СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Тема: «Трудовые отношения и мир профессий».

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цель: сформировать представление о роли труда в жизни человека и сориентировать учащихся на правильный выбор будущей профессии с учетом их способностей, психологических особенностей, потребностей личностного самоопределения.

Задачи:

  • повысить информированность обучающихся о трудовом законодательстве
  • способствовать формированию положительной нравственной оценки таких качеств характера, как ответственность, исполнительность, коммуникабельность
  • развивать логическое мышление и умение анализировать;
  • прививать воспитанникам уважение к труду, понимания важности трудовых отношений в развитии общества.

Информационный обзор

9 класс в количестве 10 человек

Классный кабинет

Оборудование:  раздаточный материал (карточки с ситуационными задачами), лист для заполнения резюме, «лист профессионального успеха», компьютер, ручки, презентация.

Предварительная работа: фото - выставка по теме, домашнее задание: мини – сочинение о профессии, назначение ученицы на роль репортёра.

Ход занятия:

- Ребята, наше занятие мне бы хотелось начать с игры, которая поможет нам стать командой.

Для этого нужно, чтоб вся группа встала в круг. Возьмите в руки веревку и встаньте так, чтобы образовался правильный круг. Теперь не отрывая рук, постройте квадрат.

А теперь усложним. Закройте глаза и попробуйте построить круг. Использовать можно только устные переговоры. Когда вы посчитаете, что задание выполнено, дайте мне знать. Задание выполнено?

Откройте глаза. Как вы считаете, вам удалось выполнить задание?

Выслушиваем ответы, но не комментируем их.

Вы довольны результатом группы?

Какие выводы вы сделаете из упражнения?

(сложно выполнять задание не договариваясь, не имея лидера)

А теперь попробуйте выбрать лидера, кто сможет координировать ваши действия, ему разрешается быть с открытыми глазами, но можно только давать устные команды).

Сейчас вы стали командой, и я хочу, чтоб на нашем занятии вы так же были командой и тогда у нас все получится.

Молодцы, садитесь на свои места.

Тему сегодняшнего занятия вы узнаете, отгадав  загадку, состоящую из 2 слов.

Просмотр содержимого документа
«Тема: «Трудовые отношения и мир профессий».»

Тема: «Трудовые отношения и мир профессий».


Цель: сформировать представление о роли труда в жизни человека и сориентировать учащихся на правильный выбор будущей профессии с учетом их способностей, психологических особенностей, потребностей личностного самоопределения.

Задачи:

  • повысить информированность обучающихся о трудовом законодательстве

  • способствовать формированию положительной нравственной оценки таких качеств характера, как ответственность, исполнительность, коммуникабельность

  • развивать логическое мышление и умение анализировать;

  • прививать воспитанникам уважение к труду, понимания важности трудовых отношений в развитии общества.

Информационный обзор

9 класс в количестве 10 человек

Классный кабинет

Оборудование: раздаточный материал (карточки с ситуационными задачами), лист для заполнения резюме, «лист профессионального успеха», компьютер, ручки, презентация.

Предварительная работа: фото - выставка по теме, домашнее задание: мини – сочинение о профессии, назначение ученицы на роль репортёра.

Ход занятия:

- Ребята, наше занятие мне бы хотелось начать с игры, которая поможет нам стать командой.

Для этого нужно, чтоб вся группа встала в круг. Возьмите в руки веревку и встаньте так, чтобы образовался правильный круг. Теперь не отрывая рук, постройте квадрат.

А теперь усложним. Закройте глаза и попробуйте построить круг. Использовать можно только устные переговоры. Когда вы посчитаете, что задание выполнено, дайте мне знать. Задание выполнено?

Откройте глаза. Как вы считаете, вам удалось выполнить задание?

Выслушиваем ответы, но не комментируем их.

Вы довольны результатом группы?

Какие выводы вы сделаете из упражнения?

(сложно выполнять задание не договариваясь, не имея лидера)

А теперь попробуйте выбрать лидера, кто сможет координировать ваши действия, ему разрешается быть с открытыми глазами, но можно только давать устные команды).

Сейчас вы стали командой, и я хочу, чтоб на нашем занятии вы так же были командой и тогда у нас все получится.

Молодцы, садитесь на свои места.

Тему сегодняшнего занятия вы узнаете, отгадав загадку, состоящую из 2 слов.

- 1. Перед вами столь необходимые и привычные школьные принадлежности:

Тетрадь + Ручка + Указка + Доска

- Первые буквы этих слов образуют слово, которое показывает:

• существенное отличие человека от животных

• является причиной его развития

• помогает ему достичь материального благополучия

(Труд).

