СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Тема: «Общие сведения о языке. Язык и речь. Текст. Функциональные разновидности языка»

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Зачет по русскому языку.

Просмотр содержимого документа
«Тема: «Общие сведения о языке. Язык и речь. Текст. Функциональные разновидности языка»»


Зачет № 1 7 класс

по русскому языку

Тема: «Общие сведения о языке. Язык и речь. Текст.

Функциональные разновидности языка»

Инструкция для обучающихся


Задания № 1 - № 3; № 7 - № 13 с выбором ответа. Задание считается выполненным, если выбранная буква совпадает с верным ответом, оценивается в 1 балл.

Задание № 4 – на установление соответствия;

Задание № 5; № 6 - с кратким ответом оцениваются в 1 балл за каждый правильный ответ.

Задание № 14 требует развернутого ответа , оценивается в 8 баллов.

Максимальный балл за выполнение работы – 27. На основе баллов, выставленных за выполнение всех заданий зачетной работы, подсчитывается первичный балл, который переводится в отметку по пятибалльной шкале.

Критерии отметки:

Первичный балл

27-25 баллов

24-20 баллов

19-14 баллов

менее 14 баллов

Отметка

5

4

3

2


Вариант - 1

1. Верно ли данное утверждение? Выбери правильный ответ. 1 балл

Монолог (от греческого слова «диалогос» - беседа) - разговор между двумя или

несколькими лицами

а) Неверно

б) Верно

2. К какому виду речи относится представленный отрывок?

Выбери правильный ответ. 1 балл

Я, милая, поэт в душе, — хоть никогда не сочинял сам. Что у тебя в корзинке?

— Лодочки, — сказала Ассоль, встряхивая корзинкой, — потом пароход, да еще

три, таких, домика с флагами. Там солдаты живут.

— Отлично. Тебя послали продать. По дороге ты занялась игрой. Ты пустила

яхту поплавать, а она сбежала, — ведь так?

— Ты разве видел? — с сомнением спросила Ассоль, стараясь вспомнить, не

рассказала ли она это сама.

— Тебе кто-то сказал? Или ты угадал?

— Я это знал.

— А как же?

— Потому что я — самый главный волшебник.

а) Диалогическая речь

б) Монологическая речь

3. Определи вид данного диалога. Выбери правильный ответ. 1 балл

Что, брат, ехать надо!

Петька конфузливо улыбался и молчал.

«Вот чудак-то!»— подумал барин.

Ехать, братец, надо.

Петька улыбался. Подошла Надежда и со слезами подтвердила:

Надобно ехать, сынок!

Куда? — удивился Петька.

Про город он забыл, а другое место, куда ему всегда хотелось уйти, — уже найдено.

К хозяину Осипу Абрамовичу

а) Побуждение к действию

б) Обмен мнениями

4. Установи соответствие между видом речи и текстом. К каждой позиции

первого столбца подбери соответствующую позицию из второго столбца. 2 балла

Ответ оформите следующим образом: А - 1, Б - 2

Вид речи

Текст

А) Монолог

1) - Какая замечательная у Вас собака! – воскликнула Настя.

- Ее зовут Герда, - ответил хозяин.

- Отличное имя, - сказала девочка.

Б) Диалог

2) На дворе у Кирилла Петровича воспитывались обыкновенно несколько медвежат и составляли одну из главных забав покровского помещика. В первой своей молодости медвежата приводимы ежедневно в гостиную, где Кирилла Петрович по целым часам возился с ними, стравливая их с кошками и щенятами. Возмужав, они бывали посажены на цепь, в ожидании настоящей травли.

5. Определи вид представленных ниже диалогов. 3 балла

Вид

диалога

Диалог

А)

- Знаете, - сказал Пантен Грэю, - я доволен.

- Чем?

- Тем же, чем и вы. Я все понял. Вот здесь на мостике. Он

хитро подмигнул, светя улыбке огнем трубки.

- Ну-ка, - сказал Грэй, внезапно догадавшись, в чем дело,

что вы там поняли?

(А. С. Грин. Алые паруса)

Б)

- Ассоль, - сказал Лонгрен, беря ладонями ее лицо и

поворачивая к себе. Выкладывай, что случилось? Она

почувствовала, что должна выветрить его тревогу, и

победив ликование сделалась серьезно-внимательной,

только в ее глазах блестела еще новая жизнь.

