СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Тема: Л.Н Толстой «Котёнок»

Нажмите, чтобы узнать подробности

конспект урока

Просмотр содержимого документа
«Тема: Л.Н Толстой «Котёнок»»

Тема: Л.Н Толстой «Котёнок»

Задачи:

1 Предметные:

- организовать деятельность учащихся по формированию навыка правильного чтения и понимания содержания.

2 Метапредметные

Познавательные :

-создать содержательные и организованные условия для развития умения анализировать сравнивать выделять главное;

-содействовать развитию умения наблюдать исследовать;

-формировать умения формулировать ответы на вопросы учителя;

-формировать умения поиска существенной информации в текстах учебника, из примеров, имевших место в личном опыте, из рассказов взрослых и одноклассников о значении обучения в жизнь человека, о важности чтения.

Регулятивные:

- обеспечить формирование умения ставить цель и планировать свою деятельность;

-содействовать развитию осуществлять самоконтроль, самооценку; -адекватно воспринимать информацию учителя или товарища оценочного характера по поводу качества чтения и правильности ответов.

Коммуникативные

- содействовать развитию у детей умению общаться;

-обеспечить развитие диалогической и монологической речи .

Личностные:

-способствовать формированию ценностных ориентиров и смысла учебной деятельности на основе познавательных интересов, учебных мотивов и границ собственного знания и не знания.

-помочь учащимся осознать социальную, практическую и личностную значимость учебного материала, ценность совместной деятельности;

-содействовать развитию способности учащегося к решению моральных проблем, выдвинутых в литературных произведениях.

Ход урока:

1.Орг. момент:

Речевая разминка:

Ра – ра – ра иди дорогою добра.

Ро – ро – ро плати добром за добро.

Ри - ри – ри думай, а потом говори.

Нашёл. Нашла. Нашли.

- Прочитать с разной интонацией.

- Мальчики – выразите радость

- Девочки – огорчение

- Все вместе – удивление.

3. Скороговорка. – Произнесём чётко и медленно, быстрее, быстро.

Кошка на окошке кашку кушала.

2. Проверка домашнего задания.

- Какое произведение изучали на прошлом уроке? («правда всего дороже»)

- А кто его автор? (Л.Н. Толстой)

- Прочитаем выразительно.

3. Подготовка к первичному восприятию

- Сегодня мы продолжим знакомиться с творчеством Л. Н. Толстого.

Отгадайте загадку:

Она первой входит в дом,

И живёт подолгу в нём.

То мяучит, то играет, исчезает далеко.

А когда придёт обратно,

То из блюдца аккуратно

Пьет сырое молоко (кошка)

- Что знаете о кошках? – А ещё вы узнаете, что…….

Сообщение 1.

У кошки очень тонкий слух. Они слышат даже самый малый шорох, который производят мыши, и сразу настораживаются.


Сообщение 2.

У кошки очень острое зрение. Они спокойно ходят в темноте. Помогают им в этом усы.

Сообщение 3.

Кошка – великолепный прыгун. Она всегда падает на лапы. В воздухе она летит плавно и никакой парашют ей не нужен.

Сообщение 4.

Кошки ходят бесшумно, втягивают когти и ступают мягкими подушечками. Они ловко лазают, умеют прыгать с высоты.

Сообщение 5.

Кошки очень чистоплотны. Эти зверьки часто умываются. Они вылизывают не столько грязь, сколько свой запах. Все кошки охотники.

-Как называют детёныша кошки? (котёнок)

- Как вы думаете, о чём мы сегодня будем читать? (будем читать о котёнке)

5.Словарная работа:

В произведении встретятся слова:

Амбар (сарай, где хранят муку, зерно)

-Кто знает, что это такое? Поможет ответить толковый словарь.

Солома – стебли пшеницы, ржи после обмолота;

Что было духу (со всех сил, очень быстро)

Подле (около)

4. Первичное целостное восприятие

1) Знакомство с произведением

- Я предлагаю вам послушать рассказ Л. Н. Толстого «Котёнок»

Садитесь удобно лицом к экрану. Приготовьтесь смотреть и внимательно слушать. В рассказе могут встретиться устаревшие или мало знакомые для вас слова.

(Звучит аудиозапись)

5. Проверка первичного восприятия

- Какое впечатление произвёл на вас этот рассказ? (ответы детей)

- О ком это произведение? (о Кате и Васе, у них была кошка)

- За кого вы переживали? (за потерянную кошку)

- Что вы можете сказать о Васе? Какой он? Опишите его (смелый, решительный, глупый?)

- Лев Толстой назвал это произведение Былью

- Как вы понимаете значение этого слова? (быль – это произведение, события которого могли происходить на самом деле/ то, что было в действительности, происходило на самом деле)

- А в чём же главная мысль этого рассказа? Что хотел донести до своих читателей Толстой? (Важно быть добрым.)

