Тема: Равнины, горы, моря, озёра и реки России.
Место и роль урока в изучаемой теме: урок первый, раздел «Природа России ».
Цель: познакомить учащихся с природой России, с крупнейшими равнинами и горными системами, реками, озёрами, омывающими её морями. Научить читать карту.
Предметные знания, предметные действия | УУД | личностные |
регулятивные | познавательные | коммуникативные |
Знать: крупнейшие равнины и горные системы России, реки, озёра и омывающие её моря. Уметь: работать с физической и контурной картами.
| Осуществлять мотивационную установку на предстоящую работу; оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей; прогнозировать предстоящую работу; планировать свою деятельность; сохранять учебную задачу; анализировать эмоциональное состояние, связанное с учебной деятельностью. | Осознавать познавательную (практическую, исследовательскую) задачу и целенаправленно решать её; использовать источники информации (самостоятельно, с учителем, с одноклассниками) для решения учебно-познавательных, учебно-практических задач, находить в них примеры применения знаний; извлекать информацию, представленную в разных формах: в словесной, изобразительной, схематической, табличной, условно-знаковой; критически оценивать получаемую информацию, соотносить её с ранее полученными знаниями, собственным опытом. | Взаимодействовать с учителем и друг с другом во фронтальном режиме; уметь работать в парах(группах); - обмениваться мнениями. | Мотивировать свои действия, проявлять доброжелательность, внимательность; выражать положительное отношение к процессу познания. |
| Название этапа урока | Задача, которая должна быть решена (в рамках достижения планируемых результатов урока) | Формы организации деятельности учащихся | Действия учителя по организации деятельности учащихся | Действия учащихся (предметные, познавательные, регулятивные) | Результат взаимодействия учителя и учащихся по достижению планируемых результатов урока | Диагностика достижения планируемых результатов урока |
1. | Самоопределение учебной деятельности | Создать условия для включения обучающихся в учебно-познавательную деятельность |
фронтальная | Создаёт эмоциональный настрой на работу на уроке, настраивает класс на продуктивную деятельность. Знакомство с формами работы
| Оценивают подготовленность рабочего места, мобилизуют внимание. | Коммуникативные: Взаимодейстуют с учителем и друг с другом во фронтальном режиме. Регулятивные: Осуществляют мотивационную установку на предстоящую работу | Оценка эмоционального настроя |
2. | Актуализация опорных знаний | Выявить уровень усвоения знаний предыдущих тем раздела. Создать ситуацию успеха. Определить пробелы в знаниях, провести коррекцию |

групповая
| Беседа о том, как красива природа России (презентация) Россия – это наша Родина, страна в которой мы живем. Это наш дом, который невозможно не любить. Сообщение темы урока. | Рассмотривают физичесую карту России, стр. 58 - 59 в учебнике, на котором дана эта карта в масштабе в 1 см 280 км . Назвают страны, граничащие с Россией: Финляндия, Белоруссия, Украина, Грузия, Казахстан, Монголия, Китай, Корея, Япония. Определяют протяжённость России с запада на восток и с севера на юг. Знакомятся с ИОПами. Читают тему урока. (Приложение №1) | Познавательные: Представляют информацию.
| |
3. | Целеполагание | Научить учащихся формулиро вать цель урока |
фронтальная | -Предположите, что мы ещё можем узнать о России по географической карте. (О чём может рассказать географическая карта) Поставьте исследовательские учебные задачи. Составим вопросы. Сформулируйте учебные задачи | Ученики выдвигают свои предположения. Заполняют ИОП “Я хочу узнать” .Какой рельеф России? Какие крупные водоёмы в России (реки, моря, озёра)? | Регулятивные: Оценивают учебные действия в соответствии с поставленной задачей. Прогнозируют предстоящую работу.
| Экспресс-контроль |
4. | Изучение нового материала | Познакомить с крупнейшими равнинами, горами, морями России | 
Работа в парах
| - Прочитайте текст в учебнике на стр. 60 – 63, 67 - 68. Заполните таблицу и найдите равнины, горы, моря, реки и озёра на карте. | Читают текст в учебнике ( стр. 60 – 63, 67 - 68.) и заполняют таблицу (Приложение №2). Осуществляют самопроверку, проверяя правильность ответов по таблице на доске. | Регулятивные: Планируют свою деятельность. Познавательные: Извлекают необходимую информацию из прочитанного текста. | Самоконтроль, взаимопроверка |
5. | Физминутка | Сохранение физического здоровья | | | Установка на здоровый образ жизни | | |
6. | Закрепление нового материала | Научить учащихся работать с картой у доски | 
фронтальная | -Покажите на географической карте равнины и горы России. -Покажите на географической карте моря и озёра России. | Учащиеся работают у доски с географической картой. | Регулятивные: Сохраняют учебную задачу. Познавательные: Анализируют, сравнивают выполненные задания с эталоном, находят ошибки. Коммуникативные: Обмениваются мнениями. | Фронтальный опрос |
7. | Работа по применению нового материала | Научить находить изученные объекты на контурной карте. |  Индивидуальная работа | Организует работу учащихся в парах | Работают с контурной картой в парах, проверяя правильность выполнения заданий по географической карте. (Приложение№2 Приложение № 1). На “3”. Найти и отметить на карте все равнины и реки На “4” Найти и отметить на карте все равнины, реки, моря и озёра. На “5” Найти и отметить на карте все равнины, реки, моря, озёра и горы. | Регулятивные: Сохраняют учебную задачу; определяют правильность выполненного задания. Познавательные: Находят изученные объекты на контурной карте, выделяют подписывают, сравнивают выполненные задания с эталоном, находят ошибки. Коммуникативные: Работают в парах. Личностные: Мотивируют свои действия, проявляют доброжелательность, внимательность. Выражают положительное отношение к процессу познания. | Самоконтроль |
8. | Рефлексия | Организовать работу по осуществле нию рефлексии |
 | - Какие задачи ставили в начале урока? Выполнили их? - Запишите, что получилось, что не получилось.
| Проводят рефлексию на основе сформулированных в начале занятия целей (да, выполнили, потому что теперь знаем ответ на поставленные вопросы, справились с самостоятельной работой). (внимательная работа с текстом учебника, карта, взаимопомощь при работе в паре). Заполняют ИОП (Приложение № 1.) | Личностные: Выражают положительное отношение к процессу познания. Познавательные: Обобщают изученное. Регулятивные: Оценивают учебные действия в соответствии с поставленной задачей. | Самооценка |
9. | Домашнее задание. | Обеспечить понимание учащимися цели, содержания и с пособов выполнения домашнего задания | Индивидуальная | Нацеливает на правильный выбор домашнего задания. Дифференцированно: На «3»: стр. 60 - 68 (читать,запомнить термины) На «4»: Задания в рабочей тетради стр. 32 – 33, № 3-5, стр. 35, № 5 На «5»: Подготовить сообщения о путешественниках, чьим именем названы моря.
| Выбирают для себя задание. Задают учителю вопросы на понимание. | | |