Тема: Суффикс как часть слова
Цель: познакомить с суффиксом как частью слова и его основными признаками; способствовать развитию умения определять функции, значение и местонахождение суффикса в слове.
Задачи: формировать умение определять суффикс в словах; развивать логическое мышление, память; воспитывать аккуратность при работе в тетрадях.
Планируемые результаты:
Личностные: способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности.
Метапредметные:
Регулятивные УУД:
- уметь определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя;
- проговаривать последовательность действий на уроке;
- работать по коллективно составленному плану;
- оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки;
- планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей;
- вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок;
- высказывать своё предположение.
Коммуникативные УУД:
- оформлять свои мысли в устной форме;
- слушать и понимать речь других;
- совместно договариваться о правилах поведения и общения в школе и следовать им.
Познавательные УУД:
- ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя;
- добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке.
Предметные:
- находить место суффикса в слове, уметь выделять в слове суффикс;
- находить информацию в учебнике и анализировать ее.
Тип урока: урок изучения нового материала.
Оборудование: учебник «Русский язык. 2 класс» автор В.П.Канакина, В.Г.Горецкий, УМК «Школа России», тетрадь, карточки.
Ход урока
I.Организационный момент
Прозвенел и смолк звонок,
Начинается урок.
Вы на парты поглядите,
Все в порядок приведите.
Друг на друга посмотрите,
Улыбнитесь и садитесь.
- Ребята! Начинаем урок русского языка, и я желаю вам успеха.
- А что бы вы пожелали себе и друг другу на уроке русского языка?
II. Актуализация знаний
1.Проверка домашнего задания
- Послушайте слова: Корм, тарелка, ребята, мастер, конь, лес, сосна, шишка, зверь, подарок, число.
- Что вы можете о них сказать?
- На какие две группы их можно разделить?
- Ребята, какую тему мы изучали на прошлом уроке?
- Что мы называем окончанием? (Изменяемая часть слова)
- Как определить окончание слова? (Изменить форму слова)
- Что значит нулевое окончание?
- Обычное окончание выражается на письме буквой. Например: дома – окончание а. А нулевое окончание – это когда на месте окончания нет ни звука, ни буквы. Например: стол, конь, человек.
- Как обозначается нулевое окончание?
- А для чего нам служат окончания?
- Окончания служат для связи слов в предложении.
3.Орфографическая минутка
- Найдите и запишите слова, которые я зашифровала: пальсуфто, собафика, тетксрадь.
Словарь: пальто, собака, тетрадь.
- Какие это слова? Как их можно проверить? (Словарные, написание надо запомнить)
(Проверка. Сверка с образцом. Самооценка.)
(На доске записаны слова.)
Р..бята, б..реза, ш..шки, дерев..я, ло...
- Какие буквы нужно поставить вместо точек?
- Объясните. (Ребята — Е запоминаем, береза — Е запоминаем, шишки — ШИ пиши с буквой И, деревья — пиши разделительный Ь, лоб — проверяем словом лбы.)
- Спишите слова в алфавитном порядке. Берёза, деревья, лоб, ребята, шишки.
Физкультминутка
- Засиделись не на шутку, проведем физкультминутку.
Одолела нас дремота,
Шевельнуться неохота.
Ну-ка, делайте со мною
Упражнение такое:
Вверх, вниз потянись,
Окончательно проснись.
Все ребята дружно встали
И на месте зашагали.
Как пружинки, мы присели,
А потом тихонько сели.
III. Самоопределение к деятельности
- Ребята, мы уже знаем, что слова состоят из частей - кирпичиков.
- Какие части вы знаете?
- Корни и окончания.
- Что вы можете сказать об окончание? (Это изменяемая часть слова.)
- Для чего служит окончание? (Для связи слов в предложениях. Обозначается так:)
- А корень? (Это- главная значимая часть родственный слов. Обозначается так: )
- Мы уже с вами знаем, что слова состоят из корня и окончания. Мне интересно ваше мнение. Поднимите руку, кто считает, что в слове могут быть и другие части, кроме корня и окончания?
- А кто считает, что других частей в слове не бывает?
1.Предположим, что в слове есть и другие части, кроме корня и окончания.
- Можно ли предположить, что другие части слова имеют такое же важное значение, как корень и окончание?
- Сформулируем второе предположение.
2. Если в слове есть другие части, то они играют важную роль.
- Ну а теперь попробуем опровергнуть или подтвердить первое предположение.
