Зачет № 1 7 класс
по русскому языку
Тема: «Общие сведения о языке. Язык и речь. Текст.
Функциональные разновидности языка»
Инструкция для обучающихся
Задания № 1 - № 3; № 7 - № 13 с выбором ответа. Задание считается выполненным, если выбранная буква совпадает с верным ответом, оценивается в 1 балл.
Задание № 4 – на установление соответствия;
Задание № 5; № 6 - с кратким ответом оцениваются в 1 балл за каждый правильный ответ.
Задание № 14 требует развернутого ответа , оценивается в 8 баллов.
Максимальный балл за выполнение работы – 27. На основе баллов, выставленных за выполнение всех заданий зачетной работы, подсчитывается первичный балл, который переводится в отметку по пятибалльной шкале.
Критерии отметки:
Первичный балл | 27-25 баллов | 24-20 баллов | 19-14 баллов | менее 14 баллов |
Отметка | 5 | 4 | 3 | 2 |
Вариант - 1
1. Верно ли данное утверждение? Выбери правильный ответ. 1 балл
Монолог (от греческого слова «диалогос» - беседа) - разговор между двумя или
несколькими лицами
а) Неверно
б) Верно
2. К какому виду речи относится представленный отрывок?
Выбери правильный ответ. 1 балл
Я, милая, поэт в душе, — хоть никогда не сочинял сам. Что у тебя в корзинке?
— Лодочки, — сказала Ассоль, встряхивая корзинкой, — потом пароход, да еще
три, таких, домика с флагами. Там солдаты живут.
— Отлично. Тебя послали продать. По дороге ты занялась игрой. Ты пустила
яхту поплавать, а она сбежала, — ведь так?
— Ты разве видел? — с сомнением спросила Ассоль, стараясь вспомнить, не
рассказала ли она это сама.
— Тебе кто-то сказал? Или ты угадал?
— Я это знал.
— А как же?
— Потому что я — самый главный волшебник.
а) Диалогическая речь
б) Монологическая речь
3. Определи вид данного диалога. Выбери правильный ответ. 1 балл
— Что, брат, ехать надо!
Петька конфузливо улыбался и молчал.
«Вот чудак-то!»— подумал барин.
— Ехать, братец, надо.
Петька улыбался. Подошла Надежда и со слезами подтвердила:
— Надобно ехать, сынок!
— Куда? — удивился Петька.
Про город он забыл, а другое место, куда ему всегда хотелось уйти, — уже найдено.
— К хозяину Осипу Абрамовичу
а) Побуждение к действию
б) Обмен мнениями
4. Установи соответствие между видом речи и текстом. К каждой позиции
первого столбца подбери соответствующую позицию из второго столбца. 2 балла
Ответ оформите следующим образом: А - 1, Б - 2
Вид речи | Текст |
А) Монолог | 1) - Какая замечательная у Вас собака! – воскликнула Настя. - Ее зовут Герда, - ответил хозяин. - Отличное имя, - сказала девочка. |
Б) Диалог | 2) На дворе у Кирилла Петровича воспитывались обыкновенно несколько медвежат и составляли одну из главных забав покровского помещика. В первой своей молодости медвежата приводимы ежедневно в гостиную, где Кирилла Петрович по целым часам возился с ними, стравливая их с кошками и щенятами. Возмужав, они бывали посажены на цепь, в ожидании настоящей травли. |
5. Определи вид представленных ниже диалогов. 3 балла
Вид диалога | Диалог |
А) | - Знаете, - сказал Пантен Грэю, - я доволен. - Чем? - Тем же, чем и вы. Я все понял. Вот здесь на мостике. Он хитро подмигнул, светя улыбке огнем трубки. - Ну-ка, - сказал Грэй, внезапно догадавшись, в чем дело, что вы там поняли? (А. С. Грин. Алые паруса) |
Б) | - Ассоль, - сказал Лонгрен, беря ладонями ее лицо и поворачивая к себе. Выкладывай, что случилось? Она почувствовала, что должна выветрить его тревогу, и победив ликование сделалась серьезно-внимательной, только в ее глазах блестела еще новая жизнь. -Ты странный, - сказала она. - Решительно ничего. Я собирала орехи. (А. С. Грин. Алые паруса) |
В) | - Здравствуйте, Елена Николаевна! Сегодня состоится занятие секции по волейболу? - Да, Ваня, приходи в 5 часов. |
Варианты ответов:
- диалог - побуждение к действию
- диалог - обмен мнениями
- диалог - запрос информации
6. Определи вид представленных ниже монологов. 3 балла
Вид монолога | Монолог |
