СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Тема: Мастер – класс по работе акварелью и гуашью.

Категория: ИЗО

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данная  педагогическая мастерская проводится в рамках районного семинара учителей изобразительного искусства и адресован преподавателям ИЗО. На нем педагоги могут познакомиться с  нетрадиционной технике рисования  гуашью и акварелью.

Просмотр содержимого документа
«Тема: Мастер – класс по работе акварелью и гуашью.»

11


Методическое объединение

учителей изобразительного искусства

Шпаковского района




Тема: Мастер – класс по работе акварелью и гуашью.







Подготовила

учитель ИЗО и ХТ

МБОУ НОШ №24

г. Михайловска

Шильдяева Екатерина Юрьевна












25.11.2019 г

Слайд 2

Главная цель искусства не в пустом

копировании объектов и предметов.

Оно должно дарить новое,

чувственное, настоящее.

Оноре де Бальзак



Закон «Об образовании в Российской Федерации», ФГОС общего образования предполагают усиление метапредметной направленности учебных предметов, в том числе и уроков изобразительного искусства.

Слайд 3

В соответствии с ФГОС начального общего образования основной задачей учебного предмета «Изобразительное искусство» является развитие у обучающихся, наряду с прочими, способностей к восприятию произведений изобразительного искусства. В этой связи тема нашего мастер- класса звучит так «Мастер – класс по работе акварелью и гуашью».


Цели, задачи педагогической мастерской


Регулятивные УУД:

· определять и формулировать цель деятельности на уроке с помощью учителя;

· проговаривать последовательность действий на уроке;

· учиться высказывать своё предположение (версию) на основе работы с иллюстрацией учебника;

· с помощью учителя объяснять выбор наиболее подходящих для выполнения задания материалов.

Познавательные УУД:

· ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя;

· делать предварительный отбор источников информации: ориентироваться в учебнике (на развороте, в оглавлении, в словаре);

· добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке; пользоваться памятками (даны в конце учебника);

Коммуникативные УУД:

· донести свою позицию до других: оформлять свою мысль в рисунках, доступных для изготовления изделиях;

· слушать и понимать речь других.

Регулятивные УУД

· учиться высказывать своё предположение (версию) на основе работы с иллюстрацией учебника;

с помощью учителя объяснять выбор наиболее подходящих для выполнения задания материалов и инструментов;

учиться готовить рабочее место и выполнять практическую работу по предложенному учителем плану с опорой на образцы, рисунки учебника;

Познавательные УУД:

ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя;

делать предварительный отбор источников информации: ориентироваться в учебнике (на развороте, в оглавлении, в словаре);

добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке; пользоваться памятками (даны в конце учебника);

перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы всего класса ;

перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать предметы и их образы;

Коммуникативные УУД :

донести свою позицию до других: оформлять свою мысль в рисунках, доступных для изготовления изделиях;

слушать и понимать речь других.


Цель:

-повышение профессионального мастерства преподавателей изо, в школах района.

-дать представление о технике бумажной пластики, солёного теста, рисунка их видах и практическом применении в быту и повседневной жизни.

 – создать условия для профессионального самосовершенствования  учителя, при котором формируется опыт подготовки к проектированию адаптивной образовательной среды ученика, формируется индивидуальный стиль творческой педагогической деятельности в процессе опытно-экспериментальной работы.

Задачи

Познакомить с особенностями организации урока и возможные варианты применения разных способов творческой деятельностью учащихся на уроке.

Показать практическую значимость творческой деятельности учеников.


Демонстрационный материал:

- фотографии цветов, образцы работ учащихся;

-работы в нетрадиционной технике рисования.

-таблицы ссылками полезных сайтов по нетрадиционной технике рисования.


Аннотация: 

Данная педагогическая мастерская проводится в рамках районного семинара учителей изобразительного искусства и адресован преподавателям ИЗО. На нем педагоги могут познакомиться с нетрадиционной технике рисования гуашью и акварелью.

