Голубева Елена Викторовна воспитатель МБДОУ д/с «Радуга» г. Урень Нижегородской области
Районная конференция воспитательных практик «ФГОС основного общего образования: воспитательная составляющая»
Тема: «Рекомендации по формированию представлений об условиях жизни комнатных растений у детей старшего дошкольного возраста в соответствии с ФГОС ДО»
Актуальность темы: Экология - это наука, и произошла она от слова ойкас - дом, жилище, место обитания. Это всё живое, что нас окружает, чем мы дышим, чем мы живём. И в дошкольной педагогике появлялось новое направление воспитания - экологическое воспитание.
С первых лет жизни у детей формулируется начало экологической культуры. Дети видят дома, как мама ухаживает за цветами, кошкой или собакой. Они сами тянутся ко всему живому, им хочется погладить животное и полюбоваться красивыми цветами.
Подрастая, дети узнают, что каждое существо имеет свой «дом», в котором есть всё для его жизни. Экологическое воспитание - это и есть познание живого, которое окружает ребенка, в своей среде обитания, и наша главная задача, научить их охранять и беречь то, что они видят.
В дошкольном детстве закладываются основы личности, в том числе позитивное отношение к природе, окружающему миру. Детский сад является первым звеном системы непрерывного экологического воспитания. В решении задач ознакомления детей с природой, воспитания любви к ней поможет уголок природы, где содержатся комнатные растения. В процессе систематического ухода за растениями воспитатель формирует у детей определенные трудовые навыки, укрепляя, таким образом, у детей интерес к природе.
Некоторые люди недооценивают значение комнатных цветов, думая о них лишь как об украшении дома, лекарстве или средстве улучшения микроклимата квартиры, и даже не предполагают, что цветы способны открыть перед человеком целый мир гармонии, очистить дом и защитить его от неприятностей. Цветы помогают развить творческие способности, благотворно воздействуют на здоровье человека в целом. Комнатные растения очищают пространство вокруг себя, создают атмосферу комфорта, защищают помещение от нежелательных влияний. Главное, о чём нужно помнить – о комнатных цветах нужно заботиться и дарить им свою любовь, только тогда они будут служить надёжной защитой от многих жизненных невзгод.
Цель: Конкретизировать представления детей об условиях жизни комнатных растений.
Задачи:
Познакомить детей с условиями жизни комнатных растений.
Формировать исследовательские навыки.
Совершенствовать знания детей о роли природы в жизни человека.
Развивать навыки ухода за комнатными растениями.
Воспитывать бережное отношение к комнатным растениям.
Рекомендации по формированию представлений об условиях жизни комнатных растений: в старшем дошкольном возрасте продолжается формирование умений наблюдать за предметами, сравнивать, обобщать и классифицировать их по различным признакам. Основным содержанием наблюдений становится наблюдение за ростом и развитием растений, и их изменений по сезонам. Дети узнают о том, что растение для своего роста нуждается в свете, влаге, тепле, почвенном питании. Если чего-то не хватает, то это может привести к гибели растения. Детям следует объяснить, что разные растения нуждаются в разном количестве света, влаги, одни хорошо растут при ярком освещении, другие в тени; одни нуждаются в частом поливе, другие надо поливать редко. В содержание знаний о растениях включаются представления о некоторых способах вегетативного размножения комнатных растений (размножение стеблевыми черенками).
В соответствии с этими задачами в организации уголка природы группы следует обратить внимание на разнообразие растений не только по их внешнему строению, но и по их потребностям в определенных условиях среды. Одна из конкретных связей, которые должны усвоить дети, - это зависимость полива (по количеству воды и частоте) от того, где растет растение в природе, и от времени года. Для усвоения этой связи в уголок природы старших детей следует поместить растения, резко различающиеся по своим потребностям во влаге: кактус, требующий небольшого и редкого полива, примула и традесканция с большой потребностью во влаге и узумбарская фиалка, поливать которую следует весьма умеренно, и т.д. в умеренном поливе зимой нуждаются многие субтропические растения, находящиеся на родине в это время года в относительном покое (герань, фуксия, и т.д.).
Разнообразная работа с дошкольниками в повседневной жизни, когда воспитатель систематически через циклы наблюдений, трудовую деятельность и общение знакомит детей с объектами природы, позволяет им накопить конкретные представления о природе.
