Тема: «Русские путешественники»
Авторская разработка урока географии в 5 классе в рамках реализации ФГОС.
Любовь Николаевна Кузьменко, учитель географии. МОУ «Гимназия №12 Краснооктябрьского района Волгограда».
Цели урока:
Образовательные:
Познакомить учащихся с важными географическими открытиями русских путешественников.
Развивающие:
Выявить роль русских путешественников в развитии географической науки. Продолжить формирование умения работать с текстом и картосхемами учебника, картами атласа.
Развивать внимание, речь и мышление путем беседы, ответов на вопросы, выполнения практических заданий, дидактических игр; обогащать словарный запас; расширять кругозор. Совершенствовать коммуникативные компетенции.
Воспитательные:
Воспитывать интерес и любовь к окружающему миру, формировать основы российской гражданской идентичности, чувство гордости за свою Родину, российский народ и историю России.
Форма обучения: групповая.
Учебно-наглядный комплекс:
Учебник Е.М. Домогацких «Введение в географию». Карты атласа и картосхемы учебника.
Мультимедиа презентация «Русские путешественники».
Дидактический материал (карточки с заданиями)
Тип урока: комбинированный
Форма проведения урока: Урок- игра.
Ход урока:
I.Организационный момент. Мотивация к учебной деятельности, создание положительного эмоционального фона на уроке.
Класс делится на 3 группы. В каждой группе выбирается капитан. Его задача - распределение ролей между членами команды при изучении нового материала и оценивание вклада каждого участника в работу группы.
II.Повторение изученного материала.
Задание №1. Используя ключевые слова, составить рассказ:
1 группа.
Неизвестная Южная Земля, Луис Торрес, Абель Тасман, Новая Голландия.
2 группа
Джеймс Кук, 1768, Великобритания, кенгуру.
3 группа
Джеймс Кук, 1772, Антарктида, Камчатка, Берингов пролив, Северный Ледовитый океан, 1779, Гавайские острова.
Задание №2.
1 группа.
Подобрать соответствие:
Луис Торрес а) 1768
Абель Тасман б) 1606
Джеймс Кук в) 1642
2 группа.
Подобрать соответствие:
Луис Торрес а) Гавайи
Абель Тасман б) Новая Гвинея
Джеймс Кук в) Новая Зеландия
3 группа.
Подобрать соответствие:
Луис Торрес а) отобрал у голландцев их открытие
Абель Тасман б) установлено, что все многочисленные земли
Джеймс Кук часть одного материка
в) прошел рядом, но в тумане материка не заметил
III. Определение темы урока.
Слайды № 2,3
На карте портреты русских путешественников.
Как вы думаете какую тему мы начинаем изучать сегодня на уроке?
IV. Изучение нового материала
Роли в игре.
Капитан распределяет роли, выясняет цель путешествия, устанавливает очередность выступления участников группы, оказывает помощь в поиске материала при выполнении заданий.
Журналисты (2) осуществляют запись путешествия.
Картографы (2) прокладывают маршрут туда и обратно. Гид ведет рассказ по карте.
Историки (2) излагают даты, события, значение путешествия.
Задание группам.
1 группа. Путешествие Семена Ивановича Дежнева.
Задание журналистам.
Используя текст учебника (стр.85), рисунок 47 на стр.85 подготовьте рассказ о путешествии Семена Ивановича Дежнева, вставив в текст пропущенные слова.
«Летом 1648 года казак____________________ отправился на поиски морского пути к устью реки______________. Плавание в водах____________ моря, как тогда называли Северный Ледовитый, было трудным.
Два судна разбилось, многие погибли от холода и голода. Только через 3 месяца корабли достигли мыса, который путешественник назвал _______________________, позднее он стал называться мысом____________».
Задание картографам и гиду.
Используя рисунок 47 на стр.85 и карту атласа нанести маршрут путешествия Семена Ивановича Дежнева. Определить по каким географическим объектам проходил маршрут путешествия от Якутска до Нижне-Колымского острога. Подпишите объекты на карте (картографы).
Покажите по карте маршрут путешествия (гид).
Задание историкам.
Используя текст учебника (стр.85), выясните:
В каком веке Семен Иванович Дежнев совершил свое путешествие?
Что удалось открыть? В чем заслуга Дежнева?
2 группа. Витус Беринг и Алексей Чириков. I Камчатская экспедиция.
