СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Тема: Разнообразие растений.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Создать условия для усвоения детьми новой информации об основной классификации растений; рассмотреть особенности каждой группы растений их сходство и различие.

Просмотр содержимого документа
«Тема: Разнообразие растений.»

Урок № 15 Тема: Разнообразие растений.

Тип урока: урок усвоения новых знаний.

Цель: создать условия для усвоения детьми новой информации об основной классификации растений; рассмотреть особенности каждой группы растений их сходство и различие.

Задачи:

-познакомить учащихся с группами растений и их признаками (по которым можно различить растения разных групп);

-учить наблюдать, анализировать, сравнивать и обобщать полученные знания;

-воспитывать умение работать в коллективе; любовь и бережное отношение к природе. 

Коммуникативные УУД: Уметь донести свою позицию до собеседника, слушать других, пытаться принимать другую точку зрения; читать в слух и про себя тексты учебников выделять в них главное;

Регулятивные УУД: Самостоятельно формулировать цели урока после предварительного обсуждения (совместно с учителем); проговаривать предстоящую работу на уроке.

Познавательные УУД: Формировать умение извлекать информацию, представленную в разных формах; перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы всего класса.

Планируемый результат: учащиеся должны научиться определять растения разных групп; анализировать, сравнивать и делать выводы из изученного материала.

Оборудование: учебник; рабочие листы; фотографии представителей каждой группы растений: водоросли, мхи, папоротники, хвойные и цветковые растения; гербарий; текст о каждой группе растений,презентация «Разнообразие растений», мультимедийный комплекс.


Ход урока

Актуализация знаний. Мотивация.

Проверка домашнего задания.

.Фронтальная работа

- Какой состав имеет почва? (Учащиеся проговаривают вслух названия, которые входят в состав почвы – вода, воздух, перегной, песок, глина, соли, микробы)

- Что такое почва? (верхний плодородный слой земли)

- Какие живые существа есть в почве? (микробы, черви, личинки, кроты и др.)

- А теперь ответьте на вопросы:

***ЗПР -3 вопроса.

1. Выберете правильное определение почвы:

А) верхний слой земли, где есть песок и глина;

Б) верхний слой земли, где есть песок, глина, воздух и вода;

В) верхний плодородный слой земли.

2. Какая главная часть почвы?

А) перегной;

Б) песок;

В) глина.

3.Что образуется из перегноя под действием микробов?

А) вода;

Б) воздух;

В) соли.

4. Что используют растения для питания?

А) микробы;

Б) соли;

В) перегной.

5. Что образуется из остатков умерших растений и животных под действием микробов?

А) песок;

Б) глина;

В) перегной.

-  Куда можно отнести почву: к живой или не живой природе? (В почве есть составляющие неживой природы – глина, песок, воздух, вода, соли; и живой – бактерии).

Сообщение темы и цели урока:

 - Отгадайте загадки

Вырос в поле

Злой и колкий,

Во все стороны иголки.  (Репей)

Из - под снега расцветает,

Раньше всех

Весну встречает.  (Подснежник)

Что же это за девица:

Не швея, не мастерица,

Ничего сама не шьет,

А в иголках круглый год.  (Ель)

- Что между ними общего? (Относятся к царству растений.)

- Что мы будем изучать сегодня на уроке?

- Сегодня на уроке мы отправимся в царство растений и познакомим с новой классификацией растений.

 Тема урока «Разнообразие растений»

(В начале урока следует провести вводную беседу с целью актуализации знаний детей о царстве растений.)

-Мы отправимся с вами в удивительное Царство – это Царство растений. В волшебном Царстве, Растительном государстве растительный мир называют ещё флорой. В этом государстве приветствует нас сама Богиня Флора, она бережно охраняет своё Царство. Флора в римской мифологии – богиня цветов и весны (от лат. «флос», «флорис» - цветок).


На слайде появляются фотографии представителей различных групп растений.


-Каких представителей этого Царства вы видите?(Мох, водоросль, сосна, клевер, папоротник.)

-К какой группе растений их можно отнести?


Дети называют соответствующие группы растений, и в результате рядом с фотографиями на слайде появляются названия групп:

водоросли,

мхи,

папоротники,

хвойные растения,

цветковые растения.

Учитель. Царство растений пришли вы познать,

Их тайны и загадки придётся отгадать.

Для создания проблемной ситуации можно воспользоваться приёмом загадки.

Учитель. Вы многое уже знаете о растениях и, наверное, сможете определить, где верное высказывание о растениях, а где нет.


На слайде появляется фотография растения и информация о нём:


1.О папоротнике

Цветёт папоротник огненным цветком, распускается в глухую ночь накануне дня Ивана Купалы (7июля) под удары грома и раскаты молний.

2.О мхах

Как прекрасен в период цветения мох – кукушкин лён. На тонких стебельках склонили свои головки нежные цветы.

