СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Тема: «Правописание слов с удвоенными согласными»

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

упражнять в написании слов с двойными согласными;

повторить правило переноса слов с двойными согласными;

обобщить знания учащихся о правописании удвоенных согласных в корне слова;

продолжить работу по развитию интереса к предмету;

развивать творческое мышление, технику грамотного скоростного письма, орфографическую зоркость, устную и письменную речь.

Просмотр содержимого документа
«Тема: «Правописание слов с удвоенными согласными»»

Урок № 66 Тема: «Правописание слов с удвоенными согласными»

Тип урока: урок применения знаний, умений и навыков.

Цель урока:

упражнять в написании слов с двойными согласными;

повторить правило переноса слов с двойными согласными;

обобщить знания учащихся о правописании удвоенных согласных в корне слова;

продолжить работу по развитию интереса к предмету;

развивать творческое мышление, технику грамотного скоростного письма, орфографическую зоркость, устную и письменную речь.

Планируемые результаты:
Личностные: формирование ориентации на понимание причин успеха в учебной деятельности, в том числе на самоанализ и самоконтроль результата, на анализ соответствия результатов требованиям конкретной задачи, на понимание предложений и оценок учителей, товарищей, родителей и других людей;
Метапредметные:
Регулятивные: формировать умения:
- принимать и сохранять учебную задачу;
- учитывать установленные правила в планировании и контроле способа решения;
- планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации.
Познавательные: формировать умения:
- использовать знаково-символические средства, в том числе модели (включая виртуальные) и схемы (включая концептуальные) для решения задач;
- строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте, его строении, свойствах и связях.
Коммуникативные: формировать умение адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач, строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой речи.

Оборудование: учебник, карточки, презентация.

Ход урока

I.Организационный момент.
Здравствуйте ребята, сегодня на уроке мы отправимся в путешествие по Городу Слов на улицу Удвоенных Согласных (на экране появляется слайд 1). Чтобы путешествие прошло удачно нам нужно проверить всё ли у нас готово к уроку. Если все учебные принадлежности на месте, то садимся на свои места и отправляемся в путешествие.


Восточная мудрость гласит:


Приобретать знания – храбрость.

Приумножать – мудрость.

А умело применять – искусство!


- Я желаю вам быть на уроке внимательными, активными, думающими, работоспособными и дружными.

II. Актуализация знаний.

Из слогов первого и второго столбиков составьте слова с удвоенной согласной.

МАС КЕЙ

СУМ РОН

ГРУП ПА

ШОС НИС

ПЕР СА

ХОК МА

ТЕН СЕ

-Чистописание.

Урок русского языка начинаем как всегда с чистописания.

Повторим написание строчных букв:

Бб жж кК лл мм нн пп сс

Встречали ли вы слова, в которых пишутся данные сочетания. Приведите примеры (Классная, суббота, сумма, русский, Анна, ванна).

Эти буквы - близнецы.

1. Какие слова могут иметь такие буквы -близнецы?

2. Слова с какой орфограммой вспомнили? Какая тема сегодняшнего урока? Мы обобщим знания об удвоенных согласных в корне слова.

4. Проверяется ли эта орфограмма? А что же делать?

III. Постановка учебной задачи.

- Цель мы перед собой поставили,«А кто думает – тот всегда додумается»


Отправляемся в виртуальное путешествие по городу Слов.

- В одном городе Слов, высоко на горе в старинном замке Эль-Эль живут очень дружные жители. Догадались кто?

- Действительно, в замке Эль-Эль, живут слова с удвоенными согласными.

Словарная работа

- Кто же нам поможет познакомиться с жителями замка Эль-Эль? Посмотрите на экран, это замечательная девочка Словаринка, она следит за чистотой и аккуратностью жителей замка. Вот её задание.

Работа в парах.

