Тема: Озон. Аллотропия кислорода
Цель: сформировать представление учащихся об озоне как о аллотропной модификации химического элемента кислорода, его свойствах и роли в природе, повторить тему о кислороде как химическом элементе и простом веществе, повторить основные понятия химии.
Задачи:
Образовательная: Изучить явление аллотропии, аллотропных видоизменений на примере химического элемента кислорода. Описать свойства кислорода и озона. Научиться писать реакцию взаимопревращения кислорода и озона. Показать значение озоновой защиты для живых организмов.
Воспитательная: Донести до учащихся мысль об ответственности каждого человека за экологическое состояние на планете.
Развивающая: продолжать формировать у учеников ясное представление о мире, в котором они живут, о взаимосвязи явлений и предметов; навыков самооценивания
Тип урока: комбинированный
Оборудование урока: видеосюжет «Получение озона»
Ход урока:
Орг.момент
Проверка домашнего задания
Изучение новой темы
Вы когда-нибудь задумывались: Почему небо голубое?
…Какое чистое безоблачное небо…
И синева... Какая, братцы, синева…
Заворожила, голову вскружила…
Лазурь небесная, ты сердцу так мила…
(ответы учащихся)
Почему же небо имеет такой необыкновенный голубой цвет?
Для того, чтобы разобраться до конца почему небо имеет голубой цвет, вам нужно познакомиться с явлением аллотропии.
Аллотропные видоизменения кислорода О2
Запишем реакцию получения озона из кислорода на доске. 3О2 = 2О3. Запишите реакцию в тетради. Однако, процесс превращения кислорода в озон в нормальных условиях в природе не протекает. Он возможен только при грозовом разряде, когда температура электрической дуги достигает 20000С. Посмотрим как же получить озон в лаборатории? (смотрим видеодемонстрацию)
Прибор для получения озона называется озонатор.
При пропускании через озонатор кислород из газометра. В сосуде с йодкрахмальным раствором никаких изменений не наблюдается.
Включите индуктор и продолжайте пропускать кислород. Под действием электрических разрядов кислород частично превращается в озон:
3O2 = 2O3
Йодкрахмальный раствор окрашивается в синий цвет, так как озон окисляет ионы йода I до свободного йода I2:
2KI + O3 + H2O 2KOH + O2 + I2
Ознакомимся с физическими свойствами озона.
Докажем себе, что кислород и озон – это разные простые вещества, с разными свойствами. Для этого поработаем с информацией о кислороде и озоне. Результаты работы вносим в таблицу для сравнения.
№ | Свойства вещества | Кислород | Озон |
1 | Химическая формула | | |
2 | Молекулярная масса | | |
3 | Плотность | | |
4 | Агрегатное состояние | | |
5 | Цвет | | |
6 | Запах | | |
7 | Растворимость в воде | | |
8 | Температура кипения | | |
9 | Температура плавления | | |
10 | Окислительные свойства | | |
11 | Значение в природе | | |
Ознакомимся с химические свойства озона.
Озон – более химически активнее чем кислород.
Озон – мощный окислитель, он окисляет все неметаллы и металлы, кроме Au, Pt, Ir
каучук+О3 =разрушение
Органические красители легко обесцвечиваются
Бактерии+О3=обеззараживание
Подведите итог. Дайте полный ответ, почему небо имеет голубой цвета. Как вы думаете, почему озоновый экран необходим для существования жизни на планете? Почему без него все живое, в том числе и человечество, а этот мы с вами может погибнуть? (Озоновый слой защищает Землю от губительных УФ лучей).
Почему же небо голубое?(Вариант ответа: толстый слой воздуха имеет голубой цвет. Верно! В толстых слоях воздух приобретает голубой цвет, но не только… В 1881г появилось подтверждение, что голубой цвет небу придает озоновый слой в атмосфере Земли)
Я бы очень хотела, чтобы вы задумались над словами, которые звучат в СМИ: озоновая защита Земли под угрозой, над Антарктидой увеличивается озоновая дыра.
Великая озонная защита
Разорвана отныне навсегда.
Виновников незримых не ищите,
Виновники – мы с вами, господа!
Домашнее задание: