СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Тема самообразования

Нажмите, чтобы узнать подробности

Целью  в теме самообразования является формирование у учащихся старшего звена с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) духовно - нравственного сознания и нравственных убеждений.

Просмотр содержимого документа
«Тема самообразования»

III РАЗДЕЛ

Научно – методическая деятельность

Тема самообразования на 2015-2017 год «Духовно-нравственное воспитание учащихся старшего звена с умственной отсталостью

(интеллектуальными нарушениями)».

«В воспитании человека важно добиваться,

чтобы нравственные и моральные истины

были не просто поняты, но и стали бы

целью жизни каждого человека,

предметом собственных стремлений

и личного счастья»

(Свадковский И.Ф.)


Целью в теме самообразования является формирование у учащихся старшего звена с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) духовно - нравственного сознания и нравственных убеждений.

Задачи:

-воспитание гражданственности, патриотизма, уважения к правам, свободам и обязанностям человека;

- воспитание нравственных чувств, этического сознания и духовно-нравственного поведения;

- воспитание трудолюбия, творческого отношения к учению, труду, жизни;

- воспитание ценностного отношения к прекрасному, формирование представлений об эстетических идеалах и ценностях (эстетическое воспитание).

Индивидуальный план педагогического самообразования

Содержание

Срок исполнения

1

Изучение законов и актов РК.

Систематически

2

Педагогическая диагностика и всесторонний анализ деятельности воспитанников.

Выявление желания и интересов воспитанников: индивидуальные беседы, анкетирование.

Систематически


3

Тематическая подборка и составление картотеки научной, научно-популярной, методической и художественной литературы.

Видеолектории

Материалы из опыта работы

Систематически


4

Составление плана воспитательной работы в группе


5

Подбор материала к составлению воспитательных часов

В течение года

6

Подбор материала к выступлениям на МО воспитателей и педагогических советах

В течение года



Изучение литературы по теме самообразования:

1. Абрамова, Г.С. Практическая психология.

2. Богданова, О.С. Этические беседы со школьниками.

3. Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте.

4. Безруких М.Я. Я и другие. Правила поведения для всех.

5. Гусейнов А.А. Золотое правило нравственности.

6. Дереклеева Н.И. Классные часы по теме «Нравственность».

7. Маллер А.Р. Социальное воспитание и обучение детей с отклонениями в развитии.

8. Рахимов, А.З. Роль нравственного воспитания в формировании личности.

9. СкоркинаН.М. Нестандартные формы работы.

10. Филонова Г.Н. Формирование личности: проблемы комплексного подхода в процессе воспитания школьника.

11. Худенко Е.Д. Организация и планирование воспитательной работы в специальной (коррекционной) школе-интернате, детском доме.

12. Худенко Е.Д. и группа авторов. Как научить ребенка правилам поведения.

13. Шилова, М.И. Проблема ценностей и цели воспитания.



Вопросы нравственного развития, воспитания, совершенствования человека волновали общество всегда и во все времена. Особенно сейчас, когда всё чаще можно встретить жестокость и насилие, проблема нравственного воспитания становится всё более актуальной. Кто как не воспитатель, имеющий возможность влияния на подростков должен уделить этой проблеме важнейшую роль в своей деятельности.

Слово педагога – своего рода инструмент воздействия на воспитание личности детей.Для воспитанников с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) сло­ва педагога, поступки, ценности и оценки имеют нравственное значение, они ис­пы­тывают большое доверие к педагогу. Именно педагог не только словами, но и всем сво­им поведением, своей личностью формирует устойчивые представления подростов о спра­ве­д­ли­вости, человечности, нравственности, об отношениях между людьми. Характер отно­ше­ний между педагогом и воспитанниками во многом определяет качество духовно-нравственного раз­вития детей.

Родители (законные представители), так же как и педагог, подают ребён­ку первый при­мер нравственности. Пример окружающих имеет огромное зна­чение в нравственном ра­звитии личности воспитанников с умственной отсталостью (интеллектуальными на­ру­ше­ниями).

