СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Тема: "Способы передачи чужой речи. Прямая и косвенная речь".

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Тема: "Способы передачи чужой речи. Прямая и косвенная речь".

Просмотр содержимого документа
«Тема: "Способы передачи чужой речи. Прямая и косвенная речь".»

Урок русского языка в 11 классе.

Тема: "Способы передачи чужой речи. Прямая и косвенная речь".

Цели:

Познавательные:

1) выяснить, в чём сходство и различие прямой и косвенной речи;

2) знать структурные элементы прямой и косвенной речи;

3) уметь расставлять знаки препинания в прямой и косвенной речи.

Воспитательные:

1) воспитывать умение внимательно слушать и слышать, уважать другое мнение, поддерживать других и быть к ним доброжелательными.

Развивающие:

1) развивать критическое мышление через чтение информационного текста;

3) развивать языковое чутье, чувствовать красоту языка;

4) развивать умение работать парно.

Тип урока: комбинированный.


ХОД УРОКА


1.Организационный момент.

- Здравствуйте, ребята. Сегодня мы с вами будет повторять тему «Способы передачи чужой речи». Напомните мне, пожалуйста, что такое «Прямая речь».

Прямая речь- это способ передачи чужой речи, сохраняющая её содержание и форму.

Прямая речь-это слова от какого-либо лица, передаваемые от его имени. П.р. сопровождается словами автора, в которых обычно указывается кому принадлежит прямая речь.

2. Систематизация имеющихся знаний по изучаемой теме.

- Повторим знаки препинания при прямой речи.


Прямая речь после слов автора.

  • Л.Н. Толстой писал: «Все мы на свете друг другу нужны». А: «П».

  • Мама закричала: «Давай быстрее!». А: «П».

  • Бабушка спросила: «Ты будешь завтракать?». А: «П?».

Прямая речь перед словами автора

  • «Только зубрилы и подлизы ходят в новых фуражках», -говорили сёстры.

«П», - а.

  • «Ой, да тут глубоко!»- со смехом крикнула она. «П!»-а.

  • «Ты хозяйский сын?»- спросил я его наконец. «П?»-а.


Если прямая речь разрывается словами автора, то кавычки ставятся в начале и в конце предложения, а слова автора с 2-х сторон отделяются от прямой речи знаками тире.

  • «П, -а, -п».

  • «П, -а, -п!».

  • «П, -а, -п?».

  • «П, -а.-П».

  • «П? -а.-П».

  • «П! -а.-П».

  • «Я хочу поиграть, - ответил брат. -Присоединяйся ко мне». «П, -а, -п».


  • «Янко, сказала она-всё пропало!». «П, -а, -п!».

  • «Я из Петербурга, - отвечает женщина.-Очень хорошо ты куёшь». «П, -а.-П».

  • «Послушайте, товарищ Ложкин, - возмутился я, - вы где-нибудь учились?».

«П, -а, -п?».

  • «Здравствуйте, товарищи! – крикнул он им. – Здорово». «П! -а.-П».



3. Сейчас буду диктовать вам предложения. Вы их запишите в тетрадь. Составьте схемы. Взаимопроверка. Поменялись тетрадями


  • Она взглянула и воскликнула: «Это Казбич!» А: «П!»

  • «Я в театр не пойду», – неприязненно отозвался Шариков и перекрестил рот. «П», – а.


  • «Скажи, пожалуйста, Ерофей, – заговорил я, – что за человек этот Касьян?»

«П, – а, – п?»


  • «Кондуктор! — крикнул сердитый голос. — Почему не даете билетов?»

«П! – а. – П?»

  • Смотрю я ему вслед и думаю: «Зачем живут такие люди?» А: «П?»

  • «Я командовать приехал, – заявил Чапаев, – а не с бумажками возиться».

«П, - а, - п»



Делаем выводы, что в графических схемах хорошо видны основания для постановки знаков препинания в предложениях с прямой речью:


1) прямая речь как речь чужая (иного плана) выделяется кавычками;


2) прямая речь и слова автора отделяются двоеточием или тире.


3) предложения, являющиеся прямой речью, сохраняют интонационно-коммуникативные особенности, в конце их ставятся конечные знаки препинания (если прямая речь предшествует словам автора, вместо точки ставится запятая);

4) прямая речь сопровождается глаголами мысли и речи, глаголами говорения

Какими в наших примерах?