- 2. Чтобы узнать, о чём пойдёт речь, надо соединить первые буквы каждого слова и прочить зашифрованное слово: Пир  рис  оса  фрукт  ель  сосулька  слон  ирис яблоко

(Профессия).

- И тема нашего сегодняшнего занятия: «Трудовые отношения и мир профессий».

- Жизнь человека неразрывно связана с трудом. Это и любимое занятие, и материальное благополучие, и уважение. О труде слагают стихи, сочиняют песни, есть и пословицы о труде. Что же такое – труд?

- Послушайте, какие сведения дает нам толковый словарь:

Труд – это такая деятельность человека, которая приносит пользу людям. Эта деятельность требует затрат умственной и физической энергии.

- Вы уже взрослые, скоро пойдете получать профессию, а потом и устраиваться на работу.

- Как и каким образом это можно сделать?

• обращаться лично на предприятие

• читать объявления

• обратиться в службу занятости

• рассылать резюме

- Что такое «резюме»?

Резюме — документ, содержащий информацию о навыках, опыте работы, образовании и другую относящуюся к делу информацию, обычно требуемую при рассмотрении кандидатуры человека для найма на работу.

- Давайте попробуем заполнить свое резюме.

( выполнение задания)

- Мы с вами в самом начале занятия выполняли упражнение, чему оно нас учило? (ответы детей)

- умению слышать и выполнять команду

- умению работать в коллективе

- Работа в коллективе или команде отличается тем, что результат зависит от каждого.

- А какими качествами должен обладать человек, чтобы работать в коллективе?

(дисциплинированность,коммуникабельность, ответственность, исполнительность).

- Эти понятия часто упоминаются в требованиях при приеме на работу. Как вы думаете, почему отдаются предпочтения этим качествам?

- Кто написал в резюме эти качества? Кто считает, что у него есть эти качества?

Задание «Качества успешного человека».

- А, вообще, какие качества нужны человеку для того, чтобы его считали хорошим работником?

- Посмотрите на доску и перечислите, пожалуйста, список, который я приготовила.

(дети читают вслух).

- Перед вами на отдельных листках написаны все эти качества. Ваша задача – выбрать и подчеркнуть 5 самых, на ваш взгляд, важных и необходимых человеку качеств, для успешной работы, а затем, прочитайте их нам вслух.



выносливость ответственность медлительность агрессивность

вспыльчивость жадность рассеянность аккуратность

обидчивость равнодушие лень внимательность

трудолюбие терпение усердие упорство

осторожность грубость исполнительность вежливость

добросовестность



(дети работают с раздаточным материалом. Зачитывают слова, которые подчеркнули).

- Так же при приеме на работу необходимо предоставлять пакет документов:

  • удостоверение личности или паспорт

  • документ об образовании

  • документ, подтверждающий трудовую деятельность (для лиц, имеющих трудовой стаж); (трудовая книжка)

  • медицинская справка

  • ИНН

- Вам знакомы эти документы? У вас они есть? Для чего они нужны?

- При устройстве на работу вы так же с работодателем подписываете трудовой договор.

- Кто знает, что такое трудовой договор?

Трудовой договор – это письменный документ – соглашение между работником и работодателем, которое устанавливает их взаимные права и обязанности. В соответствии с трудовым договором работник обязуется лично выполнять работу по определённой должности, соответствующей его квалификации, а работодатель обязуется предоставлять работнику работу, обеспечивать условия труда и своевременно выплачивать заработную плату.

(пояснить).

- На многих производствах есть небольшие перерывы на отдых или производственная гимнастика. Вот и мы сейчас встанем и немного разомнемся. Давайте поиграем. Я вам раздам карточки с названиями профессий. Вы разделены на 2 команды. Одна команда, не договариваясь, показывает своими действиями, жестами эту профессию, а другая должна отгадать, что это за профессия. Потом поменяемся.

(дети играют).

- Человек часто в своей жизни сталкивается с проблемой выбора. Выбор профессии – одно из наиболее серьезных, самых важных жизненных решений.

- Что же такое профессия?

(ответы детей - профессия - это работа, для которой человеку нужны знания, профессия – основное занятие, его трудовая деятельность).

- Итак, обратимся к толковому словарю.

Профессия - это вид труда, который требует от человека определённой подготовки, знаний и умений.

- Для каждого человека в жизни очень важно правильно выбрать профессию.


- Я предлагаю вам формулу правильного выбора профессии.

I. Интересы, склонности к той или иной профессии. Человек более успешен в той деятельности, которая ему по душе. Поэтому, выбирая профессию, нужно обратить внимание на то, чем интересно заниматься, что доставляет удовольствие. Например, если человеку нравится работать с деревом, скорее всего, ему подойдут профессии столяра, плотника.

