СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Тема по самообразованию

Категория: Всем учителям

Нажмите, чтобы узнать подробности

"Учитель живёт до тех пор, пока учится, как только он перестает учиться, в нём умирает учитель" (К.Д.Ушинский)

Каждые пять-семь лет сознание человека, способы его мышления, тип воображения должны изменяться, освежаться. Ведь  с возрастом человек не только определяется, но и «кристаллизуется»:  то есть отбрасывает  «лишние» интересы, уничтожая несовершенные намерения, отказываясь от нереализованных вариантов развития; так делают деревья, сбрасывая нижние, юношеские ветви, отсыхающие с годами. Жизнь всегда заставляла людей искать пути к совершенствованию самого себя.

Просмотр содержимого документа
«Начало»





"Учитель живёт до тех пор, пока учится, как только он перестает учиться, в нём умирает учитель" (К.Д.Ушинский)

Каждые пять-семь лет сознание человека, способы его мышления, тип воображения должны изменяться, освежаться. Ведь с возрастом человек не только определяется, но и «кристаллизуется»: то есть отбрасывает «лишние» интересы, уничтожая несовершенные намерения, отказываясь от нереализованных вариантов развития; так делают деревья, сбрасывая нижние, юношеские ветви, отсыхающие с годами. Жизнь всегда заставляла людей искать пути к совершенствованию самого себя.

Самообразование педагога диктуется, с одной стороны, самой спецификой учительской деятельности, ее социальной ролью, с другой стороны, реалиями и тенденциями непрерывного образования. Это связано с постоянно изменяющимися условиями педагогического труда, потребностями общества, эволюцией науки и практики, все возрастающими требованиями к человеку, его способности быстро и адекватно реагировать на смену общественных процессов и ситуаций, готовности перестраивать свою деятельность, умело решать новые, более сложные задачи, познавательной активности, растущей потребности педагога в самореализации.

Общество всегда предъявляло, и будет предъявлять к учителю самые высокие требования. Для того чтобы учить других нужно знать больше, чем все остальные. Учитель должен знать не только свой предмет и владеть методикой его преподавания, но и иметь знания в близлежащих научных областях, различных сферах общественной жизни, ориентироваться в современной политике, экономике и другие.

Учитель должен учиться всему постоянно, потому что в лицах его учеников перед ним каждый год сменяются временные этапы, углубляются и даже меняются представления об окружающем мире. На современном этапе развитие образовательного учреждения, совершенствование качества обучения и воспитания напрямую зависит от уровня подготовки учителя.

Проблемам самовоспитания и самообразования во все века придавалось большое значение. Как народная мудрость гласит «Век живи – век учись!», значит, и воспитывай и образовывай себя целый век!

Какой же он – человек будущего?

1.Личность, постоянно занимающаяся самообразованием, сохраняющая интерес к познанию мира на протяжении всей жизни.

2.Человек здоровый физически и психически, испытывающий постоянную потребность в саморегуляции и физическом совершенствовании.

3.Деловой, трудолюбивый, самостоятельный, конкурентоспособный.






4.Образованный, воспитанный, интеллигентный человек, в основе поступков которого превалируют гуманистические идеи и ценности.

5. Компетентный, социально зрелый, свободный, осознающий свои права и признающий права других людей с их убеждениями и вероисповеданием.

6. Высоконравственный и духовно культурный, участвующий в межнациональном общении.

7. Творческая личность, постоянно совершенствующая самоё себя.

8. Гражданин, патриот, семьянин, Человек Мира, знающий свою родословную, малую и большую родину, уважающий и чтящий обычаи

Кто может воспитать Человека будущего?

Может ли учитель, сам не обладающий этими компетенциями, научить им детей? Сегодня, в XXI веке в условиях новых требований к школьному образованию особенно актуально звучат слова: «Учитель – душа школы. Какой учитель, такова и школа». Качество знаний учащихся непосредственным образом зависит от того, насколько подготовлен сам учитель. Учитель…, не просто учитель - от корня «учи», а учитель-мастер, высококвалифицированный, высококомпетентный, способный к творческому продуктивному труду.

Понятно, что для самообразования необходимо желание, а чтобы желание возникло, необходим интерес, а интерес возникает тогда, когда человек видит собственную выгоду. Самообразование это как самостоятельная работа над собой. Для того чтобы добиться значимых результатов в какой-либо области – необходимо заниматься самостоятельно. Самостоятельная работа должна занимать как минимум 80-90%.

