III РАЗДЕЛ
Научно – методическая деятельность
Тема самообразования на 2015-2017 год «Духовно-нравственное воспитание учащихся старшего звена с умственной отсталостью
(интеллектуальными нарушениями)».
«В воспитании человека важно добиваться,
чтобы нравственные и моральные истины
были не просто поняты, но и стали бы
целью жизни каждого человека,
предметом собственных стремлений
и личного счастья»
(Свадковский И.Ф.)
Целью в теме самообразования является формирование у учащихся старшего звена с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) духовно - нравственного сознания и нравственных убеждений.
Задачи:
-воспитание гражданственности, патриотизма, уважения к правам, свободам и обязанностям человека;
- воспитание нравственных чувств, этического сознания и духовно-нравственного поведения;
- воспитание трудолюбия, творческого отношения к учению, труду, жизни;
- воспитание ценностного отношения к прекрасному, формирование представлений об эстетических идеалах и ценностях (эстетическое воспитание).
Индивидуальный план педагогического самообразования
№ | Содержание | Срок исполнения |
1 | Изучение законов и актов РК. | Систематически |
2 | Педагогическая диагностика и всесторонний анализ деятельности воспитанников. Выявление желания и интересов воспитанников: индивидуальные беседы, анкетирование. | Систематически |
3 | Тематическая подборка и составление картотеки научной, научно-популярной, методической и художественной литературы. Видеолектории Материалы из опыта работы | Систематически |
4 | Составление плана воспитательной работы в группе | |
5 | Подбор материала к составлению воспитательных часов | В течение года |
6 | Подбор материала к выступлениям на МО воспитателей и педагогических советах | В течение года |
Изучение литературы по теме самообразования:
1. Абрамова, Г.С. Практическая психология.
2. Богданова, О.С. Этические беседы со школьниками.
3. Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте.
4. Безруких М.Я. Я и другие. Правила поведения для всех.
5. Гусейнов А.А. Золотое правило нравственности.
6. Дереклеева Н.И. Классные часы по теме «Нравственность».
7. Маллер А.Р. Социальное воспитание и обучение детей с отклонениями в развитии.
8. Рахимов, А.З. Роль нравственного воспитания в формировании личности.
9. СкоркинаН.М. Нестандартные формы работы.
10. Филонова Г.Н. Формирование личности: проблемы комплексного подхода в процессе воспитания школьника.
11. Худенко Е.Д. Организация и планирование воспитательной работы в специальной (коррекционной) школе-интернате, детском доме.
12. Худенко Е.Д. и группа авторов. Как научить ребенка правилам поведения.
13. Шилова, М.И. Проблема ценностей и цели воспитания.
Вопросы нравственного развития, воспитания, совершенствования человека волновали общество всегда и во все времена. Особенно сейчас, когда всё чаще можно встретить жестокость и насилие, проблема нравственного воспитания становится всё более актуальной. Кто как не воспитатель, имеющий возможность влияния на подростков должен уделить этой проблеме важнейшую роль в своей деятельности.
Слово педагога – своего рода инструмент воздействия на воспитание личности детей.Для воспитанников с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) слова педагога, поступки, ценности и оценки имеют нравственное значение, они испытывают большое доверие к педагогу. Именно педагог не только словами, но и всем своим поведением, своей личностью формирует устойчивые представления подростов о справедливости, человечности, нравственности, об отношениях между людьми. Характер отношений между педагогом и воспитанниками во многом определяет качество духовно-нравственного развития детей.
Родители (законные представители), так же как и педагог, подают ребёнку первый пример нравственности. Пример окружающих имеет огромное значение в нравственном развитии личности воспитанников с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями).
Наполнение всего уклада жизни воспитанников обеспечивается также множеством примеров духовно-нравственного поведения, которые широко представлены в отечественной и мировой истории, истории и культуре традиционных религий, истории и духовно-нравственной культуре народов Российской Федерации, литературе и различных видах искусства, сказках, легендах и мифах. Важно использовать и примеры реального нравственного поведения, которые могут активно противодействовать тем образцам циничного, аморального, откровенно разрушительного поведения, которые в большом количестве и привлекательной форме обрушивают на сознание подростков компьютерные игры, телевидение и другие источники информации.
