СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Тема: "Романтизм в музыке."

Категория: Музыка

Нажмите, чтобы узнать подробности

Что мы сегодня пони­маем под словом «романтический» и совпада­ет ли это с принятым в искусстве терми­ном «романтизм»? (ответы). Мы говорим о романтике гор или романтических посланиях.

Просмотр содержимого документа
«Тема: "Романтизм в музыке."»

Романтизм в музыке.

Что мы сегодня пони­маем под словом «романтический» и совпада­ет ли это с принятым в искусстве терми­ном «романтизм»? (ответы). Мы говорим о романтике гор или романтических посланиях. Но тот ли это романтизм поэзии и музыки, кото­рый был определяющим ощущением жизни для людей искусства?

Романтизм (от франц. – рыцарский роман, или испанск. – романс)  - период в развитии западноевропейской культуры, охватывающий конец 18го и первую половину 19го века. Само понятие «роман­тизм» ведет свое происхождение от средневеко­вых «романов» о героях и рыцарях, написанных на «романских» народных языках - итальянском, французском и испанском. Романтизм явился своеобразной реакцией на Просвещение с его культом разума. Прозе жизни романтизм противопоставил прекрасное царство духа, «жизнь сердца». Романтики верили в то, что чувства составляют более глубокий пласт души, чем разум. По словам Рихарда Вагнера – немецкого композитора-романтика, «художник обращается к чувству, а не к разуму». Для романтического мировоззрения характерен резкий конфликт между реальной действительностью и мечтой.  В произведениях эпохи романтизма воплощено чувство тоски, широко распространенное среди людей искусства того времени. Реальный мир со всеми его пороками вызывал у них отвращение, поэтому они мечтали о лучшем, идеальном мире, спасались бегством в фанта­зии, в сокровенные мечты и утопии. В качестве одной из основных проблем выдвигается проблема личности, которая находится в конфликте с окружающим её миром. Романтический герой всегда одинок. Эта тема - одна из самых популярных во всем романтическом искусстве. Не случайно идеальным видом искусства была объявлена музыка, которая в силу своей специфики наиболее полно выражает движения души. Именно музыка в эпоху романтизма заняла ведущее место в системе искусств. Если в литературе и живописи романтическое направление в ос­новном завершает свое развитие к середине XIX столетия, то жизнь музыкального романтизма в Европе гораздо продолжительнее. Романтизм в музыке сложился в начале XIX века и развивался в тесной связи с различными течениями в литературе, живописи и театре.

Основными представителями романтизма в музыке являются:

- В Австрии: Франц Шуберт и Ференц Лист, а также поздние романтики — Антон Брукнер и Густав Малер;

- В Германии — Карл Мария Вебер, Рихард Вагнер, Феликс Мендельсон, Роберт Шуман;

- В Италии — Никколо Паганини, Винченцо Беллини, ранний Джузеппе Верди;

- Во Франции — Даниэль Обер, Гектор Берлиоз, Жорж Бизе, Джакомо Мейербер и представитель позднего романтизма Сезар Франк;

- В Польше — Фридерик Шопен;

- В России в русле романтизма работали Александр Александрович Алябьев, Михаил Иванович Глинка, Александр Сергеевич Даргомыжский, Милий Алексеевич Балакирев, Н. А. Римский-Корсаков, Модест Петрович Мусоргский, Александр Порфирьевич Бородин, П. И. Чайковский, С. В. Рахманинов.


В музыке всех этих композиторов наиболее ярко проявились все те черты, о которых я упомянула.

Образ музыканта был для романтиков синонимом мечтателя. Странствующий музыкант, благородный энтузиаст, непрактичный в быту, презирающий материальные блага, он любит искусство и в нем находит высочайший смысл жизни. Образ музыканта, обладающего дьявольской притягательностью, воплощал итальянский композитор и скрипач-виртуоз Н. Паганини. Его игра на скрипке была столь виртуозной, что многие приписывали ему связь с самим дьяволом. Предлагаю послушать фрагмент произведения Каприс №24 в исполнении нашего современника, скрипача-виртуоза Дэвида Гаррета, который сыграл роль самого Никколо в фильме «Паганини: скрипач дьявола».

Тема фантастики стала настоящим открытием композиторов-романтиков. Музыка впервые научилась воплощать сказочно-фантастические образы чисто музыкальными средствами, при помощи необычных оркестровых и гармонических красок. Я бы назвала такую музыку очень кинематографичной: это, по сути, готовый саундтрек к фильму. Один из ярких образцов  - симфоническая фантазия «Ночь на лысой горе» Мусоргского.

В инструментальной музыке композиторы-романтики особенно склонны к фортепианной миниатюре. Короткая пьеса становится для художника-романтика беглой зарисовкой настроения, пейзажа. В ней ценятся и относительная простота, близость к песне, танцу. Романтики стремятся объединять отдельные пьесы в циклы. Например, «Детский альбом» П.И. Чайковского, который он посвятил своему любимому племяннику. В сборник вошли 24 легкие пьесы для фортепиано.

Данный цикл стал первым обращением Чайковского к детской тематике. Продолжением этой темы стал балет-феерия «Щелкунчик». Музыка этого балета настолько, что не теряет популярности и в наше время. Фрагмент, который мы сейчас услышим, называется «Танец феи драже» (здесь возможны различные версии исполнения этого произведения – как классические, так и современные).

Внимание к чувствам приводит к смене жанров – господствующее положение приобретает лирика, в которой преобладают образы любви. Жанр романса становится очень популярным, так как в нем идеально воплощается единство музыки и поэзии. Исполнялись они, как правило, в сопровождении фортепиано. С темой «лирической исповеди» очень часто переплетается тема природы. В качестве яркого примера романса этой эпохи я хотела бы привести романс Петра Ильича Чайковского «Средь шумного бала».

Заключительное слово. Краткое повторение прослушанного.




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!