Айтыкина Амина Худжатловна
НРМОБУ «Салымская СОШ №2»
Предмет «Окружающий мир»
4 класс
Тема «Такие разные праздники»
Сообщение новых знаний
Цели урока:
Дать уч-ся представление о государственных праздниках России, их различиях и особенностях, ввести термин «государственные праздники», использовать приёмы ТРКМ, стимулирующие мыслительную и творческую деятельность уч-ся.
Запомнить праздничные дни России и традиции празднования тех или иных дней, научить использовать приём кластера при работе с информацией для систематизации знаний по теме, создавать условия для формирования учебно-информационных умений.
Развивать воображение, патриотизм.
Ход урока
I. Вызов
Начинается урок,
Он пойдёт ребятам впрок.
Постараюсь всё понять,
Интересное узнать.
Цели этапа:
Актуализировать имеющиеся знания и представления о праздниках
Побудить ученика к активной работе на уроке
Организовать обмен мнениями
Учитель: День, в которой по традиции принято радостно проводить время, устраивать церемонии, вечеринки, застолья.
-Что это такое?
-Отвечая на этот вопрос, мы будем заполнять таблицу:
Знаем | Хотим узнать Узнал |
1. Можно радостно проводить время 2.Проходит в виде церемонии, вечеринки 3.Можно угощать гостей | 1.Какие они бывают? 2.Когда их отмечают? | 1. 2. |
Учитель: Вы все, наверное, догадались, что это такое?
Ученик: Праздники.
Учитель: Это и станет темой нашего урока: «Такие разные праздники»
Учитель: Сегодня мы поговорим о праздниках. А что такое праздник?
Ученик: Торжество в честь какого-либо события.
Приём «Корзина идей»
Учитель: Запишите на листочках бумаги праздники, о которых вы можете сказать « Наши праздники»
- Обсудите в парах вашу информацию и составьте общий ответ на мой вопрос.
- Что у вас получилось?
- Приведём всё в систему.
-Идёт « сброс идей в корзину» (дети называют свои выражения в парах, а учитель записывает на доске).
Ученики: День рождение, день свадьбы родителей, день учителя, Пасха, Татьянин день, день Матери, день Валентина ….
Приём «Составление кластера»

Все ошибки исправляются по мере освоения информации
Учитель: Посмотрите на календарь 2012года. Почему некоторые дни отмечаны красным цветом?
Ученик: Потому что эти дни выходные и праздничные.
II.Осмысление (Реализация)
Цели этапа:
Организовать получение информации на основе приема чтение с остановками, тонких и толстых вопросов
Обменяться мнениями по проблеме (мнение должно быть у каждого ученика и оно ценно)
Чтение текста учебника на стр. 175
Учитель: С каким новым понятием познакомились?
Ученик: Государственные праздники Российской Федерации
Учитель: Почему эти праздники получили такое название?
Ученик: Эти праздники отмечает весь народ
Учитель: Чему приурочено празднование государственных праздников?
Ученик: Праздники связаны с важными событиями в истории нашей страны.
Дополнение кластера

Учитель: Оправдались ли наши предположения?
Работа с текстом учебника на стр. 175-178
Работать с выделенными датами в учебнике и при этом составляя тонкие и толстые вопросы
Ученики:
Толстые? | Тонкие? |
1.Почему этот день считается Днём защитника Отечества? 2.Как вы думаете, почему этот праздник народ отмечает со слезами на глазах? 3. | 1.Когда отмечают Международный женский день? 2.Кто ввёл празднование Нового года 1 января? 3.Откуда пришёл обычай украшать ёлку? |
Работа в группах
Ученики в каждой группе задают вопросы, а другая отвечает:
-Мы чествуем героев, которые отдали свою жизнь за нашу Родину.
-Это 9 мая - День Победы в войне с фашисткой Германией. Цена победы – Страна потеряла 26 миллионов человек.
- 8 марта –международный женский день.
-Царь Пётр I.
-С Германии.
III. Рефлексия
Цели этапа:
Организовать осмысление полученной информации
Организовать обмен мнениями по изученной проблеме
Организовать самооценку усвоения знаний по теме
Вернуться к таблице и заполнить:
- Что узнали на уроке?
Ученики:
-Праздники бывают семейные, личные, профессиональные, народные, религиозные, государственные
- У каждого праздника есть своя дата, которые связаны с важными событиями в истории страны
(Вносят данные что узнал)
Учитель: Составьте синквейн на тему: «Праздник»
Ответы детей?
Праздник
Радостный, семейный
Веселимся, радуемся, отмечаем
Мы радуемся семейным праздникам
Радость
Праздник
Государственный, народный
Поздравляют, награждают, хвалят
Праздник празднует весь народ
Солнце
Учитель: Праздники в жизни каждого из нас встречаются очень часто. Поэтому с ними мы будем встречаться и в дальнейшей нашей школьной и повседневной жизни.
Домашнее задание
-Написать эссе (сочинение – размышление) на тему «Праздник в моём классе».
Использовать:
Собственные праздники, проведённые в классе.
- Прочитать стр. 175-179 и ответить на вопросы