СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Тема Родины в лирике А. Ахматовой

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Тема Родины в лирике А. Ахматовой»

Тема Родины в лирике Анны Ахматовой Гусева Анастасия Андреевна, учитель русского языка и литературы МБОУ «Сойгинская СШ» п. Сойга

Тема Родины в лирике

Анны Ахматовой

Гусева Анастасия Андреевна,

учитель русского языка и

литературы

МБОУ «Сойгинская СШ»

п. Сойга

ВСПОМНИМ… О раннем творчестве А. Ахматовой мы говорили в рамках знакомства с поэзией Серебряного века. Вместе со своими современниками: Мандельштамом, Пастернаком, Маяковским, Цветаевой - Ахматова значительно расширила границы и возможности поэтической речи.

ВСПОМНИМ…

О раннем творчестве А. Ахматовой мы говорили в рамках знакомства с поэзией Серебряного века. Вместе со своими современниками: Мандельштамом, Пастернаком, Маяковским, Цветаевой - Ахматова значительно расширила границы и возможности поэтической речи.

Акмеизм генетически связан с символизмом, но противостоял его крайностям. Акмеисты пытались заново открыть ценность человеческой жизни, ценность простого предметного мира, первоначальную ценность слова . Манера «материализации» переживаний» была характерна для Ахматовой. Поэтесса использует в своих стихах поэтический приём оксюморон - соединение противоположных или контрастных по смыслу слов (например, пышное природы увяданье - у Пушкина)

Акмеизм генетически связан с символизмом, но противостоял его крайностям. Акмеисты пытались заново открыть ценность человеческой жизни, ценность простого предметного мира, первоначальную ценность слова . Манера «материализации» переживаний» была характерна для Ахматовой.

Поэтесса использует в своих стихах поэтический приём оксюморон - соединение противоположных или контрастных по смыслу слов

(например, пышное природы увяданье - у Пушкина)

ПОЭЗИЯ ЖЕНСКОЙ ДУШИ В стихах Ахматовой открывается мир женской души: страстной, нежной и гордой . Любовь - чувство, составляющее содержание всей человеческой жизни. Поэзия представляет роман, насыщенный тончайшим психологизмом . Подчинение - и в любви тоже - возможно только по собственной воле. Любовь Ахматовой одаривает и радостью, и горем, но всегда это - счастье.

ПОЭЗИЯ ЖЕНСКОЙ ДУШИ

В стихах Ахматовой открывается мир женской души: страстной, нежной и гордой . Любовь - чувство, составляющее содержание всей человеческой жизни. Поэзия представляет роман, насыщенный тончайшим психологизмом . Подчинение - и в любви тоже - возможно только по собственной воле.

Любовь Ахматовой одаривает и радостью, и горем, но всегда это - счастье.

Сборники стихотворений А. Ахматовой

Сборники стихотворений А. Ахматовой

 Поворотным моментом в творческой биографии Ахматовой стал вышедший в 1917 году сборник «Белая стая». В этой книге резко усилилась религиозность Ахматовой . Происходит окончательное утверждение женщины не в качестве объекта любовного чувства, а в качестве лирической героини . Стихотворениям Ахматовой присуща сюжетность, дифференцированность и тонкость лирических переживаний. Любовь главенствует в цикле, но лирическая героиня внутренне изменилась, она независима от диктата «жестокой юности» . В «Белой стае» впервые с большей силой проявляется тревога за судьбу России.

Поворотным моментом в творческой биографии Ахматовой стал вышедший в 1917 году сборник «Белая стая». В этой книге резко усилилась религиозность Ахматовой . Происходит окончательное утверждение женщины не в качестве объекта любовного чувства, а в качестве лирической героини . Стихотворениям Ахматовой присуща сюжетность, дифференцированность и тонкость лирических переживаний. Любовь главенствует в цикле, но лирическая героиня внутренне изменилась, она независима от диктата «жестокой юности» .

В «Белой стае» впервые с большей силой проявляется тревога за судьбу России.

«Молитва» (1915). Это молитва за Россию, готовность на любые жертвы. Кровная связь с Россией ощущалась особенно резко в самые тяжёлые времена, начиная с первой мировой войны. Трагическая судьба России пережита Ахматовой вместе с ней, она разделила участь своей Родины.

«Молитва» (1915). Это молитва за Россию, готовность на любые жертвы. Кровная связь с Россией ощущалась особенно резко в самые тяжёлые времена, начиная с первой мировой войны.

Трагическая судьба России пережита Ахматовой вместе с ней, она разделила участь своей Родины.

Уже в первые послереволюционные годы имя Ахматовой замалчивалось. В 1921 году расстрелян её муж, поэт Николай Гумилёв. В 30-е годы волна сталинских репрессий настигла и Ахматову. Был арестован её единственный сын, Лев Гумилёв. Во время войны Ахматова оставалась в блокадном Ленинграде, затем её больную эвакуировали в Ташкент, и уже в 1944 году Ахматова вернулась в освобождённый Ленинград.  В 1946 году была открыта кампания против Ахматовой. Она была исключена из Союза писателей, лишены средств к существованию, оказалась изгоем в собственной стране. Тираж уже напечатанного в 1946 году сборника стихов Ахматовой был уничтожен. Но Ахматова никогда не мечтала уехать из своей страны.

Уже в первые послереволюционные годы имя Ахматовой замалчивалось. В 1921 году расстрелян её муж, поэт Николай Гумилёв. В 30-е годы волна сталинских репрессий настигла и Ахматову. Был арестован её единственный сын, Лев Гумилёв. Во время войны Ахматова оставалась в блокадном Ленинграде, затем её больную эвакуировали в Ташкент, и уже в 1944 году Ахматова вернулась в освобождённый Ленинград.

В 1946 году была открыта кампания против Ахматовой. Она была исключена из Союза писателей, лишены средств к существованию, оказалась изгоем в собственной стране. Тираж уже напечатанного в 1946 году сборника стихов Ахматовой был уничтожен. Но Ахматова никогда не мечтала уехать из своей страны.

Она считает бегство предательством: Не с теми я , кто бросил землю На растерзание врагам. Их грубой лести я не внемлю, Им песен я своих не дам. …………… . И знаем, что в оценке поздней Оправдан будет каждый час… Но в мире нет людей бесслезней, Надменнее и проще нас. Два десятилетия спустя Ахматова восприняла Великую Отечественную войну как искупление народом исторического греха революции и безбожия, обернувшегося неисчислимыми жертвами. Её патриотические стихи тех лет - вполне в духе советской поэзии, но ничего неорганичного для Ахматовой в этом не было.

Она считает бегство предательством:

Не с теми я , кто бросил землю

На растерзание врагам.

Их грубой лести я не внемлю,

Им песен я своих не дам.

…………… .

И знаем, что в оценке поздней

Оправдан будет каждый час…

Но в мире нет людей бесслезней,

Надменнее и проще нас.

Два десятилетия спустя Ахматова восприняла Великую Отечественную войну как искупление народом исторического греха революции и безбожия, обернувшегося неисчислимыми жертвами. Её патриотические стихи тех лет - вполне в духе советской поэзии, но ничего неорганичного для Ахматовой в этом не было.

Революция в России в этом стих-и «край глухой и грешный», окровавленный и порытый «чёрным стыдом», «болью поражений и обид». В первой части стиль библейский, пророческий, размеренный. Последнее четверостишие передаёт одно движение, спокойное, гордое: «руками я замкнула слух»; ни возмущенья, ни прямого обличения нет - недостойно «скорбному духу» даже слушать подобные речи.

Революция в России в этом стих-и «край глухой и грешный», окровавленный и порытый «чёрным стыдом», «болью поражений и обид». В первой части стиль библейский, пророческий, размеренный.

