Просмотр содержимого документа
«Тема: Роль педагога в профилактике суицидального поведения.»
Роль педагога в профилактике суицидального поведения студентов
Выполнила:
педагог – психолог
Колобылина А. А.
Суицид (самоубийство) — преднамеренное лишение себя жизни, как правило,
самостоятельное и добровольное.
Признаки суицидального поведения подростков
- слишком возбужденное поведение
- необычное снижение активности ,;
- необъяснимые или частые исчезновения из дома, пропуски занятий, прогулы;
- плохое поведение в ОУ, нарушения дисциплины;
- потеря интереса к обычной деятельности; ко всему, что обычно занимало и приносило удовольствие;
- внезапное снижение успеваемости;
- увеличение потребления табака, алкоголя или наркотиков,
- инциденты, приводящие к контактам с правоохранительными органами, участие в драках и беспорядках;
- потеря аппетита или импульсивное обжорство;
- частые жалобы на соматические недомогания;
- необычно пренебрежительное отношение к своему внешнему виду;
- ощущение скуки;
- уход от контактов;
- нарушение внимания;
- погруженность в размышления о смерти;
- отсутствие планов на будущее;
- нарушение сна;
- постоянная тревога, депрессия, подавленный вид, часто плохое настроение;
- внезапные приступы гнева.
Методические рекомендации родителям и педагогам по профилактике суицида среди детей и подростков в образовательных учреждениях
1. Подбирайте ключи к разгадке суицида.
Ищите признаки возможной опасности:
- суицидальные угрозы;
- предшествующие попытки самоубийства;
- депрессии;
- значительные изменения поведения или личности человека;
- приготовления к последнему волеизъявлению;
- проявления беспомощности и безнадежности;
- одиночество и изолированность.
2. Примите суицидента как личность.
Допустите возможность, что человек действительно является суицидальной личностью. Не считайте, что он не способен и не сможет решиться на самоубийство.
3. Установите заботливые взаимоотношения.
Взаимоотношения следует выражать не только словами, но и невербальной эмпатией. Уместнее не морализирование, а поддержка.
4. Будьте внимательным слушателем.
- Суициденты особенно страдают от сильного чувства отчуждения;
- Если человек страдает от депрессии, то ему нужно больше говорить самому, чем беседовать с ним;
- Можно сказать: «Я очень ценю твою откровенность, ведь для того, чтобы поделиться своими чувствами, сейчас от тебя требуется много мужества;
- Нужно развивать в себе искусство «слушать третьим ухом».
5. Не спорьте.
- Спор блокирует дальнейшее обсуждение затронутой темы;
- Ни в коем случае не проявляйте агрессию, если вы присутствуете при разговоре о самоубийстве, и постарайтесь не выражать потрясения тем, что услышали;
- Вступая в дискуссию с подавленным человеком, вы можете не только проиграть спор, но и потерять его самого.
6. Задавайте вопросы.
- Лучший способ вмешаться в кризис, это заботливо задать прямой вопрос: «Ты думаешь о самоубийстве?»
- Следует спокойно и доходчиво спросить о тревожащей ситуации, например: «С каких пор ты считаешь свою жизнь столь безнадежной? Kaк ты думаешь, почему у тебя появились эти чувства?
- Можно перефразировать, повторить наиболее существенные его ответы: «Иными словами, ты говоришь...»
7. Не предлагайте неоправданных утешений.
- Беседу с подростком следует вести с любовью и заботой, это значительно снизит угрозу самоубийства;
- Можно довести до суицида банальными утешениями как раз тогда, когда он отчаянно нуждается в искреннем, заботливом и откровенном участии в его судьбе.
8. Предложите конструктивные подходы.
Вместо того, чтобы говорить суициденту: «Подумай, какую боль принесет твоя смерть близким», - попросите поразмыслить об альтернативных решениях, которые, возможно, еще не приходили ему в голову.
9. Вселяйте надежду.
- Сосредоточьтесь на том, что они говорят или чувствуют;
- Саморазрушение происходит, если подростки утрачивают последние капли оптимизма, а их близкие каким-то образом подтверждают тщетность надежд;
- Не имеет смысла говорить:
«Не волнуйся, всё будет хорошо!»;
- Внушите подростку, что кризисные проблемы обычно преходящие, а самоубийство не бесповоротно.
10. Оцените степень риска самоубийства.
- Постарайтесь определить серьезность возможного самоубийства;
- Очень важно выявить и другие факторы, такие, как алкоголизм, употребление наркотиков, степень эмоциональных нарушений и дезорганизации поведения, чувство безнадежности и беспомощности;
- Неоспоримым фактом является то, что чем более разработан метод самоубийства, тем выше его потенциальный риск.
11. Не оставляйте человека одного в ситуации высокого суицидального риска.
- Оставайтесь с ним как можно дольше или попросите кого-нибудь побыть с ним, пока не разрешится кризис или не прибудет помощь;
- Для того, чтобы показать человеку, что окружающие заботятся о нем, и создать чувство жизненной перспективы, вы можете заключить с ним так называемый суицидальный контракт - попросить об обещании связаться с вами перед тем, как он решится на суицидальные действия в будущем для того, чтобы вы еще раз смогли обсудить возможные альтернативы поведения.
12. Обратитесь за помощью к специалистам.
- Суициденты имеют суженное поле зрения, своеобразное туннельное сознание;
- Необходима помощь психиатров или клинических психологов;
- Для испытывающих суицидальные тенденции возможным помощником может оказаться священник;
- Надёжным источником помощи являются врачи.
13. Важность сохранения заботы и поддержки.
- Если критическая ситуация и миновала, то педагоги или семьи не могут позволить себе расслабиться;
- Эмоциональные проблемы, приводящие к суициду, редко разрешаются полностью;
- Оказание помощи не означает, что необходимо соблюдать полное молчание;
- Ситуация не разрешится до тех пор, пока суицидальный человек не адаптируется в жизни.
Результаты тестирования «Диагностика суицидального риска» обучающихся первого года обучения отделения г. Ишим
Результаты тестирования «Диагностика суицидального риска» обучающихся первого года обучения отделения с. Викулово
Результаты тестирования «Диагностика суицидального риска» обучающихся первого года обучения отделения с. Абатское
Спасибо за внимание!