Наполнение всего уклада жизни воспитанников обеспечивается также мно­же­с­т­вом при­меров духовно-нравственного поведения, которые широко пред­с­та­в­лены в оте­че­с­т­ве­н­ной и мировой истории, истории и культуре традиционных ре­ли­гий, истории и духовно-нра­вственной культуре народов Российской Фе­де­ра­ции, литературе и различных видах ис­ку­сства, сказках, легендах и ми­фах. Важно использовать и примеры реального нра­в­с­т­ве­н­но­го поведения, ко­то­рые могут активно противодействовать тем образцам циничного, амо­раль­но­го, откровенно разрушительного поведения, которые в большом количестве и при­в­ле­кательной форме обрушивают на сознание подростков компьютерные игры, телевидение и дру­гие источники информации.

Нравственное развитие воспитанников с умственной отсталостью (интел­лек­ту­аль­ны­ми нарушениями) лежит в ос­но­ве их «вра­стания в человеческую культуру», подлинной со­ци­ализации и ин­теграции в общество, при­звано способствовать преодолению изоляции про­блемного детства. Для этого не­об­хо­ди­мо формирование и стимулирование стре­мления подростка включиться в посильное решение про­блем школьного кол­лектива, своей семьи, села, района, республики, участвовать в со­в­мес­т­ной общественно полезной деятельности детей и взрослых.

Воспитательная работа сориентирована на личность воспитанника для развития его способностей и внутреннего духовного мира, на целенаправленное взаимодействие всех участников педагогического процесса.

Духовно-нравственное воспитание учащихся старшего звенас умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) предусматривает воспитательные результаты, которые могут быть достигнуты обучающимисячерез систему кружковой работы ВППК «Беркут», с помощью общественно-полезной деятельности, посредством физического воспитания:

  • Воспитание гражданственности, патриотизма, уваженияк правам, свободам и обязанностям человека – формированиепредставлений о символах государства Российской Федерации, республики Бурятия; уважительное отношение к русскому языку как государственному;начальные представления о народах России, о единстве народов нашей страны.

  • Воспитание нравственных чувств и этического сознания - стремление недопущения совершения проступков; представления о правилах этики, культуре речи; представления о возможном негативном влиянии на состояние человека компьютерных игр, кино, телевизионных передач, рекламы.

  • Воспитание трудолюбия, активного отношения к учению, труду, жизни - уважение к труду и творчеству старших и младших товарищей, сверстников; проявление дисциплинированности; бережное отношение к результатам труда других людей, к школьному имуществу.

  • Эстетическое воспитание - формирование элементарных представлений о душевной и физической красоте человека; формирование умения видеть красоту природы, труда и творчества;закрепление интереса к чтению, концертам, выставкам; стремление к опрятному внешнему виду.

Для определения уровня духовно-нравственного воспитания учащихся старшего звенас умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) в группе была проведена диагностика по методике М.И.Шиловой, которая отражает пять основных показателей нравственной воспитанности(отношение к обществу, патриотизм; отношение к умственному труду; отношение к физическому труду; отношение к людям; самодисциплина).

По каждому показателю сформулированы признаки и уровни формирующихся качеств (от 3-го уровня до нулевого уровня). Баллы по каждому показателю независимо друг от друга выставляли классный руководитель и воспитатель. Полученные средние баллы по каждому показателю определят уровень нравственной воспитанности (УНВ) личности:

Невоспитанность (от 0 до 10 баллов) характеризуется отрицательным поведением воспитанника, которое с трудом исправляется под влиянием педагогических воздействий, неразвитостью самоорганизации и саморегуляции.

Низкий уровень воспитанности (от 11 до 20 баллов) представляется слабым, еще неустойчивым опытом положительного поведения, которое регулируется в основном требованиями старших и другими внешними стимулами и побудителями, при этом саморегуляция и самоорганизация ситуативные.

Средний уровень воспитанности (от 21 до 40 баллов) характеризуется самостоятельностью, проявлениями саморегуляции и самоорганизации, хотя активная общественная позиция еще не вполне сформирована.

Высокий уровень воспитанности (от 31 до 40 баллов) определяется устойчивой и положительной самостоятельностью в деятельности и поведении на основе активной общественной, гражданской позиции.

Таким образом, формируется оценка нравственных качеств личности.

