Тема «СЕМЬЯ. ЦЕННОСТИ СЕМЬИ»
Задачи занятия:
уточнить знания о семье как социальном институте, признаках и функциях семьи, факторах и инструментах сплочения семьи и формирования семейной идентичности; осуществить рефлексию и анализ собственной семейной ситуации с целью обнаружения индивидуального своеобразия как фактора формирования семейной идентичности.
Вводное групповое взаимодействие
Педагог: «Тема нашего занятия примечательна тем, что затрагивает нас сразу, как только мы появляемся на свет. Как вы считаете, о каком социальном институте мы будем говорить? Правильно, о семье! Мы будем много обсуждать, что же такое семья, для чего она нужна, какие вещи важны для ее сплочения и укрепления, узнаем, каков ваш взгляд на эти вещи. Но для начала проведем разминку».
Упражнение «Семейный словарь»
Обучающимся предлагается разделиться на команды (2–4 в зависимости от количества обучающихся).
Подростки приступают к игре. На доске написаны буквы: Д, П, М, Н. Задача обучающихся – за 3 минуты придумать слова, которые связаны с темой семьи и начинаются на эти буквы.
Возможные варианты: Дом, Дедушка, Доверие, Достаток, Друзья, Пополнение, Поколение, Потомки, Первенец, Предки, Пасынок, Мир, Молодожены, Материнство, Младенец, Надежность, Надежда, Нерушимость.
Далее задача усложняется. На доске пишутся следующие буквы: К, Р, З, О. Задача учащихся прежняя – за 3 минуты придумать слова, которые связаны с темой семьи и начинаются на эти буквы.
Возможные варианты: Кузен, Комфорт, Квартира, Капитал, Родители, Родственники, Рождение, Радость, Романтика, Родня, Забота, Замужество, Закон, Опека, Опора, Отец, Отношения.
Далее подводится итог разминочной игры, оценивается многообразие определений, связанных с понятием «семья».
Педагог: «Как вы считаете, что такое семья? По каким признакам можно понять, что перед нами – семья, а не просто группа людей?» Выслушиваются ответы подростков.
Материалы для педагога:
семья состоит из кровных родственников (например, мать и дети) или близких людей (например, муж и жена);
члены семьи совместно ведут хозяйство, живут в одном доме или квартире, объединяют свою зарплату и вместе расходуют ее;
они делят заботы и обязанности, например, по воспитанию детей, несут взаимную ответственность друг за друга.
Семья – это малая социальная группа, основанная на браке или кровном родстве, связанная личностными отношениями, общностью быта и взаимной ответственностью. После заключения брака у супругов появляются по отношению друг к другу определенные права и обязанности. Обязанности мужа и жены состоят в том, чтобы строить семейные отношения на основе взаимоуважения и взаимопомощи, заботиться о благополучии семьи и своих детей.
Педагог: «Всегда ли перечисленные признаки присутствуют? Иногда люди могут не иметь кровной связи, общего хозяйства, по-разному подходить к вопросу распределения бюджета, в силу различных причин не иметь детей. Будут ли эти люди считаться семьей?»
Упражнение «Что такое семья для меня?»
Педагог: «Возьмите по листу и за 10 минут напишите, что такое семья лично для вас. Какие признаки она имеет? Чем она особенна? При желании ответ можно представить в виде рисунка!».
По истечении времени заслушивается 2–3 выступления, озвучивается вывод об общих признаках и отличиях в представлениях о семье у разных выступающих.
Групповая дискуссия
Педагог: «Делая предыдущие упражнения, мы освежили свою память и подняли на поверхность свои знания о семье. Теперь давайте обсудим следующий вопрос: Что семья как группа может дать конкретному ее члену? Какие функции она несет?».
Выслушиваются ответы подростков. Перечисленные далее функции заранее записываются на стикерах/карточках и в процессе озвучивания крепятся на доску.
Репродуктивная функция (функция продолжения рода), ключевая задача которой − продолжить род, не дать ему прерваться. Заложенный от природы инстинкт продолжения рода преобразуется у человека в потребность иметь детей, заботиться о них, воспитывать.
