СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Тема: «Обобщение знаний об имени прилагательном»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Тема: «Обобщение знаний об имени прилагательном»»

Открытый урок

Класс: 2

УМК «Школа России»

Тема: «Обобщение знаний об имени прилагательном»

Предмет: русский язык

Цель: создать условия для обобщения знаний учеников об имени прилагательном, закрепить лексико-грамматические признаки имен прилагательных.

Задачи:

Образовательные: обучать грамотному, каллиграфическому письму; совершенствовать умение распознавать части речи через сказку С. Я. Маршака «Двенадцать месяцев»; совершенствовать орфографическую зоркость, умение « видеть» орфограммы.

Развивающие: продолжать развивать устную речь учащихся; развивать внимание, мышление, речь, обогащать и активизировать словарный запас; продолжать работать по формированию умения сравнивать, обобщать, группировать, анализировать; формулировать свои мысли, высказывать их вслух; развивать умение работать в парах, развивать навыки контроля и самоконтроля; развивать интерес к русскому языку, логическое и образное мышление, орфографическую зоркость, самостоятельность, интеллектуальную и эмоциональную сферу; развивать умения наблюдать, сравнивать, делать выводы, обобщать; развивать у учеников самостоятельность на уроке, интерес к процессу познания.

Воспитательные: содействовать воспитанию духовно богатой, творчески активной личности; привлечь внимание к культуре русской речи, к слову как единице общения между людьми; воспитывать аккуратность, самостоятельность; воспитывать умение слушать одноклассников, высказывать свою точку зрения и обосновывать её; воспитывать гордость за свои знания, коллективизм; воспитывать умение совместной деятельности при работе в парах; воспитывать чувство взаимопомощи, взаимовыручки, ответственности за свои действия; воспитывать любовь к родине.

Планируемые результаты:

Предметные: иметь прочные знания об имени прилагательном как части речи, его признаках, синтаксической роли

Личностные: осознание значимости в речи имен прилагательных; актуализация мыслительной и творческой деятельности; формирование умения работать по словесной и письменной инструкции и алгоритму

Метапредметные результаты.

Регулятивные УУД: принимать учебную задачу; планировать свою деятельность в соответствии с поставленной задачей; осуществлять итоговый и пошаговый контроль деятельности; участвовать в коллективном обсуждении проблемы, интересоваться чужим мнением и высказывать свое собственное.

Познавательные УУД: отработка умения анализировать объекты с целью выделения признаков, структурировать знания; сличение способа действия при анализе имен прилагательных, орфографической работе и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона; внесение необходимых дополнений и корректив в способ действия в случае расхождения эталона, реального действия и его продукта.

Коммуникативные УУД: умение с достаточно полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации; владение монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка



Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

1. Мотивирование к учебной деятельности.

Долгожданный дан звонок, начинается урок.

Давайте, настроимся на хорошую работу, чтобы у нас все получилось.









Садитесь .Проверьте посадку .Открываем тетрадочки.

Настраиваются на работу на уроке.

Дети стоят рядом друг другом в паре, кому не хватило пары, встаёт с учителем

Учащиеся поочередно касаются одноименных пальцев рук своего соседа, начиная с больших пальцев. Показывают и произносят.

желаю (соприкасаются большими пальцами);

успеха (указательными);

большого (средними);

во всём (безымянными);

и везде (мизинцами);

Здравствуйте! (прикосновение всей ладонью)

2. Актуализация знаний

(Минутка чистописания: На доске записаны буквы письменные, строчные н, е, в, с, а)

Посмотрите на доску. Скажите, какие буквы мы будем сегодня писать?

А теперь произнесите звуки, которыми обозначены эти буквы.

На какие 2 группы можно их разделить?

Сейчас мы запишем их красиво и необычным способом: если звук согласный, то будем записывать обычным способом ,а если звук обозначающий данную букву гласный, то запишем с узором, обводя её в кружочек.

Молодцы.

А какое слово можно составить из этих букв?