А) | К вечеру буря кончилась. Пустыня приняла прежний вид: безбрежное море дымящихся на верхушках барханов, сухое томящее пространство, за которым чудилась влажная, молодая, неутомимая земля, наполненная звоном жизни. (А. Платонов. Песчаная учительница). |
Б) | Мария Никифоровна задумалась: «Неужели молодость придется похоронить в песчаной пустыне среди диких кочевников и умереть в шелюговом кустарнике, считая это полумертвое деревце в пустыне лучшим для себя памятником и высшей славой жизни?.. (А. Платонов. Песчаная учительница). |
В) | Тогда она созвала крестьян в школу и рассказала им про свое намерение. Крестьяне ей не поверили, но сказали, что дело это славное. Мария Никифоровна написала большое заявление в окружной отдел народного образования, собрала подписи крестьян и поехала в округ. В округе к ней отнеслись сочувственно, но кое с чем не согласились. (А. Платонов. Песчаная учительница). |
Варианты ответов:
- монолог - рассуждение
- монолог - повествование
- монолог - описание
7. Что такое текст? Выбери правильное определение. 1 балл.
а) Текст это произведение, написанное отдельным автором и изданное отдельной книгой
б) Текст это - группа предложений, объединённых общей темой и связанных в единое
целое с помощью грамматических средств.
в) Текст - это набор словосочетаний, связанных между собой по смыслу
8. Определите функционально-смысловой тип речи.
Выберите правильный ответ 1 балл
«По ясному небу едва-едва неслись высокие и редкие облака, изжелта-белые, как запоздалый
весенний снег, плоские и продолговатые, как опустившиеся паруса. Их узорчатые края, и
легкие, медленно изменялись и таяли».
а) повествование
б) описание
в) рассуждение
9. Определите функционально-смысловой тип речи.
Выберите правильный ответ 1 балл
«Каким образом уловить тайну личности поэта в его творениях? Изучить поэта,
значит не только ознакомиться с его произведениями, но и перечувствовать, пережить
их. Всякий истинный поэт никогда и ничего не выдумывает – он отражает реальную
жизнь».
а) повествование
б) описание
в) рассуждение
10. Выберите правильное определение. 1 балл
а) Публицистический стиль – это стиль художественных произведений, романов, повестей,
рассказов, которые воздействуют на общественное мнение
б) Публицистический стиль – это стиль научных статей, докладов, монографий, которые
точно и полно объясняют закономерности развития природы и общества
в) Публицистический стиль – это стиль общественно-политической литературы,
периодической печати, ораторской речи. Он призван воздействовать на массы, призывать
их к действию, сообщать информацию
11. К какому стилю речи относятся эти жанры речи: законы, приказы, заявления?
Выберите правильный ответ. 1 балл
а) официально-деловой
б) разговорный
в) публицистический
12. Выберите правильное определение. 1 балл
а) Научный стиль – это стиль газет, журналов, который призван быстро откликаться на
события, происходящие в обществе.
б) Научный стиль – это стиль научных статей, докладов, монографий, учебников и т.д.,
который определяется их содержанием и целями – по возможности полно и точно
объяснить факты окружающей нас действительности, которые точно и полно объясняют
закономерности развития природы и общества.
в) Научный стиль – это стиль художественных произведений, научно- фантастических
романов и рассказов, позволяющих заглянуть в будущее.
13. Укажите правильную характеристику текста.
Выберите правильный ответ 2 балла
«Как передаёт наш корреспондент, вчера над центральными районами Пензенской области
прошла небывалой силы гроза. В ряде мест были повалены телеграфные столбы, порваны
провода, с корнем вырваны столетние деревья. В двух деревнях возникли пожары в
результате удар молнии. К этому прибавилось ещё одно стихийное бедствие: ливневый
дождь местами вызвал сильное наводнение. Нанесён ущерб сельскому хозяйству».
а) стиль текста – художественный; тип речи – описание.
