Тема Родины в лирике
Анны Ахматовой
Гусева Анастасия Андреевна,
учитель русского языка и
литературы
МБОУ «Сойгинская СШ»
п. Сойга
ВСПОМНИМ…
О раннем творчестве А. Ахматовой мы говорили в рамках знакомства с поэзией Серебряного века. Вместе со своими современниками: Мандельштамом, Пастернаком, Маяковским, Цветаевой - Ахматова значительно расширила границы и возможности поэтической речи.
Акмеизм генетически связан с символизмом, но противостоял его крайностям. Акмеисты пытались заново открыть ценность человеческой жизни, ценность простого предметного мира, первоначальную ценность слова . Манера «материализации» переживаний» была характерна для Ахматовой.
Поэтесса использует в своих стихах поэтический приём оксюморон - соединение противоположных или контрастных по смыслу слов
(например, пышное природы увяданье - у Пушкина)
ПОЭЗИЯ ЖЕНСКОЙ ДУШИ
В стихах Ахматовой открывается мир женской души: страстной, нежной и гордой . Любовь - чувство, составляющее содержание всей человеческой жизни. Поэзия представляет роман, насыщенный тончайшим психологизмом . Подчинение - и в любви тоже - возможно только по собственной воле.
Любовь Ахматовой одаривает и радостью, и горем, но всегда это - счастье.
Сборники стихотворений А. Ахматовой
Поворотным моментом в творческой биографии Ахматовой стал вышедший в 1917 году сборник «Белая стая». В этой книге резко усилилась религиозность Ахматовой . Происходит окончательное утверждение женщины не в качестве объекта любовного чувства, а в качестве лирической героини . Стихотворениям Ахматовой присуща сюжетность, дифференцированность и тонкость лирических переживаний. Любовь главенствует в цикле, но лирическая героиня внутренне изменилась, она независима от диктата «жестокой юности» .
В «Белой стае» впервые с большей силой проявляется тревога за судьбу России.
«Молитва» (1915). Это молитва за Россию, готовность на любые жертвы. Кровная связь с Россией ощущалась особенно резко в самые тяжёлые времена, начиная с первой мировой войны.
Трагическая судьба России пережита Ахматовой вместе с ней, она разделила участь своей Родины.
Уже в первые послереволюционные годы имя Ахматовой замалчивалось. В 1921 году расстрелян её муж, поэт Николай Гумилёв. В 30-е годы волна сталинских репрессий настигла и Ахматову. Был арестован её единственный сын, Лев Гумилёв. Во время войны Ахматова оставалась в блокадном Ленинграде, затем её больную эвакуировали в Ташкент, и уже в 1944 году Ахматова вернулась в освобождённый Ленинград.
В 1946 году была открыта кампания против Ахматовой. Она была исключена из Союза писателей, лишены средств к существованию, оказалась изгоем в собственной стране. Тираж уже напечатанного в 1946 году сборника стихов Ахматовой был уничтожен. Но Ахматова никогда не мечтала уехать из своей страны.
Она считает бегство предательством:
Не с теми я , кто бросил землю
На растерзание врагам.
Их грубой лести я не внемлю,
Им песен я своих не дам.
…………… .
И знаем, что в оценке поздней
Оправдан будет каждый час…
Но в мире нет людей бесслезней,
Надменнее и проще нас.
Два десятилетия спустя Ахматова восприняла Великую Отечественную войну как искупление народом исторического греха революции и безбожия, обернувшегося неисчислимыми жертвами. Её патриотические стихи тех лет - вполне в духе советской поэзии, но ничего неорганичного для Ахматовой в этом не было.
Революция в России в этом стих-и «край глухой и грешный», окровавленный и порытый «чёрным стыдом», «болью поражений и обид». В первой части стиль библейский, пророческий, размеренный.
Последнее четверостишие передаёт одно движение, спокойное, гордое: «руками я замкнула слух»; ни возмущенья, ни прямого обличения нет - недостойно «скорбному духу» даже слушать подобные речи.
Как рисуется образ родины?
Каково настроение этого произведения?
От какого лица идёт речь?
В годы ВОВ Ахматова видит своё предназначение в том, чтобы стать голосом мужества и скорби, разделить судьбу своей страны.
Как решается образ родины в стих-и «Мужество»?
Родина отождествляется с русской речью, с родным словом, с самым дорогим, за что стоит бороться, что надо мужественно отстаивать. И здесь Ахматова говорит «мы» - это голос всего народа, объединённого Словом.
Точкой опоры для Ахматовой всегда оставалась родная земля. Всей жизнью она была связана с Петербургом. Каждая чёрточка его облика - это деталь, подробность её судьбы.
В 1961 году она пишет стих-е « Петербург в 1913 году », как бы связывая нить времён.
Совсем не просты были отношения Ахматовой с родиной. Здесь она испытала страдания и муки, разделила боль с народом, голосом которого по праву стала.
«Реквием»
Реквием – похоронная месса; крупное музыкальное произведение скорбно-элегического и героико-трагического характера.
Назвав так свою поэму, Ахматова открыто заявляет о том, что ее поэма - надгробное слово, посвященное всем погибшим в страшные времена сталинских репрессий , а также тем, кто страдал, переживая за своих репрессированных родных и близких, в ком от страданий умирала душа.
Пять лет с перерывами работала Ахматова над поэмой. Создавалась поэма в нечеловеческих условиях.
«Реквием»
Посвященная безвинно погибшим, поэма рассказана как бы вполголоса. Так говорят на поминках. В самом же финале поэма как бы наполняется звуками.
В конце поэмы страдание сменяется скорбью. Памятник матери будет памятником скорби всех страдающих русских женщин.
В «Эпилоге» как бы смыкаются функции поэта и поэзии с идеей великого заступничества за людей .
А это и есть великое наследие русской литературы, которое делает Ахматову национальным, народным поэтом.