СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Тема: «Опера «Руслан и Людмила»

Категория: Музыка

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Тема: «Опера «Руслан и Людмила»»

10


Тема: «Опера «Руслан и Людмила»

Раздел: «В музыкальном театре»

Класс:

Цель: Ввести в музыкальный мир оперы «Руслан и Людмила»

Задачи:

  • Выявить взаимосвязь музыки и слова в произведении А. Пушкина и М.Глинки;

  • Развивать вокально-хоровые навыки;

  • Выявить взаимосвязь музыки и изобразительного искусства;

  • Осознание музыкальной речи с помощью ориентации на нотную запись главных тем оперы;

  • Формировать патриотические качества личности.

Планируемые результаты.

Личностные УУД:

  • Интерес к музыке и музыкальной деятельности;

  • Привлечение жизненно - музыкального опыта в процессе знакомства с музыкальными произведениями.

Познавательные УУД:

  • Владение навыками осознанного и выразительного речевого высказывания в процессе размышлений о музыке;

  • Осознанный выбор способов решения учебных задач в процессе восприятия музыки и музицирования.

Логические УУД:

  • Умение проводить сравнение произведений;

  • Выявление логики развития музыкальных образов.

Регулятивные УУД:

  • Умение ставить задачи при восприятии музыкальных сочинений;

  • Прогнозирование результатов музыкальной деятельности;

  • Понимание и оценка собственной музыкальной деятельности;

  • Совершенствование действий контроля и оценки действий партнёра в коллективной и групповой музыкальной деятельности.

Коммуникативные УУД:

  • Формирование умения планировать учебное сотрудничество с учителем и сверстниками в процессе музыкальной деятельности.

Тип урока: открытие новых знаний.

Технологии: проблемного обучения, оценивания - (приём «мелодия - загадка»). ИКТ.

Оборудование: компьютер, проектор, фортепиано.

Раздаточный материал: карточки красного и синего цвета, нотный стан с «мелодией - загадкой», карточки для ролевой игры «Композитор».






Сценарий урока.

Вначале урока звучит песня «Спор Маши и Вити о сказках»

1.Организация урока.

Слайд 1

Музыкальное приветствие на мотив хора «Слава великим богам».

У: Здравствуйте, рада я вам.

Д: Здравствуйте, рады мы вам.

Вместе: Здравствуйте, рады гостям.

2.Актуализация опорных знаний.

Слайд 2

-Ребята, из какого музыкального произведения прозвучало музыкальное приветствие?

- Кто автор?

-Хотите узнать?

-Я приглашаю вас в музыкальный театр, в удивительный сказочный мир.

Слайд 3

-Послушайте музыкальный фрагмент, определите его название, запишите в тетрадь. (М.И.Глинка – «Марш Черномора»)

Слушание Марша Черномора.

Слайд 4

(сигнальные карточки).

-Сегодня оценивать вы себя будете сами.

(У детей нотный стан с мелодией хора «Слава великим богам». На нём они будут отмечать нотки в определённом цвете. Максимальное количество баллов- 15)

3 балла - красный цвет ( Молодец), 2 балла- зелёный цвет (Будь внимательнее), 1балл- жёлтый цвет (Подтянись)

(отмечают первую нотку на нотном стане)

3.Целеполагание

Слайд 5

-Из какого музыкального произведения эта мелодия?( опера «Руслан и Людмила»)

- Именно с ней мы сегодня встретимся в музыкальном театре?

Слайд 6

-Что вы знаете о ней?

-Что хотели бы узнать? (фрагменты оперы)

3.Открытие новых знаний.

Слайд 7

-Когда А.С.Пушкину было всего 18 лет, он написал поэму «Руслан и Людмила». Нет ни одного человека, который бы не знал знаменитые строки: «У лукоморья дуб зелёный»

Слайд 8

-Многие художники изображали сюжет на своих картинах. Палехский художник Александр Николаевич Клипов, на одной из своих шкатулок изобразил знаменитый «зелёный дуб».

Слайд 9

-М. И. Глинка задумал написать оперу «Руслан и Людмила» ещё при жизни автора. Но, к сожаленью, не успел. Поэтому, либретто писали совершенно другие поэты. Но вместе с композитором они постарались, как можно точнее

передать идею автора. Посмотрите, как И.Репин изобразил Глинку, сочиняющего оперу «Руслан и Людмила».

Слайд 10

-Открывает первое действие оперы «Первая песня Баяна»

-Кто такой Баян? (рассказчик)

-Послушайте, как звучит первая песня у Пушкина, (отрывок «Дела давно минувших дней» читает учитель)

-Я предлагаю вам представить себя в роли композитора и попробовать смоделировать первую песню Баяна. Предположите.

-Как она будет звучать?

- Как вы представляете героя?

-Перед вами карточки. В паре, посоветовавшись, нужно выбрать нужный вариант ответа и подчеркнуть карандашом.