- Прочитайте слова:

ко...цо, и...юстрация, ко...ектив, пы...есос, ко...екция, кук...а, а...фавит, а...ея, тро...ейбус.

Выпишите только те слова в которых пишется две буквы л.

- Какие слова вы выписали? Подчеркните двойные согласные.

Молодцы!

- В каждом замке есть свои мастерские по изготовлению посуды, украшений, оружия, а в нашем замке – “Творческая мастерская”.


****ЗПР карточка

- Составьте из данных слов предложения:

в, воскресенье, ребят, поехала, группа, за город;

кассе, купили, в, билеты, они;

- Запишите 5 слов с удвоенными согласными.


Предлагаю провести исследование ученых .Объектом исследования будут следующие слова:

аппетит рассудить машинный

теннис рассердиться лунный

Проблемный вопрос.

В какой части слова находится удвоенная согласная в этих словах? (вызвать слабого ученика, который даст частично правильный ответ – в корне)

Оцените ответ.

Ваши мнения разошлись. (Одни говорят, что удвоенная согласная находится в корне, а другие считают, что не только в корне)

Значит, на какой вопрос мы с вами попытаемся сегодня ответить? (Всегда ли удвоенная согласная находится в корне слова?)

IV. Построение проекта выхода из затруднения.

(По одному человеку для каждой группы слов. Работа у доски.)

- Исследуйте слова каждой группы. но для начала попробуем составить алгоритм работы.

Алгоритм:

Прочитай слово.

Выдели корень.

Выдели приставку (суффикс)

Сравни согласные буквы на стыке .Сделай вывод.

Запиши слово.

--Что вы можете сказать о словах 1 столбика? (Удвоенная согласная находится в корне.)

Докажите. (Чтобы выделить корень, подбираю однокоренные слова…)

Как графически обозначили свои наблюдения?

(аппетит- аппетитный, теннис -теннисный)

--Что вы можете сказать о словах 2 столбика? (В них удвоенная согласная находится и в приставке и в корне).

Докажите. (Чтобы выделить корень, подбираю однокоренные слова… Перед корнем выделяю приставку …)

Как графически обозначили свои наблюдения.

(рассудить- судить, рассердиться- сердится)

Двойные согласные пишутся на стыке приставки и корня, если приставка кончается, а корень начинается одной и той же согласной буквой, 

Что вы можете сказать о словах 3столбика? (В них удвоенная согласная находится в корне и суффиксе).

Докажите. (Чтобы выделить корень, подбираю однокоренные слова, выделяю …)

Как графически обозначили свои наблюдения.

(машинный- машина, лунный- луна)

 Двойное н и двойное с пишутся на стыке производящей основы и суффикса, если основа кончается, а суффикс начинается одной и той же согласной н или с:

В какой части слова возникла удвоенная согласная в словах 2 и 3 столбиков? (Между приставкой и корнем, между корнем и суффиксом)

Кто из вас знает, как называется такое место в слове?

Что вы узнали нового?

Давайте сделаем вывод:

Всегда ли удвоенная согласная находится в корне слова?

(на каждом этапе схематически обозначим новую орфограмму)

- Давайте проверим свои предположения. Откроем учебники на стр.123.Найдите рубрику "Обратите внимание"

- Выделим ключевые слова: орфограмма, удвоенная, стык, приставка, суффикс, корень

Физминутка.

V.Первичное закрепление во внешней речи.

Молодцы! Вы довольны своей работой?

Тогда предлагаю потренироваться

«Красна птица опереньем, а человек - уменьем »

стр. 122 упр. 236

- Задание выполняется на доске с комментированием.

(по одному ученику от каждой группы)

Аккуратный, беззвёздный, ванна, ввозить, картинный, коллектив, матросский, осинник, перрон, рассказать, ссора, суффикс, шоссе.

а) Аккуратный, ванна, коллектив, перрон, суффикс, шоссе.

б)Беззвёздный, ввозить, рассказать, ссора.