Игра собери группы родственных слов.
Записать в тетрадь. Выделить корень и окончание.
тигр | дом | берёза | нос | вода |
тигрёнок | домик | берёзовый | носик | водица |
тигрица | домище | берёзка | носище | водичка |
тигровый | домовой | берёзонька | носовой | водный |
| домовёнок | | носочек | водяной |
| домашний | | | |
- Ребята, так существуют ли другие части слова незнакомые вам?
Да. А заметили где эта часть стоит? (Между корнем и окончанием)
- Первое предположение мы подтвердили.
- Кто знает, как называется эта часть слова?
- Ребята, как вы думаете, чем мы будем заниматься? Что нового узнаем?
- Сформулируйте тему и цели нашего урока.
1. Как называется новая часть слова?
2.Где она находится в слове?
3. Для чего она служит?
4. Как её обозначают в словах?
IV. Восприятие и первичное осознание нового материала
1.Рассказ учителя
- А теперь обратимся ко 2 предположению: для чего же нужен в слове суффикс?
- Вот было у нас cлово «слон», добавили суффикс –ёнок и что получилось?
- Новое слово (то же проговаривается со словами страус и еж).
2.Работа в парах
- Теперь, используя суффиксы –ёнок, -онок образуйте названия детенышей животных.
Лиса - лисёнок, лев - львёнок, заяц - зайчонок, кот - котёнок, верблюд – верблюжонок.
- Выделите все известные вам части слова.
- Ребята, что мы с вами сейчас делали?
- Образовывали новые слова.
- Значит, какую роль выполняет суффикс? (Образует новые слова.)
- Мы подтвердили второе предположение.
- Давайте сформулируем правило и сверим его с учебником.
Суффикс — это значимая часть слова, которая находится после корня и служит обычно для образования новых слов.
- Прочитайте правило в учебнике на стр.67.
- Где находится суффикс в словах? (Между окончанием и корнем).
(На доске алгоритм:)
1
.значок:
2.значок:
3.значок:
3.Сообщение о суффиксах
- Ребята, я открою вам тайну, что суффикс имеет ещё и значение.
- Суффиксов в русском языке много. И обозначается так:
- Каждый из суффиксов обладает волшебной силой. Вот здесь под крышей первого домика живут суффиксы, которые придают словам увеличительное значение. Прочитайте эти суффиксы. (-ин, -ищ-). Стоит им дотронуться до предметов и явлений, как они становятся большими и могущественными, и мы их называем не дом, а домище, не ветер, а ветрище.
- А под крышей этого домика живут суффиксы, которые вносят в слово уменьшительно-ласкательное значение.
- Прочитайте эти суффиксы. (- к; -ик-, -инк-, -ок-, очк, ошк, -ушк -, -онк-, чик).
- Коснутся эти суффиксы предметов и явлений, и предметы станут поменьше, а характером добрее и ласковее. дом - домик, ветер-ветерок.
- А вот ещё группа суффиксов, которые встречаются в словах это -ан-, - ян-, - анин-, - янин-.
4. Работа по карточкам
-Подумайте, какое значение имеют эти суффиксы выполнив работу в карточках.
Образуй слова с помощью суффиксов -ан-, - ян-, - анин-, - янин-. Подумай, какое значение имеют эти суффиксы. Если ты живёшь в России, то ты россиянин, а мы россияне. А если в Париже, то ты ____________________. если на Земле, то ты ______________________, если на Марсе, то ты ____________________. |
Проверка по образцу.
- Какое значение имеют эти суффиксы? (Эти слова называют людей по месту их жительства).
5. Работа у доски
- У меня доске листы со словами – названиями блюд. Допишите к словам, если это возможно, суффиксы с уменьшительно-ласкательным значением.
СУП, РАГУ, САЛАТ, БАТОН, ТОРТ, АРБУЗ, КАКАО, ЛИМОН, ПЮРЕ, КОФЕ.
- Какие слова у вас получились? Запись в тетрадь.
Супчик, салатик, батончик, тортик, арбузик, лимончик.
- Все ли слова смогли изменить? Нет
- От слов рагу, какао, пюре, кофе нельзя образовать новые слова с суффиксами. Они состоят только из одного корня».
Физкультминутка
Отдохнем с тобой, дружок.
Ставим дружно руки в бок.
Наклонились влево, вправо,
Влево, вправо, влево, вправо.
Потянулись мы на славу.
