СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до 25.05.2025

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Тема: Суффикс как часть слова

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Тема: Суффикс как часть слова»


Тема: Суффикс как часть слова

Цель: познакомить с суффиксом как частью слова и его основными признаками; способствовать развитию умения определять функции, значение и местонахождение суффикса в слове.

Задачи: формировать умение определять суффикс в словах; развивать логическое мышление, память; воспитывать аккуратность при работе в тетрадях.

Планируемые результаты:

Личностные: способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности.

Метапредметные:

Регулятивные УУД:

- уметь определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя;

- проговаривать последовательность действий на уроке;

- работать по коллективно составленному плану;

- оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки;

- планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей;

- вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок;

- высказывать своё предположение.

Коммуникативные УУД:

- оформлять свои мысли в устной форме;

- слушать и понимать речь других;

- совместно договариваться о правилах поведения и общения в школе и следовать им.

Познавательные УУД:

- ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя;

- добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке.

Предметные:

- находить место суффикса в слове, уметь выделять в слове суффикс;

- находить информацию в учебнике и анализировать ее.

Тип урока: урок изучения нового материала.

Оборудование: учебник «Русский язык. 2 класс» автор В.П.Канакина, В.Г.Горецкий, УМК «Школа России», тетрадь, карточки.


Ход урока

I.Организационный момент

Прозвенел и смолк звонок, 

Начинается урок. 

Вы на парты поглядите, 

Все в порядок приведите. 

Друг на друга посмотрите,
                       Улыбнитесь и садитесь.
- Ребята! Начинаем урок русского языка, и я желаю вам успеха.  
- А что бы вы  пожелали себе и друг другу на уроке русского языка? 


II. Актуализация знаний

1.Проверка домашнего задания

- Послушайте слова: Корм, тарелка, ребята, мастер, конь, лес, сосна, шишка, зверь, подарок, число.

- Что вы можете о них сказать?

- На какие две группы их можно разделить?

- Ребята, какую тему мы изучали на прошлом уроке?

- Что мы называем окончанием? (Изменяемая часть слова)


- Как определить окончание слова? (Изменить форму слова)

- Что значит нулевое окончание?

- Обычное окончание выражается на письме буквой. Например: дома – окончание а. А нулевое окончание – это когда на месте окончания нет ни звука, ни буквы. Например: стол, конь, человек.

- Как обозначается нулевое окончание?

- А для чего нам служат окончания?

- Окончания служат для связи слов в предложении.


3.Орфографическая минутка

- Найдите и запишите слова, которые я зашифровала: пальсуфтособафикатетксрадь.

Словарь: пальто, собака, тетрадь.

- Какие это слова? Как их можно проверить? (Словарные, написание надо запомнить)

(Проверка. Сверка с образцом. Самооценка.)


(На доске записаны слова.)

Р..бята, б..реза, ш..шки, дерев..я, ло...

- Какие буквы нужно поставить вместо точек?

- Объясните. (Ребята — Е запоминаем, береза — Е запоминаем, шишки — ШИ пиши с буквой И, дере­вья — пиши разделительный Ь, лоб — проверяем словом лбы.)

- Спишите слова в алфавитном порядке. Берёза, деревья, лоб, ребята, шишки.


 Физкультминутка

Засиделись не на шутку, проведем физкультминутку.

Одолела нас дремота,

Шевельнуться неохота.

Ну-ка, делайте со мною

Упражнение такое:

Вверх, вниз потянись,

Окончательно проснись.

Все ребята дружно встали

И на месте зашагали.

Как пружинки, мы присели,

А потом тихонько сели.


III. Самоопределение к деятельности

- Ребята, мы уже знаем, что слова состоят из частей - кирпичиков.

- Какие части вы знаете?

- Корни и окончания.

- Что вы можете сказать об окончание? (Это изменяемая часть слова.)

- Для чего служит окончание? (Для связи слов в предложениях. Обозначается так:)

- А корень? (Это- главная значимая часть родственный слов. Обозначается так: )

- Мы уже с вами знаем, что слова состоят из корня и окончания. Мне интересно ваше мнение. Поднимите руку, кто считает, что в слове могут быть и другие части, кроме корня и окончания?

- А кто считает, что других частей в слове не бывает?

1.Предположим, что в слове есть и другие части, кроме корня и окончания.

- Можно ли предположить, что другие части слова имеют такое же важное значение, как корень и окончание?

- Сформулируем второе предположение.

2. Если в слове есть другие части, то они играют важную роль.