Используемые средства ИКТ :

-Мультимедийный проектор, экран;

-Презентация

Материалы для участников матер класса:

Конспект педагогической мастерской, за тонированные(граттаж) листы формата А 3 ,4,5 деревянные палочки.

Дата проведения: 25.11.2019г.

Прогнозируемый результат мастерской:

Интеграция современных педагогических и информационно-коммуникационных технологий в процессе создания предметной образовательной среды деятельности педагога.

Расширение знаний о возможностях использования современных развивающих технологий.

Вовлечение учителей в творческую деятельность.









Ход работы педагогической мастерской



Слайд 4

Здравствуйте, уважаемые коллеги!

Начать свой мастер класс хочу со слов Василия Александровича Сухомлинского

«…Детский рисунок, процесс рисования – это частица духовной жизни ребенка. Дети не просто переносят на бумагу что-то из окружающего мира, а живут в этом мире, входят в него, как творцы красоты, наслаждаются этой красотой».



Слайд 5,6

  1. Презентация педагогического опыта (3 мин.)

1.2.Обоснование основных идей педагогической технологии, применяемой учителем

В древности существовала легенда, что раньше у человека были глаза в кончиках пальцев. Многие знают о том, что через руки, через кончики пальцев проходят меридианы, то есть те таинственные каналы, по которым течёт энергия, переходя из одного канала в другой. Потому очень важно развивать мелкую моторику рук с детства.

Давайте поговорим о нетрадиционных техниках рисования. Именно нетрадиционные техники рисования создают атмосферу непринуждённости, открытости, содействуют развитию инициативы, самостоятельности, создают эмоционально - благоприятное отношение к деятельности у детей, развивают пространственное мышление, учит детей работать с разнообразным материалом. Результат изобразительной деятельности – это очень увлекательная, завораживающая деятельность, которая удивляет и восхищает детей, в ней не может быть плохим или хороших работ, работа каждого ребёнка индивидуальна и неповторима.

.

В процессе рисования дети учатся рассуждать, делать выводы. Происходит обогащение их словарного запаса; Развивается мелкая моторика и тактильное восприятие; тренируется память;

Работая с изобразительным материалом, находя удачные цветовые сочетания, узнавая предметы в рисунке, дети получают удовлетворение, у них возникают положительные эмоции, усиливается работа воображения.

Я хочу сегодня вас познакомить с несколькими техниками рисования красами гуашью и акварелью.

Слайд с разными способами рисования красками.

1.3.Характеристика творческой лаборатории педагога (описание достижений в опыте работы)


Внимание на экран.

Слайд 7

Вашему вниманию представлю нетрадиционную технику рисования – пуантилизм.

Итак, что же такое пуантилизм?

Пуантилизм (фр. Pointillisme, буквально «точечность», фр. point — точка) – это направление в изобразительном искусстве, родоначальником которого считается французский художник Жорж Сёра. Как очевидно из названия, пуантилизм – это рисование точками (точечными мазками).


Пуантилизм основан на строгой научной физико-математической базе. Краски на палитре не смешиваются, яркие, контрастные цвета наносятся точками, и подразумевается, что смешение красок происходит за счёт оптического эффекта прямо на сетчатке глаза. И если зритель смотрит картину с близкого расстояния, то рисунок плохо виден, но если взглянуть издалека, то картина видна целиком.

В жанре пуантилизм  можно использовать акварель ,гуашь, акриловою краску ,применяя ватные палочки или обратную сторону кисти, пальчиками, спонжами, ластиком простого карандаша и т.д.


На слайде изображены цветы, выполненные в этой технике. Эти цветы создали мои ученики, на уроке ИЗО во 1 классе, второй четверти.

В этой четверти программой Б.М. Неменского предусмотрена тема «Мир полон украшений. Цветы» на этом уроке ребята выполняют панно. Тема урока рассчитана на 2 часа, что позволяет мне широко использовать время урока, применяя эту технику, а изображения цветов, а также подходить, к уроку дифференцировано.

На слайде вы можете видеть разные работы ребят

Для развития познавательных способностей, учащиеся отвечают на следующие вопросы.


