СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Тема: Собственные и нарицательные имена существительные. Правописание собственных имён существительных.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Тема: Собственные и нарицательные имена существительные. Правописание собственных имён существительных.»

Предмет: русский язык

Класс: 2 «а»

УМК: Школа России

Тема: Собственные и нарицательные имена существительные. Правописание собственных имён существительных.

Тип урока: получение новых знаний

Учитель: Шадрина Людмила Ивановна


Цель: познакомить учащихся с именами существительными собственными и нарицательными, учить различать имена собственные и нарицательные.


Задачи:

образовательные: добиться осмысленности усвоения учебного материала по теме «Собственные и нарицательные имена существительные. Правописание собственных имён существительных», осознания различия имён собственных и нарицательных, умения пользоваться терминами «имена собственные», «имена нарицательные», закрепить орфографический навык использования заглавной буквы в именах собственных;

развивающие: помочь учащимся осознать социальную, практическую и личностную значимость данного учебного материала, обеспечить развитие у учащихся ставить цель и планировать свою деятельность, способствовать развитию у учащихся внимания, наблюдательности, орфографической зоркости, обеспечить развитие у учащихся монологической и диалогической речи;

воспитательные: способствовать формированию интереса к предмету, любви к своему селу, гордости за своих земляков.


Планируемые предметные результаты:

- понимать суть понятий «имена собственные», «имена нарицательные», уметь различать имена существительные собственные и нарицательные, уметь писать собственные имена существительные с заглавной буквы.


Планируемые метапредметные результаты:

личностные: положительное отношение к учению, понимание необходимости сотрудничества с учителем, готовности к взаимодействию с ним и дружескому взаимопониманию, понимание необходимости товарищеского сотрудничества с одноклассниками, готовности к взаимодействию и взаимопониманию;

регулятивные: уметь определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя, проговаривать последовательность действий, планировать свои действия, оценивать правильность выполнения действий на уровне адекватной ретроспективной оценки;

познавательные: уметь ориентироваться в своей системе знаний, отличать новое от уже известного с помощью учителя, добывать новые знания, находить ответы на вопросы учителя, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке;

коммуникативные: уметь с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли, слушать и понимать речь других, учиться работать в паре, группе, формулировать собственное мнение.

Формируемые УУД:

- уметь ставить учебную задачу на основе того, что уже известно и усвоено и того, что ещё неизвестно (ПУУД);

- уметь осуществлять самооценку результатов работы (РУУД);

- уметь планировать учебное сотрудничество в паре, в группе (КУУД);

- уметь объяснять различие существительных собственных и нарицательных и обосновывать своё мнение (ПУУД);

- выполнять учебное задание в соответствии с правилом (РУУД);

- формулировать понятные высказывания, используя термины (КУУД);

- уметь сотрудничать с учителем, с одноклассниками, быть готовым к взаимодействию и взаимопониманию (ЛУУД);


Организация пространства:

фронтальная, индивидуальная, работа в парах, в группах.


Ресурсы:компьютер, проектор, презентация к уроку, учебник «Русский язык» 2 класс В. П. Канакина, В. Г. Горецкий, карточки для фронтальной, индивидуальной, парной, групповой работы.


Ход урока

I. Организация начала урока

-Здравствуйте ребята и уважаемые гости! Мы начинаем наш урок.

- Сегодня у нас на уроке присутствуют гости.

- Поздоровайтесь с гостями, ребята (учащиеся поворачиваются к гостям лицом и приветствуют гостей)

Будем отвечать активно, Хорошо себя вести, Чтобы гости дорогие, Захотели вновь прийти.

Погладьте себя по голове

Улыбнитесь друг другу

-Надеюсь, ваше настроение улучшилось?

-Давайте вместе постараемся, чтобы наше хорошее настроение сохранилось на весь урок.

-Девизом нашего урока сегодня будет следующая пословица. Начнём с её проговаривания: Дерево держится корнями, а человек друзьями.

- Ребята, а как вы понимаете эту пословицу?

- Нам предстоит много работать на уроке. Работать вы будете в паре. И без дружбы и взаимопомощи, конечно, не обойтись.


II. Минутка чистописания

-Начнём мы наш урок с минутки чистописания.

- Отгадайте букву, которую мы сегодня будем писать. Ключ к отгадке зашифрован в задании. Прочитай слова и подбери к ним слова противоположные по смыслу.

короткий - ....(длинный)

враг - ...(друг)

ночь - ...(день)

злая - ....(добрая)

-Какую букву мы будем писать? Объясните свой выбор.

-Верно! Сегодня мы будем писать заглавную и строчную букву Дд. (Показ на доске)

-Поставьте точку под той буква, которая у вас получилась лучше всего. (самооценка)

-Какие звуки обозначает эта буква? Какие они?


III. Актуализация опорных знаний

- Прочитайте слова, записанные на экране.

(солнце, утро, город, девочка, мальчик, щенок)

- Какой частью речи они являются? (именем существительным)

- Почему вы так решили?

(обозначают предмет, отвечают на вопросы кто? что?)

- Как можно разделить данные существительные на две группы?

(одушевлённые и неодушевлённые)

- Какие существительные называются одушевлёнными?

- Какие существительные называются неодушевлёнными?

-Запишите самостоятельно в первый столбик с маленькой буквы неодушевленные имена существительные, во второй столбик – одушевленные.

- Проверьте себя.

(на слайде: солнце девочка

утро мальчик

город щенок)

- Молодцы, с этим заданием справились.

