План урока
Группа №_____________
Дата__________________
Преподаватель: Мамамова З.А.
Предмет: ИСТОРИЯ
Тема: § 81. Советское государство и общество в 30-е годы XX века.
Цели занятия:
Образовательная: познакомить учащихся со сложными и противоречивыми процессами имевшими место в общественно-политической жизни советского общества в 20-30-е гг.; - достичь усвоения учащимися особенностей политической системе СССР в 20-30-х гг.;
Развивающая: способствовать развитию коммуникативных навыков; -овладение элементарными методами исторического познания;
Воспитывающая: воспитание патриотизма, уважения к истории своей страны, уважения к правам и свободам человека; - способствовать формированию активной жизненной позиции; - создать условия для осознания и принятия учащимися нравственных, общечеловеческих ценностей.
Тип урока: урок изучение нового материала.
Вид урока: смешанный (беседа, групповая работа, индивидуальная работа).
План урока:
I. Организационная часть
-подготовка учащихся к восприятию нового материала;
-целевая установка на занятие
II. Повторение (актуализация ранее усвоенных знаний)
Вопросы на повторение материала
1. В чем состояли причины отказа от нэпа? - Какие мнения о путях дальнейшего развития страны существовали среди руководства СССР?
2. Какие изменения произошли в сфере управления экономикой при переходе к индустриализации?
3. Что такое коллективизация? - Каковы были причины перехода к политике коллективизации?
4. Как осуществлялась коллективизация? - Каковы были ее результаты?
5. Используя дополнительную литературу, составьте сообщение об одной из строек первых пятилеток (по выбору).
III. Изложение нового программного материал.
1. Мобилизационное развитие.
3.Социальные процессы.
4.Итогом развития СССР в 30-е гг.
IV. Закрепление пройденного материала.
1. В чем, на ваш взгляд, состояли причины установления в СССР единоличной власти И. В. Сталина?
2. Назовите причины массовых репрессий. Какие последствия они имели?
3. Используя дополнительную литературу, напишите биографический очерк об одном из репрессированных в 30-е гг. XX в.
4. Какие социальные процессы происходили в СССР? Какое значение имело стахановское движение?
5. Каковы были итоги развития СССР в 30-е гг.?
Выучить тему и ответить на вопросы
VI1.Отметки за урок_______________________________________________
Тема: § 81. Советское государство и общество в 30-е гг. XX в.
План:
1. Мобилизационное развитие.
3.Социальные процессы.
4.Итогом развития СССР в 30-е гг.
1.Мобилизационное развитие. Советский Союз в 20 — 30-е гг. XX в. существовал в условиях постоянной угрозы войны. Подготовка к войне явилась главной причиной индустриализации и коллективизации. И. В. Сталин заявлял: «Задержать темпы — это значит отстать, а отсталых бьют... Мы отстали от передовых стран на 50 —100 лет. Мы должны пробежать это расстояние за 10 лет. Либо мы сделаем это, либо нас сомнут».
Экономика управлялась из Центра путем директив — задач, подлежащих обязательному исполнению. В этот процесс втягивалось и село. Крестьяне, теряя самостоятельность, становились в один ряд с рабочими. Рабочие в конце 30-х гг. лишились права выбора места работы.
Подготовкой к будущей войне объясняется и укрепление органов безопасности. Они должны были подготовить тыл, выкорчевав все возможные очаги оппозиции во избежание создания «пятой колонны» (это название появилось в ходе Гражданской войны в Испании: франкистские мятежники заявляли, что будут штурмовать Мадрид четырьмя колоннами, а пятая колонна — колонна их сторонников — ударит по республиканцам в с2
2.Идеология. Со страниц газет, журналов, с многочисленных плакатов звучали призывы быть готовыми к защите СССР, сохранять бдительность, крепить трудом оборону страны. Главными героями тех лет становились пограничники, летчики, новаторы, побивающие все рекорды на производстве, люди, разоблачающие козни врагов, и т.п.
Мастерам искусства вменялось в обязанность отражать в своем творчестве партийные установки. Даже в комедийных фильмах («Девушка с характером», «Светлый путь», «Цирк») звучит тема борьбы с диверсантами или «агентами иностранного влияния».
Репрессии. 1 декабря 1934 г. в Ленинграде был убит первый секретарь Ленинградского губкома ВКП (б) С. М.Киров. Вскоре было принято решение об ускоренном рассмотрении политических дел. Репрессиям стали подвергать даже членов семей осужденных. Все было подготовлено к началу «большого террора» — так называют пик репрессий, пришедшийся на 1937—1938 гг.
Органы НКВД получили указание добиваться признания подследственных любыми путями, включая применение пыток. Приговоры выносили особые «тройки». Подсудимому о приговоре сообщали за несколько минут до приведения его в исполнение.
