Муниципальное образовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №7
села Стародубского Буденновского района»
Ставропольского края
Дроздова Татьяна Игоревна
Урок русского языка
7 класс
Тема. Русский язык в современном мире
Цель: привести к осознанию роли русского языка в мире, жизни страны, в дружбе народов, в жизни общества.
Задачи:
раскрыть функции русского языка в современном мире; расширить и углубить общие сведения о языке, о его международном значении; совершенствовать навыки составления плана, тезисов по новому материалу, культуру устного и письменного речевого общения, навыки работы в группах (договариваться о совместной деятельности и приходить к общему решению, высказывать свою точку зрения, слушать других);
развивать творческое мышление; активизировать и пополнять словарный запас учащихся;
воспитывать стремление к получению новых знаний, толерантное отношение к людям разных народов.
Планируемые результаты:
Личностные:
- создание положительного настроя и позитивной установки на изучение русского языка;
- развитие способности к самооценке на основе наблюдения за собственной речью;
Метапредметные:
- умение использовать для решения познавательных и коммуникативных задач различных источников информации;
- овладение способностью свободно и правильно излагать свои мысли в устной и письменной форме, соблюдая нормы построения текста;
Предметные:
- развитие способности участвовать в речевом общении, соблюдая нормы речевого этикета;
- умение ориентироваться на страницах учебника, извлекать необходимую информацию из текста, объяснять значение слова «глобальный»;
- составление диалога по теме.
Ход урока
Организационный момент. (1 слайд)
- Доброе утро, ребята! Очень рада видеть вас.
Долгожданный дан звонок,
Начинается урок.
Быть должны у нас в порядке
Ручки, книжки и тетрадки.
Целеполагание. Мотивация учебной деятельности.
Учитель.
(2 слайд) В 1934 г. замечательный русский писатель А. Н. Толстой предрекал: «Русский язык должен стать мировым языком. Настанет время (и оно не за горами),— русский язык начнут изучать по всем меридианам земного шара».
Писатель не ошибся в своем предсказании. Это время пришло. Русский язык в последние десятилетия не только небывало распространился по всей планете, не только завоевал уважение и признание разных наций и народов, но и юридически санкционирован в качестве мирового языка — одного из официальных языков Организации Объединенных Наций.
Русский язык был издавна известен и в соседних, и в запредельных землях. В торговле с мужественной и дружелюбной страной был кровно заинтересован и Запад, и Восток. Волей-неволей будешь изучать и язык этого великого и таинственного народа, населившего обширные пространства между Западной Европой и Азией. Англичанин Генрих Лудольф, долго живший в России и наблюдавший быт и язык разных сословий, в том числе и простого люда,
в 1696 г. издал в Англии одну из первых описательных русских грамматик. В ней он, в частности, отмечал: «Не только те народы пользуются русским языком, которые находятся в подданстве обширнейшей царской империи, но даже бухарцы, ведущие торговлю между Индией и Россией, изучают его».
- Как думаете, какова тема нашего урока?
- Какова главная цель урока?
- Каковы задачи урока?
(Учащиеся с помощью учителя формулируют тему урока, цели и задачи. Оформляют классную работу в тетради, записывают тему урока.) (3 слайд)
Проблемное объяснение нового.
- С чего же начать «открытие нового»? Чтобы ответить на этот вопрос, предлагаю прочитать теоретический материал в учебнике на стр. 3-4
- Какая информация текста оказалась для вас новой?
- О каких функциях русского языка в современном мире говорится в тексте?
- Что такое мировой язык? Каковы его признаки?
- Сколько мировых языков признано в современном мире?
- Объясните значение слова «глобальный». Проверьте себя по словарю.
Игра « Кто больше?» (4 слайд)
Подберите синонимы к данному слову:
Глобальный - всеобщий, всемирный, вселенский, всесторонний, полный, всеобъемлющий и др.
- Запишите синонимы к слову «глобальный» в тетрадь.
- На Земле около 200 стран. В них живет более 7 млрд. человек. Используя приведенные данные о числе понимающих русский язык, скажите, много это или мало?
- Как можно назвать язык, на котором разговаривает такое большое количество людей в мире? (Язык глобального общения). (5 слайд)
- Можно назвать русский язык языком глобального общения? Почему?
Чтение теоретического материала - с.4-5.
- Что вы узнали о способах распространения русского языка в современном мире?
- Что, по вашему мнению, необходимо для поддержания роли русского языка в мире?
- Как вы понимаете слова о том, что «главным источником развития, обработки и шлифовки русского языка явилось созидательное творчество русского народа»? Поразмышляйте.
Перечитайте теоретический материал - с.3-5. Запишите в тетрадь функции русского языка в современном мире:
(6 слайд) (Русский язык – это язык межнационального общения народов России. Он не ущемляет прав национальных языков других народов.
