СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

«Деепричастный оборот. Запятые при деепричастном обороте»

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

урок по русскому языку на тему: «Деепричастный оборот. Запятые при деепричастном обороте».

 Цели:

1. Дать учащимся понятие о деепричастном обороте, научить определять зависимые от деепричастия слова, формировать навык видеть в предложении деепричастный оборот, выделять его знаками препинания.

2. Развивать орфографическую и пунктуационную зоркость.

3. Воспитывать у учащихся культуру общения, уважение к собеседнику и учителю,

на примере слов, словосочетаний и предложений, предложенных на уроке, воспитывать у учащихся доброе отношение к людям.

Тип урока: урок усвоения новых знаний.

Просмотр содержимого документа
««Деепричастный оборот. Запятые при деепричастном обороте»»

Открытый урок по русскому языку на тему: «Деепричастный оборот. Запятые при деепричастном обороте».


Цели:

1. Дать учащимся понятие о деепричастном обороте, научить определять зависимые от деепричастия слова, формировать навык видеть в предложении деепричастный оборот, выделять его знаками препинания.

2. Развивать орфографическую и пунктуационную зоркость.

3. Воспитывать у учащихся культуру общения, уважение к собеседнику и учителю,

на примере слов, словосочетаний и предложений, предложенных на уроке, воспитывать у учащихся доброе отношение к людям.


Тип урока: урок усвоения новых знаний.


Оборудование: наглядный материал в форме таблиц, схем; раздаточный материал; учебник, рабочая тетрадь.


Ход урока:


  1. Организационный момент.

  2. Мотивация познавательной деятельности.

1. Вводное слово учителя:

- Здравствуйте, ребята! Садитесь.

Давайте по-доброму улыбнёмся друг другу, пусть наше учебное занятие пройдёт организованно, с пользой.

- Сегодня мы продолжим изучение темы «Деепричастие» и вы узнаете новое пунктуационное правило.

2. Лингвистическая разминка.

Игра «Четвёртый лишний».

- На доске (или в карточке) записаны слова, попробуйте их сгруппировать по общему признаку и найдите слово, которое не группируется, то есть лишнее слово. Обоснуйте свой выбор.


Раздумывая, задумавшийся, написано, откликнувшийся

(раздумывая - деепричастие, остальные слова- причастия)


Зарождаясь, направив, отдающий, умея

(отдающий – причастие, остальные слова – деепричастия)


Понимая, обнявшись, помогая, сочувствуя

(обнявшись – деепричастие совершенного вида, остальные слова – деепричастия несовершенного вида)


3. Вопросы по повторению изученного о деепричастии.

Учитель:

Выполняя предыдущее задание, вы находили причастия и деепричастия.

- Назовите их главный общий признак (Причастие и деепричастие – особые формы глагола).

На прошлом уроке мы начали говорить о деепричастии.


Давайте вспомним:


- Что такое деепричастие? (Деепричастие - особая форма глагола, которая обозначает добавочное действие при основном действии, выраженном глаголом)


- Признаки каких частей речи совмещены в деепричастии? (В деепричастии совмещены признаки глагола и наречия).

- Назовите глагольные признаки деепричастия. (Деепричастия образуются только от глаголов, бывают совершенного и несовершенного вида).


- Назовите наречные признаки деепричастия. (Деепричастия не изменяются, т.е.не склоняются и не спрягаются, в предложениях бывают обстоятельствами).


  1. Работа по объяснению темы урока.

1. Работа с карточками:


Выполнение задания №1


А) Прочитайте предложение , вставьте пропущенные буквы-орфограммы, выделите грамматическую основу.

Д..брота зар..ждает?ся в детств.. и ж..вёт (в) душе ч..ловека.


Проверка:

(Доброта зарождается в детстве и живёт в душе человека).

__________ ______

Б)Беседа


Учитель:

- Какое это предложение? (Простое предложение с однородными сказуемыми)

Прочитайте дополнительное задание.


Замените 1-ое сказуемое, выраженное глаголом, на деепричастие.

(Доброта, зарождаясь в детстве, живёт в душе человека.)


Учитель:

Запишите предложение. Найдите и выпишите словосочетание с главным словом деепричастием.

(Зарождаясь в детстве)


Работа на доске.

Учитель:

Составьте схему предложения с деепричастным оборотом.

___________, /_._._._/, _________

_________


Учитель:

Деепричастие с зависимыми словами называется - деепричастным оборотом; деепричастный оборот, как и одиночное деепричастие, обозначает добавочное действие и совершается тем же лицом, предметом или явлением, которое совершает основное действие; деепричастные обороты всегда обособляются на письме и являются одним членом предложения – обстоятельством.