Шестнадцатый президент США Абрам Линкольн рос в семье бедных фермеров и посещал школу всего лишь один год. Русский писатель Михаил Шолохов закончил 4 класса гимназии. Бедность семьи и отчасти глухота не давали возможности учиться в школе и великому изобретателю Константину Циолковскому. Что же тогда помогло этим людям войти в историю великими и получить всемирное признание? Ответ прост: самообразование.

Что такое самообразование?

Самообразование – это самостоятельное приобретение новых знаний, умений и навыков в необходимой для человека сфере жизни. Очень важно отметить, что мотивацией для самообразования служит не какой-то внешний фактор вроде диплома или сертификата, а внутренняя потребность человека – именно из-за этого самообразование является таким эффективным.

С точки зрения психологии, полученные своим трудом знания и навыки, для человека становятся бесценными, чем те, которые получены без каких-либо усилий. По этой же причине знания хочется быстрее реализовать на практике.

Почему самообразование лучше?

Самообразование дает более актуальные знания. Сейчас большинство новых идей, появляясь в головах людей, сначала обсуждается в разговорах, блогах и





статьях, потом «дозревает» до книг, включается в образовательные программы и только потом преподается ученикам. Описанный процесс занимает не менее 3-5 лет.

  • Самообразование же дает тебе возможность ловить идеи в зародыше, когда они доходят до учебников, знания уже безнадежно устаревают.

  • Самообразование позволяет составить персонализированную программу обучения. А при самообразовании программу обучения ты составляешь в полном соответствии со своими потребностями.

  • Самообразование дает больше мотивации на обучение. Ты понимаешь, как применять каждую букву полученных знаний. Ты четко ощущаешь выгоду от обучения, и это дает тебе силы к его продолжению.

  • Самообразование расширяет круг общения. При втором высшем круг твоих единомышленников ограничен твоей группой, а при самообучении ты обмениваешься через интернет идеями со всем миром.

  • Самообразование дает возможность учиться у лучших. Самостоятельно собирая источники знаний, ты можешь учиться у людей, которые выстрадали материал на собственном опыте

  • Самообразование дает возможность управлять расписанием. При самообучении ты выбираешь для себя наиболее удобное время.

  • Самообразование бесплатно. При традиционном обучении тебе придется выкладывать еще и деньги. Но за те суммы, которые ты отдашь за формальное образование, можно завалить всю квартиру книгами.

Смысл самообразования выражается в удовлетворении познавательной

активности, растущей потребности педагога, в самореализации путем

непрерывного образования.

Суть самообразования заключается в овладении техникой и культурой

умственного труда, умении преодолевать проблемы, самостоятельно работать над собственным усовершенствованием, в том числе и профессиональным.

Сложилось три представления о целях образования человека:

  • Формальное или получение «корочки», другими словами, обладание формальным подтверждением усвоения определенных знаний;

  • Идеалистическое или всестороннее развитие личности, «учение ради учения», стремление к высшей недостижимой цели для конвертации знаний в почет, должность, деньги и т.д.;

  • Рациональное или самообразование, постоянное обновление и обогащение личного профессионального потенциала.

Выделяют три подвида самообразования:




1.Самоопределение – поиск и усвоение информации, позволяющей найти себя, то есть выявить свои интересы, свое место в жизни, найти профессиональное призвание.

2. Самоутверждение – это подвид самообразования, связанный с формированием собственного объема знаний и умений, позволяющих видеть себя равным или более осведомленным и умелым по сравнению с другими.

3. Самосовершенствование – этот подвид связан с социальной потребностью любого индивида в совершенствовании лично значимых качеств, способностей, возможностей физического, интеллектуального и духовного плана.

По целевому основанию самообразование можно разделить на три вида: самоцельное, попутное и целенаправленное.

1.Самоцельное самообразование связано с такой сферой деятельности или с таким предметом, или с такой информацией, которые сами провоцируют и создают у человека мотивы для устойчивого интереса и освоения знаний и умений в данной области.

2. Попутное самообразование возникает в такой ситуации, когда человек, занимаясь целенаправленной деятельностью, попутно узнает что-то новое, позволяющее ему использовать эти знания и умения в личных или социальных целях.

3. Целенаправленное самообразование связано с тем, что человек сам ставит себе цель в определенной области приложения своих усилий.

Самообразование можно разделить на два основных вида: первый – образование, как способ передачи опыта и связи между поколениями, осуществляемый в интересах общества и государства, целью этого образования является воспитание полноценного члена общества, гражданина. Второй – приобретение знаний самостоятельным путем, вне учебных заведений и коллективов, направляемое лишь собственной волей, в своих собственных интересах и исходя из личных побуждений и предпочтений.