  • Какие виды цветов уже знакомы вам?

  • Что объединяет все эти цветы и чем они отличаются?


Вопросы, заданные учащимся помогают развивать речь, воображение учат мыслить.

Следующий метод нетрадиционной техники рисования красками акварель, который, я так же применяю на своих уроках. А точнее во второй четверти в 2 классе тема «Сказочная птица». Придумывать выразительные фантастические образы птиц.

Метод волшебного рисунка.

Рисование в технике «Граттаж». Замечательная, необычная техника «Граттаж» будет интересна детям любого возраста.

«Граттаж» (от французского gratter - скрести, царапать) - это способ процарапывания заострённым предметом грунтованного листа. 

 Реализуется этот метод так. Техника в выполнении проста, состоит из трёх этапов. Все этапы подготовки листа к работе интересны и вызывают у ребёнка интерес и воспитывают внимание, усидчивость, чувство последовательности и умение доводить начатое дело до конца.

Этапы выполнения:

1 шаг. Необходимо взять плотный лист любого формата или белого картона. Делаем фон гуашью. В данном варианте белый лист я разделила на цветные блоки . Нанесла гуашь разного оттенка соответствие цветовой гамме, потом после высыхание краски тщательно (без пробелов) натереть его восковой свечой.

2 шаг. Нанести с помощью широкой кисти густой (как сметана) слой гуаши чёрного цвета (или другого тёмного) на весь лист так, чтобы не было пробелов.

Совет:

Добавьте в гуашь несколько капель жидкого мыла (шампуня, моющего средства) или клея ПВА, тогда при процарапывании гуашь не будет пачкать руки.

3 шаг. Процарапывание. Возьмите заострённый предмет (зубочистка, перо, стержень от шариковой ручки, пластиковая вилка и др.) и начинайте наносить запланированный рисунок. Рисовать можно полосы, различные линии или штрихи. В общем, то, что Вам хочется.

Слайд 8

Демонстрация работ обучающихся выполненный методом волшебного рисунка.





Предлагаю вам приступить к практической части работы нашей мастерской и предложить вам способы выполнения творческой работы.

Практическая часть

Участники мастер класса выполняет метод волшебного рисунка на заготовленных листах А4,А5 при помощи зубочисток и деревянных палочек рисунок в технике «граттаж».



Подведение итогов. Теперь, когда вы выполнили работу, давайте проведём небольшую выставку.

Посмотрите, какие необычные интересные работы получились. Эти техники можно использовать на свих уроков. Всем большое спасибо за активное участие в работе моей мастерской!



Итог мастер класса

В каждом из нас живёт художник и поэт, а мы даже не знаем об этом, точнее забыли. Вспомните притчу о «зарытых талантах». А ведь действительно многие «закапывают» свой талант в землю, не в состоянии раскрыть себя сами. Так и ходят «нераскрытые таланты» по улицам и живут обыденной жизнью. Просто никто не обратил внимания на задатки и способности ещё в детстве. Нужно запомнить простое правило - бездарных детей нет, есть нераскрытые дети. А помочь раскрыть эти таланты должны мы, взрослые!

Как говорил В. А. Сухомлинский: “Истоки способностей и дарования детей на кончиках пальцев. От пальцев, образно говоря, идут тончайшие нити-ручейки, которые питает источник творческой мысли. Другими словами, чем больше мастерства в детской руке, тем умнее ребёнок”.