ВОСКЛИКНУЛА, ОТОЗВАЛСЯ, ЗАГОВОРИЛ, КРИКНУЛ


Одной из ошибок при написании части С на ЕГЭ является необоснованный повтор одного и того же слова. В частности, слова «СКАЗАЛ».

Посмотрите в словаре синонимов – какими синонимичными словами можно воспользоваться при передаче чужой речи.


Выражать(ся), высказывать(ся), излагать, изъявлять, молвить, произносить, выговаривать, сказать, сказывать, рассуждать, трактовать, утверждать, твердить, повторять; разглагольствовать, резонировать, развивать мысль, распространяться, рассуждать, витийствовать, ораторствовать, держать речь, проповедовать, гласить, вещать; барабанить, тараторить, бредить, лепетать, лопотать, бормотать, ворчать сквозь зубы, шептать, мямлить, тянуть, цедить сквозь зубы; галдеть, разговаривать, утверждать



4. Погружение в новый материал.


-Итак, чужую речь можно передавать непосредственно – прямо, можно непрямо – КАК? (косвенно).

-Кстати, что значит слово «косвенная»? КОСАЯ – не прямо.

- Что такое «косвенная речь»?

Косвенная речь- это передача чужой речи не дословно, но с сохранением её содержания.

Для конструкции косвенной речи используются сложные предложения с придаточной изъяснительной (союзы и союзные слова как, что, будто).

  • Ср. : Мальчик с тоской смотрел в учебник и думал: «Мне никогда не осилить этого».

  • Мальчик смотрел с тоской в учебник и думал, что ему никогда не осилить этого.


5. Запишите предложения. Переделайте их в косвенную речь.

  • «Ребята, вы были на выставке камней?» – спросила учительница.

  • Учительница спросила ребят, были ли они на выставке камней.

  • «Возможно, я летом поеду в деревню», - сказала Мария.

  • Мария сказала, что летом она, возможно, поедет в деревню.

  • Никита попросил меня: «Помоги, пожалуйста, решить задачу».

  • Никита попросил, чтобы я помог ему решить задачу.

  • «Прошу не умничать! - сказал я Савельичу. - Сейчас же неси сюда тулуп!»

  • Я сказал Савельичу, чтобы он не умничал и нёс сейчас же сюда тулуп».

  • «Который час?», - спросил я у соседа.

  • У соседа я спросил, который час.

  • «Эх! Давненько не брал я в руки шашек!» - говорил Чичиков.

  • Чичиков говорил, что он давненько не брал в руки шашек.

  • Незнакомец нагнулся над Каштанкой и спросил: «Я тебя ушиб, бедная? Ой, ну, не сердись! Не сердись!»

  • Незнакомец нагнулся над Каштанкой и спросил, не ушиб ли он её и попросил не сердиться.


6. Этап контроля усвоения материала . Самостоятельная работа.

1) Весной синица завела песню для полусонных лягушек и ящериц: «Собирайтесь вокруг старого пня погреться на солнышке!».


2) «В рисунках художника отражена вся история северного края», — отмечали посетители выставки.


3) Радиолокатор в рубке капитана показывал: «Впереди по курсу движения корабля находится неизвестное препятствие».

4) На стадионе Нину спросили: «За сколько секунд ты пробегаешь стометровку?»

5) Экскурсанты спрашивали: «Как раньше называлась эта улица?»

6) Ваня подошел ко мне на переменке и тихо сказал: «Вы, Вера Матвеевна, не задавали нам то, о чем спрашивали».

7) «Что-то случилось?» — спросила мать, как бы придерживая сердце рукой.

8) «Меня потрясает гнев человека, который гневается раз в году»,— сказал кто-то из тех, чьи изречения стоит запоминать.

9) «На две минуты… Остановитесь, пожалуйста»,— опять попросил я таксиста.

10) «Памятники надо ставить при жизни,— включился в разговор папа.— Пусть не из гранита, не из бронзы, пусть «нерукотворные»…но при жизни».


(Из произведений А. Алексина).


7. Подведение итогов. Рефлексия.









Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!