Весна замечательное и прекрасное время года. В это время оживает вся природа. Давайте вспомним весенние приметы.



Называют буквы по чистописанию.


Произносят звуки, которыми они обозначены.


- гласные и согласные

Записывают согласные и гласные буквы разными способами




Составляют слово из букв: Весна


Вспоминают и называют весенние приметы.

3. Выявление места и причины затруднения.

Вот и сегодня на нашей классной доске появилось солнышко, только оно без лучей. Сейчас мы попробуем стать настоящими волшебниками и догадать о чём сегодня пойдём речь на нашем уроке. (Работа в паре) Вспомним, как нужно работать, чтобы у вас всё получилось:

1. Слушай партнера внимательно.

2. Переспрашивай и уточняй, чтобы быть уверенным, что ты правильно его понял.

3. Отмечай прежде всего положительное.

4. Уважай чужие ошибки; вежливо объясняй свое мнение.

5. Старайся работать без ошибок.

6. При затруднениях проси помощи у партнера и помогай сам, если он просит об этом.

7. Результатом работы пары является ваше общее мнение.

Для этого возьмите у себя на парте белый бумажный лучик, определитесь, кто из вас будет закрашивать его гуашью, а кто пойдёт к доске его прикреплять к нашему солнышку. Это нужно сделать быстро и в тоже время аккуратно, чтобы солнышко наше не скрылось.

А пока вы работаете, послушайте мелодию П. И. Чайковского «Времена года. Весна»

(когда дети будут закрашивать гуашью, на луче будут появляться вопросы -какая? какое? какие? какой?...)

Давайте вспомним, какая часть речи отвечает на эти вопросы?

Да, правильно. А что обозначает имя прилагательное?

Для чего служит? Как изменяется? С какой частью речи связано?

Молодцы. Это солнышко будет нам сегодня помогать закрепить наши знания об этой части речи. И те ребята, которые будут правильно отвечать на вопросы и правильно выполнять задания, будут получать солнышки.

В конце урока мы посчитаем их количество и определим наших знатоков по этой теме. Согласны?





Вспоминают правила работы в парах













Распределяют работу между собой: один ученик раскрашивает лучик, другой прикрепляет к доске.





- имя прилагательное


Отвечают на вопросы:


4. Обобщение и систематизация знаний

Весна… Светит солнышко и дарит нам первые ….? Правильно первоцветы

Отгадайте, какой я сейчас загадала цветок. Я буду называть признаки этого предмета по одному. Кто угадает с первого слова?

нежный, тонкий, ранний, душистый, первый (на доске есть загадка)

Почему его так называют?

Легенда о подснежнике.

Русская легенда утверждает, что однажды старуха – Зима со своими спутниками – Морозом и Ветром решила не пускать на Землю Весну. Но смелый подснежник выпрямился, расправил лепестки и попросил  защиту у Солнца. Солнце заметило его, согрело землю и открыло дорогу Весне. Поэтому подснежник считают вестником Весны.

А в какой сказке встречается это первоцвет?

Правильно, «Двенадцать месяцев» Кто помнит автора этой сказки?

К нам сегодня на урок пришла одна из главных героинь этого произведения. А догадаться вам помогут имена прилагательные: послушная, добрая, скромная, трудолюбивая

Правильно, это падчерица. Она очень любит играть. А вы? Поиграем? Встаём.

Я буду бросать мяч, и говорить прилагательное, а вы должны придумать слово близкое по значению. Например: Прелестная – красивая, прекрасная….

За каждый правильный ответ вы получает солнышко.

вежливый –

весёлая –

ласковая –

морозный –

старый –
умный –

жестокая –

А как можно одним словом назвать эти слова, которые имеют близкое значение?

Вы знаете? кроме того, что наша замечательная героиня любит играть, она очень любит птиц. Особенно тех, которые прилетают к нам весной.

Она принесла их с собой.

Наступает ____________________ весна.

Светит _____________________солнце.

Тает ______________________снег.

Журчат _________________ручьи.

