Урок русского языка в 11 классе.
Тема: "Способы передачи чужой речи. Прямая и косвенная речь".
Цели:
Познавательные:
1) выяснить, в чём сходство и различие прямой и косвенной речи;
2) знать структурные элементы прямой и косвенной речи;
3) уметь расставлять знаки препинания в прямой и косвенной речи.
Воспитательные:
1) воспитывать умение внимательно слушать и слышать, уважать другое мнение, поддерживать других и быть к ним доброжелательными.
Развивающие:
1) развивать критическое мышление через чтение информационного текста;
3) развивать языковое чутье, чувствовать красоту языка;
4) развивать умение работать парно.
Тип урока: комбинированный.
ХОД УРОКА
1.Организационный момент.
- Здравствуйте, ребята. Сегодня мы с вами будет повторять тему «Способы передачи чужой речи». Напомните мне, пожалуйста, что такое «Прямая речь».
Прямая речь- это способ передачи чужой речи, сохраняющая её содержание и форму.
Прямая речь-это слова от какого-либо лица, передаваемые от его имени. П.р. сопровождается словами автора, в которых обычно указывается кому принадлежит прямая речь.
2. Систематизация имеющихся знаний по изучаемой теме.
- Повторим знаки препинания при прямой речи.
Прямая речь после слов автора.
Л.Н. Толстой писал: «Все мы на свете друг другу нужны». А: «П».
Мама закричала: «Давай быстрее!». А: «П».
Бабушка спросила: «Ты будешь завтракать?». А: «П?».
Прямая речь перед словами автора
«Только зубрилы и подлизы ходят в новых фуражках», -говорили сёстры.
«П», - а.
«Ой, да тут глубоко!»- со смехом крикнула она. «П!»-а.
«Ты хозяйский сын?»- спросил я его наконец. «П?»-а.
Если прямая речь разрывается словами автора, то кавычки ставятся в начале и в конце предложения, а слова автора с 2-х сторон отделяются от прямой речи знаками тире.
«П, -а, -п».
«П, -а, -п!».
«П, -а, -п?».
«П, -а.-П».
«П? -а.-П».
«П! -а.-П».
«Я хочу поиграть, - ответил брат. -Присоединяйся ко мне». «П, -а, -п».
«Янко, сказала она-всё пропало!». «П, -а, -п!».
«Я из Петербурга, - отвечает женщина.-Очень хорошо ты куёшь». «П, -а.-П».
«Послушайте, товарищ Ложкин, - возмутился я, - вы где-нибудь учились?».
«П, -а, -п?».
«Здравствуйте, товарищи! – крикнул он им. – Здорово». «П! -а.-П».
3. Сейчас буду диктовать вам предложения. Вы их запишите в тетрадь. Составьте схемы. Взаимопроверка. Поменялись тетрадями
Она взглянула и воскликнула: «Это Казбич!» А: «П!»
«Я в театр не пойду», – неприязненно отозвался Шариков и перекрестил рот. «П», – а.
«Скажи, пожалуйста, Ерофей, – заговорил я, – что за человек этот Касьян?»
«П, – а, – п?»
«П! – а. – П?»
Смотрю я ему вслед и думаю: «Зачем живут такие люди?» А: «П?»
«Я командовать приехал, – заявил Чапаев, – а не с бумажками возиться».
«П, - а, - п»
Делаем выводы, что в графических схемах хорошо видны основания для постановки знаков препинания в предложениях с прямой речью:
1) прямая речь как речь чужая (иного плана) выделяется кавычками;
2) прямая речь и слова автора отделяются двоеточием или тире.
3) предложения, являющиеся прямой речью, сохраняют интонационно-коммуникативные особенности, в конце их ставятся конечные знаки препинания (если прямая речь предшествует словам автора, вместо точки ставится запятая);
4) прямая речь сопровождается глаголами мысли и речи, глаголами говорения
Какими в наших примерах?
