1.Организационный блок. Цель: организовать деятельность учащихся для восприятия новых знаний и способов деятельности. (max.10 мин) | Организация начала занятия. Фронтальная беседа (обязательно называется временной период): -Назовите главную причину возможного зарождения живого в океанах и морях. -Докажите, что 500 млн лет назад органический мир нашей планеты был разнообразным. -Приведите аргументы невозможности современного образования каменного угля. -В чём отличие эпохи динозавров? Работа с заданиями в рабочей тетради: -№ 56 стр.31 (2-3 учащихся во время фронтального опроса) Предложить 1 учащемуся озвучить выполненное задание. Творческое д/з (стр.56 учебника): № 10* С помощью вертикальных отрезков изобразите в рабочей тетради относительные размеры различных динозавров и человека. (отметить момент, как учащиеся выполняли данное задание) № 8. Составьте план предполагаемой экскурсии на тему «Древние обитатели нашей планеты» | Организация собственного рабочего пространства: готовность к уроку, осмысление вопросов. Систематизация информации в соответствии с поставленной задачей действия. Взаимоконтроль устных ответов. Взаимоконтроль ответа товарища. Самоконтроль. Самоконтроль. | Личностные УУД: - проявлять интеллектуальные и творческие способности. Регулятивные УУД: - оценивать достигнутые результаты. Коммуникативные УУД: - самостоятельно организовывать учебное взаимодействие. |
2.Информационный блок. Цель: создать организационные условия для изучения новых знаний и способов действий учащимися. (max.15 мин) | Мотивация к изучению. Предложить учащимся прослушать стих-е и определить тему беседы. Посмотри, мой милый друг, что находится вокруг? Небо светло-голубое. Солнце светит золотое, Ветер листьями играет. Тучка в небе проплывает. Поле, речка и трава. Горы, воздух и листва, Птицы, звери и леса. Гром, туманы и роса. Человек и время года -Это все вокруг...(природа) Актуализация знаний (фронтальная беседа): - А на какие группы делится природа? Приведите примеры из каждой группы. -Какими признаками характеризуются живые организмы? Определение темы занятия. -Ребята, а что вам известно о царстве? Я предлагаю вам сегодня побывать…в царствах. Да-да, в Царствах, где встречаются живые организмы. Предложить учащимся определить тему урока, примерные вопросы и умения на уроке, источники информации: -ПРЕДЛОЖИТЕ ТЕМУ ЗАНЯТИЯ. Слайд 1. -ЗНАТЬ… -УМЕТЬ… -ЧТО НАМ ПОМОЖЕТ В ИЗУЧЕНИИ ТЕМЫ? Работа со слайдами презентации Слайд 2: -Дайте описание органического мира, только предварительно попробуйте разделить его на группы для удобства. Обратить внимание учащихся на восприятие иллюстрации: - Как вам удобнее описывать, называя организмы подряд или по группам? Слайд 3: Отрабатывание с учащимися понятий: 1)Деление на группы называется классификацией. | Внешняя мотивация, осмысление вопросов. Участие в обсуждении, приведение примеров. Внешняя мотивация, осмысление вопросов. Определение темы урока; задач; источников информации. Участие в обсуждении темы. | Предметные умения: -уметь называть признаки живых организмов, предста-вителей царств живой при-роды, среды обитания различных живых существ; -уметь определять принад-лежность биологических объектов к одному из Царств живой природы; -уметь устанавливать черты сходства и различия между представителями основных царств; -уметь приводить примеры живой и неживой природы. Личностные УУД: - проявлять интеллектуаль-ные и творческие способности. Регулятивные УУД: - способность к самостоятель-ному приобретению новых знаний и практических умений; - определять цели и задачи; - оценивать достигнутые результаты. Познавательные УУД: - осуществлять постановку и формулирование проблемы; -умение вести самостоятель-ный поиск, анализ, отбор информации, её преобразова-ние, сохранение. Коммуникативные УУД: - самостоятельно организовывать учебное взаимодействие. |