-Ты странный, - сказала она. - Решительно ничего.

Я собирала орехи.

(А. С. Грин. Алые паруса)

В)

- Здравствуйте, Елена Николаевна! Сегодня состоится

занятие секции по волейболу?

- Да, Ваня, приходи в 5 часов.

Варианты ответов:

- диалог - побуждение к действию

- диалог - обмен мнениями

- диалог - запрос информации


6. Определи вид представленных ниже монологов. 3 балла


Вид

монолога

Монолог

А)

К вечеру буря кончилась. Пустыня приняла прежний вид: безбрежное море дымящихся на верхушках барханов, сухое томящее пространство, за которым чудилась влажная, молодая, неутомимая земля, наполненная звоном жизни. (А. Платонов. Песчаная учительница).

Б)

Мария Никифоровна задумалась: «Неужели молодость придется похоронить в песчаной пустыне среди диких кочевников и умереть в шелюговом кустарнике, считая это полумертвое деревце в пустыне лучшим для себя памятником и высшей славой жизни?..

(А. Платонов. Песчаная учительница).

В)

Тогда она созвала крестьян в школу и рассказала им про свое намерение. Крестьяне ей не поверили, но сказали, что дело это славное. Мария Никифоровна написала большое заявление в окружной отдел народного образования, собрала подписи крестьян и поехала в округ. В округе к ней отнеслись сочувственно, но кое с чем не согласились. (А. Платонов. Песчаная учительница).


Варианты ответов:

- монолог - рассуждение

- монолог - повествование

- монолог - описание

7. Что такое текст? Выбери правильное определение. 1 балл.

а) Текст это произведение, написанное отдельным автором и изданное отдельной книгой

б) Текст это - группа предложений, объединённых общей темой и связанных в единое

целое с помощью грамматических средств.

в) Текст - это набор словосочетаний, связанных между собой по смыслу

8. Определите функционально-смысловой тип речи.

Выберите правильный ответ 1 балл

«По ясному небу едва-едва неслись высокие и редкие облака, изжелта-белые, как запоздалый

весенний снег, плоские и продолговатые, как опустившиеся паруса. Их узорчатые края, и

легкие, медленно изменялись и таяли».

а) повествование

б) описание

в) рассуждение

9. Определите функционально-смысловой тип речи.

Выберите правильный ответ 1 балл

«Каким образом уловить тайну личности поэта в его творениях? Изучить поэта,

значит не только ознакомиться с его произведениями, но и перечувствовать, пережить

их. Всякий истинный поэт никогда и ничего не выдумывает – он отражает реальную

жизнь».

а) повествование

б) описание

в) рассуждение

10. Выберите правильное определение. 1 балл

а) Публицистический стиль – это стиль художественных произведений, романов, повестей,

рассказов, которые воздействуют на общественное мнение

б) Публицистический стиль – это стиль научных статей, докладов, монографий, которые

точно и полно объясняют закономерности развития природы и общества

в) Публицистический стиль – это стиль общественно-политической литературы,

периодической печати, ораторской речи. Он призван воздействовать на массы, призывать

их к действию, сообщать информацию

11. К какому стилю речи относятся эти жанры речи: законы, приказы, заявления?

Выберите правильный ответ. 1 балл

а) официально-деловой

б) разговорный

в) публицистический

12. Выберите правильное определение. 1 балл

а) Научный стиль – это стиль газет, журналов, который призван быстро откликаться на

события, происходящие в обществе.

б) Научный стиль – это стиль научных статей, докладов, монографий, учебников и т.д.,

который определяется их содержанием и целями – по возможности полно и точно

объяснить факты окружающей нас действительности, которые точно и полно объясняют

закономерности развития природы и общества.

в) Научный стиль – это стиль художественных произведений, научно- фантастических

романов и рассказов, позволяющих заглянуть в будущее.

13. Укажите правильную  характеристику текста.

Выберите правильный ответ 2 балла

      «Как передаёт наш корреспондент, вчера над центральными районами Пензенской области

прошла небывалой силы гроза. В ряде мест были повалены телеграфные столбы, порваны

провода, с корнем вырваны столетние деревья. В двух деревнях возникли пожары в

результате удар  молнии. К этому прибавилось ещё одно стихийное бедствие: ливневый

дождь местами вызвал сильное наводнение. Нанесён ущерб сельскому хозяйству».

