СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Тема: Правописание соединительных гласных в сложных словах.

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Тема : Правописание соединительных гласных в сложных словах.

Цель: Закрепить навык написания сложных слов с соединительными гласными  о    и      е.

Просмотр содержимого документа
«Тема: Правописание соединительных гласных в сложных словах.»



Предмет: Русский язык

Класс: 4

Тема урока: Правописание соединительных гласных в сложных словах.

Цели урока: Закреплять навык написания сложных слов с соединительными гласными о и е; развивать речь детей при образовании сложных слов.

Планируемые результаты:

  • Предметные: способность контролировать свои действия; познакомить детей с особенностями написания сложных слов с соединительными гласными о и е.

  • Личностные: понимание того, что правильная устная и письменная речь является показателем индивидуальной культуры человека; определять правила работы в парах, группах; положительное отношение к изучению русского языка.

Тип урока: повторение изученного.

Оборудование: Русский язык: 4 класс, 1 часть, Л.Ф.Климанова, Т.В. Бабушкина, УМК «Перспектива» 2014. Презентация, карточки.


Этап урока.

Метод и приемы

Время

Содержание урока. Деятельность учителя.

Деятельность ученика

УУД

Организационный момент.

Словесный: слово учителя.

≈ 1

Здравствуйте, ребята! Сейчас тихо, как мышки сядут девочки и ещё тише мальчики. Давайте проверим, все ли у нас готово к уроку. Внимательно посмотрите на своё рабочее место у вас на столах должны лежать: учебник, тетрадь, ручка. А теперь покажите мне, как должен сидеть настоящий ученик? Молодцы! Теперь мы готовы начинать урок.

Приветствовать учителя. Слушать учителя.

Положительное отношение к урокам русского языка, формирование ценностных ориентаций.


Актуализация опорных знаний.


Практический: записывать словосочетания












Постановка учебной задачи и ее решение

Словес.: ответы на вопросы



Практический: работата с упражнением


Словес.: слово учителя, ответы на вопросы.

Практический: работа с правилом


П: работа со словами


Решение частных задач

Словес.: слово учителя, ответы на вопросы.


П: работа с упражнением





П.: составление слов


≈ 5

















≈ 6






















10








Орфографическая минутка.

-Откройте тетради, запищите сегодняшнее число. Самостоятельно спишите словосочетания с доски, вставляя пропущенные буквы.

К..л..со авт..м..биля;

М…та…ическая к…стрюля;

Б…гатая б…блиотека;

легкий уж…н;

шестнадцатая кв…ртира

т…перь на в…кзале;

путешествие на в…сток;

тр…вога на з…ре;

десь м…г…зин;

св…бодный в…гон;

в…лн…ваться за к…м…ндира.

Поменяйтесь тетрадями с соседом и сверьте с доской.


- Внимание на доску. Прочитайте однокоренные слова и выделите корень. К доске….

Лес выход вода

Лесной походка водный

Полесье выходил водовоз

Лесоруб ходовой водичка

Подлесная пароход подводный

- Как вы определили корень?

Какие слова образованы при помощи приставок?

Какие слова образованы при помощи суффиксов

Найдите в каждой группе лишнее слово. (Лесоруб, пароход, водовоз)

Как называются эти слова? (Сложные слова)

- Как вы думаете, почему они так называются? Откройте учебник на с. 109, прочитайте узелки на память.

Сформулируйте тему сегодняшнего урока (Правописание соединительных гласных в сложных словах) А какие цели мы должны поставить перед собой? (Закреплять навык написания сложных слов с соединительными гласными о и е)


- Разберемся в происхождении слова сложный. Решите две задачки.

КАПУСТА – АП – А = ?

ПОЛЕ +ВОД = ?

ВОДА – А + ПАД = ? (водопад)

БЕЛЫЙ – ЫЙ + О + СНЕЖОК – О + А = ? (белоснежка)

Как получилось слово куст?

Как получилось слово полевод?

Как называется буква, которая соединяет два корня при образовании сложных слов? (Соединительная.)

- Предлагаю немного поиграть. Сейчас я вас разделю на 3 группы (по цветам). Сейчас я раздам каждой группе конверты с карточками, на которых записаны корни слов и соединительные гласные. Вам нужно составить слова. Та, группа, которая вперёд всех закончит рассаживается тихонько по местам и не мешает другим. (-воз, о, пыл-, о, книг-, е, -рог, -ход, о, пар-, нос-, е, -сос, люб-, мор-, сам-, о, -вар, верт-, о, -лёт, везд-, е, -ход, лес-, о, -руб, птиц-, е, -лов.) Проверяем. (Паровоз, перелесок, книголюб, носорог, мореход, самовар, вертолёт, вездеход, лесоруб, птицелов)

Списать словосочетания с доски в тетрадь. Вставить пропущенные буквы. Взаимопроверка с доски.









Работать у доски.

Выполнять задания учителя.

Отвечать на вопросы.

Работать с правилом.

Строить речевые высказывания.

Формулировать тему и цели урока.

Решать задачи.

Строить речевые высказывания.

Работать в группах.

Составлять слова.

П: строят речевое высказывание


К: умение достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации


  • П: выполнять работу самостоятельно.



П: извлекают необходимую информацию из правила;

осуществляют по учебнику поиск необходимой информации; дополняют и расширяют знания.


Р: постоновка учебной задачи



П: строят рассуждение

Р: осмысляют уч. материал;





К: участвуют в учебном диалоге; формулируют ответы и выводы; обмениваются мнениями; строят реч. высказывания.


Физкультминутка

Практич.:выполнять упражнения



П: работа с упражнением.


Словес.: слово учителя, ответы на вопросы.





≈ 3



15

«моль»



А теперь откройте учебник на с.109 упр.192.

Какие соединительные гласные пишут в сложных словах?

Давайте ещё раз прочитаем правило в рубрике «Узелки на память.»

Можно ли соединительную гласную назвать орфограммой?

Почему? (В сложных словах соединительная гласная пишется в безударном слоге)

Сейчас выполняем упражнение с.109 упр.193, один у доски остальные в тетради. Прочитайте получившиеся предложения.

Выполнение задания из рабочей тетради с.67 упр. 109

Откройте рабочие тетради на с. 67 упр. 111. Прочитайте задание. Согласны ли вы с Ваней? Сколько слов у вас получилось? (Четыре: рыболов, кораблестроитель, хоровод, небосклон) Запишите сложные слова в тетрадь.


Выполнять упражнения.


Отвечать на вопросы.


Читать правило.


Выполнять письменно упражнение.

К: умение слушать и слышать.

Р: осмысляют уч. материал; действуют с учетом выделенных учителем ориентиров;

осуществлять самоконтроль и контроль хода выполнения работы и полученного результата.

Рефлексия.

Словесный: ответы на вопросы, самоанализ.

Итог урока.

Словесный: ответы на вопросы, обобщение

д/з

≈ 4








2

Откройте рабочие тетради на с.67 выполняем самостоятельно упр.110. Сколько слов вы написали? (Семь: самосвал, ледокол, лесоруб, пешеход, вертолет, самовар, путешествие).


Какие слова называются сложными?

Почему они так называются?

Как образуются сложные слова?

Чем запомнился урок?

Домашнее задание с.109 упр.194.

Проверять себя и самостоятельно оценивать свои достижения.

Отвечать на вопросы.

Записывать д/з.

Р:осуществляют итоговый контроль

Л: способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности.




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!