Но если процесс образования:

  • Осуществляется добровольно.

  • Осуществляется сознательно

  • Планируется, управляется и контролируется самим человеком

  • Необходим для совершенствования каких-либо качеств или навыков

то только тогда речь идет о самообразовании.

Ученые выделяли следующие цели самообразования:

 сделать из себя человека образованного

быть на уровне современных требований

создать собственный гармоничный духовный мир

повысить качество учебно-воспитательной работы

преодолеть профессиональную замкнутость;

стать человеком творческим.

Среди перечисленных целей можно четко выделить цели как личные, так и профессиональные

В школе сегодня необходим такой педагог, который успешно и продуктивно сотрудничает с участниками педагогического процесса, владеет современными образовательными технологиями, способен оперативно



реагировать и быстро адаптироваться в различных педагогических ситуациях.

Учитель 21 века - это:

  • гармонично развитая, внутренне богатая личность, стремящаяся к духовному, профессиональному, общекультурному и физическому совершенству;

  • умеющий отбирать наиболее эффективные приёмы, средства и технологии обучения и воспитания для реализации поставленных задач;

  • умеющий организовать рефлексивную деятельность;

  • обладающий высокой степенью профессиональной компетентности.

Кому нужно самообразование учителя? (результаты анкетирования)

А - самому учителю – 92,5%

Б - администрации школы – 7%

В - родителям учеников – 7%

Г - ученикам – 37%

Д - обществу – 25,9%

Вопрос о том, каким быть педагогу, учителю, наставнику, как наилучшим образом решить задачу его профессионального образования, развития, какова роль самосовершенствования в этом процессе — занимал умы учёных с момента становления педагогической науки. В трудах многих мыслителей Нового (с XVII в. до 90-х гг. XIX в.) и Новейшего (с 90-х гг. XIX в. до середины XX в.) времени большое внимание сконцентрировано на проблеме саморазвития и самообразовании личности. Рассмотрим основные идеи профессионального самосовершенствования, изложенные в трудах великих педагогов XVII–XIX веков.

К числу наиболее ярких выразителей новых педагогических идей в Западной Европе XVII–XVIII вв. относится, вне всякого сомнения, гениальный чешский мыслитель и педагог-практик Ян Амос Коменский - педагог излагает популярную сейчас концепцию непрерывного образования человека и делает акцент на образовании и самообразовании: «Великолепно было бы соблюсти и осуществить также, чтобы каждый, кто родился человеком и научен пользоваться разумом, сам для себя стал школой, книгой и учителем; чтобы каждый в беседах с другими был школой, книгой и наставником также и для своего ближнего и, наконец, чтобы нигде не было недостатка в народных школах.»

Особое внимание личности учителя, его профессиональным качествам уделял в своих трудах Адольф Дистервег.Одно из «Правил обучения, касающихся учителей», звучит так: «Никогда не останавливайся! …лишь до тех пор являешься способным начать образование других, пока продолжаешь работать над собственным образованием и видишь в самой школе, в общении с детьми и преподавании главное образовательное средство. Образование никогда и нигде не является чем-то законченным и завершенным.




Оно находится в становлении и изменении, чего нельзя себе представить без деятельности, движения, роста. Если верно, что образование других состоит преимущественно в их возбуждении, а это возбуждение зависит от самодеятельности возбуждающего, то отсюда следует, что подобное обучение для самого учителя является школой самообразования в высшем смысле слова»

Герберт Спенсер. В работе «Воспитание: умственное, нравственное и физическое» (1861 г.) ученый подчеркивает, что «…образование должно быть обращено в процесс самообразования и, следовательно, в процесс приятного обучения» и выражает надежду, «…что процесс этот не прекратится вместе со школьными занятиями».

Основателем научной педагогики и народной школы в России считается К. Д. Ушинский — автор ряда известных трудов по вопросам обучения и воспитания. Прежде всего, К. Д. Ушинский высказывает мысль о том, что учитель — самый важный элемент в педагогическом процессе: «...влияние личности воспитателя на молодую душу составляет ту воспитательную силу, которую нельзя заменить ни учебниками, ни моральными сентенциями, ни системой наказаний и поощрений». : «Воспитатель, стоящий в уровень с современным ходом воспитания, чувствует себя посредником между всем, что было благородного и высокого в прошедшей истории людей, и поколением новым, хранителем святых заветов людей.

