СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Тема: "Почва моего села"

Категория: Биология

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Тема: "Почва моего села"»


Республиканская открытая конференция научного объединения учащихся «Сигма»




Секция: География



Тема работы:

«Почва моего села»




Исполнитель: ученик 7 класса

МКОУ СОШ им. А. Т. Канкошева СП Дейское

Керимов Эльдар

Научный руководитель:

учитель географии

Абидова Марина Мухадиновна








СП Дейское 2024г.

Содержание стр

I. Введение……………………………………………………… 3

II. Основная часть

Методы исследования

1. Посещение библиотеки……………………………………… 6

2. Поиск информации в интернете …………………………… 6

3. Беседа с учителем географии о составе почвы и проведение опыта 7

4. Посадка растений в различную почву и наблюдение за ростом растений 8

5. Обсуждение с одноклассниками проблемы сохранения почв………… 12

III. Выводы………………………………………………………………… 15

IV. Список использованной литературы………………………………… 17

V. Приложения…………………………………………………………… 18












I. Введение.

В окружающем нас мире много замечательных явлений. Некоторые из них привлекают наше внимание своей необычностью. Другие кажутся нам настолько обычными, что не вызывают ни удивления, ни особого интереса. А между тем стоит лишь внимательно присмотреться к ним, как они поразят наше воображение и заставят глубоко задуматься.
Вот к таким обычным, но замечательным природным образованиям и относится почва. В самом деле, разве не удивительно, что именно этот, невзрачный на первый взгляд, сероватый поверхностный слой земли, каким обычно кажется почва, является важнейшим и незаменимым условием жизни всех растений, животных и микроорганизмов, обитающих на суше земного шара. Разве не удивительно, что именно этот очень тонкий поверхностный слой земной суши является главным источником и основой производства почти всех продуктов питания и сырья для многих отраслей промышленности?
Почва - незаменимое достояние и источник богатства человечества. Только при поверхностном взгляде она кажется однообразным малоинтересным объектом. В действительности ее мир не менее разнообразен и удивителен, чем мир растений, животных, минералов и горных пород.
Благополучие окружающей среды во многом зависит от санитарного состояния почвы. Чистая, здоровая почва — залог чистоты окружающей среды, экологически безопасных продуктов, а значит, и здоровья человека.

Без сохранения почвенного покрова окажется невозможным и сохранение исторически сложившегося круговорота веществ в природе. Поэтому каждому человеку полезно иметь представление о состоянии почвенного покрова в том месте, где он живет. А для человека, живущего в сельской местности, чья жизнь непосредственно зависит от количества собранного урожая, проблема снижения плодородия почвы - одна из самых важных. Обрабатывать землю, сеять хлеб – дело трудное, но почётное. Вырастить хороший урожай, значит быть сытым и богатым. А в наше время это хорошее подспорье для семейного бюджета. 

АКТУАЛЬНОСТЬ ПРОБЛЕМЫ

Почвенный покров нашей страны представлен множеством разных типов почв – от Арктических пустынь и тундр, таежных подзолов и болот до лесостепных и степных черноземов, каштановых, бурых и засоленных почв полупустынь, субтропических коричневых почв и красноцветных.

При правильном севообороте, почвы приобретают лучшие свойства, исправляют свои природные недостатки и из года в год повышают свое плодородие.
Но в последнее время приходиться говорить о том, что большинство почв уходят из севооборота. Занимая обширную территорию Евразии, Россия располагает огромным земельным фондом в 186 млн. га, но лишь 60 млн. га находятся в удовлетворительном состоянии.

Проблема эта очень актуальна в наши дни, так как сохранение почв и окультуривание позволяет получать стабильно высокие урожаи, обеспечивать полноценное питание человеку.

Задача данного проекта попытаться определить степень состояния почв в нашем населенном пункте, чтобы наиболее рационально использовать эти земли, вовремя проводить работы по сохранению плодородных почв т. к. это является гарантией высоких урожаев.

Почва – это рыхлый поверхностный слой земли. Он включает в себя твердые, жидкие, газообразные компоненты и формируется в результате сложного взаимодействия климата, растений, животных, микроорганизмов.

Для того чтобы понять, каким образом можно повысить урожайность почвы в нашем селе, я задался целью: в ходе исследования почвы установить причину ее низкой урожайности и предложить реальные пути повышения ее плодородия.

