Организационный момент. Актуализация опорных знаний. ( слайд 1) - На вопрос "Как это делается?" можно ответить с помощью пошагового плана действий. Как называется такой план? +(Алгоритм.) С помощью алгоритма можно объяснить, как правильно съесть банан, вскипятить воду в чайнике, наловить рыбы, собрать яблоки в саду... - А теперь представьте себе, что человек, инопланетянин или робот, которому вы это объясняли, никогда не видел чайника, банана, рыбу или яблоню... Сможет ли он понять и выполнить алгоритм, если он не знает, что такое чайник, что такое банан, рыба или яблоня? - Значит, нужно уметь отвечать не только на вопрос "Как это делается?", но и на вопросы "Что это такое? Кто это такой?". III. Изучение нового материала. Описание объекта. Таблица ( слайд 2 ) "Состав - Действия" - Чтобы ответить на вопросы: "Что это такое? Кто это такой?", нужно сообщить о предмете или о существе все самое важное. Прежде всего нужно рассказать, из чего предмет состоит и что с ним можно делать (что есть у существа и что оно может делать). - Например (учитель называет объект, а дети перечисляют его составные части и действия): - карандаш +(состоит из: оболочки, грифеля, возможно, ластика; можно: рисовать, точить, держать в руке, вертеть,...); - велосипед + (состоит из: колес, руля, педалей, седла; можно: ездить, рулить, ремонтировать); - А теперь попробуйте, наоборот, "узнать" предмет по такому описанию (учитель называет составные части и действия предмета, а дети называют предмет): - состоит из: корпуса, трубки и диска; можно: снимать трубку, набирать номер + (телефон); - есть: лепестки, стебель, корень, листья; можно: сажать, поливать, нюхать, срезать +(цветок). - ( слайд 3) Составные части и действия удобно записывать в таблицу. Найдите в рабочей тетради задание 1 и таблицу. Сверху в этой таблице записано название предмета ("ЧАЙНИК"), в столбце "СОСТАВ" мы запишем ответ на вопрос "Из чего состоит?", а в столбце "ДЕЙСТВИЯ" - ответ на вопрос "Что с ним можно делать?". Выполнить задание 1 ( слайд 4-10) (состав и действия чайника). - Из чего состоит чайник? + носик,крышка,ручка,дно. -Что можно делать с чайником? + кипятить воду, ставить на плиту,мыть , (Дети называют сначала составные части чайника, затем действия, которые с ним можно выполнять, а учитель на доске заполняет сначала левый, затем правый столбцы таблицы.) Выполнить задание 2 ( слайд 11-20)(состав и действия школьника). - Кого нужно описать в этом задании? +… Обратить внимание детей на то, что: - вопросы в таблице "Состав - Действия" записаны по-другому (не "Из чего состоит?", а "Что у него есть?; не "Что с ним можно делать?", а "Что умеет делать?"); - отвечая на эти вопросы, нужно описать не просто человека или ребенка, а именно школьника! Предложить детям самостоятельно заполнить таблицу. Проверить результаты. Выполнить задание 3 (узнать сказочного героя по описанию состава и действий). -После того как имя будет отгадано и вписано в клетки, спросить, какие действия Красной Шапочки названы в описании. +(Ходит по лесу, не боится волков, ходит всегда в шапочке, любит свою бабушку, носит в корзинке пирожки.) - Молодцы ребята! Вы справились заданием , а значит ,вы хорошо поняли тему сегодняшнего урока IV. Итоги урока. - Сегодня вы узнали, что предмет или существо можно описать, называя его составные части и действия, которые он выполняет (или с ним выполняют). VII.Рефлексия Выберите понравившуюся фразу и продолжите её: • На уроке я узнал(а)… • Мне было интересно… • Теперь я могу… • Я научился(ась)… • Меня удивило… |