Д.И. Писарев писал, что важно получать знания в школе и еще важнее получать их, когда заканчиваешь учиться. Оригинальные педагогические идеи выдвигал Л. Н. Толстой, который в имении Ясная Поляна в начальной школе для детей крестьян реализовывал свои мысли об обучении и воспитании. В трудах Л. Н. Толстого также прослеживается мысль о необходимости самообразования педагога: «Чем больше будет учитель сам учиться, обдумывать каждый урок и соразмерять с силами ученика, чем больше будет следить за ходом мысли ученика, чем больше вызывать на ответы и вопросы, тем легче будет учиться ученик».

И поэтому, говоря словами писателя и педагога, издателя книг по педагогике И. И. Горбунова-Посадова: «Первая и главная работа учителей, родителей, воспитателей — это работа над самовоспитанием, потому что самовоспитание родителя, учителя, воспитателя создаёт лучшую среду для детей; наилучшая среда создает лучшие условия для выявления всех великих возможностей, лежащих в каждом сыне человечества».

Сегодня общество переживает самые глубокие и стремительные перемены. На смену прежнему стилю жизни, когда одного образования хватало на всю жизнь, приходит новый жизненный стандарт: «Образование через всю жизнь» .В сегодняшней педагогической ситуации самообразование является не только фактором личностно-профессионального роста, но и социальным заказом общества.



Как бы ни были грамотно составлены программы курсов, какими интересными не были бы тренинги и мастер-классы, практически все они позволяют лишь познакомиться с особенностями новой эффективной педагогической технологии, освоить только основные методы и приемы. Разобраться в нюансах, мастерски овладеть педагогической технологией вас никто не научит. К этому каждый учитель вынужден идти сам.

Это обязанность, необходимость и потребность любого учителя. Китайская мудрость гласит, что учитель – это человек, который открывает двери для других. Откройте для себя двери сами, а если не получается – найдите человека, который сделает это для вас.

Повышению уровня профессионального мастерства способствуют различные курсы повышения квалификации, семинары и конференции, посещение занятий коллег и т.п. Но их роль невелика без процесса самообразования преподавателя.

Самообразование выполняет следующие функции:

  • экстенсивная - накопление, приобретение новых знаний;

  • компенсаторная - преодоление недостатков классного, школьного обучения, ликвидация «белых пятен», формальных знаний;

  • саморазвития - совершенствования личной картины мира, своего сознания, памяти, мышления, творческих качеств;

  • методологическая - преодоление профессиональной узости,

  • коммуникативная - установление связей между науками, профессиями, возрастами;

Занимаясь саморазвитием, самосовершенствованием, педагог сам сознательно меняет свою профессиональную биографию.

Формы самообразования учителя: индивидуальная и групповая

В индивидуальной форме инициатором является сам учитель. Групповая форма это деятельности методического объединения, семинаров, практикумов, курсов повышения квалификации обеспечивает обратную связь между результатами индивидуального самообразования и самим учителем. Только в органическом сочетании коллективных и индивидуальных форм работы может быть найдено решение проблемы систематического расширения кругозора и повышения деловой квалификации каждого учителя.

Технология организации самообразования педагогов может быть представлена в виде следующих этапов:

1 этап – самосознание. Педагог начинает с анализа своей деятельности, то есть происходит формирование потребности в самообразовании, самооценка подготовленности, осознание необходимости в знаниях.

2 этап – планирование. Выбирается тема по самообразованию. Педагог ставит цель, задачи, прогнозирует результаты своей работы, устанавливает сроки.

3 этап – теория. Изучается проблема (знакомство с предметом, выборочное изучение, анализ, самооценка результатов). Происходит осмысление, анализ и обобщение накопленных педагогических фактов

4 этап – практика. На данном этапе отрабатываются технологии, осуществляется практическая работа по выбранной теме самообразования

5 этап – самоконтроль, на котором педагог должен подвести итоги своей самостоятельной работы, обобщить наблюдения, оформить результаты.

Можно ли вообще управлять САМОобразованием педагогов, если учесть, что по сути дела - это должен быть САМОстоятельный и САМОорганизованный процесс, основанной на внутренней потребности и мотивации педагога. Способность к самообразованию не формируется у педагога вместе с дипломом педагогического ВУЗа.

Факторы, препятствующие саморазвитию:

•недостаток времени;

•состояние здоровья;

•разочарование в результате имевшихся ранее неудач;

•недостаточная поддержка со стороны администрации;

•собственная инерция;

Факторы, стимулирующее саморазвитие:

•интерес к работе;

•возрастающая ответственность за результаты труда;

•организация труда в школе;

•внимание администрации к возникшей проблеме;

•новизна деятельности;

•обучение на курсах;

•организация методической работы в школе;


Определим составляющие этой потребности, мотивы, побуждающие учителя к самообразованию.

