Урок знакомство с детскими журналами.
Тема «Мой любимый детский журнал»
МБОУ «Нижнеказанищенская СОШ №3»
Аскерханова Аида Басировна
Цели деятельности учителя | Создать условия для ознакомления с журналами для детей 20–40-х годов XX века; способствовать развитию познавательного интереса к чтению |
Тип урока | Постановка и решение учебной задачи |
Планируемые образовательные результаты | Предметные (объем освоения и уровень владения компетенциями): научатся: прогнозировать содержание раздела, планировать работу на уроке, находить нужную информацию по заданной теме; получат возможность научиться: участвовать в проекте; создавать собственный журнал устно, описывать его оформление; придумывать интересные вопросы для детского журнала и ответы к ним; создавать иллюстрации к журналу; писать свои рассказы и стихи для детского журнала. Метапредметные: познавательные: пользуются дополнительной и справочной литературой для нахождения необходимой, дополнительной информации; регулятивные: овладевают способностью принимать и сохранять цель и задачи учебной деятельности; коммуникативные: активно используют речевые средства для решения коммуникативных и познавательных задач. Личностные: имеют целостный взгляд на мир в его единстве и разнообразии |
методы и формы обучения | Формы: фронтальная, индивидуальная. Методы: словесный, наглядный, практический |
Образовательные ресурсы | 1.http://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/chtenie/po-stranicam-detskih-zhurnalov-vtoraya-zhizn-starogo-zhurnala-0 2. http://festival.1september.ru/articles/617082/ |
Оборудование | Интерактивная доска (экран), компьютер, проектор |
организационная структура (сценарий) урока
I. Организационный момент.
«Здравствуйте» – скажем руками. (Пожимают друг другу руки.)
«Здравствуйте» – скажем глазами. (Смотрят друг на друга, кивают головой.)
«Здравствуйте» – скажем громко.
«Здравствуйте!» – станет радостней кругом!
II. Речевая разминка.
ДРУЗЬЯ
Если плачет кто-то рядом, И спросите: «Почему?»
Если слезы льются градом, Это, дети, сделать надо –
Подойдите вы к нему Плохо плакать одному.
– А как вы утешаете плачущего? Или спокойно проходите мимо?
– Прочитайте с разной интонацией: с веселой, грустной, сердитой; с беспокойством, с лаской.
– Прочитайте шепотом; громко; с ускорением; с замедлением.
– Прочитайте выразительно.
III. Работа по теме урока.
– Я прочла вам стихотворение «Друзья», напечатанное в детском журнале «Веселые картинки».
– А вот еще послушайте стихотворение, которое написала девочка вашего возраста. Эти стихи напечатал журнал «Мурзилка»:
Жил да был воробей И зимой и летом он
По прозванью Ротозей. Обожал считать ворон.
– А в каких еще детских журналах вы можете прочесть интересный для вас рассказ или посмотреть комиксы?
– Чем они вам нравятся?
– Какие разделы вы особенно любите читать?
Чтение статьи учебника (с. 158–159).
– Первый детский журнал вышел во Франции, около 340 лет назад, в России – на 100 лет позже. В настоящее время в нашей стране печатается много журналов для детей. Сегодня для вас приготовлена выставка детских журналов.
– Где мы можем найти эти журналы?
– А вы уже догадались, о чем мы будем говорить сегодня на нашем занятии?
– Сегодня мы познакомимся с детскими журналами, попытаемся составить свой детский журнал и даже попробуем продлить жизнь старому журналу.
– Как вы понимаете слово «журнал»?
– Давайте прочитаем в словаре Сергея Ивановича Ожегова, что значит это слово.
Журнал – это периодическое издание в виде книжки, содержащее статьи и художественные произведения разных авторов. (Слайд.)
– Слово «журнал» пришло к нам из французского языка, в переводе означает «дневник», «газета».
– Как вы понимаете выражение «периодическое издание»? (Периодическое издание означает, что журналы выходят периодически, например, 1 раз в неделю, 1 раз в месяц, 1 раз в квартал (квартал – это 3 месяца.)
– А теперь посчитайте, сколько экземпляров будет за два месяца?
– Сейчас мы проведем экскурсию по выставке.
– В далеком 1924 году собрались писатели и художники и решили выпускать журнал для детей. Сказано – сделано: написаны рассказы, стихи, нарисованы картинки. Но названия у журнала пока нет. Думали, спорили, гадали. И кому-то вспомнились популярные книжки о веселых приключениях маленьких лесных человечков, которые странствуют по свету. Среди множества крохотных существ был озорник и проказник по имени Мурзилка. Он веселый, находчивый, любознательный, иногда озорной – одним словом, ровесник своих читателей. Дети полюбили его, стали доверять ему свои тайны, ждут от него совета, хотят поговорить по телефону, зовут в гости. Они верят в то, что существует на свете добрый, понимающий Мурзилка. Что ему можно довериться, броситься к нему в трудную минуту: «Помоги, Мурзилка!» Этому журналу уже 90 лет. Несмотря на «почтенный» возраст, журнал с каждым годом становится красочнее и интереснее по содержанию. В журнале имеются постоянные рубрики, которые наполнены интересным материалом.
В 1956 году был открыт журнал «Веселые картинки». Это детский юмористический журнал. В нем вы найдете сказки, забавные приключения, загадки, игры.
Главными героями журнала стали маленькие веселые человечки – Незнайка, Чиполлино, Буратино. Однако их оказалось маловато, и решено было придумать еще двоих. Так на свет появились Карандаш – художник с волшебным карандашом вместо носа: все, что он нарисует, в ту же секунду оживет, и Самоделкин, у которого вместо носа винтик, ручки-ножки – пружинки, сам он весь железненький и за одну секунду может все что угодно починить.
– Вы поняли, что каждый журнал имеет свое лицо, свои рубрики, своего хозяина. В «Мурзилке» – это Мурзилка; в «Веселых картинках» – Карандаш и Самоделкин; в «Колобке» – Колобок; в «Трамвае» – трамвай.
IV. Подготовка к проектной деятельности «Мой любимый детский журнал» (см. ресурсный материал).
V. Итоги урока. Рефлексия.
– Понравилось ли вам создавать журнал?
– Хотите ли вы продолжить эту работу?
– У нас будет возможность создать свой классный детский журнал, где мы будем размещать наши творческие работы.
Ресурсный материал
Этапы проекта
1. Мотивационно-целевой этап: определение социально-значимой задачи проекта; целеполагание, погружение в проект.
2. Планирование действий по разрешению проблемы.
• Исследование:
– Какова история первого детского журнала?
– С какими детскими журналами вы незнакомы?
– Какие рубрики есть в журнале?
– Каков дизайн журнала?
• Экскурсия в школьную библиотеку «Презентация детской периодической печати».
• Определение состава творческих групп:
авторский коллектив
– Сочинение статей к рубрикам.
издатели
– Подбор и оформление статей;
– Подбор материала и оформление.
художники-оформители
– Подготовка иллюстраций к рубрикам; обложки журнала.
– Продукт: целевой план действий.
3. Организационно-деятельностный этап (практический).
– Самостоятельная работа детей.
– Консультации с учителем.
– Продукт: детский журнал.
4. Заключительный.
– Презентация журнала.
5. Итоговый (рефлексивный).
– Взаимооценка деятельности (устное обсуждение, письменное анкетирование).
– Оценка результативности.
– Обмен впечатлениями «Что я узнал нового? Чему научился?».