- Ну а теперь попробуем опровергнуть или подтвердить первое предположение.


Игра собери группы родственных слов.

Записать в тетрадь. Выделить корень и окончание.

тигр

дом

берёза

нос

вода

тигрёнок

домик

берёзовый

носик

водица

тигрица

домище

берёзка

носище

водичка

тигровый

домовой

берёзонька

носовой

водный


домовёнок


носочек

водяной

 

домашний





- Ребята, так существуют ли другие части слова незнакомые вам?

Да. А заметили где эта часть стоит? (Между корнем и окончанием)

- Первое предположение мы подтвердили.

- Кто знает, как называется эта часть слова?

- Ребята, как вы думаете, чем мы будем заниматься? Что нового узнаем?

- Сформулируйте тему и цели нашего урока.

1. Как называется новая часть слова?

2.Где она находится в слове?

3. Для чего она служит?

4. Как её обозначают в словах?


IV. Восприятие и первичное осознание нового материала

1.Рассказ учителя

- А теперь обратимся ко 2 предположению: для чего же нужен в слове суффикс?

- Вот было у нас cлово «слон», добавили суффикс –ёнок и что получилось?

- Новое слово (то же проговаривается со словами страус и еж).


2.Работа в парах

- Теперь, используя суффиксы –ёнок, -онок образуйте названия детенышей животных.

Лиса - лисёнок, лев - львёнок, заяц - зайчонок, кот - котёнок, верблюд – верблюжонок.


- Выделите все известные вам части слова.

- Ребята, что мы с вами сейчас делали?

- Образовывали новые слова.

- Значит, какую роль выполняет суффикс? (Образует новые слова.)

- Мы подтвердили второе предположение.

- Давайте сформулируем правило и сверим его с учебником.

Суффикс — это зна­чи­мая часть сло­ва, кото­рая нахо­дит­ся после кор­ня и слу­жит обыч­но для обра­зо­ва­ния новых слов.

- Прочитайте правило в учебнике на стр.67.

- Где находится суффикс в словах? (Между окончанием и корнем).

(На доске алгоритм:)

1 .значок:

2.значок:

3.значок:



3.Сообщение о суффиксах

- Ребята, я открою вам тайну, что суффикс имеет ещё и значение.

- Суффиксов в русском языке много. И обозначается так:

- Каждый из суффиксов обладает волшебной силой. Вот здесь под крышей первого домика живут суффиксы, которые придают словам увеличительное значение. Прочитайте эти суффиксы. (-ин, -ищ-). Стоит им дотронуться до предметов и явлений, как они становятся большими и могущественными, и мы их называем не дом, а домище, не ветер, а ветрище.

- А под крышей этого домика живут суффиксы, которые вносят в слово уменьшительно-ласкательное значение.

- Прочитайте эти суффиксы. (- к; -ик-, -инк-, -ок-, очк, ошк, -ушк -, -онк-, чик).

- Коснутся эти суффиксы предметов и явлений, и предметы станут поменьше, а характером добрее и ласковее. дом - домикветер-ветерок.

- А вот ещё группа суффиксов, которые встречаются в словах это -ан-, - ян-, - анин-, - янин-.


4. Работа по карточкам

-Подумайте, какое значение имеют эти суффиксы выполнив работу в карточках.

Образуй слова с помощью суффиксов -ан-, - ян-, - анин-, - янин-. Подумай, какое значение имеют эти суффиксы.

Если ты живёшь в России, то ты россиянин, а мы россияне.

А если в Париже, то ты ____________________.

если на Земле, то ты ______________________, если на Марсе, то ты ____________________.

Проверка по образцу.

- Какое значение имеют эти суффиксы? (Эти слова называют людей по месту их жительства).


5. Работа у доски

 - У меня доске листы со словами – названиями блюд. Допишите к словам, если это возможно, суффиксы с уменьшительно-ласкательным значением.

СУП, РАГУ, САЛАТ, БАТОН, ТОРТ, АРБУЗ, КАКАО, ЛИМОН, ПЮРЕ, КОФЕ.

- Какие слова у вас получились? Запись в тетрадь.

Супчик, салатик, батончик, тортик, арбузик, лимончик. 


- Все ли слова смогли изменить? Нет

- От слов рагу, какао, пюре, кофе нельзя образовать новые слова с суффиксами. Они состоят только из одного корня».


Физкультминутка

Отдохнем с тобой, дружок.

Ставим дружно руки в бок.

Наклонились влево, вправо,

Влево, вправо, влево, вправо.

Потянулись мы на славу.