в)Картинный, матросский, осинник.

- Синоним к слову аккуратный- опрятный.

Обозначь орфограмму

- Вернёмся к замку Эль-Эль. Все его жители были дружны, но однажды они поссорились. Буквы – близнецы разошлись. Как вы думаете, почему? (тесно было, не хватало места, не помещались)

- Они не хотели ссориться и тогда решили... (жить отдельно)

Прочитайте хором, что написано на экране:

Эти буквы – близнецы удалые молодцы,

Ты одной закончи строчку,

А другой её начни.

- Какое правило подсказывает нам это четверостишие? (Правило переноса)

- Как правильно переносить слова с удвоенной согласной? (По слогам, но 1б остается, а 2-я переносится на другую строку) Нельзя оставлять в конце строки или переносить в начало следующей две одинаковые согласные, стоящие между гласными, поэтому одну букву оставляем на строке, а другую переносим.

- Телеграмма пришла!

Помогите, помогите!

Ссору прекратите!

Скорее нас разделите

Запишите эти слова и разделите их для переноса.


Графический диктант « Плюс-минус»

Перенос слов с удвоенными согласными.

Знаком «+» обозначь слова, которые можно перенести, а знаком «-« те, которые нельзя перенести.

Ванна, грамм, грипп, касса, кросс, класс, тонна, сумма, масса, ссора.

Ответ: + - - + - - + + + -

Поменялись тетрадями.

Друг Словаринки Почемучка очень любознателен, его интересует всё в вопросах правописания слов, и он приготовил кроссворд.

9. Работа с текстом

- Второй друг Словаринки Всезнайка, который освоил все премудрости грамматики, привез жителям замка замечательную книгу известного писателя.

Прочтите эти строки:

...И тут у Дяди Фёдора лопата как звякнет обо что-то – а это сундук. А в нем всякие сокровища и монеты старинные, и камни драгоценные.

- Как называется это произведение?

- Кто автор?

- Назовите слова с удвоенными согласными.

- На какой вопрос они отвечают, что обозначают, к какой части речи относятся?

Игра от Почемучки

Почемучка прочитал эту книгу и приготовил вам интересное задание, вспомнив, как герои загорали на солнышке в доме холодной зимой.

- Вот 3 солнышка, 3 вопроса. Прочитайте слова хором.

- Соответствует ли количество лучиков числу слов, отвечающих на эти вопросы? Что обозначают слова и какой частью речи являются?

- Что объединяет все эти слова? (Эти слова пишутся с двойными согласными)

Итог урока

- Молодцы, вы все замечательно справились со всеми заданиями. Что мы сегодня повторили на уроке?(Орфограмму – удвоенные согласные в корне слова) Что мы делали на уроке?

Пора возвращаться в реальность, к месту в котором мы живем. А в какой стране мы живем? Это наша маленькая Родина. В слове Россия пишется удвоенная согласная сс. Составьте предложения с данным словом.

Домашнее задание с.122 упр. 235, упр.237. доп.Записать 10 слов с удвоенными согласными.

Рефлексия

- Замените одним словом с удвоенными согласными в корне.

Товарищ по работе  (коллега)                    

Спортивный бег  (кросс)

Один из видов игры в мяч (теннис)

Помещение в школе (класс)

            Популярная игра на льду (хоккей)

  -Можно ли проверить написание слов с удвоенной согласной? (Нет).

    -Как можно проверить?  (По словарю)

   -В какой части слова пишется удвоенная согласная? (Удвоенная согласная пишется в корне слова).

- На следующем уроке мы продолжим нашу тему и узнаем новое об удвоенных согласных.

  -Какую отметку вы поставили бы себе за урок?
А я поставила вам такие отметки…

- Ребята, у каждого из вас на парте лежит облако и цветок. Если вам не понравился урок и было не понятно, то покажите облако. Если понравился урок и вы все поняли, то покажите цветок.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!