Для решения цели я выдвинул следующие задачи:

  • собрать и изучить информацию о почве

  • cравнить состав почвы в разных местах исследования с почвой купленной в магазине.

  • ответить на вопрос: по каким причинам одни садоводы получают богатый урожай со своего приусадебного участка, а другие – скудный?

  • провести эксперимент и наблюдения за ростом растений в почвах различного состава;

  • изучить условия роста растений в различных почвах;

  • проанализировать полученные результаты и сделать выводы, как влияет состав почвы на рост растений

  • обсудить и изучить с одноклассниками проблему сохранения почв своего края.

Объект исследования: село Дейское.

Предмет исследования: почвы села Дейское и почва приобретенная в магазине.

Практическое значение: познакомиться с технологией проведения опытов с почвой, обратить внимание на необходимость бережного отношения к почве родного края.

Гипотеза исследования: предполагаю, что разный состав почвы неодинаково влияет на рост и развитие растений.

Методы исследования:

1. Поиск информации в интернете.

2. Посещение библиотеки (изучение литературы, энциклопедии).

3. Беседа с учителем географии о составе почвы и проведение опыта

4. Сравнить состав почвы разных точек исследования.

5. Дать оценку  полученным результатам.

6. Посадка растений в различную почву и наблюдение за ростом растений

7. Обсуждение с одноклассниками проблемы сохранения почв своего края.

8. Предложить способы повышения плодородия почвы не требующие особых материальных затрат и физических усилий.


II. Основная часть

Методы исследования:

1. Посещение библиотеки (изучение литературы, чтение энциклопедии).

Еще на уроках окружающего мира я узнал, что почва – это верхний плодородный слой земли. А, прочитав статьи из энциклопедии, я узнал, что над её созданием беспрерывно трудятся солнце и ветер, бактерии и лишайники превращают горные породы в песок и глину. Отмершие остатки растений и животных образуют перегной – самый плодородный слой почвы. Проходит 300 лет, пока появится 1 см такого слоя. Как долго, тщательно трудится природа над созданием почвы! Теперь всё серьёзнее задумываюсь я, что важно беречь почву!

Удивительно, что для создания почвенного слоя толщиной 18 см природа затрачивает в среднем от 1400 до 7000 лет, разрушение же такого слоя вследствие эрозии может произойти за 20-30 лет, а иногда за один ливень или пыльную бурю.

Толщина слоя почвы бывает разной. В степях он около метра, на каменистых склонах гор – всего несколько сантиметров. В жарких пустынях и в холодных ледяных просторах Арктики почвенного слоя может вообще не быть.

Почвенный покров Кабардино-Балкарии характеризуется большой пестротой и исключительным разнообразием. На сравнительно небольшой площади сформировалось 29 типов горных и равнинных почв. В нашем селе лугово-черноземные карбонатные почвы, которые делятся на 18 разновидностей. Я хочу сравнить 3 разновидностей почв моего села с почвой купленной в магазине.

2. Поиск информации в интернете.

Посетив несколько разных сайтов в интернете, я постарался выделить для себя наиболее значимую информацию.Вот, например, науку о почве – почвоведение – создал русский учёный Василий Васильевич Докучаев. Он называл почву кормилицей человека и считал, что она для нас дороже нефти, угля, золота.

А ещё узнал, что корни растений дышат воздухом, который есть в почве. Высасывают из почвы воду. Вместе с водой получают растворённые в ней минеральные соли – питательные вещества необходимые для жизни растений.

Солей в почве мало. Растения могли бы их быстро израсходовать, но этого не происходит. Благодаря перегною запас солей в почве постоянно пополняется. Бактерии, живущие в почве, постепенно превращают остатки растений в перегной. Перегной придаёт почве тёмный цвет. Перегной или гумус влияет на плодородие почвы. Чем больше перегноя, тем почва плодороднее.

Животные, обитающие в почве, а особенно дождевые черви, рыхлят, делают в ней ходы, куда легко проникает вода и воздух, обогащают остатками своей пищи. Один дождевой червь за год рыхлит до 20 тонн сухой земли (Это 5 больших самосвалов, гружённых землёй!).

