Тема: Л.Н Толстой «Котёнок»
Задачи:
1 Предметные:
- организовать деятельность учащихся по формированию навыка правильного чтения и понимания содержания.
2 Метапредметные
Познавательные :
-создать содержательные и организованные условия для развития умения анализировать сравнивать выделять главное;
-содействовать развитию умения наблюдать исследовать;
-формировать умения формулировать ответы на вопросы учителя;
-формировать умения поиска существенной информации в текстах учебника, из примеров, имевших место в личном опыте, из рассказов взрослых и одноклассников о значении обучения в жизнь человека, о важности чтения.
Регулятивные:
- обеспечить формирование умения ставить цель и планировать свою деятельность;
-содействовать развитию осуществлять самоконтроль, самооценку; -адекватно воспринимать информацию учителя или товарища оценочного характера по поводу качества чтения и правильности ответов.
Коммуникативные
- содействовать развитию у детей умению общаться;
-обеспечить развитие диалогической и монологической речи .
Личностные:
-способствовать формированию ценностных ориентиров и смысла учебной деятельности на основе познавательных интересов, учебных мотивов и границ собственного знания и не знания.
-помочь учащимся осознать социальную, практическую и личностную значимость учебного материала, ценность совместной деятельности;
-содействовать развитию способности учащегося к решению моральных проблем, выдвинутых в литературных произведениях.
Ход урока:
1.Орг. момент:
Речевая разминка:
Ра – ра – ра иди дорогою добра.
Ро – ро – ро плати добром за добро.
Ри - ри – ри думай, а потом говори.
Нашёл. Нашла. Нашли.
- Прочитать с разной интонацией.
- Мальчики – выразите радость
- Девочки – огорчение
- Все вместе – удивление.
3. Скороговорка. – Произнесём чётко и медленно, быстрее, быстро.
Кошка на окошке кашку кушала.
2. Проверка домашнего задания.
- Какое произведение изучали на прошлом уроке? («правда всего дороже»)
- А кто его автор? (Л.Н. Толстой)
- Прочитаем выразительно.
3. Подготовка к первичному восприятию
- Сегодня мы продолжим знакомиться с творчеством Л. Н. Толстого.
Отгадайте загадку:
Она первой входит в дом,
И живёт подолгу в нём.
То мяучит, то играет, исчезает далеко.
А когда придёт обратно,
То из блюдца аккуратно
Пьет сырое молоко (кошка)
- Что знаете о кошках? – А ещё вы узнаете, что…….
Сообщение 1.
У кошки очень тонкий слух. Они слышат даже самый малый шорох, который производят мыши, и сразу настораживаются.
Сообщение 2.
У кошки очень острое зрение. Они спокойно ходят в темноте. Помогают им в этом усы.
Сообщение 3.
Кошка – великолепный прыгун. Она всегда падает на лапы. В воздухе она летит плавно и никакой парашют ей не нужен.
Сообщение 4.
Кошки ходят бесшумно, втягивают когти и ступают мягкими подушечками. Они ловко лазают, умеют прыгать с высоты.
Сообщение 5.
Кошки очень чистоплотны. Эти зверьки часто умываются. Они вылизывают не столько грязь, сколько свой запах. Все кошки охотники.
-Как называют детёныша кошки? (котёнок)
- Как вы думаете, о чём мы сегодня будем читать? (будем читать о котёнке)
5.Словарная работа:
В произведении встретятся слова:
Амбар (сарай, где хранят муку, зерно)
-Кто знает, что это такое? Поможет ответить толковый словарь.
Солома – стебли пшеницы, ржи после обмолота;
Что было духу (со всех сил, очень быстро)
Подле (около)
4. Первичное целостное восприятие
1) Знакомство с произведением
- Я предлагаю вам послушать рассказ Л. Н. Толстого «Котёнок»
Садитесь удобно лицом к экрану. Приготовьтесь смотреть и внимательно слушать. В рассказе могут встретиться устаревшие или мало знакомые для вас слова.
(Звучит аудиозапись)
5. Проверка первичного восприятия
- Какое впечатление произвёл на вас этот рассказ? (ответы детей)
- О ком это произведение? (о Кате и Васе, у них была кошка)
- За кого вы переживали? (за потерянную кошку)
- Что вы можете сказать о Васе? Какой он? Опишите его (смелый, решительный, глупый?)
- Лев Толстой назвал это произведение Былью
- Как вы понимаете значение этого слова? (быль – это произведение, события которого могли происходить на самом деле/ то, что было в действительности, происходило на самом деле)
- А в чём же главная мысль этого рассказа? Что хотел донести до своих читателей Толстой? (Важно быть добрым.)
6. Чтение детьми текста по частям и его анализ
Теперь давайте поработаем с текстом. Откройте учебник стр.117.