Последнее четверостишие передаёт одно движение, спокойное, гордое: «руками я замкнула слух»; ни возмущенья, ни прямого обличения нет - недостойно «скорбному духу» даже слушать подобные речи.

Как рисуется образ родины? Каково настроение этого произведения? От какого лица идёт речь?

Как рисуется образ родины?

Каково настроение этого произведения?

От какого лица идёт речь?

В годы ВОВ Ахматова видит своё предназначение в том, чтобы стать голосом мужества и скорби, разделить судьбу своей страны.

В годы ВОВ Ахматова видит своё предназначение в том, чтобы стать голосом мужества и скорби, разделить судьбу своей страны.

Как решается образ родины в стих-и «Мужество»?

Как решается образ родины в стих-и «Мужество»?

Родина отождествляется с русской речью, с родным словом, с самым дорогим, за что стоит бороться, что надо мужественно отстаивать. И здесь Ахматова говорит «мы» - это голос всего народа, объединённого Словом.  Точкой опоры для Ахматовой всегда оставалась родная земля. Всей жизнью она была связана с Петербургом. Каждая чёрточка его облика - это деталь, подробность её судьбы. В 1961 году она пишет стих-е « Петербург в 1913 году », как бы связывая нить времён. Совсем не просты были отношения Ахматовой с родиной. Здесь она испытала страдания и муки, разделила боль с народом, голосом которого по праву стала.

Родина отождествляется с русской речью, с родным словом, с самым дорогим, за что стоит бороться, что надо мужественно отстаивать. И здесь Ахматова говорит «мы» - это голос всего народа, объединённого Словом.

Точкой опоры для Ахматовой всегда оставалась родная земля. Всей жизнью она была связана с Петербургом. Каждая чёрточка его облика - это деталь, подробность её судьбы.

В 1961 году она пишет стих-е « Петербург в 1913 году », как бы связывая нить времён.

Совсем не просты были отношения Ахматовой с родиной. Здесь она испытала страдания и муки, разделила боль с народом, голосом которого по праву стала.

«Реквием» Реквием – похоронная месса; крупное музыкальное произведение скорбно-элегического и героико-трагического характера.  Назвав так свою поэму, Ахматова открыто заявляет о том, что ее поэма - надгробное слово, посвященное всем погибшим в страшные времена сталинских репрессий , а также тем, кто страдал, переживая за своих репрессированных родных и близких, в ком от страданий умирала душа. Пять лет с перерывами работала Ахматова над поэмой. Создавалась поэма в нечеловеческих условиях.

«Реквием»

Реквием – похоронная месса; крупное музыкальное произведение скорбно-элегического и героико-трагического характера.

Назвав так свою поэму, Ахматова открыто заявляет о том, что ее поэма - надгробное слово, посвященное всем погибшим в страшные времена сталинских репрессий , а также тем, кто страдал, переживая за своих репрессированных родных и близких, в ком от страданий умирала душа.

Пять лет с перерывами работала Ахматова над поэмой. Создавалась поэма в нечеловеческих условиях.

«Реквием» Посвященная безвинно погибшим, поэма рассказана как бы вполголоса. Так говорят на поминках. В самом же финале поэма как бы наполняется звуками. В конце поэмы страдание сменяется скорбью. Памятник матери будет памятником скорби всех страдающих русских женщин. В «Эпилоге» как бы смыкаются функции поэта и поэзии с идеей великого заступничества за людей . А это и есть великое наследие русской литературы, которое делает Ахматову национальным, народным поэтом.

«Реквием»

Посвященная безвинно погибшим, поэма рассказана как бы вполголоса. Так говорят на поминках. В самом же финале поэма как бы наполняется звуками.

В конце поэмы страдание сменяется скорбью. Памятник матери будет памятником скорби всех страдающих русских женщин.

В «Эпилоге» как бы смыкаются функции поэта и поэзии с идеей великого заступничества за людей .

А это и есть великое наследие русской литературы, которое делает Ахматову национальным, народным поэтом.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!