СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Тема «СЕМЬЯ. ЦЕННОСТИ СЕМЬИ»

Нажмите, чтобы узнать подробности

 

Задачи занятия: уточнить знания о семье как социальном институте, признаках и функциях семьи, факторах и инструментах сплочения семьи и формирования семейной идентичности; осуществить рефлексию и анализ собственной семейной ситуации с целью обнаружения индивидуального своеобразия как фактора формирования семейной идентичности.

Просмотр содержимого документа
«Тема «СЕМЬЯ. ЦЕННОСТИ СЕМЬИ»»

Тема «СЕМЬЯ. ЦЕННОСТИ СЕМЬИ»

Задачи занятия:

уточнить знания о семье как социальном институте, признаках и функциях семьи, факторах и инструментах сплочения семьи и формирования семейной идентичности; осуществить рефлексию и анализ собственной семейной ситуации с целью обнаружения индивидуального своеобразия как фактора формирования семейной идентичности.

Вводное групповое взаимодействие

Педагог: «Тема нашего занятия примечательна тем, что затрагивает нас сразу, как только мы появляемся на свет. Как вы считаете, о каком социальном институте мы будем говорить? Правильно, о семье! Мы будем много обсуждать, что же такое семья, для чего она нужна, какие вещи важны для ее сплочения и укрепления, узнаем, каков ваш взгляд на эти вещи. Но для начала проведем разминку».

Упражнение «Семейный словарь»

Обучающимся предлагается разделиться на команды (2–4 в зависимости от количества обучающихся).

Подростки приступают к игре. На доске написаны буквы: Д, П, М, Н. Задача обучающихся – за 3 минуты придумать слова, которые связаны с темой семьи и начинаются на эти буквы.

Возможные варианты: Дом, Дедушка, Доверие, Достаток, Друзья, Пополнение, Поколение, Потомки, Первенец, Предки, Пасынок, Мир, Молодожены, Материнство, Младенец, Надежность, Надежда, Нерушимость.

Далее задача усложняется. На доске пишутся следующие буквы: К, Р, З, О. Задача учащихся прежняя – за 3 минуты придумать слова, которые связаны с темой семьи и начинаются на эти буквы.

Возможные варианты: Кузен, Комфорт, Квартира, Капитал, Родители, Родственники, Рождение, Радость, Романтика, Родня, Забота, Замужество, Закон, Опека, Опора, Отец, Отношения.

Далее подводится итог разминочной игры, оценивается многообразие определений, связанных с понятием «семья».

Педагог: «Как вы считаете, что такое семья? По каким признакам можно понять, что перед нами – семья, а не просто группа людей?» Выслушиваются ответы подростков.

Материалы для педагога:

  1. семья состоит из кровных родственников (например, мать и дети) или близких людей (например, муж и жена);

  2. члены семьи совместно ведут хозяйство, живут в одном доме или квартире, объединяют свою зарплату и вместе расходуют ее;

  3. они делят заботы и обязанности, например, по воспитанию детей, несут взаимную ответственность друг за друга.

Семья это малая социальная группа, основанная на браке или кровном родстве, связанная личностными отношениями, общностью быта и взаимной ответственностью. После заключения брака у супругов появляются по отношению друг к другу определенные права и обязанности. Обязанности мужа и жены состоят в том, чтобы строить семейные отношения на основе взаимоуважения и взаимопомощи, заботиться о благополучии семьи и своих детей.

Педагог: «Всегда ли перечисленные признаки присутствуют? Иногда люди могут не иметь кровной связи, общего хозяйства, по-разному подходить к вопросу распределения бюджета, в силу различных причин не иметь детей. Будут ли эти люди считаться семьей?»

Упражнение «Что такое семья для меня?»

Педагог: «Возьмите по листу и за 10 минут напишите, что такое семья лично для вас. Какие признаки она имеет? Чем она особенна? При желании ответ можно представить в виде рисунка!».

По истечении времени заслушивается 2–3 выступления, озвучивается вывод об общих признаках и отличиях в представлениях о семье у разных выступающих.

Групповая дискуссия

Педагог: «Делая предыдущие упражнения, мы освежили свою память и подняли на поверхность свои знания о семье. Теперь давайте обсудим следующий вопрос: Что семья как группа может дать конкретному ее члену? Какие функции она несет?».

Выслушиваются ответы подростков. Перечисленные далее функции заранее записываются на стикерах/карточках и в процессе озвучивания крепятся на доску.