  • Учитель – профессия творческая. Творческий человек не сможет из года в год работать по одному и тому же пожелтевшему поурочному плану или сценарию, читать одни и те же доклады.

  • Изменения, происходящие в жизни общества. Эти изменения в первую очередь отражаются на учениках, формируют их мировоззрение, и соответственно, очень часто, формируют образ учителя как «несовременного человека».

  • Конкуренция. Не секрет, что многие родители, приводя ребенка в школу, просятся в класс к конкретному учителю, предметнику или классному руководителю.

  • Общественное мнение. Учителю не безразлично, считают его «хорошим» или «плохим».

  • Материальное стимулирование.

  • Интерес. Учиться просто интересно. Как человек, который ежедневно учит, не будет постоянно учиться - вправе ли он тогда преподавать?

Итак, самообразование учителя есть необходимое условие профессиональной деятельности педагога. Специфика педагогической деятельности такова, что для эффективной деятельности учитель должен владеть знанием собственного предмета, методиками его преподавания, психологией и педагогикой, иметь общий высокий уровень культуры, знать приемы риторики, основы мониторинга, обладать большой эрудицией. Этот перечень возможных направлений самообразования учителя:

• профессиональное направление (предмет преподавания)

• психолого-педагогическое (ориентированное на учеников и родителей)

• методическое направление (педагогические технологии, формы, методы и приемы обучения)

• информационно-компьютерные технологии

Источники самообразования.

Учитель самостоятельно добывает знания из различных источников, использует эти знания в профессиональной деятельности, развитии личности и собственной жизнедеятельности.

• Телевидение

• Газеты, журналы

• Литература (методическая, научно-популярная, публицистическая, художественная и др.)

• Интернет

• Видео, аудио информация на различных носителях

• Платные курсы

• Семинары и конференции

• Мастер-классы

• Мероприятия по обмену опытом

• Экскурсии, театры, выставки, музеи, концерты

• Курсы повышения квалификации

• Путешествия

общей культуры

Работу над темой самообразования учитель строит, отвечая последовательно на следующие вопросы:

1.Чего я хочу добиться? (Формирование образа желаемого.)

2.Где я в настоящее время? (Определение сильных и слабых сторон нынешнего положения).

3.На что следует обратить внимание? (Ключевые вопросы, приоритеты, постановка задач).

4.Как прийти к желаемому? (Последовательность действий, приёмов, средств, разработка критериев).

5.Насколько успешно движение? (Оценивание эффективности процесса: контроль за происходящим.)

6.Чего удалось достичь? (Насколько далеко удалось подвинуться). Удовлетворен (а) ли я?).

Плановый характер этого процесса придаст деятельности педагога стройность, ясность. Сам план может состоять из четырех разделов:

1.Основные вопросы для изучения

2.Этапы работы над материалом по определенным вопросам

3.Практический выход (доклад, урок, методическая разработка)

4.Где, когда и как реализуется

Не надо забывать и о составляющих процесса самообразования учителя:

  • изучать и внедрять новые педагогические технологии, формы, методы и приемы обучения

  • посещать уроки коллег и участвовать в обмене опытом

  • периодически проводить самоанализ своей профессиональной деятельности

  • совершенствовать свои знания в области классической и современной психологии и педагогики

  • систематически интересоваться событиями современной экономической, политической и культурной жизни

  • повышать уровень своей эрудиции , правовой и общей культуры



Каждый учитель составляет личный план самообразования для профессионального роста. Каждая деятельность бессмысленна, если в ее результате не создается некий продукт, или нет каких-либо достижений.

И в личном плане самообразования учителя обязательно должен быть список результатов, которые должны быть достигнуты за определенный срок. Самообразование непрерывно, но планировать его нужно поэтапно. Например:

• повышение качества преподавания предмета (указать показатели, по которым будет определяться эффективность и качество)

• разработанные или изданные методические пособия, статьи, учебники, программы, сценарии, исследования

• разработка новых форм, методов и приемов обучения

• доклады, выступления

• разработка дидактических материалов, тестов, наглядностей

• выработка методических рекомендаций по применению новой информационной технологии

• разработка и проведение открытых уроков по собственным, новаторским технологиям

• создание комплектов педагогических разработок

• проведение тренингов, семинаров, конференций, мастер-классов, обобщение опыта по исследуемой проблеме (теме)


Жаль, что наше самообразование тесно связано с аттестацией. Первая моя тема по самообразованию звучала так: «Формы учета и контроля ЗУН учащихся». Опыт по этой теме обобщался на муниципальном уровне. У одного учителя спросили: «С кем вам легче работать, с одаренными или со слабыми детьми?» Он ответила: «Со средними». Это как в спорте: победитель всегда стремится улучшить свой результат, отстающий – догнать впереди бегущего спортсмена. В учебном процессе одаренный требует (косвенно) от нас всегда быть на высоте, учитель для него должен быть «всезнайкой», а вот слабого - учитель должен побудить подняться и идти в «бой». Он прав.