Наглядные методы обучения.
Наблюдение – один из основных, ведущих методов дошкольного обучения. В зависимости от характера познавательных задач в обучении используются наблюдения разного вида:
- за изменением и преобразованием объектов;
- репродуктивного характера, когда по отдельным признакам устанавливается состояние объекта, по части – картина всего явления.
- эффективность метода наблюдения обеспечивается при выполнении воспитателем следующих требований:
- ясность и конкретность постановки перед детьми цели, задач наблюдения;
- планомерное, последовательное развертывание процесса наблюдения;
- учет возрастных возможностей детей при отборе объема представлений, формируемых в ходе наблюдения;
- высокая умственная активность и самостоятельность детей.
Рассматривание иллюстраций в учебном процессе детского сада используется для решения различных дидактических задач.
Практические методы обучения.
Познавательная деятельность детей при этом основывается на наглядно – действенных и наглядно – образных формах мышления во взаимодействии со словесно – логическим мышлением.
К группе практических методов обучения в детском саду относятся:
Упражнения – это многократное повторение ребенком умственных и практических действий заданного содержания;
Моделирование – процесс создания моделей и их использование в целях формирования знаний о свойствах, структуре, отношениях, связях объектов.
Словесные методы обучения.
Живое общение взрослого и детей, которое характерно для речевых методов, оказывает большое воспитательное воздействие – оно возбуждает чувства, вызывает определенное отношение к содержанию формируемых знаний. Основные словесные методы, используемые в дошкольном обучении:
Рассказы воспитателя – основная задача этого метода, создать у детей яркие и точные представления о событиях или явлениях. Рассказ воздействует на ум, чувства и воображение детей, побуждает их к обмену впечатлениями. Для этого обучающая сторона (новая для детей информация, расширение кругозора) должна сочетаться с эмоциональной окраской, динамичностью. По окончании рассказа предлагается ответить на вопросы. Это даст педагогу возможность полнее представить, насколько хорошо дети усваивают новые знания со слов взрослого, а также могут ли они и до какой степени сосредоточить свое внимание на ходе повествования.
Чтение художественных произведений детям – позволяет решить ряд задач: расширять, обогащать знания детей об окружающем, формировать способности детей к восприятию и пониманию художественной литературы, воссозданию словесного образа, формировать понимание основных связей в произведении, характера героя, его действий и поступков.
Беседы применяются для уточнения, коррекции знаний, их обобщения и систематизации. По дидактическим задачам беседы делятся на предварительные и обобщающие. Первые проводятся тогда, когда воспитатель знакомит детей с новыми для них навыками. Итоговая, или обобщающая, беседы проводятся с целью систематизации знаний, их дальнейшего углубления и осознания.
Проводилась беседа с детьми на выяснение первичных представлений о комнатных растениях. Беседа показала, что дети не достаточно знают о комнатных растениях. Исходя из полученных результатов, был составлен план для организации работы вне Непосредственно Образовательной Деятельности (НОД), намечены формы работы по формированию знаний детей о комнатных растениях.