(На стенах на карточках развешены слова: Маша, Катя, Игорь, Петя, Шарик, Бобик, Кудымкар, Москва, дети, карандаш, петух, Пушок, кот, город, утро)

- Посмотрите вокруг себя, на карточках вы видите записанные имена существительные.

Выберите из них название городу, имя мальчику, имя девочке, кличку щенку.

- Почему эти слова написаны с заглавной буквы?

- Молодцы, правила вы знаете. А сегодня мы узнаем, что - то новое об этих словах.

Чтобы узнать тему урока, нужно выполнить задание в парах.

Распределите слова по группам - имя человека, отчество, фамилия. Если слова не подходят ни к одной группе, запишите их в четвёртую - без названия.

Вспомните правила работы в парах и приступайте

(на слайде: Распределите слова по группам:

Аня, Ивановна, Миша, ученик, Федосеев, Алексеевна, Петрович, дом, Кучев.


имя

отчество

фамилия











- Давайте проверим. Какие слова записали в 1 столбик? во 2 столбик? в 3 столбик?

- Какие слова не попали ни в один из этих столбиков? (на слайде таблица)

- Молодцы. Посмотрите ещё раз на таблицу. Чем отличается написание слов первых трёх столбиков от последнего?

- Какое общее название можно дать словам первых трёх столбиков?

-Учёные в русском языке уже давно придумали специальные термины. Слова первых трёх столбиков назвали собственными именами существительными, а последнего – нарицательными именами существительными.

IV. Самоопределение к деятельности. Постановка темы и учебной задачи.

- Попробуйте назвать тему нашего урока.

Собственные и нарицательные имена существительные. Правописание собственных имён существительных.)

А чему хотели бы научиться? поставьте цель урока.

Сегодня на уроке мы узнаем …

научимся …


- Сегодня мы на уроке узнаем, какие существительные относятся к собственным, а какие к нарицательным, научимся их различать, будем применять свои знания применить на практике.


V. Открытие нового знания

- А вы знаете, что обозначают термины «собственные имена существительные», «нарицательные имена существительные»?

- Имена, отчества, фамилии людей – это собственные имена существительные, потому что имена, отчества, фамилии есть у всех людей, но у каждого оно своё, личное и никто их у вас не может отобрать. Это ваше, собственное, больше ничьё. Собственное имя называет только вас.

- С какой буквы пишутся имена собственные?


- А все остальные – несобственные - имена существительные нарицательные имена существительные, они называют, нарицают любой предмет, но не дают ему имени.

- В каком столбике у нас написаны имена собственные? А имена нарицательные?

- Прочитаем правило в учебнике на странице 52.

- Какие существительные мы называем собственные?

-С какой буквы они пишутся?

-А у кого еще может быть своё собственное имя?

Правильно клички животных, названия рек, городов, улиц – это тоже имена собственные.

Приведите примеры собственных имён существительных.

- Прочитаем правило в учебнике на странице 53.

- Какие существительные мы называем нарицательные?

С какой буквы они пишутся?

Выполним упр. 90 стр. 53


Физминутка

VI. Первичное закрепление знаний

- А теперь давайте учиться различать имена собственные и нарицательные.

- Снова посмотрите вокруг себя, на карточках вы видите записанные имена существительные. Подойти, снять любую карточку, прочитать существительное и определить, какое оно – одушевлённое или неодушевленное, собственное или нарицательное и объяснить почему.

- Какие существительные мы называем собственные?

С какой буквы они пишутся?

- Какие существительные мы называем нарицательные?

С какой буквы они пишутся?


VII. Вторичное закрепление знаний

- Где в жизни мы встречаемся с именами собственными?

- Как называется село, в котором мы живём?

- Наше село, но очень красивое, у него есть своё собственное красивое имя – Коса. (слайд )

Наше село имеет свою историю, традиции, праздники. В нашем селе жили и живут замечательные люди, о которых вы много говорите дома, в школе.


Один из них, поэт Василий Павлович Кузнецов написал такие строки о селе:

Ах, эти часы сенокосного зноя,

А утром – озноб от холодной росы.

И мне не понять, что случилось со мною,

Но я не уеду из нашей Косы.

Счастливой дороги тому, кто уедет.

Но кто-то придумает песни о ней.

И шутят о нас, как о крае медведей,

А здесь и туманы теплей и родней


Мы сейчас будем работать в группах.

Вам сейчас необходимо восстановить рассказ о нашем селе, вставив, где нужно собственные имена существительные.


Мое село.

______________ - моё село. Оно очень красивое. Рядом с селом течёт река ___________________ . Главная улица называется______________________.

В нашем селе родились и выросли замечательные люди__________________

-Какой у вас получился рассказ? (слайд)

VIII. Итог урока

Какие цели мы ставили в начале урока?

Достигли ли мы целей?


Продолжи предложение.

Сегодня на уроке я узнал (открыл для себя)…

научился …

могу похвалить себя и одноклассников за ….

ІΧ. Рефлексия деятельности


"Гора успеха"- самооценка деятельности (на доске прикреплён постер горы)

- Сегодня мы много потрудились, хорошо поработали. Преодолевали различные трудности. Это я думаю можно сравнить с поднятием на высокую гору.

-Перед вами Гора успеха. Вам необходимо прикрепить стикеры.

Вершина горы - Всё отлично! У меня всё получилось! (на доске опора)

Склон горы - Было нетрудно. Но есть вопросы. Нужно поработать!

Подножия горы - Было много трудностей. Но постараюсь их преодолеть!

Домашнее задание:


Χ. Домашнее задание.

У. стр. 52, 53 выучить правило, упр. 88, 89


















Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!