Затем была написана работа «Индивидуализация - путь становления и развития личности». В этой работе я и определила , что учитель должен надо следовать совету Я.А.Коменского: соблюдать принцип «природосообразности», т.е. изучить индивидуальные познавательные возможности ученика, это во - первых, а во-вторых, соблюдать девиз: «Не навреди». Такой подход иначе называется индивидуализация.

С этой работой участвовала в научно - практической конференции и стала призером, а работа была опубликована в журнале «Открытый урок» (2006г.). В обеих работах я искала ответ на вопрос: «Что нужно сделать, чтоб заинтересовать учащихся в результатах своего труда и привить любовь к

своим учебным дисциплинам?» И энергию своего личностного и профессионального роста я и направила на поиск ответов. Как здесь не вспомнишь русскую пословицу: »Под лежачий камень, вода не течет».

Убедилась, что если ученика рассматривать как объект, то это может привести к конфликту ученика с учителем. Это первый итог, а второй-приспособленчество, что мешает саморазвитию личности. Каждая деятельность бессмысленна, если в ее результате не создается некий продукт, или нет каких-либо достижений. И в плане самообразования учителя обязательно должен быть список результатов.

По мнению многих исследователей, мотивация, гораздо больше, чем способности, определяет поведение человека. Она может даже компенсировать низкий уровень способностей. Именно благодаря этим темам, в течение четырех лет на базе нашей школы работала районная летняя школа гуманитарного цикла. Ее посещали учащиеся 8 класса школ города Щахтерска и города Углегорска.

По окончанию этой школы учащиеся получают «сертификат» и пока они являются учащимися школ, мы следим за их учебной деятельностью, то есть ведем мониторинг по предметам гуманитарного цикла, отмечаем их участие в предметных олимпиадах различного уровня и заканчиваем


результатами ЕГЭ . И приятно отметить, что именно эти учащиеся являются участниками творчески конкурсов и победителями различного уровня олимпиад, выбирают предметы для сдачи экзаменов в форме ЕГЭ.

Функционирование этой школы не только дарит человеку новых друзей и столь дефицитное ныне чувство общности, но и помогает быстро адаптироваться, ведь это учащиеся из разных школ. И главное определиться в своем выборе будущей профессии.

И следующий шаг: в нашей школе открылся профильный класс гуманитарного направления. Он состоял из учащихся, которые свое будущее связывали с профессией юриста. И конечный результат всей моей деятельности – это естественно результат, который подтверждается учащимися в предметных олимпиадах на разных уровнях, результаты ЕГЭ по профильным предметам.

2006 – 2007 учебный год – 4 ученика профильной группы стали победителями олимпиад по истории России и обществознанию на муниципальном уровне.

2007 – 2008 учебный год - 2 ученика стали победителями предметных олимпиад по обществознанию на муниципальном уровне и 2 ученика – по праву на региональном уровне.

А вот и результаты учащихся профильной группы гуманитарного направления по ЕГЭ по обществознанию: 6 человек на «5», 3 человека на «4», 1 чел на «3».(тогда результаты оценивались)

Педагоги часто пытаются организовать деятельность без опоры на желания и мотивы участников этой деятельности. Вот в этом и состоит одна из серьезных причин нежелания многих детей учиться. Поэтому проблема моей исследовательской работы звучит: выявить пути становления индивидуальной мотивации и познавательных процессов.

И поэтому следующая тема по самообразованию звучала: «Средства развития положительной мотивации на уроках истории и обществознания».

Одновременно встал вопрос об открытии пилотной площадки по опережающему введению ФГОС ООО по предмету «Обществознание» в 5-х классах на 2013-2014 учебный год. Областной экспертный совет удовлетворил заявку на открытие пилотной площадки.

Благодаря темам по самообразованию я приобрела богатый педагогический опыт. Мне, учителю истории и обществознания посчастливилось быть первооткрывателем летней гуманитарной школы, профильного класса гуманитарного направления, пилотной площадки по опережающему изучению предмета «обществознание» в 5 классе.

Сегодня и школа, и общество сталкиваются с проблемой демотивированности не только основной массы школьников, но и значительной части населения, особенно работающей молодежи, следовательно, и со снижением базовых показателей экономического развития страны! Это позволит повернуть ученика лицом к учебной деятельности.




