СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Тема: "Повторение "Лексикологии"

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Конспект урока

Просмотр содержимого документа
«Тема: "Повторение "Лексикологии"»

Повторение темы "Лексикология"

Планируемые результаты:

Предметные: закрепить понятие о лексикологии и фразеологии как разделах русского языка.

Метапредметные:

Регулятивные: учатся принимать и сохранять учебную задачу; планировать учебную деятельность; действовать по плану; учатся осуществлять контроль, коррекцию и самоанализ учебной

деятельности; саморегуляцию.

Познавательные: понимают информацию и интегрируют её в имеющийся запас знаний.

Коммуникативные: учатся договариваться о совместной деятельности, оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь.

Личностные: Положительное отношение к учению, осознанная необходимость к самосовершенствованию, способность к самооценке своих действий

Тип урока: повторение и обобщение пройденного материала.

Вид урока: урок-игра.

Технология: игровая

Оборудование: раздаточный материал; ноутбук, телевизор; карточки с фразеологическими оборотами; картинки с изображением фразеологических оборотов.

Ход урока

I. Организационный момент.

Слово учителя (объяснение правил игры).

  • Играют 2 команды (класс предварительно разделен); названия команд «Фразеологики»» и «Лексиконики» записываются на доске (названия соответствуют теме урока).

  • Учитель задает вопросы одновременно обеим командам: тот, кто знает правильный ответ, поднимает руку.

  • За правильный ответ команда зарабатывает 1 балл.

  • В конце все баллы подсчитываются.

  • Все учащиеся получают отметки (чья команда набрала больше баллов, получает «5», у кого меньше - «4»)

II.  Целеполагание и мотивация. Постановка задач урока.

- И первое, что мы с вами сделаем, заменив цифры буквами, назовите тему нашего урока

а – 1, б – 2, в – 3, г – 4, д – 5, е – 6, ё – 7, ж – 8, з – 9, и – 10, й – 11, к – 12, л – 13, м – 14, н – 15, о – 16, п – 17, р – 18, с – 19, т – 20, у – 21, ф – 22, х – 23, ц – 24, ч – 25, ш – 26, щ – 27, ь – 28, ы – 29, ъ – 30, э – 31, ю – 32, я – 33.







Составить слово из цифр:

13,

6,

12,

19,

10,

12,

16,

13,

16,

4,

10,

33.

л

е

к

с

и

к

о

л

о

г

и

я

На экране слайд с названием темы урока (слайд 1)

А теперь поставьте цели для себя, которые вы должны будете реализовывать в ходе урока.

III. Повторение изученного материала. Игра «Знаете ли вы?» (слайд 2)

Задание 1. Мозговой штурм.

  1. Как называется наука, изучающая словарный состав языка? (лексикология).

  2. Как называются слова, пришедшие в русский язык из других языков? (заимствованные или иноязычные).

  3. Слова, которые употребляются жителями только одной местности (диалектизмы).

  4. Слова, употребляемые в речи людьми разных профессий (профессиональные).

  5. Слова, вышедшие из живого употребления (устаревшие) (архаизмы).

  6. Новые слова, появившиеся сравнительно недавно (неологизмы).

  7. Словарный запас языка (лексика).

  8. Словарный запас человека (лексикон).

Задание 2. Я буду читать профессиональные слова , а вы укажите лишнее.

Художник: акварель, гуашь, негатив, мольберт.

Врач: скальпель, проявитель, инъекция, анестезия

Задание 3. Подберите к диалектным словам общеупотребительные синонимы (устно),

(слайд 3):

  • Свекла Слаборукий

  • Колокольчик Брюква

  • Горшок Хоронушки

  • Драчливый Махотка

  • Прятки Позвонок

  • Житель Севера Помор

Задание 3. Переведите данные слова на литературный язык (устно), ( слайд 4):
Кореш, братан – друг, приятель.
Клёво – хорошо.

Домашка – домашняя работа.

Тыква – голова.

Потрещать – поговорить

Слинять – сбежать.



Трындеть разговаривать.

Кемарить дремать (спать, отдыхать).

Задание 4. Распределить слова на 2 группы: устаревшие и неологизмы. От каждой команды к доске выходят по одному ученику. Ученик из одной команды выписывает устаревшие слова, а 2 ученик – неологизмы. В это время члены команды выполняют то же самое задание в тетради.

Слова: Зеница – зрачок глаза (архаизм); ботфорты – высокие сапоги (историзм); принтер – (неологизм); флеш-карта – (неологизм); чело – лоб (архаизм); очи – глаза (архаизм); чипсы – (неологизм); гамбургер – (неологизм); уста – губы (архаизм); дворянин – (историзм); лакей – комнатный слуга (историзм); потчевать – угощать (архаизм); раб – (историзм); ди-джей – (неологизм), ноутбук – (неологизм).

Задание 5. Найдите историзмы (в тетради).

