьют, не едят. А еда у них плохая. И друг с другом не пьют, не едят, даже с женой. А едят они рис, да кхичри с маслом, да травы разные едят, да варят их с маслом да с молоком, а едят все правой рукой, а левою не берут ничего. Ножа и ложки не знают. А в пути, чтобы кашу варить, каждый носит котелок. А от бесермен отворачиваются: не посмотрел бы кто из них в котелок или на кушанье. А если посмотрит бесерменин,- ту еду не едят. Потому едят, накрывшись платком, чтобы никто не видел.


Индусы быка называют отцом, а корову - матерью. На помете их пекут хлеб и кушанья варят, а той золой знаки на лице, на лбу и по всему телу делают. В воскресенье и в понедельник едят они один раз на дню.

Кто по многим землям плавает, тот во многие беды попадает и веру христианскую теряет. Я же, рабище божий Афанасий, исстрадался по вере христианской. Уже прошло четыре Великих поста и четыре Пасхи прошли, а я, грешный, не знаю, когда Пасха или пост, ни Рождества Христова не соблюдаю, ни других праздников, ни среды, ни пятницы не соблюдаю: книг у меня нет. Когда меня пограбили, книги у меня взяли. И я от многих бед пошел в Индию, потому что на Русь мне идти было не с чем, не осталось у меня никакого товара».




Текст книги А. Никитина «Хождение за три моря»».

Задание: прочитать текст и выбрать информацию (ответить на вопросы).

- что за государство было им описано;

-чем он интересовался в этой стране;

- Какие неприятности повстречались на пути А. Никитина.

«Индусы же не едят никакого мяса, ни говядины, ни баранины, ни курятины, ни рыбы, ни свинины, хотя свиней у них очень много. Едят же днем два раза, а ночью не едят, и ни вина, ни сыты не пьют. А с бесерменами не пьют, не едят. А еда у них плохая. И друг с другом не пьют, не едят, даже с женой. А едят они рис, да кхичри с маслом, да травы разные едят, да варят их с маслом да с молоком, а едят все правой рукой, а левою не берут ничего. Ножа и ложки не знают. А в пути, чтобы кашу варить, каждый носит котелок. А от бесермен отворачиваются: не посмотрел бы кто из них в котелок или на кушанье. А если посмотрит бесерменин,- ту еду не едят. Потому едят, накрывшись платком, чтобы никто не видел.


Индусы быка называют отцом, а корову - матерью. На помете их пекут хлеб и кушанья варят, а той золой знаки на лице, на лбу и по всему телу делают. В воскресенье и в понедельник едят они один раз на дню.

Кто по многим землям плавает, тот во многие беды попадает и веру христианскую теряет. Я же, рабище божий Афанасий, исстрадался по вере христианской. Уже прошло четыре Великих поста и четыре Пасхи прошли, а я, грешный, не знаю, когда Пасха или пост, ни Рождества Христова не соблюдаю, ни других праздников, ни среды, ни пятницы не соблюдаю: книг у меня нет. Когда меня пограбили, книги у меня взяли. И я от многих бед пошел в Индию, потому что на Русь мне идти было не с чем, не осталось у меня никакого товара».