        а) стиль текста – художественный; тип речи – описание.
        б) стиль текста – научный; тип речи – рассуждение
        в) стиль текста – публицистический; тип речи – повествование


14.  Прочитайте внимательно текст и выполните задания:

1. Озаглавьте текст. 1 балл

2.Укажите стиль текста и тип речи. 2 балла

3.Выразите своё отношение к данному тексту. Напишите об этом в сочинении-миниатюре.

Какие части речи помогли вам точно, ярко, образно, эмоционально выразить свое

отношение? Подчеркните их. 5 баллов


Чабрец считается символом донской степи, о нём существует такая легенда.

    Давным-давно, во времена ханского ига, разорила орда один из казачьих городов и взяла в плен жену казачьего атамана и маленького сына. Мать умерла в плену, а маленький казачонок стал жить в ханском шатре. Когда он вырос, хан женил его на одной из своих дочерей и назначил его своим помощником.

    Узнал об этом казачий атаман и решил вернуть своего сына из чужбины. Послал он во вражеский стан трёх старцев. Какими–то окольными путями попали они к сыну, но он не стал слушать старцев. Не помнил он родной степи и отца с матерью,  а помнил он лишь доброту хана. И хотел он их уже прогнать или казнить, но тут один из старцев вынул из-за пазухи пучок травы – чабреца и передал ему. Вдохнул молодец аромат травы и вспомнил он своё детство, отца своего родного, матушку и родную степь. Приказал седлать коней и вернулся домой на родину.

                                                                                                      ( По В. Моложавенко)

















Ответы к зачету № 1 по русскому языку в 7 классе

по теме: «Общие сведения о языке. Язык и речь. Текст.

Функциональные разновидности языка»



1 вариант

  1. - а

  2. - а

  3. - а

  4. - а - 2; б - 1

  5. - а) диалог - обмен мнениями

б) диалог - побуждение к действию

в) диалог - запрос информации

6. - а) монолог - описание

- б) монолог - рассуждение

- в) монолог – повествование

7. - б

8. - б

9. - в

10.- в

11.- а

12.- б

13.- б

14.- 1 задание - Чабрец – символ донской степи.

2 задание - стиль текста - публицистический

- тип речи - повествование





























Казенное общеобразовательное учреждение Омской области «Средняя школа №1 (очно - заочная)»


СПЕЦИФИКАЦИЯ

зачетной работы № 1

по русскому языку в 7 классе

Тема: «Общие сведения о языке. Язык и речь. Текст.

Функциональные разновидности языка»

  1. Назначение работы

Оценить достижение обучающимися планируемых предметных результатов освоения темы «Общие сведения о языке. Язык и речь. Текст. Функциональные разновидности языка»

с целью их промежуточной аттестации по русскому языку.

  1. Подходы к отбору содержания, разработке зачета

Содержание зачета определяется на основании следующих документов:

  1. Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования, утвержденного приказом Минпросвещения России от 31.05.2021 № 287 с изменениями.

  2. Основной образовательной программы основного общего образования КОУ «Средняя школа № 1 (очно-заочная)».

Зачет № 1 включает в себя контролируемые элементы содержания тем: «Общие сведения о языке», «Язык и речь», «Текст», «Функциональные разновидности языка». В зачете соотношение числа заданий по контролируемым элементам содержания темы определяется учебным временем, отводимым на их изучение в рабочей программе.

3. Структура зачета

Каждый вариант зачета № 1 по русскому языку для 7 класса содержит 14 заданий, различающихся формой и уровнем сложности.

Задания № 1 - № 3; № 7 - № 13 с выбором правильного ответа

Задание № 4 на установление соответствия позиций, представленных в двух множествах (ответ должен быть представлен в виде набора: буква - цифра).

Задания № 5; № 6 с кратким ответом

В задании № 14 требуется дать развернутый ответ.



