Предмет: русский язык
Класс: 2 «а»
УМК: Школа России
Тема: Собственные и нарицательные имена существительные. Правописание собственных имён существительных.
Тип урока: получение новых знаний
Учитель: Шадрина Людмила Ивановна
Цель: познакомить учащихся с именами существительными собственными и нарицательными, учить различать имена собственные и нарицательные.
Задачи:
образовательные: добиться осмысленности усвоения учебного материала по теме «Собственные и нарицательные имена существительные. Правописание собственных имён существительных», осознания различия имён собственных и нарицательных, умения пользоваться терминами «имена собственные», «имена нарицательные», закрепить орфографический навык использования заглавной буквы в именах собственных;
развивающие: помочь учащимся осознать социальную, практическую и личностную значимость данного учебного материала, обеспечить развитие у учащихся ставить цель и планировать свою деятельность, способствовать развитию у учащихся внимания, наблюдательности, орфографической зоркости, обеспечить развитие у учащихся монологической и диалогической речи;
воспитательные: способствовать формированию интереса к предмету, любви к своему селу, гордости за своих земляков.
Планируемые предметные результаты:
- понимать суть понятий «имена собственные», «имена нарицательные», уметь различать имена существительные собственные и нарицательные, уметь писать собственные имена существительные с заглавной буквы.
Планируемые метапредметные результаты:
личностные: положительное отношение к учению, понимание необходимости сотрудничества с учителем, готовности к взаимодействию с ним и дружескому взаимопониманию, понимание необходимости товарищеского сотрудничества с одноклассниками, готовности к взаимодействию и взаимопониманию;
регулятивные: уметь определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя, проговаривать последовательность действий, планировать свои действия, оценивать правильность выполнения действий на уровне адекватной ретроспективной оценки;
познавательные: уметь ориентироваться в своей системе знаний, отличать новое от уже известного с помощью учителя, добывать новые знания, находить ответы на вопросы учителя, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке;
коммуникативные: уметь с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли, слушать и понимать речь других, учиться работать в паре, группе, формулировать собственное мнение.
Формируемые УУД:
- уметь ставить учебную задачу на основе того, что уже известно и усвоено и того, что ещё неизвестно (ПУУД);
- уметь осуществлять самооценку результатов работы (РУУД);
- уметь планировать учебное сотрудничество в паре, в группе (КУУД);
- уметь объяснять различие существительных собственных и нарицательных и обосновывать своё мнение (ПУУД);
- выполнять учебное задание в соответствии с правилом (РУУД);
- формулировать понятные высказывания, используя термины (КУУД);
- уметь сотрудничать с учителем, с одноклассниками, быть готовым к взаимодействию и взаимопониманию (ЛУУД);
Организация пространства:
фронтальная, индивидуальная, работа в парах, в группах.
Ресурсы:компьютер, проектор, презентация к уроку, учебник «Русский язык» 2 класс В. П. Канакина, В. Г. Горецкий, карточки для фронтальной, индивидуальной, парной, групповой работы.
Ход урока
I. Организация начала урока
-Здравствуйте ребята и уважаемые гости! Мы начинаем наш урок.
- Сегодня у нас на уроке присутствуют гости.
- Поздоровайтесь с гостями, ребята (учащиеся поворачиваются к гостям лицом и приветствуют гостей)
Будем отвечать активно, Хорошо себя вести, Чтобы гости дорогие, Захотели вновь прийти.
Погладьте себя по голове
Улыбнитесь друг другу
-Надеюсь, ваше настроение улучшилось?
-Давайте вместе постараемся, чтобы наше хорошее настроение сохранилось на весь урок.
-Девизом нашего урока сегодня будет следующая пословица. Начнём с её проговаривания: Дерево держится корнями, а человек друзьями.
- Ребята, а как вы понимаете эту пословицу?
- Нам предстоит много работать на уроке. Работать вы будете в паре. И без дружбы и взаимопомощи, конечно, не обойтись.
II. Минутка чистописания
-Начнём мы наш урок с минутки чистописания.
- Отгадайте букву, которую мы сегодня будем писать. Ключ к отгадке зашифрован в задании. Прочитай слова и подбери к ним слова противоположные по смыслу.
короткий - ....(длинный)
враг - ...(друг)
ночь - ...(день)
злая - ....(добрая)
-Какую букву мы будем писать? Объясните свой выбор.
-Верно! Сегодня мы будем писать заглавную и строчную букву Дд. (Показ на доске)
-Поставьте точку под той буква, которая у вас получилась лучше всего. (самооценка)
-Какие звуки обозначает эта буква? Какие они?
III. Актуализация опорных знаний
- Прочитайте слова, записанные на экране.
(солнце, утро, город, девочка, мальчик, щенок)
- Какой частью речи они являются? (именем существительным)
- Почему вы так решили?
(обозначают предмет, отвечают на вопросы кто? что?)
- Как можно разделить данные существительные на две группы?
(одушевлённые и неодушевлённые)
- Какие существительные называются одушевлёнными?
- Какие существительные называются неодушевлёнными?
-Запишите самостоятельно в первый столбик с маленькой буквы неодушевленные имена существительные, во второй столбик – одушевленные.
- Проверьте себя.
(на слайде: солнце девочка
утро мальчик
город щенок)
- Молодцы, с этим заданием справились.
(На стенах на карточках развешены слова: Маша, Катя, Игорь, Петя, Шарик, Бобик, Кудымкар, Москва, дети, карандаш, петух, Пушок, кот, город, утро)
- Посмотрите вокруг себя, на карточках вы видите записанные имена существительные.
