СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Тема. Сложные предложения.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок русского языка.

Просмотр содержимого документа
«Тема. Сложные предложения.»

Тема. Сложные предложения.

Цель: Познакомить обучающихся с понятием «Сложные предложения»

Задачи:

образовательные:

- Формирование представления о сложном предложении и его структуре.

развивающие: 

- Формирование умения различать простое и сложное предложения, разделять запятой части сложного предложения.

- Совершенствование умения находить грамматическую основу предложения;

воспитательные;

– Воспитывать трудолюбие, чувство сотрудничества при работе в паре;




Ход урока

Этапы урока

Время

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

1.Организационный момент.

1 мин.

- Здравствуйте ребята!

- Вижу вы все готовы к уроку, давайте же с вами начнем.

- Приветствуют учителя.

2.Актуализация знаний

3-4

мин.

- Записываем сегодняшнее число 26 сентября и ниже на следующей строчке, записываем классная работа.



Минутка чистописания.

Покажи букву, дайте характеристику звукам, придумайте и запишите слова, где есть такие звуки.

Словарная работа

Медведь, метро, мечта, молоко мороз.

Давайте вспомним, что мы изучали на прошлом уроке.

Составьте предложение с одним из слов с однородными членами. Разберите его.


Ответим на вопросы:

- Что такое предложение?

-Какие бывают предложения по цели высказывания?

-Какие бывают предложения по интонации?

-Какие вы знаете члены предложения?

-Что такое грамматическая основа предложения?

-Какие бывают предложения по наличию главных членов?

- Что образуют грамматические основы предложения?


- Записывают число, классная работа.

- Записывают словарные слова.

- Проверяют.












- Предложение – это набор слов, связанных между собой по смыслу.

-Повествовательные, вопросительные, побудительные

- восклицательные, невосклицательные.

- Распространенные, нераспространенные.

- Грамматическая основа – это подлежащее и сказуемое.

- простые и сложные

- Предложение


3. Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся.

3-5 мин.

- Ребята, обратите внимание на доску, какие слова вы видите?

- Можно ли эти слова назвать предложением?

- А что нужно сделать для того, чтобы получилось предложение?

- Составь предложение.

- Давайте с вами проверим, что же у вас получилось.

- Правильно, молодцы!

- Запишите данное предложение себе в тетради.

- Выделите грамматическую основу и назовите её. (Можно вызвать одного ученика к доске).

- Давайте дадим характеристику предложению.

- Назовите части речи в предложении. – зачем? Мы изучаем предложения с однородными членами. Ты даешь материал 2 класса.


- Ребята, какое сейчас время года?

- Придумайте несколько простых предложений про осень. Какие изменения произошли в природе? Составьте предложения об осени.

- У меня получились такие предложения:



Сравните предложения, Что общего? Чем различаются?:

Подул ветер.

Подул ветер. зашелестели листья.

- Выделите (найдите) грамматическую основу, назовите члены предложения.

- Что вы заметили? Какой вывод можно сделать?

- Как вы думаете, какая тема нашего урока сегодня?

Поставьте цель на сегодняшний урок.


- Волны, бились, тихие, медленно, о, берег.

- Нет


- Нужно слова связать по смыслу.


- Тихие волны медленно бились о берег.




- Подлежащее – тихие волны, сказуемое – бились,


- Это предложение является повествовательным, невосклицательным, простым, двусоставным и распространённым.

- Тихие — прилагательное.

Волны — существительное.

Медленно — наречие.

Бились — глагол.

О — предлог.

Берег — существительное.

- Осень.

- Можно

- Подул ветер, зашелестели листья. Наступила осень, улетели птицы.


- В предложении «Подул ветер, зашелестели листья» грамматическая основа — «подул ветер», где «ветер» — подлежащее, а «подул» — сказуемое.

В предложении «Наступила осень, улетели птицы» грамматическая основа — «наступила осень», где «осень» — подлежащее, а «наступила» — сказуемое.

- В первом предложении есть два подлежащих («ветер», «листья») и два сказуемых («подул», «зашелестели»). Во втором предложении также два подлежащих («осень», «птицы») и одно сказуемое («наступила»).

- Что в предложениях две грамматические основы.