Слайд 11

Работа с карточками в парах.

1.Исполнитель? (хор, солист)

2.Голос? (мужской голос, женский голос)

3.Инструмент? (арфа, фортепиано, флейта, симфонический оркестр)

4. Характер исполнения? (празднично, энергично, радостно, насмешливо, сказочно, напевно)

Посмотрите видеофрагмент и проверьте.

Слайд 12

ВИДЕОФРАГМЕНТ «Первая песня Баяна»

Слайд 13

(проверка с помощью сигнальных карточек)

Критерии оценки: 3 балла - всё верно

2 балла - есть неточности.

1 балл - много ошибок

(отмечают вторую нотку на нотном стане)

Слайд 14

Работа в творческой тетради с.22-23

-Откройте творческую тетрадь на странице 22.

-Перед вами нотная запись первой песни Баяна.

-Отметьте буквой М- мелодию, буквой А- аккомпанемент.

-Обратите внимание, какой необычный аккомпанемент.

-Какой инструмент может исполнять такие аккорды?

(Гусли. В симфоническом оркестре их изображают арфа, фортепиано.)

Слайд 15

-Выполните самостоятельно задания на странице 22.

-Проверка: гусли, солист, хор, (сигнальные карточки)

Критерии оценки: 3балла, 2 балла, 1 балл

(отмечают третью нотку на нотном стане)

Слайд 16

- Нотный пример на странице 23 тоже из первого действия оперы.

-События в опере связаны с язычеством на Руси. Язычество- это когда люди поклонялись нескольким богам. Лель-бог любви.

Слайд 17

Художники Леля изображают в образе пастушка.

- Вы правильно определили, что исполнять его в опере будет хор.

Слайд 18

- Давайте разучим мелодию хора «Лель таинственный».

РАЗУЧИВАНИЕ МЕЛОДИИ ХОРА «ЛЕЛЬ ТАИНСТВЕННЫЙ»

- Хор «Лель таинственный» исполняется в опере как хороводная или как величальная песня? (величальная)

Слайд 19

Исполнение мелодии хора «Лель таинственный» ( дети «изображают» стоя, под аудиозапись)

Слайд 20

-Вся опера построена на контрастных образах.

- Послушайте музыкальный фрагмент.

Слушание сцены похищения

-Поделитесь впечатлениями. Что услышали, увидели, почувствовали?

-Предположите, что случилось? (появиться колдун)

-В опере этот фрагмент называется - сцена похищения Людмилы.

Слайд 21

-Заканчивается он каноном, (наигрывает учитель на фортепиано)

-Давайте разучим эту мелодию по нотам .

Разучивание канона «Какое чудное мгновенье» без слов.

Слайд 22

-Какой музыкальный фрагмент больше подойдёт для продолжения музыкальной истории?(слушают, в тетради записывают цифру- 1,2,3)

-Послушайте. Запишите ответ в тетради цифрой.

1). М.Мусоргский- «Избушка на курьих ножках»

2) М.Глинка- «Марш Черномора»

3).П.Чайковский – Тема Феи Карабос

Слайд 23

-Проверка, (сигнальные карточки)

(Отмечают четвёртую нотку на нотном стане)

Слайд 24

-Откройте учебник. Рассмотрите иллюстрации.

-Послушайте, как сцена похищения Людмилы звучит в поэме Пушкина.

Гром грянул, свет блеснул в тумане,

Лампада гаснет, дым бежит,

Кругом всё смерклось, всё дрожит,

И замерла душа в Руслане…

Слайд 25

-Посмотрите видеофрагмент из оперы и сравните его с поэмой.

Видеофрагмент «Сцена похищения Людмилы»

Слайд 26

-Наш урок подходит к концу.

- Я предлагаю вам вспомнить музыкальные фрагменты из оперы и их исполнителя.

-Игра «Музыкальная угадайка»

Материал для слушания

исполнитель

1.Первая песня Баяна

А) Симфонический оркестр

2.Марш Черномора

Б) хор

3.Хор «Лель таинственный»

В) солист


-Проверка. 1в,2а,3б, (сигнальные карточки)

(Отмечают 5 нотку на нотном стане)

Слайд 27

(Учитель наигрывает мелодию с нотного стана)

- Как вы думаете, где может звучать эта мелодия – в начале оперы, или в конце?

-Чтобы ответить на этот вопрос, я жду вас на следующем уроке музыки - на новой встрече с прекрасным.

5.Подведение итогов.

Слайд 28

6.Рефлексия

-Что нового открыли для себя?

-Продолжите фразы:

-Музыкальный спектакль, где герои поют - это ------- (опера)

-Оперу можно встретить в ------- (музыкальный театр)

-Театр- это мир сказок и приключений.

Слайд 29

-Я предлагаю закончить урок песней Маши и Вити о сказках.

Исполнение Песни « Спор Маши и Вити о сказках», (видеофрагмент).













Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!