2)Систематика – это наука о классификации. Обратить внимание учащихся на удобство разделения: животные, растения, грибы, бактерии. -По каким признакам мы будем отличать представителей Царства Растения? Царство Животные? Царство Грибы? Царство Бактерии? -А где мы можем встретить представителей данных царств? Слайд 4,5: 3)Основная единица классификации- вид. Предложить привести примеры видов животных леса, растений леса. (Обратить внимание учащихся, что и среди грибов и бактерий тоже имеются виды) Слайд 6: -Что же такое вид? (предложить учащимся дать определение самостоятельно) Подвести к пониманию факта: вид- группа сходных особей. Работа с учебником. -отрабатывание понятия «вид» (стр.58)- предложить учащимся выделить характерные признаки понятия: 1)сходство в строении; 2)сходные процессы жизнедеятельности; 3)обитание на одной территории; 4)плодовитое потомство. Слайд 7: Обратить внимание учащихся на объединение систематических групп в более крупные, из которых самая крупная- Царство. -Практически в каждом царстве есть и одноклеточные организмы, тела которых состоят всего из одной клетки, и многоклеточные. -А кто впервые дал научную классификацию живых организмов? | Взаимоконтроль ответов товарищей. Работа над понятием: выделение характерных черт. Приводят пример значения трудов К.Линнея. | |
3.Аналитический блок. Цель: создать содержательные и организационные условия для самостоятельного применения школьниками комплекса знаний и способов деятельности. (max.10 мин) | Фронтальная беседа: -В параграфе указано, что на Земле обитает свыше 2,5 млн видов организмов. Можно ли считать эту цифру неизменной? - Почему возникла необходимость в систематике? -У Алексея домашний питомец- пекинес Бантик, у Тани- сиамская кошка Бусинка, у Олега- немецкая овчарка Барс. Сколько перечислено организмов и видов? Организация работы в парах в тетради. Задание: 1) выполнить задание 59,61. Установка на рассматриваемые действия: -Какие знания и умения мы получим, выполнив задание 59,61 в рабочей тетради? 2) прокомментировать ответ. | Осмысление вопросов. Участие в обсуждении. Взаимоконтроль ответов товарищей. | Предметные умения: -уметь устанавливать черты сходства и различия между представителями основных царств; -уметь различать изученные объекты в природе, на табл. Личностные УУД: - проявлять интеллектуаль-ные и творческие способ-ти. Регулятивные УУД: - оценивать достигнутые результаты. Познавательные УУД: -умение вести анализ информации, её преобразование, сохранение. Коммуникативные УУД: - самостоятельно организовывать учебное взаимодействие. |
4.Оценочный блок. Цель: организовать проверку и оценку знаний и способов деятельности учащихся. (max.5 мин) | -Насколько изученный нами материал на уроке важен для нас в жизни? (безопасность при сборе грибов, опасные животные, уход за растениями, профилактика заболеваний, вызванных бактериями) Предложить учащимся проработать критерии оценивания своей работы на уроке. | Осмысление изучаемого содержания. Приведение примеров практического применения знаний по теме урока. Самоконтроль (приложение 1) | Личностные УУД: - проявлять интеллектуаль-ные и творческие способ-ности, оценивать жизненные ситуации с точки зрения безопасного образа жизни и сохранения здоровья. Регулятивные УУД: - оценивать достигнутые результаты. Познавательные УУД: -умение вести анализ, отбор информации. Коммуникативные УУД: - самостоятельно организовывать учебное взаимодействие. |
6.Домашнее задание. Цель: организовать деятельность учащихся по систематизации и закреплению полученных знаний и способов действий. (max.2 мин) | Организация рамок выполнения домашнего задания: 1-изучить материал стр.57-59 2-ответить на вопросы 3- выяснить, что известно родителям о царствах живого. | Осмысление действий по систематизации и закреплению знаний и способов действий. | Коммуникативные УУД: - самостоятельно организовывать учебное взаимодействие. |