ВОСКЛИКНУЛА, ОТОЗВАЛСЯ, ЗАГОВОРИЛ, КРИКНУЛ
Одной из ошибок при написании части С на ЕГЭ является необоснованный повтор одного и того же слова. В частности, слова «СКАЗАЛ».
Посмотрите в словаре синонимов – какими синонимичными словами можно воспользоваться при передаче чужой речи.
Выражать(ся), высказывать(ся), излагать, изъявлять, молвить, произносить, выговаривать, сказать, сказывать, рассуждать, трактовать, утверждать, твердить, повторять; разглагольствовать, резонировать, развивать мысль, распространяться, рассуждать, витийствовать, ораторствовать, держать речь, проповедовать, гласить, вещать; барабанить, тараторить, бредить, лепетать, лопотать, бормотать, ворчать сквозь зубы, шептать, мямлить, тянуть, цедить сквозь зубы; галдеть, разговаривать, утверждать
4. Погружение в новый материал.
-Итак, чужую речь можно передавать непосредственно – прямо, можно непрямо – КАК? (косвенно).
-Кстати, что значит слово «косвенная»? КОСАЯ – не прямо.
- Что такое «косвенная речь»?
Косвенная речь- это передача чужой речи не дословно, но с сохранением её содержания.
Для конструкции косвенной речи используются сложные предложения с придаточной изъяснительной (союзы и союзные слова как, что, будто).
Ср. : Мальчик с тоской смотрел в учебник и думал: «Мне никогда не осилить этого».
Мальчик смотрел с тоской в учебник и думал, что ему никогда не осилить этого.
5. Запишите предложения. Переделайте их в косвенную речь.
«Ребята, вы были на выставке камней?» – спросила учительница.
Учительница спросила ребят, были ли они на выставке камней.
«Возможно, я летом поеду в деревню», - сказала Мария.
Мария сказала, что летом она, возможно, поедет в деревню.
Никита попросил меня: «Помоги, пожалуйста, решить задачу».
Никита попросил, чтобы я помог ему решить задачу.
«Прошу не умничать! - сказал я Савельичу. - Сейчас же неси сюда тулуп!»
Я сказал Савельичу, чтобы он не умничал и нёс сейчас же сюда тулуп».
«Который час?», - спросил я у соседа.
У соседа я спросил, который час.
«Эх! Давненько не брал я в руки шашек!» - говорил Чичиков.
Чичиков говорил, что он давненько не брал в руки шашек.
Незнакомец нагнулся над Каштанкой и спросил: «Я тебя ушиб, бедная? Ой, ну, не сердись! Не сердись!»
Незнакомец нагнулся над Каштанкой и спросил, не ушиб ли он её и попросил не сердиться.
6. Этап контроля усвоения материала . Самостоятельная работа.
1) Весной синица завела песню для полусонных лягушек и ящериц: «Собирайтесь вокруг старого пня погреться на солнышке!».
2) «В рисунках художника отражена вся история северного края», — отмечали посетители выставки.
3) Радиолокатор в рубке капитана показывал: «Впереди по курсу движения корабля находится неизвестное препятствие».
4) На стадионе Нину спросили: «За сколько секунд ты пробегаешь стометровку?»
5) Экскурсанты спрашивали: «Как раньше называлась эта улица?»
6) Ваня подошел ко мне на переменке и тихо сказал: «Вы, Вера Матвеевна, не задавали нам то, о чем спрашивали».
7) «Что-то случилось?» — спросила мать, как бы придерживая сердце рукой.
8) «Меня потрясает гнев человека, который гневается раз в году»,— сказал кто-то из тех, чьи изречения стоит запоминать.
9) «На две минуты… Остановитесь, пожалуйста»,— опять попросил я таксиста.
10) «Памятники надо ставить при жизни,— включился в разговор папа.— Пусть не из гранита, не из бронзы, пусть «нерукотворные»…но при жизни».
(Из произведений А. Алексина).
7. Подведение итогов. Рефлексия.