Урок русского языка
7 класс
Тема: Деепричастный оборот. Запятые при деепричастном обороте.
Тип урока: Открытие нового знания
Цели урока:
- активизировать знания обучающихся по теме «Деепричастие»;
формировать умение находить деепричастия в тексте, вычленять деепричастный оборот; уметь расставлять знаки препинания в предложениях с деепричастным оборотом»
-формировать языковое чутьё, лингвистическую интуицию; развивать речевую культуру и речевое творчество»
-воспитывать любовь и уважение к русскому языку посредством дидактического материала; воспитывать чувство такта, умение слушать учителя, умение анализировать и обобщать.
Оборудование: компьютер, презентация к уроку.
ХОД УРОКА:
I.Организационный момент.
Проверка готовности обучающихся к уроку.
Запись в тетради числа и классной работы.
II. Блиц-опрос.
– Что обозначает деепричастие?
– Признаки каких частей речи есть у деепричастия?
– Что общего имеют и чем различаются деепричастия и глаголы, деепричастия и наречия?
– Каким членом предложения является деепричастие?
III.Актуализация знаний.
Синтаксический разбор. (Слайд)
Тропа вилась среди скал, заросших невысокими деревьями.
- Почему обособляем причастный оборот в данном предложении?
- Всегда ли обособляем причастный оборот?
Напомните, пожалуйста, основные схемы-правила, когда обособляем, когда не обособляем причастный оборот.
– Изучив причастие, мы познакомились с причастным оборотом. О каком обороте сегодня пойдет речь? Давайте сформулируем тему и цели сегодняшнего урока.
III. Объяснение темы
а) Слово учителя
1. Слово учителя.
При объяснении темы «Деепричастие как часть речи» нам уже встречались деепричастия с зависимыми словами. Нетрудно догадаться, что это и есть деепричастный оборот. Подобно причастному обороту, он выделяется запятыми. Но если причастный оборот выделяется лишь в том случае, когда он стоит после определяемого слова, то для деепричастного оборота местоположение в предложении неважно. Он в любом случае выделяется запятыми. Главное - правильно определить его границы.
Подобно тому как причастный оборот является в предложении одним членом (определением), деепричастный оборот тоже рассматривается как один член предложения - обстоятельство.
(Слайд)
1.Мать сидела в комнате , греясь у печки.
2.Не убив медведя, шкуры не продают.
3.Озорные ручейки, точно сговорившись, преграждали им путь.
IV. Первичное закрепление материала (выполнение упражнений)
1)Упражнение №184 (устно)
VI. Физминутка
Руки за спину, головки назад. (Закрыть глаза, расслабиться.)
Глазки пускай в потолок поглядят. (Открыть глаза, посмотреть вверх.)
Головки опустим - на парту гляди. (Вниз.)
И снова наверх - где там муха летит? (Вверх.)
Глазами повертим, поищем ее. (По сторонам.)
И снова читаем. Немного еще.
2) Замените одно из сказуемых деепричастием или деепричастным оборотом. (Слайд)
Образец: Отец позавтракал и ушел на работу.- Позавтракав отец ушел на работу.
Студенты сдали все экзамены и поехали на каникулы.
Мать накормила детей и уложила спать.
Мальчик оттолкнул лодку от берега и прыгнул в нее.
3) Упражнение №186 (самостоятельно)
VII.Подведение итогов. Рефлексия.
- Подведем итоги сегодняшнего урока.
- Что нового узнали на уроке?
- Чему научились?
- Что вам запомнилось на сегодняшнем уроке?
- Пожелаем друг другу прекрасного настроения и успешного
выполнения домашнего задания!
VIII.Домашнее задание: 188 и 189 (на выбор)