Нравственное развитие воспитанников с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) лежит в основе их «врастания в человеческую культуру», подлинной социализации и интеграции в общество, призвано способствовать преодолению изоляции проблемного детства. Для этого необходимо формирование и стимулирование стремления подростка включиться в посильное решение проблем школьного коллектива, своей семьи, села, района, республики, участвовать в совместной общественно полезной деятельности детей и взрослых.
Воспитательная работа сориентирована на личность воспитанника для развития его способностей и внутреннего духовного мира, на целенаправленное взаимодействие всех участников педагогического процесса.
Духовно-нравственное воспитание учащихся старшего звенас умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) предусматривает воспитательные результаты, которые могут быть достигнуты обучающимисячерез систему кружковой работы ВППК «Беркут», с помощью общественно-полезной деятельности, посредством физического воспитания:
Воспитание гражданственности, патриотизма, уваженияк правам, свободам и обязанностям человека – формированиепредставлений о символах государства Российской Федерации, республики Бурятия; уважительное отношение к русскому языку как государственному;начальные представления о народах России, о единстве народов нашей страны.
Воспитание нравственных чувств и этического сознания - стремление недопущения совершения проступков; представления о правилах этики, культуре речи; представления о возможном негативном влиянии на состояние человека компьютерных игр, кино, телевизионных передач, рекламы.
Воспитание трудолюбия, активного отношения к учению, труду, жизни - уважение к труду и творчеству старших и младших товарищей, сверстников; проявление дисциплинированности; бережное отношение к результатам труда других людей, к школьному имуществу.
Эстетическое воспитание - формирование элементарных представлений о душевной и физической красоте человека; формирование умения видеть красоту природы, труда и творчества;закрепление интереса к чтению, концертам, выставкам; стремление к опрятному внешнему виду.
Для определения уровня духовно-нравственного воспитания учащихся старшего звенас умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) в группе была проведена диагностика по методике М.И.Шиловой, которая отражает пять основных показателей нравственной воспитанности(отношение к обществу, патриотизм; отношение к умственному труду; отношение к физическому труду; отношение к людям; самодисциплина).
По каждому показателю сформулированы признаки и уровни формирующихся качеств (от 3-го уровня до нулевого уровня). Баллы по каждому показателю независимо друг от друга выставляли классный руководитель и воспитатель. Полученные средние баллы по каждому показателю определят уровень нравственной воспитанности (УНВ) личности:
Невоспитанность (от 0 до 10 баллов) характеризуется отрицательным поведением воспитанника, которое с трудом исправляется под влиянием педагогических воздействий, неразвитостью самоорганизации и саморегуляции.
Низкий уровень воспитанности (от 11 до 20 баллов) представляется слабым, еще неустойчивым опытом положительного поведения, которое регулируется в основном требованиями старших и другими внешними стимулами и побудителями, при этом саморегуляция и самоорганизация ситуативные.
Средний уровень воспитанности (от 21 до 40 баллов) характеризуется самостоятельностью, проявлениями саморегуляции и самоорганизации, хотя активная общественная позиция еще не вполне сформирована.
Высокий уровень воспитанности (от 31 до 40 баллов) определяется устойчивой и положительной самостоятельностью в деятельности и поведении на основе активной общественной, гражданской позиции.
Таким образом, формируется оценка нравственных качеств личности.