Тронутый преданностью старого кучера, Дубровский замолчал и предался снова размышлениям. Через десять минут въехал он на барский двор. (А.С. Пушкин).

Задание 6. Замените исконно русскими слова заимствования (устно), (слайд 5):

  • презентация (представление)

  • шоу (зрелище)

  • прогресс (развитие)

  • космос (Вселенная)

  • менталитет (обычаи-привычки)

  • диалог (беседа)

Физкультминутка

Задание 7. По лексическому значению определите слово:

  • Цвет лимона. (Лимонный.)

  • Головоломка, представляющая собой переплетение рядов клеточек, которые заполняются словами по заданным значениям. (Кроссворд.)

  • Мысленно представить себе что-либо. (Вообразить.)

  • Столкновение мнений, позиций, в ходе которого каждая из сторон аргументированно отстаивает свое понимание обсуждаемых проблем. (Спор)

  • Цветовой переход между красным и оранжевым. (Лососевый)

  • Образуется произносительным аппаратом человека с целью языкового общения. (Звук)

Задание 8. Конкурс капитанов. «На загадку дай отгадку».

  1. Его вешают, его водят. (Нос.)

  2. Он гуляет в голове, бывает в кармане, его советуют искать в поле (Ветер.)

  3. Он до Киева может довести, его можно прикусить, на нем что-то вертится. (Язык.)

  4. По ней вилами пишут, из нее выходят сухими, в нее глядят



Задание 9. Назовите фразеологизмы, изображенные на картинках (слайды с 6 по 14).

Как кошка с собакой (в постоянной ссоре)

Спустя рукава (небрежно, кое-как)

Как курица лапой (небрежный почерк)

Море по колено (ничего не страшно)

Как с гуся вода (все нипочем, безразлично)

Волчий аппетит (очень сильный аппетит)

Носом к носу (близко столкнуться)

Класть зубы на полку (голодать)

Черт дернул за язык (сказать что-то не то)

Задание 10. Конкурс «Актерское мастерство».

3 участника от команд по очереди с помощью жестов изображают то, что написано на карточке . Задания на карточках:

Водить за нос.

Намылить шею.

Прикусить язык

Кот наплакал.

Ломать голову.

Держать нос по ветру.



Задание 11. Закрепление материала (слайды с 15 по17)



VI. Подведение итогов.

Рефлексия.

- О каких разделах русского языка сегодня шла речь? О лексике и о фразеологии.

- О каких понятиях из лексикологии мы сегодня с вами говорили? Об устаревших словах, о диалектных словах, о профессиональных словах, о новых словах, об исконно русских словах.

- Ребята, после нашего урока-игры, как вы думаете – для чего нам нужно изучать лексику русского языка? Для того, чтобы обогащать словарный запас языка, совершенствовать грамматический строй речи, для того, чтобы красиво и правильно говорить.

VI. Домашнее задание: повторить изученный материал по теме.



Что изучает синтаксис?

Познавательные:

* знать, что изучают синтаксис и пунктуация;

* познакомить учащихся с основными единицами синтаксиса – словосочетанием,

предложением, текстом;

* познакомить учащихся с новым разделом науки о языке и основными понятиями,

изучаемыми в разделе «Синтаксис. Пунктуация»;

* ввести понятие «синтаксис», «пунктуация», «синтаксическая единица»

Практические:

* учить редактировать текст;

* самостоятельно подбирать примеры на изученные правила пунктуации;

* конструировать предложения;

* находить словосочетания.

Общепредметные:

* развивать у детей интерес к предложению и тексту как единицы языка;

* развивать стремление обогащать свой словарный запас, нормы орфоэпии.

Оборудование: 1)Русский яэык.5кл:Учебник для общеобразовательных школ. В двух ч. Авт.-сост.Л.М. Рыбченкова и др.-Москва.Просвещение.2014, проектор, презентация, доска.

Ход урока

1) Организационный этап.

2) Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся.

Послушайте сказку о греческом купце и богине Афине.

Однажды в бурном море тонул греческий купец. И чувствуя неминуемую гибель, обратился к богине Афине: «О премудрая дева Паллада! Спаси мою душу! И тогда я воздвигну тебе статую золотую пику держащую!» Богиня спасла купца. Но каково же было ее возмущение, когда вместо золотой статуи она увидела обыкновенную, но с золотой пикой в руке….

- Почему так получилось? (Греческий купец воспользовался хитростью, он прекрасно разбирался в законах синтаксиса. Его обращение двусмысленно).

- Как нужно было построить предложение, чтобы избежать двусмысленности?

Если купец хотел поставить золотую статую, то предложение должно быть такоеЯ воздвигну тебе золотую статую, пику держащуюА если только пика должна была быть золотой, тогда такЯ воздвигну тебе статую, держащую золотую пику.

- Для чего мы должны изучать синтаксис? (Правильно строить предложения, чтобы грамотно формулировать свои мысли)

3) Актуализация знаний.

Объясните, что вы видите в этих трех колонках.