б) стиль текста – научный; тип речи – рассуждение
в) стиль текста – публицистический; тип речи – повествование
14. Прочитайте внимательно текст и выполните задания:
1. Озаглавьте текст. 1 балл
2.Укажите стиль текста и тип речи. 2 балла
3.Выразите своё отношение к данному тексту. Напишите об этом в сочинении-миниатюре.
Какие части речи помогли вам точно, ярко, образно, эмоционально выразить свое
отношение? Подчеркните их. 5 баллов
Чабрец считается символом донской степи, о нём существует такая легенда.
Давным-давно, во времена ханского ига, разорила орда один из казачьих городов и взяла в плен жену казачьего атамана и маленького сына. Мать умерла в плену, а маленький казачонок стал жить в ханском шатре. Когда он вырос, хан женил его на одной из своих дочерей и назначил его своим помощником.
Узнал об этом казачий атаман и решил вернуть своего сына из чужбины. Послал он во вражеский стан трёх старцев. Какими–то окольными путями попали они к сыну, но он не стал слушать старцев. Не помнил он родной степи и отца с матерью, а помнил он лишь доброту хана. И хотел он их уже прогнать или казнить, но тут один из старцев вынул из-за пазухи пучок травы – чабреца и передал ему. Вдохнул молодец аромат травы и вспомнил он своё детство, отца своего родного, матушку и родную степь. Приказал седлать коней и вернулся домой на родину.
( По В. Моложавенко)
Ответы к зачету № 1 по русскому языку в 7 классе
по теме: «Общие сведения о языке. Язык и речь. Текст.
Функциональные разновидности языка»
1 вариант
- а
- а
- а
- а - 2; б - 1
- а) диалог - обмен мнениями
б) диалог - побуждение к действию
в) диалог - запрос информации
6. - а) монолог - описание
- б) монолог - рассуждение
- в) монолог – повествование
7. - б
8. - б
9. - в
10.- в
11.- а
12.- б
13.- б
14.- 1 задание - Чабрец – символ донской степи.
2 задание - стиль текста - публицистический
- тип речи - повествование
Казенное общеобразовательное учреждение Омской области «Средняя школа №1 (очно - заочная)»
СПЕЦИФИКАЦИЯ
зачетной работы № 1
по русскому языку в 7 классе
Тема: «Общие сведения о языке. Язык и речь. Текст.
Функциональные разновидности языка»
Назначение работы
Оценить достижение обучающимися планируемых предметных результатов освоения темы «Общие сведения о языке. Язык и речь. Текст. Функциональные разновидности языка»
с целью их промежуточной аттестации по русскому языку.
Подходы к отбору содержания, разработке зачета
Содержание зачета определяется на основании следующих документов:
Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования, утвержденного приказом Минпросвещения России от 31.05.2021 № 287 с изменениями.
Основной образовательной программы основного общего образования КОУ «Средняя школа № 1 (очно-заочная)».
Зачет № 1 включает в себя контролируемые элементы содержания тем: «Общие сведения о языке», «Язык и речь», «Текст», «Функциональные разновидности языка». В зачете соотношение числа заданий по контролируемым элементам содержания темы определяется учебным временем, отводимым на их изучение в рабочей программе.
3. Структура зачета
Каждый вариант зачета № 1 по русскому языку для 7 класса содержит 14 заданий, различающихся формой и уровнем сложности.
Задания № 1 - № 3; № 7 - № 13 с выбором правильного ответа
Задание № 4 на установление соответствия позиций, представленных в двух множествах (ответ должен быть представлен в виде набора: буква - цифра).
Задания № 5; № 6 с кратким ответом
В задании № 14 требуется дать развернутый ответ.
Таблица 1. Распределение заданий по работе
Количество заданий | Максимальный балл | Тип задания |
10 | 11 баллов | С выбором ответа |
1 | 2 балла | На установление соответствия |
2 | 6 баллов | С кратким ответом |
1 | 8 баллов | С развернутым ответом |
Итого: 13 | 27 баллов | |
4.Распределение заданий зачетной работы по содержанию
Таблица № 2 Распределение заданий по содержанию
Разделы (темы) курса русского языка, включенные в работу | Количество заданий | По рабочей программе |
Вся работа | |
Общие сведения о языке. Язык и речь | 6(15%) | 3 часа (18%) |
Текст | 5(46%) | 8 часов (47%) |
Функциональные разновидности языка | 3(8%) | 6 часов (35%) |
Итого | 14 | 17 |
5. Проверяемые умения и виды деятельности
Работа составлена, исходя из необходимости проверки достижения планируемых предметных результатов освоения темы «Общие сведения о языке. Язык и речь. Текст. Функциональные разновидности языка» курса русского языка основной школы:
Владеть различными видами диалога: диалог – обмен мнением; диалог – побуждение к действию; диалог – запрос информации, диалог – сообщение информации.
