2.Актуализация знаний | 3-4 мин. | - Записываем сегодняшнее число 26 сентября и ниже на следующей строчке, записываем классная работа. Минутка чистописания. Покажи букву, дайте характеристику звукам, придумайте и запишите слова, где есть такие звуки. Словарная работа Медведь, метро, мечта, молоко мороз. Давайте вспомним, что мы изучали на прошлом уроке. Составьте предложение с одним из слов с однородными членами. Разберите его. Ответим на вопросы: - Что такое предложение? -Какие бывают предложения по цели высказывания? -Какие бывают предложения по интонации? -Какие вы знаете члены предложения? -Что такое грамматическая основа предложения? -Какие бывают предложения по наличию главных членов? - Что образуют грамматические основы предложения? | - Записывают число, классная работа. - Записывают словарные слова. - Проверяют. - Предложение – это набор слов, связанных между собой по смыслу. -Повествовательные, вопросительные, побудительные - восклицательные, невосклицательные. - Распространенные, нераспространенные. - Грамматическая основа – это подлежащее и сказуемое. - простые и сложные - Предложение |
3. Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся. | 3-5 мин. | - Ребята, обратите внимание на доску, какие слова вы видите? - Можно ли эти слова назвать предложением? - А что нужно сделать для того, чтобы получилось предложение? - Составь предложение. - Давайте с вами проверим, что же у вас получилось. - Правильно, молодцы! - Запишите данное предложение себе в тетради. - Выделите грамматическую основу и назовите её. (Можно вызвать одного ученика к доске). - Давайте дадим характеристику предложению. - Назовите части речи в предложении. – зачем? Мы изучаем предложения с однородными членами. Ты даешь материал 2 класса. - Ребята, какое сейчас время года? - Придумайте несколько простых предложений про осень. Какие изменения произошли в природе? Составьте предложения об осени. - У меня получились такие предложения: Сравните предложения, Что общего? Чем различаются?: Подул ветер. Подул ветер. зашелестели листья. - Выделите (найдите) грамматическую основу, назовите члены предложения. - Что вы заметили? Какой вывод можно сделать? - Как вы думаете, какая тема нашего урока сегодня? Поставьте цель на сегодняшний урок. | - Волны, бились, тихие, медленно, о, берег. - Нет - Нужно слова связать по смыслу. - Тихие волны медленно бились о берег. - Подлежащее – тихие волны, сказуемое – бились, - Это предложение является повествовательным, невосклицательным, простым, двусоставным и распространённым. - Тихие — прилагательное. Волны — существительное. Медленно — наречие. Бились — глагол. О — предлог. Берег — существительное. - Осень. - Можно - Подул ветер, зашелестели листья. Наступила осень, улетели птицы. - В предложении «Подул ветер, зашелестели листья» грамматическая основа — «подул ветер», где «ветер» — подлежащее, а «подул» — сказуемое. В предложении «Наступила осень, улетели птицы» грамматическая основа — «наступила осень», где «осень» — подлежащее, а «наступила» — сказуемое. - В первом предложении есть два подлежащих («ветер», «листья») и два сказуемых («подул», «зашелестели»). Во втором предложении также два подлежащих («осень», «птицы») и одно сказуемое («наступила»). - Что в предложениях две грамматические основы. - Сложные предложения. |
4.Первичное усвоение новых знаний | 5-10 мин | Где найти информацию о сложном предложении?- Откройте уч. На с. 252 и прочитайте правило. - Скажите, из чего состоит сложное предложение? - Что из себя представляет сложное предложение? Спишите сложное предложение (из записанных выше), подчеркните основы предложений. Показать как делать схему. Продолжите фразу. Если в предложении две и более грамматических основ, такое предложение называется … Если в предложении всего одна грамматическая основа, такое предложение называется… - Чем разделяются основы сложных предложений?? | |
| | -У вас на столах лежат конверты с предложением, прочитайте его. - Выделите грамматические основы, и составьте схему данного предложения – - Давайте повторим структуру сложного предложения. - Какой союз употребили? - могут ли со сложными предложениями употребляться другие союзы? проверим ЗАДАНИЕ: прочитайте предложения. Простые или сложные? Почему? Пришла осенняя пора. На улице стоит хорошая погода. соединить эти предложения в одно сложное, используя союзы. Используя союзы, составьте сложное предложение. Варианты: Пришла осенняя пора,на улице стоит хорошая погода. – схема Пришла осенняя пора,и на улице стоит хорошая погода. – схема. Пришла осенняя пора,а на улице стоит хорошая погода. – схема Пришла осенняя пора,но на улице стоит хорошая погода.- схема Что заметили? (части сложного предложения разделяются запятой) Со сложными предложениями могут употребляться союзы А,И,НО. Но всегда разделяем основы сложных предложений ЗАПЯТОЙ! | - Сложные предложения состоят из двух или не скольких простых предложений. - Сложное предложение, как и простое, представляет единое целое. Предложения, которые входят в его состав, связаны друг с другом по смыслу и интонацией. - Простые предложения в составе сложного обычно разделяются запятой. - Осенью птицы улетают на юг, а животные готовятся к зиме. - Осенью птицы улетают на юг, а животные готовятся к зиме. Грамматические основы: осенью птицы улетают; животные готовятся. - Сложные предложения состоят из двух или не скольких простых предложений. |
5.Первичное закрепление | 5-10 мин | Списать, только сложные предложения, вставляя пропущенные орфограммы. Подчеркнуть в них основу, составить схему. Можно вызвать к доске. На доске Поз…няя осень. Гр…чиул…тели, лес обнажился (объяснить значение), и поля опустели. Разд…лись грозные раскаты грома. Рак пятиться назад, а щ…ка тянет в воду. День был пр…красный, с моря дул свеж…й ветерок, но к вечеру п…года изм…нилась. Ос…нь наступила, выс…хли цветы, и гля…дят уныло голые кусты. | 1. Деревья одеты в белые шубки, и спит пруд под ледяной корой. 2. Посинел на реке лёд, и в долинах зажурчали звонкие ручьи. 3. Птицы возились в чаще, и щебетали. Сочные листья радостно и спокойно шептались в вершинах. - Запятая ставится между всеми частями сложного предложения. - Дождь стучал по крыше и трепал листья. Сверкнула молния, и послышался резкий удар грома. Дорога шла на подъём, и машинист с трудом затормозил пассажирский состав. Ближний сугроб напитался водой, и капли стали тенькать. Ручей падает с камня на камень и пропадает в траве. Птичка ныряет на дно, а потом выскакивает на берег. |