Выберите из них название городу, имя мальчику, имя девочке, кличку щенку.
- Почему эти слова написаны с заглавной буквы?
- Молодцы, правила вы знаете. А сегодня мы узнаем, что - то новое об этих словах.
Чтобы узнать тему урока, нужно выполнить задание в парах.
Распределите слова по группам - имя человека, отчество, фамилия. Если слова не подходят ни к одной группе, запишите их в четвёртую - без названия.
Вспомните правила работы в парах и приступайте
(на слайде: Распределите слова по группам:
Аня, Ивановна, Миша, ученик, Федосеев, Алексеевна, Петрович, дом, Кучев.
- Давайте проверим. Какие слова записали в 1 столбик? во 2 столбик? в 3 столбик?
- Какие слова не попали ни в один из этих столбиков? (на слайде таблица)
- Молодцы. Посмотрите ещё раз на таблицу. Чем отличается написание слов первых трёх столбиков от последнего?
- Какое общее название можно дать словам первых трёх столбиков?
-Учёные в русском языке уже давно придумали специальные термины. Слова первых трёх столбиков назвали собственными именами существительными, а последнего – нарицательными именами существительными.
IV. Самоопределение к деятельности. Постановка темы и учебной задачи.
- Попробуйте назвать тему нашего урока.
Собственные и нарицательные имена существительные. Правописание собственных имён существительных.)
А чему хотели бы научиться? поставьте цель урока.
Сегодня на уроке мы узнаем …
научимся …
- Сегодня мы на уроке узнаем, какие существительные относятся к собственным, а какие к нарицательным, научимся их различать, будем применять свои знания применить на практике.
V. Открытие нового знания
- А вы знаете, что обозначают термины «собственные имена существительные», «нарицательные имена существительные»?
- Имена, отчества, фамилии людей – это собственные имена существительные, потому что имена, отчества, фамилии есть у всех людей, но у каждого оно своё, личное и никто их у вас не может отобрать. Это ваше, собственное, больше ничьё. Собственное имя называет только вас.
- С какой буквы пишутся имена собственные?
- А все остальные – несобственные - имена существительные нарицательные имена существительные, они называют, нарицают любой предмет, но не дают ему имени.
- В каком столбике у нас написаны имена собственные? А имена нарицательные?
- Прочитаем правило в учебнике на странице 52.
- Какие существительные мы называем собственные?
-С какой буквы они пишутся?
-А у кого еще может быть своё собственное имя?
Правильно клички животных, названия рек, городов, улиц – это тоже имена собственные.
Приведите примеры собственных имён существительных.
- Прочитаем правило в учебнике на странице 53.
- Какие существительные мы называем нарицательные?
С какой буквы они пишутся?
Выполним упр. 90 стр. 53
Физминутка
VI. Первичное закрепление знаний
- А теперь давайте учиться различать имена собственные и нарицательные.
- Снова посмотрите вокруг себя, на карточках вы видите записанные имена существительные. Подойти, снять любую карточку, прочитать существительное и определить, какое оно – одушевлённое или неодушевленное, собственное или нарицательное и объяснить почему.
- Какие существительные мы называем собственные?
С какой буквы они пишутся?
- Какие существительные мы называем нарицательные?
С какой буквы они пишутся?
VII. Вторичное закрепление знаний
- Где в жизни мы встречаемся с именами собственными?
- Как называется село, в котором мы живём?
- Наше село, но очень красивое, у него есть своё собственное красивое имя – Коса. (слайд )
Наше село имеет свою историю, традиции, праздники. В нашем селе жили и живут замечательные люди, о которых вы много говорите дома, в школе.
Один из них, поэт Василий Павлович Кузнецов написал такие строки о селе:
Ах, эти часы сенокосного зноя,
А утром – озноб от холодной росы.
И мне не понять, что случилось со мною,
Но я не уеду из нашей Косы.
Счастливой дороги тому, кто уедет.
Но кто-то придумает песни о ней.
И шутят о нас, как о крае медведей,
А здесь и туманы теплей и родней
Мы сейчас будем работать в группах.
Вам сейчас необходимо восстановить рассказ о нашем селе, вставив, где нужно собственные имена существительные.
Мое село.
______________ - моё село. Оно очень красивое. Рядом с селом течёт река ___________________ . Главная улица называется______________________.
В нашем селе родились и выросли замечательные люди__________________
-Какой у вас получился рассказ? (слайд)
VIII. Итог урока
Какие цели мы ставили в начале урока?
Достигли ли мы целей?
Продолжи предложение.
Сегодня на уроке я узнал (открыл для себя)…
научился …
могу похвалить себя и одноклассников за ….
ІΧ. Рефлексия деятельности
"Гора успеха"- самооценка деятельности (на доске прикреплён постер горы)
- Сегодня мы много потрудились, хорошо поработали. Преодолевали различные трудности. Это я думаю можно сравнить с поднятием на высокую гору.
-Перед вами Гора успеха. Вам необходимо прикрепить стикеры.
Вершина горы - Всё отлично! У меня всё получилось! (на доске опора)
Склон горы - Было нетрудно. Но есть вопросы. Нужно поработать!
Подножия горы - Было много трудностей. Но постараюсь их преодолеть!
Домашнее задание:
Χ. Домашнее задание.
У. стр. 52, 53 выучить правило, упр. 88, 89