В природе животные повышают плодородие почвы. А человек добивается плодородия почвы, специально обрабатывая и ухаживая за ней: перекопка и рыхление обеспечивает поступление в почву воздуха, сохранение влаги, повышение всхожести семян; удобрение повышает количество питательных веществ в почве; прополка не позволяет сорнякам заглушать рост культурных растений.

3. Беседа с учителем географии о составе почвы проведение опытов

Беседа с учителем географии у нас состоялась необычная, экспериментальная.

Опыты проводили в школе.

Опыт 1.

Погрузили небольшое количество почвы в воду и оставили на несколько минут.

В стакане видны мелкие пузырьки воздуха. Вывод. В состав почвы входит воздух.


О пыт 2. Насыпали немного почвы на лоток и накрыли стеклянным стаканом.

Через 20 минут стенки стакана начали запотевать.

Через час на стекле появились капельки воды.

Вывод. В почве есть вода.

Опыт 3. Почву насыпаем в стакан с водой и размешиваем.

Н аблюдаем. Вода стала мутной.

Через 10 минут на дне стакана стали оседать песчинки, но вода остаётся мутной.

Через 20 минут вода стала более прозрачной. На следующий день можно рассмотреть различные слои почвы. На дне видны песчинки песка и частицы глины. Сверху – перегной. Вывод. В состав почвы входят песок и глина.

Опыт 4. Несколько капель раствора палочкой п оместили н а стеклянную пластинку. Оставили на некоторое время возле батареи. Через 2 часа вода испарилась полностью, а на стекле остался белый налёт. Это минеральные соли.

Вывод. В почве содержатся минеральные соли, которые растворяются в воде.

4. Посадка растений в различную почву и наблюдение за ростом растений

Чтобы проследить за ростом растений, я провел опыты. Подготовил для эксперимента почвы с разных территорий моего села и почва купленная в магазине.

Экспериментальная площадка

Семена фасоли, гороха, пшеницы и луковицу предварительно замочил в воде.

В почве купленном в магазине много питательных веществ, он рыхлый, пористый. В о пытах такую почву называют «Земля с удобрениями».






№1- ЛУГОВО-ЧЕРНОЗЕМНАЯ КАРБОНАТНАЯ ГЛИНИСТАЯ;

№2-- ЛУГОВО-ЧЕРНОЗЕМНАЯ КАРБОНАТНАЯ СУПЕСЧАННАЯ;

№3-КАРБОНАТНЫЕ ЧЕРНОЗЕМЫ;

№4 –ПОЧВА С УДОБРЕНИЯМИ.

В эксперименте участвует почва, которую я собрал с участка земли за своим домом. В каждый вид почвы я посадил подготовленные семена.

Опыты с почвой проводил осенью в ноябре. В природе всё замирает, растения засыпают, чтобы отдохнуть, собирать силы для весеннего пробуждения. А на моей экспериментальной площадке жизнь бьёт ключом!

Прошла неделя!

Огородик подрастает! Радует ярко-зелёная «щёточка» пшеницы. Взошла она дружно, но всё же заметна разница. В земле богатой удобрениями побеги гуще и выше, потому-что он богат гумусом. «Гумус» — наиболее ценная органическая и биологически активная часть почвы. Для растений гумус является основным источником питательных веществ. Корневая система развивается активнее в рыхлой благоприятной почве. Видны хорошо разросшиеся корни пшеницы.

Наблюдаем за ростом луковиц: В почве лук пророс быстрее остальных, перья крепкие, сочные.

И в воде лучок хорошо чувствует себя!

А вот в глинистой почве – беда! Такая почва быстро прогревается и становится сухой. А так как растения не могут жить без воды, то такие почвы малопригодны для земледелия.

Луковка лежит, не прорастает совсем! Тяжёлая почва с большим содержанием глины. Пшеница старается, тянет к солнышку чахлые побеги. Трудно дышать корням!

Пшенице больше понравилась почва с большим содержанием песка, рыхлая, пористая. В ней хорошо корням растений. Всходы дружные, сочные стебли.

Горох дал дружные всходы в песчаной почве, скудная почва неблагоприятна для семян гороха (всходы редкие, побеги чахлые).

Прошло 14 дней с начала эксперимента

Г орох дружно растёт в песчаной почве, в почве, собранной во дворе растёт плохо, едва всходит.