И поэтому учитывая требования, предъявляемые обществом к современному человеку, педагог наряду с традиционными вопросами: «Чему, зачем и как учить?», должен иметь ответ на вопрос: «Как учить результативно?»

Для учителей это давно азбучная истина: если школьники хотят овладеть знаниями, то эффективность познавательного процесса существенно возрастает. В восточной медицине есть такое понятие «болевые точки», нажимая на них, можно улучшить состояние человека, на помощь приходит иглоукалывание. Вот и учитель должен «нащупать» у школьника такие точки (потенциал личности), с помощью которых он мотивирует его деятельность.

И в данный момент я приступила к изучению темы «Современные аспекты преподавания обществознания в логике нового ФГОС ООО».

Попытка передать каждому школьнику основные знания, накопленные человечеством, утопична, бессмысленна и вредна. Об этом не раз писали известные ученые педагоги, но содержание общего школьного образования всё ещё можно оценить словом «разбухает». Именно для остановки этого процесса, переосмысления учителями их задач и создан ФГОС второго поколения.

Организовать деятельность учеников таким образом, чтобы у детей возникло желание решать проблемы урока, - главная задача учителя, реализующего ФГОС. Мотивированный ученик – это «продукт» деятельности мотивированного учителя.

Исходя из современных требований можно определить основные пути развития профессиональной компетентности педагога:

1. Работа в методических объединениях, творческих группах;

2. Исследовательская деятельность;

3. Инновационная деятельность, освоение новых педагогических технологий;

4. Различные формы педагогической поддержки;

5. Активное участие в педагогических конкурсах и фестивалях;

6. Трансляция собственного педагогического опыта и др.

Но не один из перечисленных способов не будет эффективным, если педагог сам не осознает необходимости повышения собственной профессиональной компетентности. Отсюда вытекает необходимость мотивации и создания благоприятных условий для педагогического роста.

«Мастерство учителя – это специальность, которой надо учиться». (А.С.Макаренко)

В современных условиях всё больше появляется педагогов-мастеров своего дела. Встаёт вопрос: творчество и мастерство - одно и то же или нет?

Мастер – это работник, в совершенстве владеющий своей профессией, а мастерство, как правило, связывают с большим опытом. Творческим может быть и молодой учитель, ещё не мастер.




Заключение.

Ответы на вопрос: Что дает самообразование человеку

Ответ: В первую очередь то, что не способно дать ему же формальное образование. Нигде не учат очень нужным и важным для жизни вещам. Например, умению вести переговоры, разбираться в человеческой мотивации. Люди реально теряются, их этому нигде не учили - ни в школе, ни в ВУЗе. Остаётся лишь полагаться на чужое мнение и жизненный опыт.

Ещё оно позволяет переучиться на более востребованную обществом специальность, которой, опять же, не учили "специалисты" ВУЗа, или школы.

Ответ: Образование (получение диплома) дает определенный статус в обществе и позволяет занимать, соответственно статусу, вакантное место - должность на службе. А вот каким человек станет специалистом, это зависит исключительно от него самого, личного желания идти в ногу со временем и самообразовываться. Так что, самообразование - важная составляющая карьеры.

Ответ: Самообразование развивает интеллект человека. Самообразование развивает собственное мнение у человека, позволяет анализировать множество источников и из них выбирать главное для данной личности.

Ответ: Вообще в жизни есть две категории людей. Одним хватает «серой» жизни, малого дохода, невысокого уровня здоровья, среднестатистической должности. Они довольствуются стандартной рабочей неделей, соцпакетом и кажущейся стабильностью. Другая категория людей – это люди, которые постоянно стремятся к личностному росту, самосовершенствованию своей жизни и достижению амбициозных целей. Каждый день они «прокачивают» себя новыми знаниями и новыми навыками. Для них самообразование и саморазвитие является их стилем жизни.

Труд учителя многогранен и очень сложен. Чтобы ученик пошел за учителем, сам учитель должен быть интересным человеком, творческим, готовым учиться всему новому, может быть даже у своих учеников. В заключение хочу честно признаться, что не всегда у нас педагогов хватает душевных, физических сил на реализацию своих возвышенных планов. Апатичность, равнодушие, отсутствие желания трудиться, ненужность знаний, а только важность получения оценки - все эти качества, которые все больше и больше проявляются в современном обществе, как среди учеников, так и среди их родителей и ставят учителя в тупиковую ситуацию.