Диагностика нравственной воспитанности по методике М.И.Шиловой

Основные отношения
Показатели воспитанности

Признаки и уровни формирующихся качеств (от 3-го уровня до нулевого уровня)

Отношение к обществу

1. Патриотизм

1. Отношение к родной природе

3 - любит и бережет природу, побуждает к бережному отношению других;
2 - любит и бережет природу;
1 - участвует в деятельности по охране природы под руководством педагога;
0 - природу не ценит и не бережет.

2. Гордость за свою страну

3 - интересуется и гордится историческим прошлым Отечества, рассказывает об этом другим;
2 - интересуется историческим прошлым;
1 - знакомится с историческим прошлым при побуждении старших;
0 - не интересуется историческим прошлым.

3. Служение своими силами

3 - находит дела на службу малому Отечеству и организует других;
2 - находит дела на службу малому Отечеству;
1 - участвует в делах на службу малому Отечеству при организации и поддержке со стороны педагогов;
0 - не принимает участия в делах на пользу малому Отечеству

4. Забота о своей школе

3 - участвует в делах группы и привлекает к этому других
2 - испытывает гордость за свою школу, участвует в делах группы;
1 - в делах группы участвует при побуждении;
0 - в делах группы не участвует, гордости за свою школу не испытывает.

Отношение к умственному труду

2. Любознательность

5. Познавательная активность

3 - сам много читает и знает, обсуждает с друзьями узнанное;
2 - сам много читает;
1 - читает при побуждении взрослых, учителей
0 - читает недостаточно, на побуждения учителя не реагирует

6. Стремление реализовать свои интеллектуальные способности

3 - стремится учиться как можно лучше, помогает другим;
2 - стремится учиться как можно лучше
1 - учиться при наличии контроля;
0 - плохо учится даже при наличии контроля

7. Саморазвитие

3 - есть любимое полезное увлечение, к которому привлекает товарищей;
2 - есть любимое полезное увлечение;
1 - нет полезного увлечения, во внеурочной познавательной деятельности участвует при наличии побуждения со стороны педагога;
0 - во внеурочной деятельности не участвует.

8. Организованность в учении

3 - работу на уроке и домашнее задания выполняет внимательно, аккуратно, помогает товарищам;
2 - работу на уроке и домашнее задания выполняет внимательно, аккуратно
1- работу на уроке и домашнее задания выполняет под контролем;
0 - на уроках невнимателен, домашнее задания не выполняет

Отношение к физическому труду

3. Трудолюбие

9. Инициативность и творчество в труде

3 - находит полезные дела в классе, школе и организует товарищей на творческий труд;
2 - находит полезные дела в классе, группе, школе, выполняет их с интересом;
1 - участвует в полезных делах в классе, в группе, в школе, организованных другими;
0 - в полезных делах не участвует, позитивную инициативу и творчество не проявляет.

10. Самостоятельность

3 - хорошо трудится без контроля со стороны старших и побуждает к этому товарищей;
2 - сам хорошо трудится, но к труду других равнодушен;
1 - трудится при наличии контроля;
0 - участия в труде не принимает

11. Бережное отношение к результатам труда

3 - бережет личное и общественное имущество, стимулирует других;
2 - бережет личное и общественное имущество;
1 - требует контроля в отношении к личному и общественному имуществу;
0 - небережлив, допускает порчу личного и общественного имущества.

12. Осознание значимости труда

3 - осознает знание труда, сам находит работу по своим силам и помогает товарищам;
2 - осознает значение труда, сам находит работу по своим силам;
1 - не имеет четкого представления о значимости труда; при выполнении работ по силам нуждается в руководстве;
0 - не осознает значимости труда, не умеет и не любит трудиться.

Отношение к людям

4. Доброта и отзывчивость

13. Уважительное отношение к старшим

3 - уважает старших, не терпит неуважительного отношения к ним со стороны сверстников;
2 - уважает старших;
1 - к старикам не всегда уважителен, нуждается в руководстве;
0 - не уважает старших, допускает грубость.