У фасоли появились настоящие листочки.

Луковица в почве продолжает лидировать. Совсем не желает принимать глинистую почву третья луковица!

Пшеница одинаково активно растёт в почве разного состава. Немного длиннее стебли у побегов, разросшаяся корневая система в почве с удобрением.

Результаты опытов через 20 дней. Пшеница в удобренной почве всё же «обогнала» на 2 см своих собратьев, растущих в неудобренной почве. Но концы побегов пожелтели, значит, растениям не хватало влаги и питательных веществ. У фасоли уже 6 настоящих листочков. Длина стебля 35см.







Возможно. Растению недостаточно света, оно тянется к солнцу. Горох и через месяц хорошо растёт в песчаной почве, чахлые стебли растений в земле со двора. Лук в земле имеет более плотные, крепкие листочки. В глинистой почве проросла луковица, но растёт очень медленно.

Вывод:

Экспериментальным путем было выявлено, что в состав покупной почвы и почвы с нашего села входят: воздух, вода, песок, глина, перегной и минеральные вещества, но количество этих веществ разное.

Образцы почв, которые были исследованы, различаются своей структурой.

На нашем участке почва бесструктурная – растения на такой почве развиваются плохо, страдают от различных болезней. В почве нашего села воды содержится меньше, следовательно растения получают меньше минеральных веществ, растворенных в воде и «голодают» . В почве из магазина воздуха больше, значит, корни дышат свободно, а дыхание корней растений на нашем участке затруднено.




5. Обсуждение с одноклассниками проблемы сохранения почв.

В классе с ребятами мы обсудили вопросы охраны почвы. Все может родная земля: накормить душистым хлебом, напоить родниковой водой, восхитить своей красотой. Вот только защитить сама себя она не может.

Природа и сама участвует в разрушении почвы: ветра, пыльные бури, дождевые потоки. Овраги – враги почвы! Они образуются в местах промоин, потоков воды.

Растения – первые помощники в сохранении почвы от выдувания ветром и вымывания водой. Там, где растений нет, вода и ветер быстро сносят слой почвы. Поэтому для защиты почв люди сажают лесополосы, траву, стараются правильно обрабатывать почву, борются с оврагами.

Существует много экологических проблем почвы, в которых виноваты люди, которые беспощадно вырубают деревья, уничтожая леса. «На наш век хватит!», - думаем мы. Очень трудно найти оправдание людям, которые так бессовестно и неразумно губят природу, не задумываясь о том, что на этой земле будут жить их дети и внуки. Кроме того, вырубки ведут к разрушению почвы, обмелению небольших речушек, образованию оврагов.

Большой проблемой является замусоривание. Когда мы ездим отдыхать на природу, часто натыкаемся на мусорные свалки. Мусором засыпаны ручьи и берега рек. На все это невозможно смотреть без слез! Что же мы делаем? Ведь ядовитые отходы свалок не только обезображивают природу, но и уничтожают почву и все живое в ней.

Выявленные проблемы показали, что основной задачей является повышение содержания органических веществ в почве. Для того чтобы в почве образовывался гумус, в нее необходимо вносить всевозможные органические остатки. Но очень часто использование органических удобрений сопряжено с большими финансовыми затратами. Поэтому я предложил методы повышения плодородия почвы в нашем селе без особых материальных усилий.

Во-первых, почву необходимо мульчировать остатками отмерших растений и опавшей листвой. Мульча выполняет ряд полезных функций:

- под действием аэробных микроорганизмов мульча минерализуется, и почва пополняется минеральными элементами,

- задерживает рост сорняков,

- предотвращает излишнее испарение влаги из почвы,

- благодаря мульче верхний слой почвы всегда рыхлый,

- мульчирующий слой играет роль шубы: днем почва не перегревается и не пересыхает, ночью - не переохлаждается,

- мульча уменьшает глубину промерзания почвы зимой,

- мульчипокров защищает почву от вымывания,
- мульчипокров обеспечивает питанием почвенную микрофлору и животных, которые в процессе жизнедеятельности выдыхают углекислый газ, необходимый для углеродного питания растений.