Тематическое планирование для организации работы вне Непосредственно Образовательной Деятельности (НОД)
Раздел | Темы НОД | Количество часов |
Познавательное развитие (ознакомление с природой). Сентябрь Октябрь Ноябрь Декабрь Январь Февраль Март Апрель Май | НАБЛЮДЕНИЕ СРАВНЕНИЕ ХРИЗАНТЕМЫ И БАРХАТЦЕВ. ЦЕЛЬ: Закреплять понятия «комнатные и садовые растения». Учить сравнивать растения, устанавливать сходства и различия. Уточнить условия произростания и жизни комнатных и садовых растений. Д/игра «ЧТО ГДЕ РАСТЕТ?» ЦЕЛЬ: Учить классифицировать растения (цветы) на комнатные и садовые (полевые); узнавать и называть знакомые комнатные растения и садовые (полевые) цветы на иллюстрациях (фото). НАБЛЮДЕНИЕ НАДО ЛИ ПОЛИВАТЬ РАСТЕНИЯ? ЦЕЛЬ: Формировать избирательный подход к поливу растений. Учить различать политые и не политые растения по состоянию земли (липкая – сыпучая, светлая – темная). Развивать сенсорный опыт. ТРУД. Руководя трудом детей, напомнить приемы работы по уходу за растениями: поливать их надо аккуратно; отметить, какое растение нужно поливать (когда земля сухая). Учить протирать влажной тряпочкой горшки и поддоны. Дети повторяют последовательность выполнения задания. СРАВНЕНИЕ КОМНАТНЫХ РАСТЕНИЙ (фикуса и герани) ЦЕЛЬ: Продолжать обучать детей выделять характерные особенности фикуса (высокий, похожий на дерево, большие, зеленые, продолговатые листья). Учить сравнивать растения, делать выводы на основе сравнения (сравнивать по величине, форме, размеру). Учить составлять описательные рассказы, опираясь на модель. НАБЛЮДЕНИЕ – ОПЫТ «КАКУЮ ВОДУ ЛЮБЯТ РАСТЕНИЯ?» ЦЕЛЬ: Познакомить с новым правилом поливки растений (необходимо поливать отстойной водой комнатной температуры). Провести опыт, поместив или полив растения (для опытов) горячей, холодной и отстойной водой. РИСОВАНИЕ С НАТУРЫ КОМНАТНОГО РАСТЕНИЯ. ХЛОРОФИТУМ. ЦЕЛЬ: Отметить характерные особенности растения, к какой растительной группе он относится. Учить рисовать с натуры, передавать характерные особенности растения: строение, направление листьев, форму, цвет горшка. Закреплять навыки рисования кистью и красками. Учить располагать изображение на листе крупно. Воспитывать интерес к комнатным растениям. НАБЛЮДЕНИЕ ВЛАГОЛЮБИВЫЕ И ЗАСОХОУСТОЙЧИВЫЕ КОМНАТНЫЕ РАСТЕНИЯ (бальзамин и алое) ЦЕЛЬ: формировать у детей представление о дифференцированных потребностях комнатных растений во влаге: одним растениям (с мягкими, тонкими листьями) требуется много влаги, они родом из влажных мест, их надо часто поливать, а некоторые еще и опрыскивать; др.растения (с плотными, толстыми листьями, стеблями). засохоустойчивые, они родом из засушлевых мест, поэтому их следует поливать реже, чем остальные растения. Учить рассматривать особенности внешнего строения растений и на основе этого относить их к засохоустойчивым или влаголюбивым. ЗНАКОМСТВО С КОМНАТНЫМ РАСТЕНИЕМ. ЦЕЛЬ: Продолжать знакомить детей со строением висячего растения (традесканция). Выделять отличительные особенности, внести в словарь более точные определения внешнего вида отдельных частей (длинные, свисающие стебли, маленькие фигурные листочки). Уточнить и систематизировать знания детей о потребностях растений, познакомить с индивидуальными потребностями растения – необходимость ежедневного опрыскивания. Развивать интерес к жизни растений. Воспитывать желание ухаживать за комнатным растением. НАБЛЮДЕНИЕ «КОМУ В ГОРШОЧКЕ ТЕСНО?» ЦЕЛЬ: Формировать внимательное отношение к комнатным растениям, закреплять знания о потребностях растений в связи с сезонными изменениями. Закрепить представление о способе размножения растений – делением куста. Выбрать растения для пересадки. ТРУДОВОЕ ПОРУЧЕНИЕ Пересадка остальных комнатных растений: закрепить знание инвентаря, развивать трудовые навыки. Поручения: набрать земли, выбрать нужный горшок, полить, убрать инвентарь. ИТОГОВОЕ. ПОМОЩНИКИ ДЮЙМОВОЧКИ. ЦЕЛЬ: Совершенствовать и закрепить знания детей о комнатных растениях, их потребностях и способах ухода за ними (опрыскивание, протирание листьев, полив растений водой комнатной температуры и т.д.). уточнить знания о строении растения, и о функциональном значении его частей. Закрепить названия известных растений. Развивать бережное и заботливое отношение к комнатным растениям. Воспитывать интерес к комнатным цветам и желание за ними ухаживать в дальнейшем. | 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 |
Таким образом, считаю, что экологические знания положительно влияют на развитие личности ребенка: развивают чувство ответственности за природу, воспитывают гуманное отношение к окружающей среде, формируют первоначальные экологические представления у детей старшего дошкольного возраста.
3