3.О водорослях

В морях Южного полушария встречается самая крупная в мире водоросль – грушеносныймакроцистис, что означает «крупноклеточный». Он обладает грушевидными плодами, которые, конечно же, несъедобны.

4.О хвойных

Лиственница – хвойное растение. Весной её веточки покрываются ярко-зелёными хвоинками. А между ними появляются не цветы, а розоватые шишечки.

5.О цветковых

Из леса мы вышли к заболоченному водоёму. Из воды на нас глядели жёлтые глазки-цветочки кувшинок. Как красивы эти водные травы!


-Какие утверждения верны, а какие нет?

Дети высказывают свои предположения. Возникает спор. Учитель подчёркивает разногласия, усиливает противоречия.

-Опять нет единого мнения. Что же нам делать, чтобы точно знать, где ошибка, неверное представление о растении?

Изучить эти группы растений.

-Найти существенные отличительные признаки каждой группы растений. Значит, какому вопросу мы посвятим наше исследование?

-Какими отличительными признаками обладает каждая группа растений.


На слайде появляется знак вопроса. А после того как дети сформулировали вопрос, на слайде появляется и сам вопрос-предложение.


Учитель. Где правда, а где вымысел, легенда, ложь.

Без науки о растениях не поймёшь.


- Какая наука изучает растения? (Ботаника.)


- И сегодня в Царстве растений вы будете в роли ботаников. 1-я группа будет изучать водоросли, 2-я – мхи, 3-я – папоротники, 4-я – хвойные растения, 5-я – цветущие деревья, кустарники, травы.

Исследование в малых группах.


-На столах у вас лежат фотографии, гербарии представителей растений этой группы, учебники, текст о данной группе растений и таблица, которую надо заполнить.

- Как настоящие учёные, составим план работы. Что нам нужно сделать, чтобы найти ответ на вопрос?


На слайде появляется план работы.

Прочитать текст.

Рассмотреть гербарий, фотографии.

Заполнить таблицу, отметив, какие части (органы) имеют растения – представители этой группы.

Обмен информацией.

Дать возможность каждой группе представить информацию. Одновременно с представлением работ дети переносят данные о существенных признаках группы растений в единую сводную таблицу. Эта таблица представляет собой объединение всех таблиц, которые группы заполняли в своих рабочих листах. Таким образом, после отчёта групп на слайде появляется сводная таблица, где отмечено минусом (-), если растение не имеет этого органа, а плюсом (+) – если имеет.


Разнообразие растений

Группа растений

Корень

Стебель

Лист

Цветок

Плод

Семя

Споры

Водоросли

-

-

-

-

-

-

+

Мхи

-

+

+

-

-

-

+

Папоротники

+

+

+

-

-

-

+

Хвойные

+

+

+

-

-

+

-

Цветковые

+

+

+

+

+

+

-

Организация информации.


-Внимательно посмотрите на сводную таблицу. Как много групп растений мы с вами выделили! Каждая обладает определёнными отличительными признаками. А можем ли мы объединить какие-то группы по признаку сходства?


-Имеющие цветы и не имеющие цветов.


-Как представить это в виде схемы? Какие группы растений мы отнесём к нецветковым?


Растения


Нецветковые Цветковые

Водоросли цветущие травы

мхи кустарники

папоротники деревья

хвойные растения


Связывание информации. Обобщение.


-Итак, какие группы растений могут встречаться в Царстве растений?

Царство растений разнообразно. В него входят водоросли, мхи, папоротники, хвойные и цветковые растения.

Каждая группа растений имеет свои отличительные признаки, благодаря которым мы можем распознавать растения.

Цветковые имеют корень, стебель, лист, цветок, плоды с семенами. Нецветковые не имеют цветов. К ним относятся водоросли, мхи, папоротники, хвойные.

Водоросли не имеют корня, стебля, листьев, размножаются путём деления или спорами.

Папоротники имеют корень, стебель, лист, размножаются спорами.

Мхи имеют стебель, лист, не имеют корней, размножаются спорами.

Хвойные растения имеют корень, стебель, видоизменённый лист – хвою, не цветут.



Подведение итогов. Рефлексия.


Учитель. А теперь, поработав, как настоящие ботаники, обладая научными знаниями об отличительных признаках растений, сможем ли мы разрешить наш спор?


Дети возвращаются к высказываниям о растениях и определяют ложные утверждения.

О папоротнике. Ошибка: папоротники не цветут, а размножаются спорами. У древних славян бытовало предание: кому посчастливится увидеть этот цветок, тому откроются все клады, они услышат голоса деревьев и трав.

О мхах.Ошибка: мхи не цветковые растения. У кукушкина льна изображены не цветы, а коробочки со спорами, которые образуются без цветков.

О водорослях.Ошибка: у грушеносногомакроцистиса никаких груш, конечно, не бывает, однако он обладает многочисленными грушевидными вздутиями. Внутри они пустотелые, а плотная оболочка создаёт им полную герметичность, чему и обязана водоросль своей плавучестью.

О хвойных. Утверждение верное!