Назначенный в сентябре 1936 г. главой НКВД Н. И. Ежов начал разработку дела о «параллельном антисоветском троцкистском центре», по которому проходили известные деятели партии и государства Г. JI. Пятаков, Г. Я. Сокольников, К.Б.Радек и др. На пленуме ЦК ВКП (б) в 1937 г. Сталин резко критиковал местные органы за потерю политической бдительности и призвал принять суровые меры для «выкорчевывания вражеских гнезд». Летом 1937 г. по «делу военных» были казнены М. Н. Тухачевский, И.О.Якир, И. П. Уборевич, А. И. Корк, В.К.Путна и другие военачальники, которым было предъявлено обвинение в сотрудничестве с иностранной разведкой и подготовке переворота. Последним большим политическим процессом этого пери- ода было дело об «антисоветском правотроцкистском блоке», по которому обвинялись лидеры бывшей правой оп- позиции Н. И. Бухарин, А. И. Рыков и др.
Открытые политические процессы широко освещались в прессе, становились темами митингов и собраний трудящихся. Однако аресты и казни многих деятелей партии, армии, культуры и науки проходили без широкой огласки. Так было, к примеру, с маршалами А. И. Егоровым и В. К. Блюхером, бывшим наркомом юстиции Н. В. Крыленко и многими другими.
Массовыми репрессиями власти стремились решить помимо заявленной ликвидации базы для формирования «пятой колонны» и другие задачи: устрашить недовольных, поддерживать веру населения в правильности избранного пути (не- удачи списывались на деятельность «врагов народа», «вредителей», которых беспощадно «выкорчевывали»). Важной функцией репрессий было обеспечение бесперебойной работы государственного аппарата — угроза наказаний заставляла чиновников всех уровней добросовестно выполнять свои обязанности, не воровать, не брать взяток и т.д. Одновременно репрессии являлись специфической формой ротации чиновничества. Во второй половине 30-х гг. в СССР произошла почти полная смена слоя управленцев в государственном аппарате, промышленности, науке и других сферах. В результате грандиозных чисток на место тех, кто правил страной с 1917 г., пришли новые люди.
Репрессии были вызваны и экономическими причинами. Применение труда заключенных давало возможность решать многие хозяйственные вопросы с гораздо меньшими затратами. Особенно важную роль труд заключенных сыграл в освоении окраин (Север, Дальний Восток).
По официальным данным, в 1930 —1953 гг. были вынесены приговоры в отношении 3 млн. 778 тыс. 234 человек, из них 786 тыс. были приговорены к расстрелу.
В марте 1939 г., выступая на XVIII съезде ВКП (б), Сталин сказал, что чистки в партии были неизбежны, хотя и сопровождались многочисленными ошибками. Масштабы репрессий уменьшились, были осуществлены частичная реабилитация и освобождение заключенных. В 1938 г. во главе НКВД был поставлен JI. П. Берия, а его предшественник Н. И. Ежов снят со своего поста и позже казнен. Тем не менее, репрессии продолжались и в дальнейшем.
3.Социальные процессы. Преобладающим социальным слоем в 30-е гг. XX в. стал рабочий класс, интенсивно пополняющийся выходцами из сельской местности. Безработица была ликвидирована. Промышленность нуждалась в квалифицированных кадрах, поэтому ускоренно развивалась система профессионального образования. Расширялись старые и открывались новые вузы, в которых обучались тысячи будущих специалистов. К концу 30-х гг. Советский Союз вышел на первое место в мире по числу студентов.
Труд квалифицированных рабочих хорошо оплачивался, что положительно влияло на трудовые показатели. В среде рабочих зародилось движение ударников, а затем стахановцев. Последнее получило название от фамилии шахтера А.Г.Стаханова, перевыполнившего (вместе с двумя помощниками) в 1935 г. дневную норму добычи угля в четырнадцать раз. Стахановцы получали значительные льготы. Уже в 1936 г. нормы выработки в промышленности были повышены на 13 — 47 %. Итоги развития.
4.Итогом развития СССР в 30-е гг. стал беспрецедентный в истории экономический скачок: было построено около 9 тыс. крупных и средних промышленных предприятий. По объему промышленного производства СССР вышел на второе место в мире после США (в 1913 г. Россия занимала пятое место). Сократилось отставание от развитых стран по производству продукции на душу населения: если в 20-е гг. разрыв был в 5 —10 раз, то в конце 30-х гг. — в 1,5 — 4 раза. Среднегодовые темпы индустриального роста в 30-е гг. составили около 11 %. СССР стал одной из немногих стран мира, способных производить любой вид промышленной продукции, доступной в то время человечеству.
Все эти успехи стали следствием политики руководства страны и самоотверженного труда советских людей.
К концу 30-х гг. XX в. повысился уровень жизни населения, особенно в городах. Принятая 5 декабря 1936 г. новая Конституция СССР вводила всеобщее, равное и прямое голосование. Но если права на труд, отдых, бесплатные образование и медицинское обслуживание были во многом реальностью, то записанные в Конституции политические права граждан СССР существовали лишь на бумаге.