Русский язык – государственный язык Российской Федерации. Он используется во всех видах официального общения.
Русский язык стал общепризнанным мировым языком. Он входит в число шести языков, имеющих статус официальных и рабочих языков ООН и ЮНЕСКО)
Физминутка для глаз. (7слайд)
- посмотри вверх-вниз;
- посмотри налево - направо;
- посмотри вдаль – на кончик носа;
- закрой глаза, досчитай до 20, открой глаза.
5. Первичное закрепление.
1) Групповая работа (интерактивный прием «мозговой штурм», класс поделен на 3 группы)
Задание. Прочитайте высказывания известных писателей о языке и, опираясь на полученные ранее сведения, сделайте вывод о богатстве, красоте, выразительности и развитости русского языка. (8 слайд)
Раздаточный материал.
(Листы с высказываниями известных писателей о языке.)
«Слово-дело великое. Великое потому, что словом можно соединить людей, словом можно и разъединить их, словом служить любви, словом же можно служить вражде и ненависти».
Л.Н. Толстой.
«Русский язык чрезвычайно богат, гибок и живописен для выражения простых, естественных понятий».
В.Г.Белинский.
«Как материал словесности, язык славяно-русский имеет неоспоримое превосходство перед всеми европейскими».
А.С. Пушкин.
«Берегите наш язык, наш прекрасный русский язык, этот клад, это достояние, переданное нам нашими предшественниками, в числе которых блистает опять-таки Пушкин! Обращайтесь почтительно с этим могущественным орудием: в руках умелых оно в состоянии совершать чудеса… Берегите чистоту языка, как святыню!»
И.С. Тургенев
«С русским языком можно творить чудеса. Нет ничего такого в жизни и в нашем сознании, что нельзя было бы передать русским словом… нет таких звуков, красок, образов и мыслей – сложных и простых, - для которых не нашлось бы в нашем языке точного выражения».
К.Г Паустовский.
«Язык наш сладок, чист, и пышен, и богат».
А.П. Сумароков
2) Работа над культурой и развитием речи учащихся. Работа в парах (по уровням) (9 слайд)
1 уровень. Составьте и разыграйте с соседом по парте диалог на тему «Язык нашей семьи».
2 уровень. Составьте и разыграйте с соседом по парте диалог о том, почему мы изучаем русский язык.
3 уровень. Посовещавшись в парах, обоснуйте справедливость мнения: «Русский язык должен стать мировым языком. Настанет время (и оно не за горами),— русский язык начнут изучать по всем меридианам земного шара».
6. Рефлексия.
1) Фронтальная беседа с использованием интерактивного приема «микрофон».
• Каким условиям должен соответствовать язык, чтобы считаться мировым?
• Почему русский язык стал мировым языком?
• Назовите причины популярности русского языка в мире.
2) Заключительное слово учителя
Изучая русский язык, вникайте в суть грамматических правил, размышляйте над значением слов, над их сочетаниями, осмысливайте суть каждого предложения. Помните, что поколения русских людей, пользуясь языком, обогащая и совершенствуя его, отразили в словах, словосочетаниях, предложениях и свою природу, и свою историю, и поэзию, и отношение к жизни…
7. Домашнее задание (10 слайд)
1) выучить функции русского языка в современном мире (см. тетрадь);
2) списать слова из рубрики «Повторяем орфографию», графически объяснить вставленные орфограммы;
3) сообщение о языке эсперанто (по желанию).
(11 слайд)
Литература:
Русский язык. 7класс. Учебник для общеобразовательных учреждений. Е.А. Быстрова., Л.В. Кибирева. Изд. «Русское слово», Москва, 2013
Васильева В. В., Пищева Г. Н. Современные открытые уроки русского языка. – Ростов н/Дону: издательство «Феникс» - 2007г.
Г. А. Богданова. Уроки русского языка в 9 классе.- Москва, издательство «Просвещение»,1999г.
Интернет - ресурсы:
http://ederevnina.ru/wp-content/uploads/2013/08/0120feb98838d333fb173acb9f52435c_XL.jpg
http://player.myshared.ru/814067/data/images/img22.jpg
http://mypresentation.ru/documents/5cf7f9babca5eb36dae948cbf04302d7/img28.jpg
http://www.pics-zone.ru/img.php?url=http://mini55.ru/assets/images/min_book/levtolctoi.jpg
http://img1.liveinternet.ru/images/attach/c/5/85/908/85908427_large_Portret_pisatelya_ISTurgeneva_1874.jpg
http://blistar.net/images/photos/133b405abe01e7b0fa93e59414729b2e.jpg
http://ruelect.com/wp-content/uploads/2013/02/14.jpg