Стол Кухонный стол Я подошел к кухонному столу

Аккуратно   Писать аккуратно В тетрадях мы будем писать аккуратно

4) Первичное усвоение новых знаний.

1. Определить главное и зависимое слово (по вариантам с взаимопроверкой)

1 в.Белый шарф, дети поют, красиво писать,

2 в. бежать быстро, маленький котенок, самый умный.

5) Первичная проверка понимания

Расставьте знаки препинания в стихотворении-шутке.

(работа в парах)

кисель там варят из резины

Там шины делают из глины

Кирпич там жгут из молока

Творог готовят из песка

Стекло там плавят из бетона

Плотины строят из картона

Обложки там из чугуна

Там варят сталь из полотна

Кроят рубахи из пластмассы

Посуду делают из мяса

Котлеты стряпают из сажи

Там ваксу делают из пряжи

Прядут там нитки из сукна

Костюмы шьют.



6) Первичное закрепление.

1. Составьте предложение: (игра «Конструктор»)

  • Парашютисты опустились в центре стадиона. (взять сказуемое)

  • Вдруг послышались лёгкие шаги. (взять определение)

  • На щеках тают снежинки. (взять подлежащее)

  • Тропинки в саду засыпали листья. (взять дополнение, употребив сущ. в вин. п. с предлогом на)

2. Редактирование текста, который является самостоятельной работой.

Пришел золотой осень птицы полететь юг поля собирают урожай скоро наступить зима.

Ученик: Пришла золотая осень. Птицы полетели на юг. С полей собирают урожай. Скоро наступит зима.

7) Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению

На 4: составить 5 словосочетаний, выделить в них главное и зависимое слово

На 5: составить текст на тему «Весна пришла», из текста выписать 5 словосочетаний, выделить в них главное и зависимое слово.

Дополнительное задание (по желанию): придумать свой пример, где от знака препинания меняется смысл предложения (По примеру: «казнить нельзя помиловать», «статую золотую пику держащую»)

8) Рефлексия (подведение итогов занятия)

Чтение текста учителем о пользе знаков препинания.

Человек потерял запятую, стал бояться сложных предложений, искал фразы попроще. За несложными фразами пришли несложные мысли.

Потом он потерял знак восклицательный и начал говорить тихо, с одной интонацией. Его уже ничто не радовало и не возмущало, он ко всему относился без эмоций.

Затем он потерял знак вопросительный и перестал задавать вопросы, никакие события не вызывали его любопытства, где бы они ни проходили – в Космосе, на Земле или даже в его собственной квартире.

Ещё через пару лет он потерял двоеточие и перестал объяснять людям свои поступки.

К концу жизни у него остались одни кавычки. Он не высказывал ни одной собственной идеи, он все время кого-нибудь цитировал – так он разучился мыслить и дошел до точки.

Берегите знаки препинания!

А. Каневский.

Загадки на знаки препинания

1) Вечно думая над смыслом, изогнулся коромыслом (вопросительный знак)

2) Бурным чувством нет конца – пылкий нрав у молодца (восклицательный знак)

3) Загораживает путь – предлагает отдохнуть (запятая)

4) Ляжет палочкой на строчку, проходите по мосточку (тире)

5) Если текст вдруг незаконченный
Вместо точки стоит… (многоточие)

6) Я писал письмо Серёжке,
О делах, друзьях немножко.
Не писал я много слов,
Ну а вышло пять листов.
В конце пятого листочка
Я закончил. Ставлю … (точку)

7) Так и хочется ему
Разъяснить нам, что к чему. (двоеточие)

- Ребята, о каких знаках препинания не прозвучало загадок? (точка с запятой, скобки, кавычки)

кисель там варят из резины

Там шины делают из глины

Кирпич там жгут из молока

Творог готовят из песка

Стекло там плавят из бетона

Плотины строят из картона

Обложки там из чугуна

Там варят сталь из полотна

Кроят рубахи из пластмассы

Посуду делают из мяса

Котлеты стряпают из сажи

Там ваксу делают из пряжи

Прядут там нитки из сукна

Костюмы шьют…


кисель там варят из резины

Там шины делают из глины

Кирпич там жгут из молока

Творог готовят из песка

Стекло там плавят из бетона

Плотины строят из картона

Обложки там из чугуна

Там варят сталь из полотна

Кроят рубахи из пластмассы

Посуду делают из мяса

Котлеты стряпают из сажи

Там ваксу делают из пряжи

Прядут там нитки из сукна

Костюмы шьют…


кисель там варят из резины

Там шины делают из глины

Кирпич там жгут из молока

Творог готовят из песка

Стекло там плавят из бетона

Плотины строят из картона

Обложки там из чугуна

Там варят сталь из полотна

Кроят рубахи из пластмассы

Посуду делают из мяса

Котлеты стряпают из сажи

Там ваксу делают из пряжи

Прядут там нитки из сукна

Костюмы шьют…