Каков выход? Смириться и самому превратиться в человека, работающего от звонка до звонка или пытаться переломить ситуацию и при этом оказаться «плывущим против течения»? Очень надеюсь, что в скором времени важность знаний, а не полученных оценок будет интересовать в первую очередь детей их родителей, а не только учителей! А уж учителя, наработавшие богатейший опыт в обучении, всегда готовы к новым высотам!



Самообразование только тогда считается законченным, когда человек становится способным к дальнейшему саморазвитию. Различные формы образовательной деятельности (курсы, семинары, педсоветы и т.д.) лишь тогда можно считать эффективными, когда они нацеливают учителя на творческое переосмысление содержания, которое реализуется через различные формы методической деятельности и может стать хорошей основой для дальнейшей самостоятельной работы педагога.

Разнообразные формы повышения уровня квалификации педагогов: курсы повышения квалификации, участие в методических объединениях, учеба в институте, конкурсы профессионального мастерства способны вывести на уровень активного саморазвития. Однако, наиболее эффективной формой все-таки зарекомендовала себя система самообразования, позволяющая педагогу проявить не только мастерство и творчество, но и преодолеть определенные затруднения в реализации воспитательно-образовательного процесса. Самообразование способствует поддержке и развитию важнейших психических процессов – внимания, памяти, совершенствует критическое и аналитическое мышление, а также является необходимым условием успешного повышения уровня квалификации педагога.

Что ж, как видим, самообразование, − не просто способ расширения знаний. Это−отличительная черта человека, показатель высоких морально-волевых качеств личности. Интеллектуальный уровень кого-либо вполне точно можно определить именно по стремлению к самообразованию. Это стремление приводило людей к великим открытиям, благодаря чему мы видим мир таким, какой он есть. Самообразование должно иметь массовый характер и прививаться человеку с детства. Иначе общество перестаёт

развиваться, потому что когда нет желания узнать больше, то нет и стимула к дальнейшему прогрессу. Наступает время стагнации, при этом внимание людей может переключиться на негативные, нежелательные процессы. Снижается общий культурный уровень. Вот почему самообразование − важнейшая часть жизни. Отсюда стремление к

самообразованию должно присутствовать в каждом из нас.


Человек, вставший за учительский стол, ответственен за всё, всё знает и умеет. Какими будут результаты труда педагогов сегодня –

таким будет наше общество завтра.


Литература.

1.Немова Н. Нужны «звезды», до которых хочется дотянуться.\\ ж. «Директор школы», №2, 1999

Айзенберг, А. Я. Самообразование: история, теория и современные проблемы. — М., 1986.

  1. Митина Л.М. Учитель как личность и профессионал. – М.: Дело, 1994.



2. Самоукина Н.В. Психология и педагогика профессиональной деятельности. – М.: Ассоциация авторов и издателей «ТАНДЕМ»; Издательство ЭКМОС, 1999.

.Беспалько В.П. Слагаемые педагогической технологии [Текст] М.: Педагогика, 1989. -338с.

Ясвин, В. Радуга педагогической компетентности, или Модель педагогического портфолио /В. Ясвин // Директор школы.- 2010.-№2.-С.25-32

«Самообразование педагога»

5. Якиманская И.С. Личностно-ориентированное обучение в современной школе. М., 2000.



Анкета

Цель: выявить факторы, стимулирующие и препятствующие обучению, развитию, самообразованию учителей в школе.

5-да(препятствуют и стимулируют); 4-скорее да, чем нет; 3-и да, и нет; 2-скорее нет; 1-нет

Препятствующие факторы

Стимулирующие факторы

Собственная инерция.

Разочарование в результате имевшихся ранее неудач.

Отсутствие поддержки и помощи в этом вопросе со стороны руководителей.

Враждебность окружающих (зависть, ревность), плохо воспринимающих в вас перемены и стремление к новому.

Неадекватная обратная связь с членами коллектива и руководителями, т.е. отсутствие объективной информации о себе.

Состояние здоровья.

Недостаток времени.

Ограниченные ресурсы, стесненные жизненные обстоятельства.

Школьная методическая работа.

Обучение на курсах.

Пример и влияние коллег.

Пример и влияние руководителей.

Организация труда в школе.

Новизна деятельности, условия работы и экспериментирования.

Доверие коллег и администрации.

Внимание к этой проблеме руководителей.

Занятие самообразованием.

Интерес к работе.

Возросшая ответственность.

Возможность получения признания в коллективе.


Подсчитать общую сумму баллов:

75-55 – активное развитие;

54 – 36 – отсутствует сложившаяся система саморазвития, ориентация на развитие сильно зависит от условий;

35-20 – остановившееся развитие




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!