СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Тема "Словообразование. Основные способы образования слов в русском языке"

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

знакомство с основными способами образования слов в русском языке

Просмотр содержимого документа
«Тема "Словообразование. Основные способы образования слов в русском языке"»

Конспект урока русского языка по теме: «Словообразование. Основные способы образования слов в русском языке».

Учитель: Мамонова Е.В. СОШ № 31 п. Ксеньевка, Могочинский район, Забайкальский край.

( урок составлен по учебнику «Русский язык 5 класс» и программе С.И. Львовой, В.В. Львова «Русский язык 5 - 11 класс»)

Класс: 5

Тип урока: Деятельностный метод обучения.

Формируемые УУД: 1)формирование представления о разделе языка -

словообразование и основных способах образования

новых слов;

2)формирование навыка определять способ образования

слов на основе знаний морфемного состава слова и

сопоставления его словообразовательной модели;

3) закрепление знаний этапов учебной деятельности и

их содержания; тренировка умений самостоятельного

осуществления учебной деятельности под руководством

учителя.

Оборудование: учебник «Русский язык - 5 класс» С.И. Львовой. В.В. Львова. Изд. «Мнемозина» Москва 2016г.; И.В. Васильевых «Уроки русского языка 5 класс. Пособие для учителя» Москва 2016г., диск «Универсальное мультимедийное пособие. Русский язык 5 класс» «Экзамен» 2015г.; «Русский язык 5класс. Справочные материалы. Приложение к учебнику. 3 часть. Словообразовательный словарик»; диск «Уроки русского языка 5-6 класс. С применением информационных технологий» изд. «Глобус» 2015г.

ХОД УРОКА.

Этапы урока

Содержание урока, методы применяемые учителем. Действия учителя.

Деятельность учащихся

1

Организационный

момент

Учитель приветствует учащихся. Объявляет о начале урока.

Учащиеся приветствуют учителя. Проверяют готовность к уроку учебных принадлежностей.

2

Постановка учебной задачи


Результат этого

этапа:

умение определить учебную задачу.

Этот этап мотивации и целеполагания.

УУД: личностные,

коммуникативные

Слова для наблюдения записаны на доске:

нарисовать, завязать,

грибок, столик.

Самостоятельная работа

Задание: запишите слова,

распределяя по группам.

Определите, по какому признаку вы распределили слова.

Беседа по вопросам:

- А можете ли вы сказать, от каких слов образовались данные слова?

-При помощи каких морфем образованы эти слова?

- Сделайте вывод:

С помощью каких морфем могут образовываться слова?


Учитель обращает внимание учащихся на открывшуюся тему урока

«Словообразование. Основные способы образования слов в русском языке»

(слайд 1)

Вопросы:

Найдите ключевые слова темы

Урока (слайд 2)


-Сформулируйте цели нашего урока

(слайд 3)







Задание: запишите число, тему урока в конспект тетрадь.

Учащиеся записывают слова в тетрадь, группируют слова:

нарисовать, завязать,

грибок, столик

(сгруппировать по двум признакам: части речи – 2группы; морфемный состав – 2 группы)


Учащиеся легко находят производные слова и говорят, что слова образовались с помощью приставок и суффиксов.

Учащиеся делают вывод:

Слова могут быть образованы с помощью приставки и суффикса.









Учащиеся отмечают, что в слове

СЛОВООБРАЗОВАНИЕ

Можно выделить 2 слова.



Учащиеся формулируют:

-узнать, что такое словообразование;

- понять, как образуются слова в русском языке;

-запомнить, какие основные способы образования;


Учащиеся делают опорную запись в конспекте.


3

«Открытие

нового знания» Результат этого

этапа:

формирование

ориентировочной основы действий


способы: диалог,

парная работа

УУД:

Коммуникативные,

познавательные,

регулятивные

(создание атмосферы заинтересованности,

развитие монологической речи)

формирование умений:

анализ, сравнение,

обобщение, цепочка рассуждений)


Наблюдение:

1)задание по вариантам:

Понаблюдайте за строением слов:

1в. лесопарк, водовоз

. маслобойка, мясорубка,


Запишите слова, найдите те слова, от которых образованы данные слова.


(Слайд 4)

Появляется новое, что необходимо выяснить.


Работа с учебником:

Обращение у материалу учебника. Просмотровое самостоятельное чтение (стр.5-6)

Поиск ответа на свой вопрос.

Беседа:

Вопросы:

-что нового узнали о способах образования слов в русском языке из статьи учебника?

-Какое новое понятие встретилось?

-Что даёт это понятие?

(слайд 5)

1)Учащиеся приходят к выводу, что слова образованы от 2 слов.

Но замечают, что некоторые слова ограничиваются лишь основами, не целыми словами.








2)Учащиеся читают учебный материал на стр. 5-6. Об основных способах образования слов.

(приставочном, сложение, суффиксальном,

приставочно-суффиксальном)


3)Учащиеся называют способы образования слов, делают самостоятельный вывод:

4) Составляют краткую запись в опорном конспекте и подбирают примеры.