позволю себе рекомендовать сайты по нестандартным изобразительным техникам:

https://yandex.ua/images/search?img_url=http%3A%2F%2Fcs3.livemaster.ru%2Fzhurnalfoto%2Fe%2F4%2F8%2F150507163031.jpeg&_=1450592314860&p=1&tex

http://merypoppins.com/risunki-i-applikatsii-s-pomoshhyu-ladoshek/

https://yandex.ua/search/?text=%D1%80%D0%B8%D1%81%D1%83%D0%BD%D0%BA%D0%B8%20%D0%BF%D1%80%D0%B8%20%D0%BF%D0%BE%D0%BC%D0%BE%D1%89%D0%B8%20%D0%B7%D0%B5%D0%BD%D1%82%D0%B0%D0%BD%D0%B3%D0%BB.%D1%80%D0%B8%D1%81%D0%BE%D0%B2%D0%B0%D0%BD%D0%B8%D0%B5%20%D0%B4%D0%BB%D1%8F%20%D1%80%D0%B5%D0%BB%D0%B0%D0%BA%D1%81%D0%B0%D1%86%D0%B8%D0%B8%20%D0%B2%D0%B4%D0%BE%D1%85%D0%BD%D0%BE%D0%B2%D0%B5%D0%BD%D0%B8%D1%8F%20%D0%B8%20%D1%83%D0%B4%D0%BE%D0%B2%D0%BE%D0%BB%D1%8C%D1%81%D1%82%D0%B2%D0%B8%D1%8F&lr=142

http://nsportal.ru/detskiy-sad/risovanie/2015/12/18/netraditsionnye-tehniki-risovaniya

http://triz-plus.ru/xudozhestvennoe-tvorchestvo/netradicionnye-texniki-risovaniya

http://www.ivalex.vistcom.ru/zanatia32.htm

http://www.tcnordtv.ru/

http://www.info@art-publish/ru

http://prodecoupage.com/forum/8

http://prodecoupage.com/index/0-2

http://www.how-to-do.ru/page.php?id=91

http://www.arshobby.ru/

http://www.artgalery.ru/?id=300

http://razuznai.ru/kultura/

http://xozayka.ru/master.php

А так же литературу:

  • Альтшуллер Г.С. Дерзкие формулы творчества.

 Выгодский Л. С.  Воображение и творчество в детском возрасте.  -  М., 1991.

 Ветлугина Н.А. Основные проблемы художественного творчества детей //  Художественное

творчество и ребенок./Под.ред. Н.А.Ветлугиной, М., Просвещение, 1972г.   

 Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте. - М.: 1967г.    

  • Гин С.И. Мир фантазии: Метод. пособие для учителей нач. шк. Ч.1 и 2. Версия 2.0/ Система проф. разраб., консультантов и препод. "ТРИЗ-Шанс". — Гомель, 1995. — 138С.

 Комарова Т. С.  Обучение детей технике рисования.  -  М.,  1994.

 Художественное творчество и ребёнок / Под. ред. Н. А. Ветлугиной.  - М.,  1972.

 Мелик-Пашаев А.А..,  Новлянская З. Н.  Ступеньки к творчеству.  -  М., 1995.

  • Мухина В. С.  Изобразительная деятельность ребёнка как форма усвоения социального опыта.  -  М.,  1981.

  • Журнал ТРИЗ Россия (Редактор Склобовский Кирилл Афанасьевич), Фонда ТРИЗ - Челябинск (Кожевникова Любовь Анатольевна)



Список литературы


  1. ФГОС «Изобразительное искусство 1 – 4 классы».

Рабочие программы. Предметная линия учебников под редакцией Б. М.

Неменского: пособие для учителей общеобразовательных учреждений

Б.М. Неменский и др. – Москва, Просвещение, 2012.

  1. Учебник для общеобразовательных учреждений.

ФГОС Изобразительное искусство. «Искусство и ты»2 класс.

Автор Н. А. Горяева, под редакцией Б. М. Неменского. Москва,

Просвещение, 2013.

  1. Методическое пособие к учебникам по изобразительному искусству

1 – 4 классы. Под редакцией Б. М. Неменский, М.: Просвещение, 2011.

  1. Изобразительное искусство. Поурочные разработки 2 класс.

Составитель М. А. Давыдова, в помощь школьному учителю.

Москва, «ВАКО» 2012г.

  1. «Краткий словарь по изобразительному искусству».

Автор Н. М. Сокольников, Обнинск; «Титул» 1996г.

  1. «Уроки рисования для младших школьников».

Автор: М. В. Мехейшина, Минск; «Юстпресс» 2000г.