Сядем тихо, мой дружок,

И продолжим наш урок.



V. Первичное закрепление

1.Спишите слова. Выделите суффиксы.

Лес, лесок, лесник, лесной, лесистый.


2.Самостоятельная работа

- Прочитайте. Распределите слова на три равные группы. Напишите их, выделяя в словах корень и суффикс.

-ик- -ок- -ек-

Столбик, грибок, огонек, садик, уголек, листок,

Взаимопроверка.


VI. Рефлексия

- Что нового узнали на уроке?

Перед вами  карточки с утверждениями. Вы должны поработать в парах, прочитать, вместе выбрать верное утверждение и около него поставить плюс:

1)Суффикс –маленькое слово.

Суффикс –это часть слова.

2) Суффикс стоит перед корнем.

Суффикс стоит после корня.

3) Суффикс

Суффикс образует новые слова.

Суффикс не образует новые слова.

- Проверим что вы выбрали. Еще раз перечислим утверждения.


VII. Итог

- Ребята, какую тему мы сегодня изучали?

- Что мы называем суффиксом?

- Как определить суффикс в слове?

- Как обозначается суффикс?


Домашнее задание: Выполнить задание на карточке; записать словарные слова на «у». Выучить правило на стр. 67.

Карточка


Подберите к данным словам родственные слова. Используйте суффикс –к-. Запишите через чёрточку пары слов. Выделите суффиксы.

Рыба -…, берёза- …, кровать- …, комната -…, шуба -…, лошадь -….


Подберите к данным словам родственные слова. Используйте суффикс –к-. Запишите через чёрточку пары слов. Выделите суффиксы.

Рыба -…, берёза- …, кровать- …, комната -…, шуба -…, лошадь -….


Подберите к данным словам родственные слова. Используйте суффикс –к-. Запишите через чёрточку пары слов. Выделите суффиксы.

Рыба -…, берёза- …, кровать- …, комната -…, шуба -…, лошадь -….


Подберите к данным словам родственные слова. Используйте суффикс –к-. Запишите через чёрточку пары слов. Выделите суффиксы.

Рыба -…, берёза- …, кровать- …, комната -…, шуба -…, лошадь -….


Подберите к данным словам родственные слова. Используйте суффикс –к-. Запишите через чёрточку пары слов. Выделите суффиксы.

Рыба -…, берёза- …, кровать- …, комната -…, шуба -…, лошадь -….


Подберите к данным словам родственные слова. Используйте суффикс –к-. Запишите через чёрточку пары слов. Выделите суффиксы.

Рыба -…, берёза- …, кровать- …, комната -…, шуба -…, лошадь -….


Подберите к данным словам родственные слова. Используйте суффикс –к-. Запишите через чёрточку пары слов. Выделите суффиксы.

Рыба -…, берёза- …, кровать- …, комната -…, шуба -…, лошадь -….


Подберите к данным словам родственные слова. Используйте суффикс –к-. Запишите через чёрточку пары слов. Выделите суффиксы.

Рыба -…, берёза- …, кровать- …, комната -…, шуба -…, лошадь -….


Подберите к данным словам родственные слова. Используйте суффикс –к-. Запишите через чёрточку пары слов. Выделите суффиксы.

Рыба -…, берёза- …, кровать- …, комната -…, шуба -…, лошадь -….


Подберите к данным словам родственные слова. Используйте суффикс –к-. Запишите через чёрточку пары слов. Выделите суффиксы.

Рыба -…, берёза- …, кровать- …, комната -…, шуба -…, лошадь -….


Подберите к данным словам родственные слова. Используйте суффикс –к-. Запишите через чёрточку пары слов. Выделите суффиксы.

Рыба -…, берёза- …, кровать- …, комната -…, шуба -…, лошадь -….


Подберите к данным словам родственные слова. Используйте суффикс –к-. Запишите через чёрточку пары слов. Выделите суффиксы.

Рыба -…, берёза- …, кровать- …, комната -…, шуба -…, лошадь -….


Подберите к данным словам родственные слова. Используйте суффикс –к-. Запишите через чёрточку пары слов. Выделите суффиксы.

Рыба -…, берёза- …, кровать- …, комната -…, шуба -…, лошадь -….


Подберите к данным словам родственные слова. Используйте суффикс –к-. Запишите через чёрточку пары слов. Выделите суффиксы.

Рыба -…, берёза- …, кровать- …, комната -…, шуба -…, лошадь -….




12



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!

Закрыть через 5 секунд
Комплекты для работы учителя