14. Дружелюбное отношение к сверстникам

3 - отзывчив к друзьям и близким, дружелюбно относится к сверстникам, осуждает грубость;
2 - отзывчив к друзьям, близким и сверстникам;
1 - проявляет дружелюбие, нуждается в побуждении со стороны товарищей и старших;
0 - груб и эгоистичен

15. Милосердие

3 - сочувствует и помогает слабым, больным, беспомощным и настраивает на это других;
2 - сочувствует и помогает слабым, больным;
1 - помогает слабым, больным при условии поручения, наличия контроля
0 - неотзывчив, иногда жесток

16. Честность в отношениях с товарищами и взрослыми

3 - честен в отношениях с товарищами и взрослыми, не терпит проявления лжи и обмана со стороны других
2 - честен в отношениях с товарищами и взрослыми;
1 - не всегда честен;
0 – нечестен

Отношение к себе

5. Самодисциплина

17. Самообладание и сила воли

3 - проявляет самообладание и силу воли в добрых поступках, стремится развивать ее, побуждает к этому других;

2 – сам проявляет добрую волю, стремится развивать ее, но безразличен к безволию своих товарищей;
1 - развивает волю в организованных взрослыми ситуациях, нередко подчиняясь воле других;
0 - силой волей не обладает и не стремится ее развивать.

18. Самоуважение, соблюдение правил культуры поведения

3 - добровольно соблюдает правила культуры поведения, требует этого от других;
2 - добровольно соблюдает правила культуры поведения, не заботится о других;
1 - нормы, правила поведения соблюдает при наличии контроля;
0 - нормы и правила не соблюдает

19. Организованность и пунктуальность

3 - своевременно и качественно выполняет любое дело, требует этого от других;
2 - своевременно и качественно выполняет свои дела;
1 - при выполнении дел и заданий нуждается в контроле;
0 - начатые дела не выполняет

20. Требовательность к себе

3 - требователен к себе и товарищам, стремится проявить себя в хороших делах и поступках;
2 - требователен к себе, стремится проявить себя в хороших делах и поступках;
1 - не всегда требователен, не стремится проявить себя в хороших делах и поступках;
0 - к себе не требователен, проявляет себя в негативных поступках.









Сводный лист диагностики изучения УНВ сентябрь 2015 г.

Фамилия, имя воспитанника

УНВ

1

Б. Дмитрий

Средний

2

Ж. Андрей

Средний

3

А. Андрей

Низкий

4

М. Павел

Низкий

5

М. Иван

Низкий

6

С. Андрей

Средний

7

Ф. Алексей

Средний

8

К. Александр

Средний

9

Д. Николай

Средний

10

Т. Руслан

Средний

11

П. Александр

Низкий

12

Ш. Игорь

Средний

13

П. Алексей

Низкий

14

К. Артем

Средний

15

М. Дмитрий

Низкий

16

И. Анатолий

Средний


Сводный лист диагностики изучения УНВ май 2016 г.

Фамилия, имя воспитанника

УНВ

1

Б. Дмитрий

Высокий

2

Ж. Андрей

Средний

3

А. Андрей

Средний

4

М. Павел

Низкий

5

М. Иван

Низкий

6

С. Андрей

Средний

7

Ф. Алексей

Высокий

8

К. Александр

Средний

9

Д. Николай

Высокий

10

Т. Руслан

Средний

11

П. Александр

Низкий

12

Ш. Игорь

Средний

13

П. Алексей

Средний

14

К. Артем

Средний

15

М. Дмитрий

Низкий

16

И. Анатолий

Высокий



Сводный лист диагностики изучения УНВ февраль 2017 г.

Фамилия, имя воспитанника

УНВ

1

Б. Дмитрий

Высокий

2

Ж. Андрей

Средний

3

А. Андрей

Высокий

4

М. Павел

Низкий

5

М. Иван

Средний

6

С. Андрей

Высокий

7

Ф. Алексей

Высокий

8

К. Александр

Средний

9

Д. Николай

Высокий

10

Т. Руслан

Средний

11

П. Александр

Средний

12

Ш. Игорь

Высокий

13

П. Алексей

Средний

14

К. Артем

Средний

15

М. Дмитрий

Средний

16

И. Анатолий

Высокий

Показатели уровня нравственного воспитания по группе




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!