Репродуктивная функция (функция продолжения рода), ключевая задача которой − продолжить род, не дать ему прерваться. Заложенный от природы инстинкт продолжения рода преобразуется у человека в потребность иметь детей, заботиться о них, воспитывать.

Хозяйственная функция обеспечивает многообразные хозяйственные потребности собственной семьи. Каждая семья осуществляет хозяйственную деятельность, необходимую в повседневной жизни: покупка продуктов и приготовление пищи; уход за детьми, больными и престарелыми членами семьи; уборка и ремонт жилища; содержание в порядке одежды, обуви и других предметов обихода и т. п.

Воспитательная функция – важнейшая функция семья, заключающаяся в получении знаний и опыта, овладении социальными ролями, формировании моральных ценностей. Важно не только, родится ли человек, важно и то, каким он вырастет.

Функция духовного общения – духовное взаимообогащение, обсуждение наиболее значимых для личности тем, проблем общественной жизни, общение в контексте восприятия художественных произведений искусства.

Функция эмоциональной поддержки и принятия – обеспечивает чувство безопасности и принадлежности к группе, эмоциональное взаимопонимание и сочувствие.

Рекреативная (восстановительная) функция связана с отдыхом, организацией досуга, заботой о здоровье и благополучии членов семьи. Функция организации досуга имеет своей целью восстановление и поддержание здоровья, удовлетворение различных духовных потребностей.

Фелицитивная функция (от лат. felicio — счастье) означает создание условий для счастья каждого члена семьи и другие функции.

Педагог: «Как вы считаете, какие функции являются приоритетными?

Аргументируйте свою позицию».

Дискуссия «Традиции и ценности»

Педагог: «Как вы считаете, что объединяет семью? Что делает ее более крепкой, сплоченной? Что порождает в нас ощущение «это именно моя семья»? Ответ на вопрос «спрятан» в данном ребусе».

Педагог: «Многие взрослые, вспоминая детство, рассказывают именно о традициях, принятых в их семье. Эти воспоминания остаются в памяти человека на всю жизнь, и, обзаведясь своей семьей, повзрослевшие дети переносят в свой дом традиции, принятые в родительском доме, и создают собственные.

В каждой семье есть традиции. Основное их назначение – подсказывать нам, как вести себя в той или иной ситуации, создавать ощущение стабильности, упорядочивать нашу жизнь, в то же время делать ее особенной, неповторимой. Традиции — это неписанные законы семьи. Традиции могут «строить» нашу жизнь буквально по кирпичику: на завтрак непременно едим кашу, на праздничный стол обязательно готовим фирменное блюдо по семейному рецепту, квартиру убираем по субботам, отпуск проводим на любимом курорте, а друг друга называем необычными прозвищами, понятными только членам семьи.

Семейные традиции принятые в семье нормы, манеры поведения, обычаи и взгляды, которые передаются из поколения в поколение. Семейные традиции сближают всех родных, делают семью крепкой и дружной».

Упражнение «Традиции семьи. Семейные ценности»

Педагог: «Какие традиции есть в вашей семье? Благодаря чему ваша семья неповторима? Запишите ответ на лист».

Далее заслушиваются несколько выступлений, делается вывод об уникальности каждого «набора традиций».

Педагог: «А еще для семьи важны семейные ценности, то, что является для каждого члена семьи исторической памятью, частичкой души ушедшего старшего поколения».

Семейная ценность это то, что отличает одну семью от другой, служит достоянием для потомков, предметом гордости и уважения к старшим поколениям. Семейные ценности нужно воспитывать именно с раннего возраста через рассказы о прошлом семьи, ее истории, отраженной и запечатленной в бережно хранимом семейном архиве.

Подведение итогов, рефлексия

Педагог: «Мир семьи необычайно многогранен, и в наших руках – создавать семью, в которой будет комфортно, уютно, будет царить взаимоуважение, принятие. Для этого важно прислушиваться к себе, осознавать, какая мотивация нами движет, какие ценности лежат в основе нашего взгляда на мир и на семью. Поделитесь, пожалуйста, своими впечатлениями».

Что было важным на сегодняшнем занятии?

Что запомнилось?

Какие мысли, чувства вас посетили?

В чем на занятии вы испытывали трудности?

Какие выводы из занятия можно сделать для себя?

Домашнее задание

Педагог: «Как вы считаете, что общего у дома и школы? Поразмышляйте об этом, и мы обсудим ваши мысли на следующем занятии».