Диагностика нравственной воспитанности по методике М.И.Шиловой
Основные отношения Показатели воспитанности | Признаки и уровни формирующихся качеств (от 3-го уровня до нулевого уровня) |
Отношение к обществу |
1. Патриотизм |
1. Отношение к родной природе | 3 - любит и бережет природу, побуждает к бережному отношению других; 2 - любит и бережет природу; 1 - участвует в деятельности по охране природы под руководством педагога; 0 - природу не ценит и не бережет. |
2. Гордость за свою страну | 3 - интересуется и гордится историческим прошлым Отечества, рассказывает об этом другим; 2 - интересуется историческим прошлым; 1 - знакомится с историческим прошлым при побуждении старших; 0 - не интересуется историческим прошлым. |
3. Служение своими силами | 3 - находит дела на службу малому Отечеству и организует других; 2 - находит дела на службу малому Отечеству; 1 - участвует в делах на службу малому Отечеству при организации и поддержке со стороны педагогов; 0 - не принимает участия в делах на пользу малому Отечеству |
4. Забота о своей школе | 3 - участвует в делах группы и привлекает к этому других 2 - испытывает гордость за свою школу, участвует в делах группы; 1 - в делах группы участвует при побуждении; 0 - в делах группы не участвует, гордости за свою школу не испытывает. |
Отношение к умственному труду |
2. Любознательность |
5. Познавательная активность | 3 - сам много читает и знает, обсуждает с друзьями узнанное; 2 - сам много читает; 1 - читает при побуждении взрослых, учителей 0 - читает недостаточно, на побуждения учителя не реагирует |
6. Стремление реализовать свои интеллектуальные способности | 3 - стремится учиться как можно лучше, помогает другим; 2 - стремится учиться как можно лучше 1 - учиться при наличии контроля; 0 - плохо учится даже при наличии контроля |
7. Саморазвитие | 3 - есть любимое полезное увлечение, к которому привлекает товарищей; 2 - есть любимое полезное увлечение; 1 - нет полезного увлечения, во внеурочной познавательной деятельности участвует при наличии побуждения со стороны педагога; 0 - во внеурочной деятельности не участвует. |
8. Организованность в учении | 3 - работу на уроке и домашнее задания выполняет внимательно, аккуратно, помогает товарищам; 2 - работу на уроке и домашнее задания выполняет внимательно, аккуратно 1- работу на уроке и домашнее задания выполняет под контролем; 0 - на уроках невнимателен, домашнее задания не выполняет |
Отношение к физическому труду |
3. Трудолюбие |
9. Инициативность и творчество в труде | 3 - находит полезные дела в классе, школе и организует товарищей на творческий труд; 2 - находит полезные дела в классе, группе, школе, выполняет их с интересом; 1 - участвует в полезных делах в классе, в группе, в школе, организованных другими; 0 - в полезных делах не участвует, позитивную инициативу и творчество не проявляет. |
10. Самостоятельность | 3 - хорошо трудится без контроля со стороны старших и побуждает к этому товарищей; 2 - сам хорошо трудится, но к труду других равнодушен; 1 - трудится при наличии контроля; 0 - участия в труде не принимает |
11. Бережное отношение к результатам труда | 3 - бережет личное и общественное имущество, стимулирует других; 2 - бережет личное и общественное имущество; 1 - требует контроля в отношении к личному и общественному имуществу; 0 - небережлив, допускает порчу личного и общественного имущества. |
12. Осознание значимости труда | 3 - осознает знание труда, сам находит работу по своим силам и помогает товарищам; 2 - осознает значение труда, сам находит работу по своим силам; 1 - не имеет четкого представления о значимости труда; при выполнении работ по силам нуждается в руководстве; 0 - не осознает значимости труда, не умеет и не любит трудиться. |
Отношение к людям |
4. Доброта и отзывчивость |