Хозяйственная функция обеспечивает многообразные хозяйственные потребности собственной семьи. Каждая семья осуществляет хозяйственную деятельность, необходимую в повседневной жизни: покупка продуктов и приготовление пищи; уход за детьми, больными и престарелыми членами семьи; уборка и ремонт жилища; содержание в порядке одежды, обуви и других предметов обихода и т. п.
Воспитательная функция – важнейшая функция семья, заключающаяся в получении знаний и опыта, овладении социальными ролями, формировании моральных ценностей. Важно не только, родится ли человек, важно и то, каким он вырастет.
Функция духовного общения – духовное взаимообогащение, обсуждение наиболее значимых для личности тем, проблем общественной жизни, общение в контексте восприятия художественных произведений искусства.
Функция эмоциональной поддержки и принятия – обеспечивает чувство безопасности и принадлежности к группе, эмоциональное взаимопонимание и сочувствие.
Рекреативная (восстановительная) функция связана с отдыхом, организацией досуга, заботой о здоровье и благополучии членов семьи. Функция организации досуга имеет своей целью восстановление и поддержание здоровья, удовлетворение различных духовных потребностей.
Фелицитивная функция (от лат. felicio — счастье) означает создание условий для счастья каждого члена семьи и другие функции.
Педагог: «Как вы считаете, какие функции являются приоритетными?
Аргументируйте свою позицию».
Дискуссия «Традиции и ценности»
Педагог: «Как вы считаете, что объединяет семью? Что делает ее более крепкой, сплоченной? Что порождает в нас ощущение «это именно моя семья»? Ответ на вопрос «спрятан» в данном ребусе».
Педагог: «Многие взрослые, вспоминая детство, рассказывают именно о традициях, принятых в их семье. Эти воспоминания остаются в памяти человека на всю жизнь, и, обзаведясь своей семьей, повзрослевшие дети переносят в свой дом традиции, принятые в родительском доме, и создают собственные.
В каждой семье есть традиции. Основное их назначение – подсказывать нам, как вести себя в той или иной ситуации, создавать ощущение стабильности, упорядочивать нашу жизнь, в то же время делать ее особенной, неповторимой. Традиции — это неписанные законы семьи. Традиции могут «строить» нашу жизнь буквально по кирпичику: на завтрак непременно едим кашу, на праздничный стол обязательно готовим фирменное блюдо по семейному рецепту, квартиру убираем по субботам, отпуск проводим на любимом курорте, а друг друга называем необычными прозвищами, понятными только членам семьи.
Семейные традиции – принятые в семье нормы, манеры поведения, обычаи и взгляды, которые передаются из поколения в поколение. Семейные традиции сближают всех родных, делают семью крепкой и дружной».
Упражнение «Традиции семьи. Семейные ценности»
Педагог: «Какие традиции есть в вашей семье? Благодаря чему ваша семья неповторима? Запишите ответ на лист».
Далее заслушиваются несколько выступлений, делается вывод об уникальности каждого «набора традиций».
Педагог: «А еще для семьи важны семейные ценности, то, что является для каждого члена семьи исторической памятью, частичкой души ушедшего старшего поколения».
Семейная ценность – это то, что отличает одну семью от другой, служит достоянием для потомков, предметом гордости и уважения к старшим поколениям. Семейные ценности нужно воспитывать именно с раннего возраста через рассказы о прошлом семьи, ее истории, отраженной и запечатленной в бережно хранимом семейном архиве.
Подведение итогов, рефлексия
Педагог: «Мир семьи необычайно многогранен, и в наших руках – создавать семью, в которой будет комфортно, уютно, будет царить взаимоуважение, принятие. Для этого важно прислушиваться к себе, осознавать, какая мотивация нами движет, какие ценности лежат в основе нашего взгляда на мир и на семью. Поделитесь, пожалуйста, своими впечатлениями».
Что было важным на сегодняшнем занятии?
Что запомнилось?
Какие мысли, чувства вас посетили?
В чем на занятии вы испытывали трудности?
Какие выводы из занятия можно сделать для себя?
Домашнее задание
Педагог: «Как вы считаете, что общего у дома и школы? Поразмышляйте об этом, и мы обсудим ваши мысли на следующем занятии».