6. Чтение детьми текста по частям и его анализ

Теперь давайте поработаем с текстом. Откройте учебник стр.117.

Помните, когда читаешь надо думать, представлять, понимать.

Сейчас мы будем читать быль маленькими отрывками.

1-абзац

- Кто такие Вася и Катя? (брат и сестра)

- Куда делась кошка? (пропала)

- Что делали Катя и Вася, когда кошка пропала? (Дети искали её везде, но не могли найти)

2 абзац

- Что произошло у амбара? (дети играли подле амбара)

- Как дети обнаружили кошку? (услышали над головой что-то мяучит тонкими голосами)

- Какое чувство было у ребят во время находки? (радость) Прочитайте («Нашёл! Наша кошка.. И у неё котята…»

3-4 абзац

- Сколько котят было? (5)

- Что произошло с котятами? (когда они выросли немножко и стали вылезать из-под угла, где вывелись)

- Зачитайте, какого котенка оставили себе ребята. Как будем читать? (ласково, с любовью) – (дети выбрали себе одного котёнка, серого с белыми лапками, и принесли в дом)

5-6 абзац

- Куда отправились дети? (пошли играть на дорогу)

- С каким настроением пошли дети гулять? Чему радовались? (радовались, что мама оставила котёнка детям, они кормили его и играли с ним)

- Что-нибудь указывает на опасность? (ветер шевелил солому на дороге, а котёнок играл с соломой) (играл с соломой на дороге)

- Можно ли предположить, что случиться с котенком беда? Почему? (да, он любит бегать, прыгать и не будет сидеть на месте/ дети за игрались и забыли про котёнка)

7- абзац

- Что нарушило тишину? (громкий крик «Назад, назад!» - кричал охотник)

- Какая беда грозила котенку? (две собаки увидели котёнка и хотели схватить его)

- От чего возникла такая ситуация? (котёнок глупый, вместо того, чтобы бежать, присел к земле, сгорбил спину и смотрел на собак)

- Почему котенок не убежал от собак? Как об это пишет автор? Какое чувство возникло? (страх, тревога)

С какой интонацией это прочитаем? Зачитайте.

- Как повел себя Вася? (Вася, что было духу, пустился к котёнку и в одно время с собаками подбежал к нему)

– О ком он думал в этот момент? (думал о котёнке, потому что собаки хотели схватить его, но Вася упал животом на котёнка и закрыл его от собак)

8 - абзац

- Чем закончилась история? (охотник подскакал и отогнал собак, а Вася принёс домой котёнка и больше не брал его с собой в поле)

****- Проверим, какими внимательными вы были?

Тест на понимание прочитанного. Ответ: + да , нет-

А) Герои были – брат и сестра? (да)

Б) У кошки родилось 6 котят? (нет)

В) Один раз дети пошли играть на дорогу и взяли с собой котёнка. (да)

Г) Дети собирали щавель и не забывали про котёнка (нет)

Д) Две собаки ухватили котёнка и хотели с ним поиграть (нет)

Е) Катя испугалась собак, закричала и побежала прочь от них (да)

Ж) Вася упал животом на котёнка и закрыл его от себя. (да)

7. Перечитывание

- Рассмотрите иллюстрацию на стр. 118. Опишите, как это происходило

-Прочитайте отрывок «Как Вася спасал котёнка» (А Вася, что было духу, пустился к котёнку и в одно время с собаками подбежал к нему)

- Какая должна быть интонация? Почему?

- Что можно сказать о Васе? (Вывод: Вася в трудную минуту не растерялся, а нашёл единственный выход из сложившейся ситуации)

- Как поступила Катя? Подтвердите словами из текста. (Катя испугалась собак, закричала и побежала прочь от них)

- Можно ли осуждать Катю? (не каждый человек, даже взрослый, способен на смелый поступок)

- А как поступили бы Вы? (ответы детей)

- Какая фраза может быть главной мыслью произведения? Выберите.

1. Делу время, а потехе час (пословица)

2. Нет друга – ищи, а нашёл – береги (пословица)

3. Друзья познаются в беде (пословица)

4.Мы в ответе за тех , кого приручили (А. Сент – Экзюпери)

- Объясните, как вы это понимаете?

- Как вы объясните смысл последнего предложения: «Вася принёс домой котёнка и уж больше не брал его с собой в поле.» Какие выводы сделал для себя Вася, если он пришёл к такому решению?

- У кого из героев было чуткое сердце, и он по – настоящему в ответе за тех, кого приручил?

Вывод: - Какую тайну хотел нам раскрыть мудрый писатель Л.Н. Толстой? (оберегать, любить, кормить, заботиться о тех, кого приручили )

8. Обобщающая итоговая беседа

- А вы в ответе за тех, кого приручили?

- Что вам захотелось сделать после прочтения этого произведения?

9. Домашнее задание:

Выразительно читать быль стр. 117 – 119.