СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Тема по самообразованию "Формирование у обучающихся коммуникативных и познавательных универсальных действий"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Развитию коммуникативных действий способствует применение в образовательном процессе метода учебных проектов – педагогической технологии, ориентированной на их применение и приобретение новых знаний путем самообразования. Развитию коммуникативных действий способствует применение в образовательном процессе метода учебных проектов – педагогической технологии, ориентированной на их применение и приобретение новых знаний путем самообразования. Развитию коммуникативных действий способствует применение в образовательном процессе метода учебных проектов – педагогической технологии, ориентированной на их применение и приобретение новых знаний путем самообразования.

Просмотр содержимого документа
«Тема по самообразованию "Формирование у обучающихся коммуникативных и познавательных универсальных действий"»


Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение Самарской области средняя общеобразовательная школа № 19 им. Героя России Алексея Кириллина города Сызрани городского округа Сызрань




Тема по самообразованию





Формирование у обучающихся с ОВЗ коммуникативных и

познавательных универсальных действий

в рамках реализации программы внеурочной деятельности «Умелые ручки»



Учитель начальных классов

Алексеева Г.А.




















Обучающийся с ограниченными возможностями здоровья - это физическое лицо, имеющее недостатки физического и (или) психологическом развитии, подтвержденные ПМПК и препятствующие получению образования без создания специальных условий. Спектр различий в развитии детей с ОВЗ очень широк: от относительно нормально развивающихся учащихся, которые испытывают временные или легко преодолимые трудности в обучении, до учащихся с множественными нарушениями, обусловленными тяжелым поражением ЦНС.

Один ребенок может обучаться совместно со здоровыми детьми при правильно организованной психолого-педагогической поддержке, другой сможет обучаться только по адаптированной образовательной программе или специальной индивидуальной программе развития.


Компонент “жизненной компетенции” предполагает овладение знаниями, умениями, навыками, необходимыми ребенку в бытовой жизни. Одним из важнейших навыков является коммуникативный.

Характеристики коммуникативных УУД у учащихся с ОВЗ

ФГОС определяют, что «коммуникативные универсальные учебные действия обеспечивают социальную компетентность и учёт позиции других людей, партнёров по общению или деятельности; умение слушать и вступать в диалог; участвовать в коллективном обсуждении проблем; интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми.»

К коммуникативным действиям относятся:

- планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками — определение цели, функций участников, способов взаимодействия;

- постановка вопросов — инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации;

- разрешение конфликтов — выявление, идентификация проблемы, поиск и оценка альтернативных способов разрешения конфликта, принятие решения и его реализация;

- управление поведением партнёра — контроль, коррекция, оценка его действий;

- умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации; владение монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка, современных средств коммуникации.

У учащихся первого класса мало представлений о предметах и явлениях окружающей действительности. Свои мысли выражают не последовательно, нет логичности в высказываниях. Бедность словаря приводит к тому, что дети не могут подобрать слов для выражения своих мыслей. Часто в речи используются неуместные слова и выражения, повторяются отдельные слова или целые предложения. Следовательно, необходимо организовать такую работу на занятиях, которая помогла бы избавиться от этих недостатков детской речи.



Формирование коммуникативных навыков у учащихся с ОВЗ


Учащиеся с ОВЗ в процессе коммуникативного взаимодействия могут не учитывать мнение и позицию участников. В межличностных отношениях проявляют эгоцентризм. Учащиеся могут испытывать сложности в обосновании и доказательстве своего мнения. Трудности формирования коммуникативных компетенций определяют особые образовательные потребности учащихся с ОВЗ, которые заключаются в специальных методах формирования эффективной речевой коммуникации, подборе адекватных способов достижения образовательных целей. В связи с этим особое значение приобретает умение учителя-логопеда (учителя) моделировать речевые ситуации, выбирать адекватную речевую форму, создавать для учеников условия, приближенные к реальным. Адекватное использование этих компетенций позволяет педагогу достигать необходимых образовательных результатов. Важным представляется владение навыком эффективного слушания. Педагог должен постоянно повышать свой уровень вербально-коммуникативной компетенции. В общении с учениками необходимо чередовать диалоговые стратегии взаимодействия и монологическое воздействие.

При планировании занятия полезно продумывать речевые способы и формы выражения эмоционального отношения к содержанию и учащимся.