4

Этап первичного закрепления.

Результат этого

этапа:

комментирование ситуации, проговаривание

нового полученного знания, запись в виде алгоритма.

Выполнение упр.402.


Самостоятельная работа в парах:

Учащиеся, работая в парах, образуют слова но заданным морфемным моделям; определяют исходное слово; называют способы образования;

Самостоятельно подбирают слова.

Выборочно комментируют ход рассуждения и действий.

5

Самостоятельная работа с самопроверкой по образцу.

Результат этого

этапа:

самоконтроль и самопроверка, самооценка своей работы. Каждый

учащийся делает для себя вывод, что он уже умеет.



Выполнение упр. 404

Учащиеся находят исходные слова; записывают пару ; определяют способ образования слов; проверяют себя по словообразовательному словарику.

Приёмы работы учащихся:

Самостоятельная работа, самопроверка, работа со словообразовательным словариком (часть 3)

6

Тренировочные упражнения.

Результат этого

этапа:

отработка и закрепление изученного материала;


Сообщение дополнительного материала по данной теме на опережающее

Обучение.

1)Выполнение упр. 408

(использование знаний по природоведению)

2) индивидуальные задания:

- запишите слова; подберите исходное слово к каждому из них; определите способ образования.

Загородный, железобетон,

пригородный, молодость,

лесопарковый.

(слайды 1-2 по диску

«Уроки русского языка 5-6 кл»)

1)Работа для отработки умения и навыка определять само исходное слово и способ его образования

(способ сложения)

2) Исследуют слова, находят исходные, определяют, что не все

слова образованы известными способами.

Оценивают выполнение индивидуальных заданий.

7

Рефлексия.

Результат этого

этапа:

самооценка своих новых знаний и умений. Выставление оценок вместе с учителем и поощрение работы.

Какие цели мы ставили на уроке? Достигли их?

Докажите.

Оцените свою деятельность и деятельность своих одноклассников.

(слайд 4)

-Оцените своё эмоциональное состояние и работу на уроке.

(слайд 5)

Учащиеся отмечают достигнутые результаты,

Высказывают своё мнение и оценивают своих одноклассников, которые отвечали на уроке.

8

Домашнее задание

1)выучить теорию по опорному конспекту

2)упр. 410 подобрать по 2 примера + устный рассказ

(высказывание)





ЗАДАНИЕ 2.

Тестовая работа по теме «Словообразование. Способы образования слов в русском языке»

  1. Вариант.

Часть 1.

1.Какое слово образовано приставочно – суффиксальным способом.

1)соединять 2) потемнеть 3) переход 4)желтизна

2. Какое слово образовано приставочным способом.

1)подводник 2) паромщик 3)внеочередной 4) подосиновик

3. Укажите, каким способом образовано слово подкинуть.

1)суффиксальный 2)приставочный 3)сложение 4)приставочно – суффиксальный

4. В каком слове нет окончания.

1)слон 2) цветы 3)сегодня 4)столик

5. Укажите слово, образованное способом сложение

1)лесопарковый 2)неудачный 3)зверолов 4)домашний

6.Укажите слово, которое не соответствует указанному способу образования слов -

приставочный.

1)Избежать 2)приберечь 3)подберёзовик 4)пребогатый.

7.Укажите слово, которое не соответствует указанному способу образования слов -

приставочно – суффиксальный.

1)безбрежный 2)собеседник 3)завладеть 4)безбилетный.

8. Укажите слово, которое не соответствует указанному способу образования слов - суффиксальный.

1)овощной 2)сыночек 3)побарабанить 4)чернота


Часть 2.

1.Установите соответствие. Восстановите словообразовательную цепочку.

Болезнь - ………… - болезненность

Время - …………………..................-безвременный

Лес - …………………- лесник

Вредить - ……………………..- …………………….. - вредитель

2.Из предложения выпишите слово - имя существительное, образованное приставочно – суффиксальным способом.

На заднем плане картины избушки едва видны, разросшиеся берёзы мешают их хорошо рассмотреть.

3.Из предложения выпишите слова с приставками.

Алёша возвратился в дом и весь вечер просидел один в классных комнатах.

4. Из предложения (см. задание 3) выпишите слово, образованное суффиксальным способом.







Список используемой литературы.

1. М.И. Грязнова «Русский язык для 5 класса. Упражнения и задания для повышения грамотности» Волгоград изд. «Братья Гринины» 2013г.

2. Н.В.Егорова «Контрольно – измерительные материалы. Русский язык 5 класс» Москва «Вако» 2013г.

3. Т.А. Захарова «Повторение и контроль знаний. Русский язык 5-9 класс». (Тесты, логические задания) Москва изд. «Планета» 2014г.

4. В.В. Львов, Ю.Н. Гостева «Тесты по русскому языку 5 класс» Москва изд. «Экзамен» 2014г.

5. М.Ю. Никулина «Русский язык. Экспресс – диагностика 5 класс». Москва

Изд. « Экзамен» 2014г.





Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!