- Сложные предложения.

4.Первичное усвоение новых знаний

5-10 мин

Где найти информацию о сложном предложении?- Откройте уч. На с. 252 и прочитайте правило.

- Скажите, из чего состоит сложное предложение?

- Что из себя представляет сложное предложение?

Спишите сложное предложение (из записанных выше), подчеркните основы предложений. Показать как делать схему.

Продолжите фразу.

Если в предложении две и более грамматических основ, такое предложение называется …

Если в предложении всего одна грамматическая основа, такое предложение называется…

- Чем разделяются основы сложных предложений??






-У вас на столах лежат конверты с предложением, прочитайте его.

- Выделите грамматические основы, и составьте схему данного предложения –

- Давайте повторим структуру сложного предложения.

- Какой союз употребили?

- могут ли со сложными предложениями употребляться другие союзы?

проверим


ЗАДАНИЕ: прочитайте предложения. Простые или сложные? Почему?

Пришла осенняя пора. На улице стоит хорошая погода. соединить эти предложения в одно сложное, используя союзы.

Используя союзы, составьте сложное предложение.

Варианты:

Пришла осенняя пора,на улице стоит хорошая погода. – схема


Пришла осенняя пора,и на улице стоит хорошая погода. – схема.

Пришла осенняя пора,а на улице стоит хорошая погода. – схема


Пришла осенняя пора,но на улице стоит хорошая погода.- схема

Что заметили? (части сложного предложения разделяются запятой)

Со сложными предложениями могут употребляться союзы А,И,НО. Но всегда разделяем основы сложных предложений ЗАПЯТОЙ!






- Сложные предложения состоят из двух или не скольких простых предложений.



- Сложное предложение, как и простое, представляет единое целое. Предложения, которые входят в его состав, связаны друг с другом по смыслу и интонацией.



- Простые предложения в составе сложного обычно разделяются запятой.



- Осенью птицы улетают на юг, а животные готовятся к зиме.

- Осенью птицы улетают на юг, а животные готовятся к зиме.



Грамматические основы:

осенью птицы улетают;

животные готовятся.



- Сложные предложения состоят из двух или не скольких простых предложений.












ФИЗКУЛЬТМИНУТКА

2 мин

Все ребята дружно встали

И на месте зашагали

На носочках потянулись,

А теперь назад прогнулись.

Как пружинки мы присели

И тихонько разом сели.



5.Первичное закрепление

5-10 мин

Списать, только сложные предложения, вставляя пропущенные орфограммы. Подчеркнуть в них основу, составить схему. Можно вызвать к доске.

На доске

Поз…няя осень. Гр…чиул…тели, лес обнажился (объяснить значение), и поля опустели. Разд…лись грозные раскаты грома. Рак пятиться назад, а щ…ка тянет в воду. День был пр…красный, с моря дул свеж…й ветерок, но к вечеру п…года изм…нилась. Ос…нь наступила, выс…хли цветы, и гля…дят уныло голые кусты.




1. Деревья одеты в белые шубки, и спит пруд под ледяной корой.

2. Посинел на реке лёд, и в долинах зажурчали звонкие ручьи.

3. Птицы возились в чаще, и щебетали. Сочные листья радостно и спокойно шептались в вершинах.















- Запятая ставится между всеми частями сложного предложения.



- Дождь стучал по крыше и трепал листья. Сверкнула молния, и послышался резкий удар грома. Дорога шла на подъём, и машинист с трудом затормозил пассажирский состав. Ближний сугроб напитался водой, и капли стали тенькать. Ручей падает с камня на камень и пропадает в траве. Птичка ныряет на дно, а потом выскакивает на берег.






6.Итог урока. Рефлексия

2 мин.

- Что нового вы узнали на уроке?

- Как связаны простые предложения в составе сложного?

- Чем они разделяются?



- Ответы детей.


- Сложное предложение — это предложение, состоящее из двух или более частей, связанных интонацией или смыслом.

- Оно состоит из простых предложений, которые являются его частью.


-Простые предложения в составе сложного обычно разделяются запятой.

дз


Выполните задание в учебнике под №456.

а) Составьте и запишите из двух простых

предложений одно сложное с союзом И.