Во время занятий необходимо достигать не только познавательные, воспитательные и коррекционно-развивающие цели, но и коммуникативную цель, направленную на решение следующих задач:

  • Взаимодействие учителя и ученика

  • Взаимодействие учителя и учащихся класса

  • Взаимодействие ученика и ученика

  • Общение в малых группах

На занятиях следует не только многократно отрабатывать речевой материал, но и специально автоматизировать навык использования речевых способов организации в различных бытовых ситуациях. Для учащихся с ОВЗ нужно регулярно предоставлять определенные готовые алгоритмы речевых действий и модели вариантов решения различных бытовых задач. Например, посещение музеев, театров, медицинских учреждений, банков, многофункциональных центров.


Формирование коммуникативных универсальных учебных действий младших школьников во внеурочной деятельности будет проходить более успешно при соблюдении следующих условий:

- если педагог знает и владеет теоретическими аспектами формирования сущности понятий универсальных учебных действий, коммуникативных универсальных учебных действий;

- если учитель владеет приемами, методами формирования оценивания коммуникативных универсальных учебных действий во внеурочной деятельности.

Развитию коммуникативных действий способствует применение в образовательном процессе метода учебных проектов – педагогической технологии, ориентированной на их применение и приобретение новых знаний путем самообразования. Смысл данного метода заключается в создании условий для самостоятельного усвоения школьниками учебного материала в процессе выполнения различных проектов. Под проектом подразумевается «специально организованный учителем и самостоятельно выполняемый детьми комплекс действий, завершающихся созданием продукта, изготовленного в процессе проектирования, и его представлением в рамках устной или письменной презентации».

Метод проектов – это педагогическая технология, которая способствует решению ряда актуальных проблем современной школы:

-учащиеся в процессе работы над проектом превращают информацию в знание, осуществляют целенаправленный поиск информации;

-у них появляется интерес к самостоятельному приобретению новых знаний;

-репродуктивные, воспроизводящие типы деятельности уходят в прошлое, уступая место поисково-исследовательским, творческим;

- учащиеся стараются применять полученные знания и навыки на практике

внеклассная и внеурочная деятельность способствуют развитию коммуникативных универсальных учебных действий.

Я хочу добиться в результате своей работы по формированию коммуникативных учебных действий:

1.Умение детей учитывать позиции других людей.

2.Умение учащимися слушать, вступать в диалог, спрашивать.

3.Умение детей участвовать в коллективном обсуждении.

Во время уроков, праздников, экскурсий, различных видов групповой и парной работы, я помогаю детям высказывать своё собственное мнение, создавать ситуацию, чтобы дети помогали друг другу, старались не смеяться над другими, а приходили на помощь товарищу. Конечно, не всегда всё получается. Некоторые дети испытывают трудности в общении с одноклассниками. Но я стараюсь, чтобы каждый ребёнок, даже «слабый» почувствовал свои успехи и увидел положительный результат своих действий.

Цель внеурочной деятельности «Умелые ручки». - создание условий для позитивного общения учащихся в школе, за её пределами для проявления инициативы и самостоятельности.

Курс включает еженедельные занятия, каждое из которых состоит из теоретической и практической частей и имеет следующие направления:




1 класс

п\п

Тема


Игры и игрушки

1

Где появились куклы

2

Русский сувенир

3

История глиняной игрушки

4

Какой музыкальный инструмент был первым

5

Кто первым запустил бумажного змея

6

Кто придумал мяч

7

Настольные игры

8

Подвижные игры

9

Настольный театр

10

Калейдоскоп

11

Что нам известно об игре в шашки

12

Как появились шахматы


Все для дома

1

«Зажгите, пожалуйста, свечи» (подсвечник)

2

Дырявое шило (про иголку)

3

Посередине гвоздик (ножницы)

4

Зеркало или жизнь!

5

Кто изобрел расческу для волос

6

Королевская шкатулка

7

Не лает, не кусает (замок)

8

Клад римских воинов (гвозди)

9

Откуда пришла тарелка

10

Как баклуши били (ложки)

11

Вилы и вилка

12

Преграждающая вход. Дверь

13

От бусинки до окна (стекло)

14

История возникновения мебели (кровать)


15

Дом для одежды (шкаф)

16

Когда было впервые изготовлено мыло

17

Время не ждет! (часы)

18

Из чего построен дом? Глиняный кирпич

19

Скатерть-самобранка

20

Висячие сады (комнатные растения)