Для создания мульчипокрова можно применять: сорняки, лопухи, крапиву, скошенную траву, послеуборочные остатки, перемолотые кору и ветки деревьев. Их можно оставлять после прополки на междурядьях. Так же их можно измельчать и вносить в почву в период осенней копки.

Во-вторых, я рекомендую производить посев сидеральных растений. Сидератами являются любые однолетние растения, которые выращивают весной до основных посадок, осенью после сбора урожая или летом для восстановления плодородия почвы. При выращивании сидеральных растений минеральные элементы почвы служат их питанием. Таким образом, неорганическое вещество преобразуется в органическое. Затем сидераты подрезают, оставляют перегнивать на грядках или закладывают в компостную кучу. При разложении корневой системы в глубине почвы образуется гумус, который восстанавливает плодородие почвы. Надземная часть растений большей частью минерализуется и пополняет почву минеральными элементами. В качестве сидератов могут использоваться любые однолетние растения, обладающие мощной корневой системой и надземной частью: фацелия, люпин, рожь, овёс, подсолнечник, рапс, кормовые бобы, горох, клевер, донник и т. д.

В-третьих, желательно компостировать органические отходы. Лучше всего компостировать органические отходы прямо на грядке или на дорожках. В этом случае обеспечивается максимальное восстановление плодородия почвы при минимальных трудозатратах. Лучше всего иметь 2-3 компостные кучи. В одну органические остатки вносятся, в другой они уже перегнивают, в третьей компост уже готов и вносится на грядки. Очень нежелательно годами складывать органические вещества в одну компостную кучу. Для компостирования применяются следующие органические остатки:
1. Домашний мусор органического происхождения.
2. Кухонные и пищевые отходы.
3. Свежий навоз и птичий помет.
4. Листва, измельченные ветки.
5. Солома, кора, ботва, трава.
6. Опилки, стружка.
7. Бумага, картон, х/б ткань
8. Древесная зола.

В–четвертых, я рекомендую осуществлять севооборот - ежегодное чередование культур, выращиваемых на одной грядке.

В-пятых, возможно организовать ферментацию пищевых отходов в домашних условиях. Пищевые отходы, обычно выбрасываемые нами на помойку, могут стать замечательным сырьем для производства ферментированного компоста в домашних условиях. Ферментированный компост можно складировать в подвале, овощехранилище, гараже и даже на морозе.




Выводы:

Можно подвести итоги экспериментов. Для растений необходима рыхлая, богатая минеральными солями, влажная почва. Только тогда они будут чувствовать себя хорошо. У здоровых растений активно развивается корневая система. Мощные, сильные корни всасывают больше питательных веществ, растение хорошо растёт и развивается. При недостатке какого-либо компонента растение хуже растёт, а иногда и погибает. Не зря в народе говорят «Земля заботу любит», «Богатство соразмерно плодородию земли», «Цена земли - цена плодородия», «На необработанной земле лишь бурьян растёт». Чем насыщеннее и плодороднее почва, тем лучше чувствуют себя растения, посаженные в неё. Если человек не будет ухаживать за почвой, оберегать её от разрушения, то урожаи будут скудными.

Чтобы понять, как заботиться о почве, я постарался узнать о ней как можно больше, изучил литературу по теме исследования и пришел к следующим выводам:

  • в состав почвы входят: воздух, вода, минеральные соли, перегной, песок и глина;

  • состав почвы влияет на рост растений;

  • при благоприятных условиях: высадке в богатую питательными веществами почву растения дают дружные всходы, хорошо и быстро растут;

  • растения нуждаются в почве разного состава: одни хорошо растут в чернозёмной почве, другие – в песчаной;

  • всем растениям нужна вода и воздух, содержащиеся в почве;

  • при неблагоприятных условиях, неправильном подборе почвы, условий содержания, растения слабеют, а иногда и погибают;

  • несмотря на то, что глина входит в состав почвы, она плохо пропускает воду, содержит мало воздуха, растения в глинистых почвах растут плохо;

  • почва подвержена разрушению, а восстанавливается очень медленно.

Различные методики исследования почв позволили мне провести анализ почвы моего села. В результате я не только дал общую характеристику состоянию почвы, но и предложил способы повышения ее плодородия, не требующие особых материальных затрат и физических усилий.