В) - Дополнительное задание: измените предложение, поставив деепричастный оборот в начало и в конец предложения, составьте схемы предложений.

Зарождаясь в детстве, доброта живёт в душе человека.


Работа на доске.

/_._._._._/,_______________ _________

Схема: ________



Доброта живёт в душе человека, зарождаясь в детстве.

________

Схема: ________ , /_._._._._./



Учитель:

А теперь составьте и запишите предложение с одиночным деепричастием.


Доброта, зарождаясь, живёт в душе человека.


Учитель:

Одиночное деепричастие всегда на письме выделяется запятыми.



Г)Учитель:

В чём отличие в обособлении причастного и деепричастного оборотов?

(Деепричастный оборот и одиночное деепричастие обособляются всегда, причастный оборот - только после определяемого слова, одиночное причастие не обособляется никогда).


  1. Физкультминутка


А теперь физкультминутка,


Наклонились, ну-ка, ну-ка!


Распрямились, потянулись,


А теперь назад прогнулись. (Наклоны вперёд и назад.)


Разминаем руки, плечи,


Чтоб сидеть нам было легче,


Чтоб писать, читать, считать


И совсем не уставать.


Вправо-влево, раз и два.


Думай, думай, голова. (Вращение головой.)


Хоть зарядка коротка,


Отдохнули мы слегка. (Дети садятся за парты)


  1. Закрепление материала.


А)Учитель:

- Приступаем к выполнению задания 2 в ваших рабочих листах


- Образуйте с деепричастиями и подходящими по смыслу словами словосочетания (смотри слова для справок).


Появляясь, наполняя, просачиваясь, сострадая.


Слова для справок: на свет; в грудь; ближнему; сердце ребёнка добротой.

У вас должны получиться словосочетания

(Полученные словосочетания:

появляясь на свет;

наполняя сердце ребёнка добротой;

просачиваясь в грудь;

сострадая ближнему).


Учитель:


Что вы образовали? (Деепричастные обороты).


Б) Дополнительное задание: придумайте и запишите предложения с образованными вами деепричастными оборотами. Деепричастия выделите графически и пунктуационно:


(Примерные предложения:


Человек, появляясь на свет, обладает многими талантами.

Способности необходимо развивать в детстве, наполняя сердце ребёнка добротой.

Доброта, просачиваясь в грудь, вызывает радость и желание помочь окружающим. Сострадая ближнему, человек учится любить.)


Учитель:

-Что у нас получилось? (Текст) Докажите. ( Все предложения этого текста связаны между собой по смыслу и грамматически).


-Какова тема текста? ( В этом тексте говорится о доброте, свойственной любому человеку).


-Что обретает человек, если воспитывает в себе доброту? (Радость общения, любовь к другим людям, желание жить, смысл жизни)

Упр. ст.


VI. Подведение итогов урока.

Учитель:

- Что нового вы узнали сегодня на уроке? Чему научились?


(Я узнал, что деепричастие с зависимыми словами называется деепричастным оборотом.


Я узнал, что деепричастный оборот, как и одиночное деепричастие, всегда выделяется на письме запятыми.


Деепричастный оборот является одним членом предложения – обстоятельством.


Деепричастный оборот, как и одиночное деепричастие, обозначает добавочное действие и совершается тем же лицом, предметом или явлением, которое совершает основное действие


Научился составлять схемы предложений с деепричастными оборотами)


- Только ли о деепричастном обороте мы говорили?


(Мы говорили о доброте, свойственной любому человеку)


- Можем ли мы с вами сделать мир добрее? Что для этого нужно?


( Нужно в самом себе развивать чувство доброты, проявлять бескорыстную заботу о ближних, любить жизнь, стараться сделать её лучше)

Учитель:

Ребята, запомните слова римского философа Сенеки:

«Везде, где есть человек, есть возможность для добра».

Чтение стихотворения о доброте

Доброта дается от рожденья,

Как цвет кожи, глаз или волос

Сделать доброту "приобретеньем"

Никому ещё не удалось.

Доброта передается по наследству

Так же, как похожие черты:

С генами другими по соседству

Закодированы гены доброты.

И не так уж трудно догадаться,

У кого в натуре доброта:

Просто он не станет похваляться,

Что, кому он сделал и когда.

Просто он живёт так, как умеет,

По-другому не умея жить.

Вас своею лаской обогреет,

А обидят - может защитить.


Домашнее задание

Стр. 78, 80 (выучить правила); упр.

написать сочинение-миниатюру на тему: «Твори добро на радость людям».




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!