2 класс

п\п

Тема


Школа

1

Первые рисунки

2

Кто изобрел перо

3

Карандаш

4

История шариковой ручки

5

Кто изобрел ноты

6

Кто изобрел бумагу

7

Когда появились первые книги

8

Кто написал первую энциклопедию

9

Как возникли библиотеки

10

Откуда пошли названия дней недели

11

Как возникли единицы измерения

12

Как люди начали добывать полезные ископаемые

13

У какой страны впервые появился флаг

14

Какие бывают ребусы

15

Первая марка

16

Кто изобрел кроссворд

17

Кто придумал первую карту

18

Кто автор микроскопа

19

Скотч. Шотландская лента

20

Настольные наборы


Еда

1

Хлеб из орехов

2

Как картофель попал в Россию

3

Кое-что из истории конфет

4

Откуда фрукты и овощи получили свое название

5

Каменный мед (сахар)

6

Секретное мороженое

7

Где прячутся витамины

8

Секрет каши

9

Когда появились первые кулинарные книги

10

Такая разная капуста

11

Где появились арбузы

12

Из чего делают пряники

13

Шоколад

14

Такой разный чай



3 класс

п\п

Тема


Одежда

1

Одежда наших предков

2

Откуда взялся фартук

3

Зачем нужны пуговицы

4

Откуда взялись шапки

5

Кто придумал обувь? Секреты башмаков

6

История русского сарафана

7

Чем украшают одежду

8

С каких пор применяют носовые платки

9

Юбки и брюки

10

Когда впервые стали использовать тутового шелкопряда

11

Домик для пальчиков. Варежки

12

Что такое «мода»

13

Одежда для дома


Праздник

1

Первые украшения

2

Новогодние игрушки

3

Почему на Пасху красят яйца

4

История воздушных шариков

5

История фейерверков

6

История происхождения сувениров

7

Широкая масленица

8

Приглашаем к столу

9

А раньше было так…

10

Бал-маскарад

11

Рождественские частушки

12

Ярмарка

13

«Не красна изба углами»

14

Вкусные украшения

15

Мишура

16

Толковый словарь маркиза Этикета

17

Приглашение гостей

18

Семейные праздники

19

Вечеринка

20

Конкурс Золушек и Рыцарей

21

Субботник



4 класс

п\п

Тема

Кто основал первый зоопарк

Как идет почта

Когда возникли музеи

Как появился фонтан

А зачем нам лестницы? (метро)

Как возникла почтовая служба?

Как возникли города

Когда люди начали строить дома

Все на каток!

Гидроэлектростанция

Каким был первый магазин

Кто вперед? (стадион)

Цирк! Цирк! Цирк!

На подмостках театра

Чудеса света

Общественный транспорт

Кто придумал велосипед

Кто создал автомобиль

Кто изобрел самолет

Луноход

Лайнер. Пароход

Железнодорожный транспорт

Уборочные машины

Специальные машины. Машина «Скорой помощи»

Флюгер

История спичек

Когда был изобретен зонтик

История происхождения денег

Как был изобретен телефон

Светофор. Дорожные знаки

Окно в подводный мир (аквариум)

Упаковочные материалы

Компьютер и Интернет

Занятия провожу по программе нередко совместно с сотрудниками краеведческого музея, обувной фабрики, работников ОАО «Тяжмаш», служащих СВВАУЛа, сотрудниками городской библиотеки.

Вот некоторые формы занятий:

• Экскурсия в краеведческий музей «В гостях у самовара» раскрывает историю русского чаепития.

• Игра по станциям с использованием видеоматериалов «Старая Сызрань».

• Литературная гостиная «Я пишу о войне» (знакомство с творчеством русских поэтов, чтение стихов о Великой Отечественной войне).

• Тематическая экскурсия «Их именами названы улицы нашего города».

• Пешеходная экскурсия по парку Победы.

• Игра «Юный краевед».

Все коллективные работы выставляются в классе, демонстрируются на родительских собраниях. Родители видят результаты труда своего ребенка и могут объективно оценить, насколько кропотливо работал ученик в коллективной работе. Различные мероприятий в классе, общешкольных, экскурсии, праздники фотографируются и демонстрируются родителям, а также коллегам на методических объединениях. Имеется фотоальбом класса.

Особое значение для учащихся с ОВЗ имеет формирование умения взаимодействовать с педагогическим персоналом по вопросам медицинской помощи.

Нами сделаны выводы о высокой эффективности коммуникативных универсальных учебных действий у младших школьников во внеурочной деятельности. Таким образом, формирование коммуникативных универсальных учебных действий у младших школьников с ОВЗ является главным требованием в ФГОС НОО.