Летят_______________птицы.

Слова для справок: говорливые, ранняя, ласковое, последний, перелётные.

Каждый из вас прочитает текст. Нравиться ли он вам? Почему?

Давайте его украсим подходящими по смыслу словами, а точнее прилагательными. И за правильное выполнение задания выдаётся солнышко.

Прочитаем все вместе текст . Изменился ли он?

Какой вывод можно сделать? Какую роль сыграли прилагательные?

Какой вид текста получился? Что описывается в этом тексте?

Молодцы!





Физминутка

А теперь, ребята, встали,

Быстро руки вверх подняли, помахали,

В стороны развели, вперёд хлопок, назад хлопок,

Повернулись вправо, влево, вправо, влево,

Тихо сели, вновь за дело.

Наша девочка очень любит цветы, она принесла их в класс, но злая мачеха дала ей задание разобрать по 2 корзинкам.

На цветах где записаны имена прилагательные в единственном числе в одну корзинку, а где они записаны во множественном числе - в другую корзинку.

Проверка!

Молодцы!

Я хотела бы поделиться с вами интересной информацией и сказать, что сказку «12 месяцев» Маршак не сам написал, а только её обработал. На самом деле это словацкая сказка, падчерицу звали Марушка и ходила она в лес за фиалками, а не за подснежниками.

- цветы



Отгадывают цветок

- подснежник

Ответы детей

Внимательно слушают легенду о подснежниках





-«Двенадцать месяцев»

- С. Я. Маршак



- это падчерица








Называют синонимы к именам прилагательным

– любезный, учтивый, деликатный

– радостная, жизнерадостная

– нежная, приветливая

– суровый, холодный

– пожилой

– мудрый, смекалистый

– бессердечная, злая, свирепая


- синонимы


Вспоминают и называют перелетных птиц.










Читают текст, отвечают на вопросы.


Работают в своих тетрадях, используя карточки-птички.


Делают вывод: Текст получился более красивым и интересным.

- Получился текст-описание. Получают солнышки.


Участвуют в физминутке.





Распределяют имена прилагательные по корзинам, основываясь на характеристике «число имен прилагательных»





Получают солнышки.

5. Контроль усвоения, обсуждение допущенных ошибок и их коррекция

Героиня словацкой сказки Марушка для вас приготовила последнее задание, где вам придётся поработать в группах. Давайте вспомним правила работы в группах:

  1. Слушай, что говорят другие.

  2. Делай выводы об услышанном, задавай вопросы.

  3. Говори спокойно ясно, только по делу.

  4. Анализируй свою деятельность, вовремя корректируй недостатки.

  5. Помогай товарищам, если они об этом просят.

  6. Точно выполняй возложенную на тебя роль.

На карточке: Вам нужно подобрать к именам прилагательным подходящие по смыслу имена существительные и соединить их стрелочками.

1 группа:

Душистый вода

Синее день

Ясный реки

Прохладный небо

Широкие укроп

2 группа:

Белый солнце

Сладкая моря

Весеннее морковь

Пушистый бантик

Глубокие снег

Проверка.

Молодцы. Со всеми заданиями вы справились. Словацкая девочка Марушка и наша девочка из сказки «12 месяцев прощаются с вами…. Желают вам успехов в учёбе!


Вспоминают правила работы в группах.









Выполняют работу на карточках, соединяя имена прилагательным с соответствующим именем существительным.













Раздать солнышки.


Получают сладкие призы от нашей падчерицы.



6. Рефлексия

Над какой темой урока мы сегодня работали?

Помогите мне закончить фразы (с помощью прилагательных)

Этот урок мне показался …………….

Я на этом уроке был ………………

Настроение от урока у меня……………………

Ну и конечно давайте узнаем, кто же сегодня является знатоком по этой части речи. Подсчёт солнышек.

Домашнее задание: Карточка-раскраска.

Подводят итоги урока. Отвечают на вопросы.






Получают оценки за урок.

Записывают домашнее задание.



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!