Сядем тихо, мой дружок,
И продолжим наш урок.
V. Первичное закрепление
1.Спишите слова. Выделите суффиксы.
Лес, лесок, лесник, лесной, лесистый.
2.Самостоятельная работа
- Прочитайте. Распределите слова на три равные группы. Напишите их, выделяя в словах корень и суффикс.
-ик- -ок- -ек-
Столбик, грибок, огонек, садик, уголек, листок,
Взаимопроверка.
VI. Рефлексия
- Что нового узнали на уроке?
Перед вами карточки с утверждениями. Вы должны поработать в парах, прочитать, вместе выбрать верное утверждение и около него поставить плюс:
1)Суффикс –маленькое слово.
Суффикс –это часть слова.
2) Суффикс стоит перед корнем.
Суффикс стоит после корня.
3) Суффикс
Суффикс образует новые слова.
Суффикс не образует новые слова.
- Проверим что вы выбрали. Еще раз перечислим утверждения.
VII. Итог
- Ребята, какую тему мы сегодня изучали?
- Что мы называем суффиксом?
- Как определить суффикс в слове?
- Как обозначается суффикс?
Домашнее задание: Выполнить задание на карточке; записать словарные слова на «у». Выучить правило на стр. 67.
Карточка
Подберите к данным словам родственные слова. Используйте суффикс –к-. Запишите через чёрточку пары слов. Выделите суффиксы.
Рыба -…, берёза- …, кровать- …, комната -…, шуба -…, лошадь -….
Подберите к данным словам родственные слова. Используйте суффикс –к-. Запишите через чёрточку пары слов. Выделите суффиксы.
Рыба -…, берёза- …, кровать- …, комната -…, шуба -…, лошадь -….
Подберите к данным словам родственные слова. Используйте суффикс –к-. Запишите через чёрточку пары слов. Выделите суффиксы.
Рыба -…, берёза- …, кровать- …, комната -…, шуба -…, лошадь -….
Подберите к данным словам родственные слова. Используйте суффикс –к-. Запишите через чёрточку пары слов. Выделите суффиксы.
Рыба -…, берёза- …, кровать- …, комната -…, шуба -…, лошадь -….
Подберите к данным словам родственные слова. Используйте суффикс –к-. Запишите через чёрточку пары слов. Выделите суффиксы.
Рыба -…, берёза- …, кровать- …, комната -…, шуба -…, лошадь -….
Подберите к данным словам родственные слова. Используйте суффикс –к-. Запишите через чёрточку пары слов. Выделите суффиксы.
Рыба -…, берёза- …, кровать- …, комната -…, шуба -…, лошадь -….
Подберите к данным словам родственные слова. Используйте суффикс –к-. Запишите через чёрточку пары слов. Выделите суффиксы.
Рыба -…, берёза- …, кровать- …, комната -…, шуба -…, лошадь -….
Подберите к данным словам родственные слова. Используйте суффикс –к-. Запишите через чёрточку пары слов. Выделите суффиксы.
Рыба -…, берёза- …, кровать- …, комната -…, шуба -…, лошадь -….
Подберите к данным словам родственные слова. Используйте суффикс –к-. Запишите через чёрточку пары слов. Выделите суффиксы.
Рыба -…, берёза- …, кровать- …, комната -…, шуба -…, лошадь -….
Подберите к данным словам родственные слова. Используйте суффикс –к-. Запишите через чёрточку пары слов. Выделите суффиксы.
Рыба -…, берёза- …, кровать- …, комната -…, шуба -…, лошадь -….
Подберите к данным словам родственные слова. Используйте суффикс –к-. Запишите через чёрточку пары слов. Выделите суффиксы.
Рыба -…, берёза- …, кровать- …, комната -…, шуба -…, лошадь -….
Подберите к данным словам родственные слова. Используйте суффикс –к-. Запишите через чёрточку пары слов. Выделите суффиксы.
Рыба -…, берёза- …, кровать- …, комната -…, шуба -…, лошадь -….
Подберите к данным словам родственные слова. Используйте суффикс –к-. Запишите через чёрточку пары слов. Выделите суффиксы.
Рыба -…, берёза- …, кровать- …, комната -…, шуба -…, лошадь -….
Подберите к данным словам родственные слова. Используйте суффикс –к-. Запишите через чёрточку пары слов. Выделите суффиксы.
Рыба -…, берёза- …, кровать- …, комната -…, шуба -…, лошадь -….
12