II. Способности, здоровье (внутренние возможности и ограничения).

Одного интереса к какому-либо делу мало, нужно ещё, чтобы оно получалось. А для этого необходимы определённые способности. Чтобы играть на скрипке, недостаточно любить музыку, нужен ещё и абсолютный музыкальный слух.

Возможности человека ограничены также состоянием его здоровья. Не случайно при приеме на работу люди проходят медицинский осмотр. Некоторые профессии требуют высокого уровня здоровья – это профессии связанные с физическим трудом, например: штукатур, маляр.

III. Мнение родителей, семьи.

Обычно близкие люди принимают активное участие в выборе профессии. Многие родители считают, что они лучше знают, чем их ребёнок должен заниматься в будущем. В этом случае велика вероятность навязывания своего мнения и давления со стороны взрослых. К сожалению, чужой выбор часто бывает неудачен.

С другой стороны, именно с родственниками можно обсудить проблемы, посоветоваться, проанализировать все плюсы и минусы возможных профессий.

IV. Мнение сверстников.

Мнение одноклассников, друзей, товарищей, безусловно, важно. Хотя нередко взгляды сверстников не совпадают с твоими желаниями. Например, юноша решил стать портным, но стесняется говорить об этом в классе: "немодная" и вроде бы не мужская профессия. Вполне возможно, что окружающие просто очень мало знают об этой профессии. Кроме того, крепкие дружеские связи часто подталкивают молодого человека к выбору профессии "за компанию". Поэтому, прислушиваясь к советам друзей, важно помнить, что выбор будущей специальности - это ваш и только ваш личный выбор.

- Это и есть формула правильного выбора профессии. Если вы будете её придерживаться, то у вас будет всё отлично.

Решение ситуационных задач.

- А сейчас, я предлагаю каждой паре небольшую задачу. Прочитайте ее, обсудите между собой и дайте свой ответ.

Задача 1.

Ира учится в выпускном классе. Она усидчивая, внимательная, любит работать с мелкими предметами, ей нравится шить.

Вопрос:

  1. Как вы думаете, в какой профессии Ира может быть успешной?

  2. Что ей нужно сделать для этого?


Задача 2.

Игорю нравится вырезать по дереву, мастерить различные поделки из дерева. Но он собирается пойти учиться на штукатура, как его друзья (идет с ними за компанию).

Вопрос:

  1. Как вы думаете, его выбор правильный?

  2. Что бы вы ему посоветовали?


Задача 3.

Петя учится по трудовому профилю «столярное дело», потому что так решили его родители. Но после уроков он посещает кружок по штукатурно - малярному делу, ему это нравится, у него хорошо получается. Вскоре он закончит школу.

Вопрос:

  1. Какую профессию вы бы посоветовали ему освоить?

  2. Где бы он был более успешен?


Задача 4.

Андрей хочет добиться успеха в профессии, но при этом он пропускает уроки трудового обучения и не знает, кем хочет стать.

Вопрос:

  1. Что вы могли бы ему посоветовать?

  2. С чего начать путь к успеху?


Задача 5.

Егор любит работать с деревом, ему нравится работать в столярной мастерской. Его подруга Аня любит шить. В будущем они хотят работать вместе.

Вопрос:

  1. Как вы думаете, где они могут применить свой труд?

  2. Что им для этого нужно сделать?


- Молодцы, ребята! Это очень сложная работа, но вы с ней достойно справились. Посмотрите, в каждой задаче говорилось об интересах и увлечениях ребят. Так значит, чтобы быть успешным в своей работе, как надо выбирать профессию? За компанию с друзьями или с учетом своих интересов и способностей? Конечно же, мы будем успешны тогда, когда нам будет нравится то, что мы делаем.

Разминка для глаз.

- А сейчас сделаем небольшую разминку для глаз. Все встали. Во время выполнения разминки необходимо хорошее настроение : создайте на лице улыбку. Поправьте осанку. Голову держим прямо, не закидываем назад:

  • глаза вверх, вниз 8 раз, поморгали,

  • глаза влево, вправо. 8 раз, поморгали,

  • нарисовали часики, улыбочка, спина ровная, по часовой стрелке глазами пробежали, поморгали,

  • против часовой стрелки пробежали, поморгали, улыбочка.

Сели.

Воспитатель: При подготовке к открытому занятию мы с вами писали мини – сочинения «Кем я хочу стать» и узнали, что некоторые из вас уже сейчас ясно и четко видят свое будущее. И сейчас мы узнаем ваши вкусы в мире профессий. Какая профессия вам по душе (нравится). К нам пожаловал представитель прессы. Я приглашаю его сюда.

(репортер – Эльвира)

Репортер: - Здравствуйте, меня зовут Евстратова Эльвира. Я репортёр газеты «Школьная жизнь» и получила задание редакции взять интервью у каждого ученика вашего класса.