13. Уважительное отношение к старшим | 3 - уважает старших, не терпит неуважительного отношения к ним со стороны сверстников; 2 - уважает старших; 1 - к старикам не всегда уважителен, нуждается в руководстве; 0 - не уважает старших, допускает грубость. |
14. Дружелюбное отношение к сверстникам | 3 - отзывчив к друзьям и близким, дружелюбно относится к сверстникам, осуждает грубость; 2 - отзывчив к друзьям, близким и сверстникам; 1 - проявляет дружелюбие, нуждается в побуждении со стороны товарищей и старших; 0 - груб и эгоистичен |
15. Милосердие | 3 - сочувствует и помогает слабым, больным, беспомощным и настраивает на это других; 2 - сочувствует и помогает слабым, больным; 1 - помогает слабым, больным при условии поручения, наличия контроля 0 - неотзывчив, иногда жесток |
16. Честность в отношениях с товарищами и взрослыми | 3 - честен в отношениях с товарищами и взрослыми, не терпит проявления лжи и обмана со стороны других 2 - честен в отношениях с товарищами и взрослыми; 1 - не всегда честен; 0 – нечестен |
Отношение к себе |
5. Самодисциплина |
17. Самообладание и сила воли | 3 - проявляет самообладание и силу воли в добрых поступках, стремится развивать ее, побуждает к этому других; 2 – сам проявляет добрую волю, стремится развивать ее, но безразличен к безволию своих товарищей; 1 - развивает волю в организованных взрослыми ситуациях, нередко подчиняясь воле других; 0 - силой волей не обладает и не стремится ее развивать. |
18. Самоуважение, соблюдение правил культуры поведения | 3 - добровольно соблюдает правила культуры поведения, требует этого от других; 2 - добровольно соблюдает правила культуры поведения, не заботится о других; 1 - нормы, правила поведения соблюдает при наличии контроля; 0 - нормы и правила не соблюдает |
19. Организованность и пунктуальность | 3 - своевременно и качественно выполняет любое дело, требует этого от других; 2 - своевременно и качественно выполняет свои дела; 1 - при выполнении дел и заданий нуждается в контроле; 0 - начатые дела не выполняет |
20. Требовательность к себе | 3 - требователен к себе и товарищам, стремится проявить себя в хороших делах и поступках; 2 - требователен к себе, стремится проявить себя в хороших делах и поступках; 1 - не всегда требователен, не стремится проявить себя в хороших делах и поступках; 0 - к себе не требователен, проявляет себя в негативных поступках. |
Сводный лист диагностики изучения УНВ сентябрь 2015 г.
№ | Фамилия, имя воспитанника | УНВ |
1 | Б. Дмитрий | Средний |
2 | Ж. Андрей | Средний |
3 | А. Андрей | Низкий |
4 | М. Павел | Низкий |
5 | М. Иван | Низкий |
6 | С. Андрей | Средний |
7 | Ф. Алексей | Средний |
8 | К. Александр | Средний |
9 | Д. Николай | Средний |
10 | Т. Руслан | Средний |
11 | П. Александр | Низкий |
12 | Ш. Игорь | Средний |
13 | П. Алексей | Низкий |
14 | К. Артем | Средний |
15 | М. Дмитрий | Низкий |
16 | И. Анатолий | Средний |
Сводный лист диагностики изучения УНВ май 2016 г.
№ | Фамилия, имя воспитанника | УНВ |
1 | Б. Дмитрий | Высокий |
2 | Ж. Андрей | Средний |
3 | А. Андрей | Средний |
4 | М. Павел | Низкий |
5 | М. Иван | Низкий |
6 | С. Андрей | Средний |
7 | Ф. Алексей | Высокий |
8 | К. Александр | Средний |
9 | Д. Николай | Высокий |
10 | Т. Руслан | Средний |
11 | П. Александр | Низкий |
12 | Ш. Игорь | Средний |
13 | П. Алексей | Средний |
14 | К. Артем | Средний |
15 | М. Дмитрий | Низкий |
16 | И. Анатолий | Высокий |
Сводный лист диагностики изучения УНВ февраль 2017 г.
№ | Фамилия, имя воспитанника | УНВ |
1 | Б. Дмитрий | Высокий |
2 | Ж. Андрей | Средний |
3 | А. Андрей | Высокий |
4 | М. Павел | Низкий |
5 | М. Иван | Средний |
6 | С. Андрей | Высокий |
7 | Ф. Алексей | Высокий |
8 | К. Александр | Средний |
9 | Д. Николай | Высокий |
10 | Т. Руслан | Средний |
11 | П. Александр | Средний |
12 | Ш. Игорь | Высокий |
13 | П. Алексей | Средний |
14 | К. Артем | Средний |
15 | М. Дмитрий | Средний |
16 | И. Анатолий | Высокий |
Показатели уровня нравственного воспитания по группе