Владеть различными видами монолога: монолог – описание; монолог – рассуждение;
монолог – повествование.
3. Анализировать текст с точки зрения его соответствия основным признакам;
4. Распознавать тексты различных функционально-смысловых типов речи.
Проводить смысловой анализ текста.
Характеризовать функциональные разновидности языка: разговорную речь и функциональные стили (научный, публицистический, официально-деловой), язык художественной литературы.
Характеризовать особенности публицистического стиля
Характеризовать особенности официально-делового стиля
6. Распределение заданий по уровням сложности
В зачете № 1 представлены задания базового и выше базового уровней сложности.
Задания базового уровня (№ 1 - № 13) – это задания, проверяющие способность обучающихся применять наиболее важные понятия для выявления основных признаков текста, а также умение работать с текстом.
Задания выше базового уровня сложности (№ 14).
Таблица №3 Распределение заданий по уровню сложности
Уровень сложности заданий | Количество заданий | Максимальный балл |
Базовый (Б.) | 13 | 19 (70%) |
Выше базового (В.Б.) | 1 | 8 (30%) |
Итого | 14 | 27 (100%) |
7. Время выполнения варианта зачета
Зачет № 1 выполняется во время индивидуальной консультации.
8. План варианта зачетной работы
Обозначение задания в работе | Проверяемые элементы содержания | Коды проверяемых умений | Уровень сложности задания | Макс. балл за выполнение задания |
1 | Монолог | 2 | Б | 1 |
2 | Диалог | 1 | Б | 1 |
3 | Виды диалога: побуждение к действию, обмен мнениями, запрос информации, сообщение информации. | 1 | Б | 1 |
4 | Речь монологическая и диалогическая | 1,2 | Б | 2 |
5 | Виды диалога: побуждение к действию, обмен мнениями, запрос информации, сообщение информации. | 1 | Б | 3 |
6 | Монолог-описание, монолог-рассуждение, монолог-повествование. | 2 | Б | 3 |
7 | Текст как речевое произведение. Основные признаки текста | 3 | Б | 1 |
8 | Функционально-смысловые типы речи. | 4 | Б | 1 |
9 | Функционально-смысловые типы речи | 4 | Б | 1 |
10 | Функциональные стили (Публицистический стиль) | 6,7 | Б | 1 |
11 | Функциональные стили (официально- деловой) | 6,8 | Б | 1 |
12 | Функциональные стили (научный стиль) | 6 | Б | 1 |
13 | Функционально-смысловые стили текста и типы речи | 4,6 | Б | 2 |
14 | Текст. Тема текста. Заголовок. Стиль текста и тип речи | 5 | В.Б. | 8 |
9. Дополнительные материалы и оборудование
1.Рабочая тетрадь.
10. Условия проведения
Зачет проводится согласно расписанию индивидуальных консультаций в присутствии учителя русского языка. При выполнении работы учащиеся записывают ответы в бланк ответа со штампом школы.
11. Оценка выполнения отдельных заданий и работы в целом
Задания № 1 - № 3; № 7 - № 13 с выбором ответа. Задание считается выполненным, если выбранная буква совпадает с верным ответом, оценивается в 1 балл.
Задание № 4 – на установление соответствия;
Задание № 5; № 6 - с кратким ответом оцениваются в 1 балл за каждый правильный ответ.
Задание № 14 требует развернутого ответа , оценивается в 8 баллов.
Максимальный балл за выполнение работы – 27. На основе баллов, выставленных за выполнение всех заданий зачетной работы, подсчитывается первичный балл, который переводится в отметку по пятибалльной шкале.
Схема перевода суммарного первичного балла за выполнение всех заданий зачетной работы в отметку по пятибалльной шкале
Первичный балл | 27-25 баллов | 24-20 баллов | 19-14 баллов | менее 14 баллов |
Отметка | 5 | 4 | 3 | 2 |