Задание журналистам.
Используя предложенный текст (Приложение № 1) подготовьте рассказ о путешествии Витуса Беринга и Алексея Чирикова, вставив в текст пропущенные слова.
«В _______________остроге, под руководством _______________4 апреля _____ г. был заложен бот, который в июне того же года был спущен на воду и назван__________________________.
На этом судне _____________и его спутники в __________г. совершили плавание через пролив, названный впоследствии именем начальника экспедиции».
Задание картографам и гиду.
Используя карту атласа, нанести маршрут путешествия Витуса Беринга и Алексея Чирикова. Определить по каким географическим объектам проходил маршрут путешествия в ходе I Камчатской экспедиции. Подпишите объекты на карте (картографы).
Покажите по карте маршрут путешествия (гид).
Задание историкам.
Используя предложенный текст (Приложение № 1) выясните:
В каком веке была организована I Камчатская экспедиция? Кем?
Что удалось открыть?
3 группа. Витус Беринг и Алексей Чириков. II Камчатская экспедиция.
Задание журналистам.
Используя ключевые слова, составить рассказ:
1741 года, на Камчатке, Петропавловск, «Святой Петр», Витуса Беринга, «Святой Павел», Алексей Чириков. 1741, Аляска, северо-западная часть Северной Америки, Алеутские, Командорские.
(стр.86-87)
Задание картографам и гиду.
Используя карту атласа, нанести маршрут путешествия Витуса Беринга и Алексея Чирикова. Определить по каким географическим объектам проходил маршрут путешествия в ходе II Камчатской экспедиции. Подпишите объекты на карте (картографы).
Покажите по карте маршрут путешествия (гид).
Задание историкам.
Используя текст на стр.86-87, выясните:
В каком веке была организована II Камчатская экспедиция?
Что удалось открыть?
Как сложилась судьба экспедиции В. Беринга?
V. Отчет групп о проделанной работе. Слайды № 4-20
Каждая группа рассказывает о путешествии, над которым работали, представляет картосхемы с маршрутом (Приложение №2). Рассказ сопровождается дополнениями учителя и презентацией.
VI. Рефлексия
Группам предлагается набор карточек. Необходимо выбрать карточки определенного путешествия. Командиру разместить карточки на доске. (Приложение №3)
1 группа. Витус Беринг и Алексей Чириков. I Камчатская экспедиция.
2 группа. Витус Беринг и Алексей Чириков. II Камчатская экспедиция.
3 группа. Путешествие Семена Ивановича Дежнева.
VI. Домашнее задание. Слайд №21
Параграф 17, вопросы на стр.88
Задание «от теории к практике» (стр.88): найти названия географических объектов, названных в честь русских путешественников.
“Имена русских первопроходцев и мореплавателей на карте России”.
Приложение №1
Первая Камчатская экспедиция 1725-1730 гг. занимает в истории науки особое место. Она
была первой в истории Российской империи крупной научной экспедицией, предпринятой по решению правительства. Исходным пунктом Первой Камчатской экспедиции послужил именной указ Петра I об организации «Первой Камчатской экспедиции» под командованием Витуса Беринга.
В Нижнекамчатском остроге, под руководством Беринга 4 апреля 1728 г. был заложен бот, который в июне того же года был спущен на воду и назван «Святой Архангел Гавриил».
На этом судне Беринг и его спутники в 1728 г. совершили плавание через пролив, названный впоследствии именем начальника экспедиции. Однако в связи с плотным туманом, увидеть американский берег не удалось. Поэтому многие решили, что экспедиция была неудачной.
Результаты I Камчатской экспедиции
Между тем экспедицией была определена протяженность Сибири; было построено первое морское судно на Тихом океане – «Святой Гавриил»; открыто и нанесено на карту 220 географических объектов; подтверждено наличие пролива между материками Азией и Америкой; определено географическое положение полуострова Камчатка. Таким образом, северо-восточная оконечность Азии была нанесена на карту, и теперь не возникало никаких сомнений в существовании пролива между материками. Первая Камчатская экспедиция, начавшаяся в 1725 году с инструкции Петра I, 1 марта 1730 году вернулась в Петербург. В. Беринг представил в Сенат и Адмиралтейств-коллегию отчет о ходе и результатах экспедиции, ходатайство о повышении в рангах и награждении офицеров и рядовых.
Приложение №2
Приложение №3