Помните, когда читаешь надо думать, представлять, понимать.
Сейчас мы будем читать быль маленькими отрывками.
1-абзац
- Кто такие Вася и Катя? (брат и сестра)
- Куда делась кошка? (пропала)
- Что делали Катя и Вася, когда кошка пропала? (Дети искали её везде, но не могли найти)
2 абзац
- Что произошло у амбара? (дети играли подле амбара)
- Как дети обнаружили кошку? (услышали над головой что-то мяучит тонкими голосами)
- Какое чувство было у ребят во время находки? (радость) Прочитайте («Нашёл! Наша кошка.. И у неё котята…»
3-4 абзац
- Сколько котят было? (5)
- Что произошло с котятами? (когда они выросли немножко и стали вылезать из-под угла, где вывелись)
- Зачитайте, какого котенка оставили себе ребята. Как будем читать? (ласково, с любовью) – (дети выбрали себе одного котёнка, серого с белыми лапками, и принесли в дом)
5-6 абзац
- Куда отправились дети? (пошли играть на дорогу)
- С каким настроением пошли дети гулять? Чему радовались? (радовались, что мама оставила котёнка детям, они кормили его и играли с ним)
- Что-нибудь указывает на опасность? (ветер шевелил солому на дороге, а котёнок играл с соломой) (играл с соломой на дороге)
- Можно ли предположить, что случиться с котенком беда? Почему? (да, он любит бегать, прыгать и не будет сидеть на месте/ дети за игрались и забыли про котёнка)
7- абзац
- Что нарушило тишину? (громкий крик «Назад, назад!» - кричал охотник)
- Какая беда грозила котенку? (две собаки увидели котёнка и хотели схватить его)
- От чего возникла такая ситуация? (котёнок глупый, вместо того, чтобы бежать, присел к земле, сгорбил спину и смотрел на собак)
- Почему котенок не убежал от собак? Как об это пишет автор? Какое чувство возникло? (страх, тревога)
С какой интонацией это прочитаем? Зачитайте.
- Как повел себя Вася? (Вася, что было духу, пустился к котёнку и в одно время с собаками подбежал к нему)
– О ком он думал в этот момент? (думал о котёнке, потому что собаки хотели схватить его, но Вася упал животом на котёнка и закрыл его от собак)
8 - абзац
- Чем закончилась история? (охотник подскакал и отогнал собак, а Вася принёс домой котёнка и больше не брал его с собой в поле)
****- Проверим, какими внимательными вы были?
Тест на понимание прочитанного. Ответ: + да , нет-
А) Герои были – брат и сестра? (да)
Б) У кошки родилось 6 котят? (нет)
В) Один раз дети пошли играть на дорогу и взяли с собой котёнка. (да)
Г) Дети собирали щавель и не забывали про котёнка (нет)
Д) Две собаки ухватили котёнка и хотели с ним поиграть (нет)
Е) Катя испугалась собак, закричала и побежала прочь от них (да)
Ж) Вася упал животом на котёнка и закрыл его от себя. (да)
7. Перечитывание
- Рассмотрите иллюстрацию на стр. 118. Опишите, как это происходило
-Прочитайте отрывок «Как Вася спасал котёнка» (А Вася, что было духу, пустился к котёнку и в одно время с собаками подбежал к нему)
- Какая должна быть интонация? Почему?
- Что можно сказать о Васе? (Вывод: Вася в трудную минуту не растерялся, а нашёл единственный выход из сложившейся ситуации)
- Как поступила Катя? Подтвердите словами из текста. (Катя испугалась собак, закричала и побежала прочь от них)
- Можно ли осуждать Катю? (не каждый человек, даже взрослый, способен на смелый поступок)
- А как поступили бы Вы? (ответы детей)
- Какая фраза может быть главной мыслью произведения? Выберите.
1. Делу время, а потехе час (пословица)
2. Нет друга – ищи, а нашёл – береги (пословица)
3. Друзья познаются в беде (пословица)
4.Мы в ответе за тех , кого приручили (А. Сент – Экзюпери)
- Объясните, как вы это понимаете?
- Как вы объясните смысл последнего предложения: «Вася принёс домой котёнка и уж больше не брал его с собой в поле.» Какие выводы сделал для себя Вася, если он пришёл к такому решению?
- У кого из героев было чуткое сердце, и он по – настоящему в ответе за тех, кого приручил?
Вывод: - Какую тайну хотел нам раскрыть мудрый писатель Л.Н. Толстой? (оберегать, любить, кормить, заботиться о тех, кого приручили )
8. Обобщающая итоговая беседа
- А вы в ответе за тех, кого приручили?
- Что вам захотелось сделать после прочтения этого произведения?
9. Домашнее задание:
Выразительно читать быль стр. 117 – 119.