Таблица 1. Распределение заданий по работе

Количество заданий

Максимальный балл

Тип задания

10

11 баллов

С выбором ответа

1

2 балла

На установление соответствия

2

6 баллов

С кратким ответом

1

8 баллов

С развернутым ответом

Итого: 13

27 баллов



4.Распределение заданий зачетной работы по содержанию

Таблица № 2 Распределение заданий по содержанию

Разделы (темы) курса русского языка, включенные в работу

Количество заданий

По рабочей программе

Вся работа


Общие сведения о языке. Язык и речь

6(15%)

3 часа (18%)

Текст

5(46%)

8 часов (47%)

Функциональные разновидности языка

3(8%)

6 часов (35%)

Итого

14

17






5. Проверяемые умения и виды деятельности

Работа составлена, исходя из необходимости проверки достижения планируемых предметных результатов освоения темы «Общие сведения о языке. Язык и речь. Текст. Функциональные разновидности языка» курса русского языка основной школы:


  1. Владеть различными видами диалога: диалог – обмен мнением; диалог – побуждение к действию; диалог – запрос информации, диалог – сообщение информации.

  2. Владеть различными видами монолога: монолог – описание; монолог – рассуждение;

монолог – повествование.

3. Анализировать текст с точки зрения его соответствия основным признакам;

4. Распознавать тексты различных функционально-смысловых типов речи.

  1. Проводить смысловой анализ текста.

  2. Характеризовать функциональные разновидности языка: разговорную речь и функциональные стили (научный, публицистический, официально-деловой), язык художественной литературы.

  3. Характеризовать особенности публицистического стиля

  4. Характеризовать особенности официально-делового стиля


6. Распределение заданий по уровням сложности

В зачете № 1 представлены задания базового и выше базового уровней сложности.

Задания базового уровня (№ 1 - № 13) – это задания, проверяющие способность обучающихся применять наиболее важные понятия для выявления основных признаков текста, а также умение работать с текстом.

Задания выше базового уровня сложности (№ 14).

Таблица №3 Распределение заданий по уровню сложности

Уровень сложности заданий

Количество заданий

Максимальный балл

Базовый (Б.)

13

19 (70%)

Выше базового (В.Б.)

1

8 (30%)

Итого

14

27 (100%)


7. Время выполнения варианта зачета

Зачет № 1 выполняется во время индивидуальной консультации.


8. План варианта зачетной работы

Обозначение

задания в

работе

Проверяемые

элементы содержания


Коды проверяемых

умений

Уровень сложности задания

Макс. балл за выполнение задания

1

Монолог

2

Б

1

2

Диалог

1

Б

1

3

Виды диалога: побуждение к действию, обмен мнениями, запрос информации, сообщение информации.

1

Б

1

4

Речь монологическая и диалогическая

1,2

Б

2

5

Виды диалога: побуждение к действию, обмен мнениями, запрос информации, сообщение информации.

1

Б

3

6

Монолог-описание, монолог-рассуждение, монолог-повествование.

2

Б

3

7

Текст как речевое произведение. Основные признаки текста

3

Б

1

8

Функционально-смысловые типы речи.

4

Б

1

9

Функционально-смысловые типы речи

4

Б

1

10

Функциональные стили (Публицистический стиль)

6,7

Б

1

11

Функциональные стили (официально- деловой)

6,8

Б

1

12

Функциональные стили (научный стиль)

6

Б

1

13

Функционально-смысловые стили текста и типы речи

4,6

Б

2

14

Текст. Тема текста. Заголовок. Стиль текста и тип речи

5

В.Б.

8


9. Дополнительные материалы и оборудование

1.Рабочая тетрадь.

10. Условия проведения

Зачет проводится согласно расписанию индивидуальных консультаций в присутствии учителя русского языка. При выполнении работы учащиеся записывают ответы в бланк ответа со штампом школы.



11. Оценка выполнения отдельных заданий и работы в целом

Задания № 1 - № 3; № 7 - № 13 с выбором ответа. Задание считается выполненным, если выбранная буква совпадает с верным ответом, оценивается в 1 балл.

Задание № 4 – на установление соответствия;

Задание № 5; № 6 - с кратким ответом оцениваются в 1 балл за каждый правильный ответ.

Задание № 14 требует развернутого ответа , оценивается в 8 баллов.

Максимальный балл за выполнение работы – 27. На основе баллов, выставленных за выполнение всех заданий зачетной работы, подсчитывается первичный балл, который переводится в отметку по пятибалльной шкале.


Схема перевода суммарного первичного балла за выполнение всех заданий зачетной работы в отметку по пятибалльной шкале


Первичный балл

27-25 баллов

24-20 баллов

19-14 баллов

менее 14 баллов

Отметка

5

4

3

2












Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!