О цветковых.Утверждение верное!



Д/з с.69-73,отв.на вопросы.

Приложения





1. Выберете правильное определение почвы:

А) верхний слой земли, где есть песок и глина;

Б) верхний слой земли, где есть песок, глина, воздух и вода;

В) верхний плодородный слой земли.

2. Какая главная часть почвы?

А) перегной;

Б) песок;

В) глина.

3.Что образуется из перегноя под действием микробов?

А) вода;

Б) воздух;

В) соли.

4. Что используют растения для питания?

А) микробы;

Б) соли;

В) перегной.

5. Что образуется из остатков умерших растений и животных под действием микробов?

А) песок;

Б) глина;

В) перегной.

1. Выберете правильное определение почвы:

А) верхний слой земли, где есть песок и глина;

Б) верхний слой земли, где есть песок, глина, воздух и вода;

В) верхний плодородный слой земли.

2. Какая главная часть почвы?

А) перегной;

Б) песок;

В) глина.

3.Что образуется из перегноя под действием микробов?

А) вода;

Б) воздух;

В) соли.

4. Что используют растения для питания?

А) микробы;

Б) соли;

В) перегной.

5. Что образуется из остатков умерших растений и животных под действием микробов?

А) песок;

Б) глина;

В) перегной.


Группа растений

Корень

Стебель

Лист

Цветок

Плод

Семя

Споры

Водоросли








Мхи








Папоротники








Хвойные








Цветковые











Группа растений

Корень

Стебель

Лист

Цветок

Плод

Семя

Споры

Водоросли








Мхи








Папоротники








Хвойные








Цветковые









Группа растений

Корень

Стебель

Лист

Цветок

Плод

Семя

Споры

Водоросли








Мхи








Папоротники








Хвойные








Цветковые









Группа растений

Корень

Стебель

Лист

Цветок

Плод

Семя

Споры

Водоросли








Мхи








Папоротники








Хвойные








Цветковые









Группа растений

Корень

Стебель

Лист

Цветок

Плод

Семя

Споры

Водоросли








Мхи








Папоротники








Хвойные








Цветковые









Группа растений

Корень

Стебель

Лист

Цветок

Плод

Семя

Споры

Водоросли








Мхи








Папоротники








Хвойные








Цветковые








Рабочий лист № 1.

Водоросли.

Водоросли имеют:

Части растения

Органы размножения

Корень

Стебель

Лист

Споры

Цветок

Плод

Семена









Водоросли – водные растения, не имеют корня, стебля, листьев. Они составляют группу низших растений.

Одни из них очень малы, их можно рассмотреть только в микроскоп – это одноклеточные.Такие водоросли живут, например, в пресных водоёмах. Другие очень крупные, иногда достигающие в длину нескольких десятков метров. Эти водоросли заселяют моря и океаны. Тело многоклеточных водорослей состоит из похожих клеток и называется слоевищем.

Размножаются водоросли спорами* или путём отделения частицы от растения.

___________________

* Спора – образование, покрытое плотной оболочкой.





Рабочий лист № 2.

Мхи.

Мхи имеют:

Части растения

Органы размножения

Корень

Стебель

Лист

Споры

Цветок

Плод

Семена









Мох – невысокое травянистое растение, имеющее моховые стебельки и листья. Не имеет корней.

Размножается спорами*, не цветёт. Растут мхи в сырых, заболоченных местах.

___________________

* Спора – образование, покрытое плотной оболочкой.











Рабочий лист № 3.

Папоротники.

Папоротники имеют:

Части растения

Органы размножения

Корень

Стебель

Лист

Споры

Цветок

Плод

Семена









В лесах встречаются растения с красивыми перистыми, рассечёнными листьями.

Это папоротники – травянистые растения.

Кроме листьев, у папоротников есть корни и стебли. Цветов, плодов и семян у них не бывает. Размножаются спорами*. На обратной стороне листа можно увидеть коричневые пятнышки – это и есть споры.

______________________________

Спора – образование, покрытое плотной оболочкой.






Рабочий лист № 4.

Хвойные растения

Хвойные растения имеют:

Части растения

Органы размножения

Корень

Стебель

Лист

Споры

Цветок

Плод

Семена









Большую группу растений составляют хвойные: ель, сосна, пихта, кедр, можжевельник, лиственница.

Хвоинки – это их листья! У хвойных не бывает цветов и плодов. На месте плодов у них шишки, в которых созревают семена.

_____________________________

* Спора – образование, покрытое плотной оболочкой.










Рабочий лист № 5.

Цветковые растения

Цветковые растения имеют:

Части растения

Органы размножения

Корень

Стебель

Лист

Споры

Цветок

Плод

Семена









Главный отличительный признак группы цветковых растений – наличие цветков и плодов. Имеют все другие части растений: корень, стебель, листья.

Цветковые растения наиболее разнообразны: цветущие деревья, кустарники и травянистые растения.

_____________________________

* Спора – образование, покрытое плотной оболочкой.



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!