Конечно, я понимаю, что моя работа в условиях средней общеобразовательной школы не может носить глубокого фундаментального характера. Но, тем не менее, исследовательская работа, проведенная мною, позволяет надеяться, что ее результаты будут учтены и применены на практике.


Результатом исследовательской работы считаю и то, что:

  • я научился работать с книгами, узнавать из них то, что до нас уже знали другие люди;

  • освоил правила и приёмы проведения опытов с почвой;

  • провел наблюдения за ростом растений в почвах разного состава;

  • обсудил с одноклассниками проблему сохранения почв своего края














IV. СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

  1. Большая детская энциклопедия: Химия / сост. К. Люцис. М.: Русское энциклопедическое товарищество. 2000.

  2. Емузова Л. З. «География КБР» 8 класс

  3. Пакулова В.М.. Иванова Н.В. «Природоведение» 5 класс

  4. Почвенная карта с. Дейское


Сайты в Интернете:

1. http://www. priroda-rb. info/pochva. html

2. http://festival.1september. ru/articles/525495/

3. http://www. openclass. ru/lessons/141288

4. http://greenplaneta.3dn. ru/index/chuvashskie_pogovorki_i_poslovicy_o_zemle/0-8

5. http://www. playroom. ru/content/view/1596/18/

6. http://urozhayna-gryadka.narod.ru











V. ПРИЛОЖЕНИЕ

Матушка-кормилица

Пришли однажды древние люди на лесную поляну. Сидят, думу думают: «В лесу много съедобных корешков, зёрен, ягод, да далеко за ними ходить. Нельзя ли у своего жилья вырастить?» Сожгли люди деревья, пни выкорчевали, землю взрыхлили. Посадили растения. Поливают, сорняки выпалывают. Ждут урожая. И Почва, сначала рассердившись на людей за костры, смирилась. Радуется: ухаживают за ней, рыхлят, поливают, заботятся. Мало стало людям земли, сожгли они весь лес вокруг. Огромные поля вспахали. Ждут богатого урожая. А тут ветер ураганный налетел да дождь ливневый. Унёс ветер самый плодородный слой почвы, а вода смыла весь будущий урожай. Жжёт Солнце беспощадную пустыню. Взмолилась Почва: «Люди добрые, спасите меня от палящего зноя, нещадного ветра, буйной воды! Уж я вам добрым урожаем отплачу».

Защитили люди Почву. Но стали люди замечать, что с каждым годом урожай всё меньше, а растения болеют и погибают. Ругают люди Почву. А Почва говорит им: «Что же вы всё одно по одному сеете да не даёте мне отдохнуть, сил набраться?» Придумали люди севооборот. Обрадовалась Почва, одаривает людей хорошим урожаем. Да новая беда пришла. Прознали люди, что можно больше урожая получать, если кормить почву разными удобрениями, а против вредителей – ядами поливать. Возмутилась Почва: «Пощадите! Не могу я переварить всё это! Гибнут мои жители. Есть у природы другие средства, чтобы подкормить и защитить растения». Стали люди птиц привлекать и компост делать. Вот и осенние заботы у людей закончились. Наступили холода. Укрылась Почва снегом. Заботливо оглядывает своих жителей. Кому норку подправит и листьев подстелет, кому сладкий корешок даст, кому зёрна бережёт. Но неугомонный ветер задумал разметать весь снег, чтобы промёрзла почва. Снова ищет защиты Почва у людей: «Спасите меня и моих жителей от гибели неминучей!». Задержали люди снег на полях. Тут бы и зажить им счастливо. А люди давай разные новинки в Почву закапывать. Опять сетует Почва: «Не родились ещё у меня такие жители, которые бы превращали эти новинки в питательные вещества для моих растений. Спасите меня, уберите это безобразие!»

Только зажили дружно и богато, ан нет – нашли люди в земле железные руды, золото, уголь, нефть и другие полезные ископаемые. Стали скважины бурить, котлованы огромные рыть, а Почву пустой породой заваливать. Каркают стаи ворон над этими странными дымящимися горами. Умирает под ними Почва: «Тяжко мне. Ядовитые газы меня отравили. Не растёт на мне ни травинки, ни деревца. Не радуют меня и пчёлки мои любимые». И решили люди впредь заботиться о почве, не дожидаясь новой беды.