Репортер: Нас интересует, какие профессии нравятся девятиклассникам. К тем, кто уже определился с выбором профессии у меня два вопроса: какая профессия вам больше всего нравится? И чем она вас привлекает?

( по очереди выходят ребята и читают своё сочинение – 4 человека).

( Вика)

- Мне нравится шить. Кому не хочется выглядеть красиво, модно? Эту задачу может решить профессиональная швея. Ей мы обязаны своими любимыми брюками, восхитительными платьями, строгими блузками и список этот очень длинный. Разноцветные ткани, нитки, пуговицы, воланы и рюшки - если собрать всё это вместе, швея предоставит нам удобный и красивый наряд. Стоит ей сесть за швейную машинку и на свет появляются вещи, без которых невозможно представить нашу жизнь. Профессию швея можно получить в профессиональном училище

(Женя С.)

Маляр – необходимый работник везде, где ведется стройка, возводятся новые и ремонтируются старые здания. Маляр делает свою работу последним, когда строительство здания завершено: его задача – придать новому дому, квартире красивый, нарядный вид, нанести слой краски, спасающий строительные материалы от разрушения. Мне нравится работать с красками. Профессию маляр можно получить (название училища)

(Женя П.)

Штукатур вручную или с помощью затирочной машины производит штукатурку поверхностей зданий и сооружений в процессе их строительства или ремонта. Часто после окончания штукатурных работ проводит и отделочные: покраску, оклейку обоями или выполняет художественную отделку стен и потолков внутри и снаружи здания. Профессию штукатур можно получить в профессиональном училище(название училища)

Каменщик – это строительный рабочий, который выполняет работы по кладке или ремонту каменных конструкций из искусственных и природных строительных материалов. Каменщиками возводятся высотные здания, жилые дома, промышленные комплексы.

Профессию каменщик можно получить в профессиональном (название училища)

Цветовод - это человек, который выращивает декоративные растения для высадки в садах, парках. Выращивает цветы на рассаду, на срезку букетов, также комнатные растения в цветочных горшках для украшения помещений. Нужно много труда, сил и времени, чтобы создать такую красоту.

Профессию цветовод можно получить в профессиональном училище

(репортер подходит к каждому воспитаннику, дети отвечают)

- Совсем скоро вы окажетесь на пороге взрослой самостоятельной жизни.

- Сможете вы сразу после школы получить профессию без подготовки, устроиться на работу штукатуром, маляром, швеёй?

- Нет. Сначала надо учиться в училище.

Воспитатель: - Многие ребята, мечтая о взрослой жизни, ищут для себя какой-то идеал для подражания, выбирают человека, на которого хочется быть похожим. Чаще всего в качестве такого идеала выступают звезды шоу-бизнеса, герои телевизионной рекламы. А ведь истинные герои живут среди нас.

Изо дня в день они скромно делают свою работу.

-Учат, лечат, строят, перевозят, продают, убирают, кормят – делают все то, без чего мы не можем жить.

Уважаемый репортёр Эльвира проведёт с вами игру. Вы должны угадать о каких профессиях идет речь в пословицах и поговорках.
1. Кто пахать не ленится, у того и хлеб родится. (Хлебороб, пахарь)

2. Цыплят по осени считают. ( Птичница)

3. Лес рубят – щепки летят. (Лесоруб)

4. Корова черна, да молоко у нее бело. (Доярка)

5. Не бравшись за топор, избы не срубишь. (Плотник)

6. Не игла шьет, а руки. (Швея, портниха)

7. Чтобы рыбу съесть надо в воду лезть. (Рыбак)

8. Куй железо, пока горячо. (Кузнец)

9. Не надевай хомут с хвоста, не начинай дела с конца. (Конюх).

(репортёр уходит).

- При любом выборе профессии знайте, что все они важны и нужны. Каждый труд почетен. От того, как человек относится к своим обязанностям, зависит, достоин ли он уважения. В народе пользуются уважением люди трудолюбивые, а с ленивым работником никто не хочет иметь дела.

Задание: Определите, о каком (трудолюбивом или ленивом) человеке это сказано:

  • «мастер своего дела»

  • «работает спустя рукава»

  • «золотые руки»

  • «лень делает всякое дело трудным»

  • «трудится не покладая рук»

  • «работает, словно спит»

Настоящий мастер потому и настоящий, что работает на совесть. Труд его приносит людям радость.

И тогда люди говорят спасибо мастеру:

Сапожнику – за … (удобную обувь).

Строителю – за … (уютное жилье).

Парикмахеру – за … (аккуратную прическу).

Врачу – за … (помощь людям).

Уборщице – за … (чистоту и порядок).

Портному – за … (красивую одежду).


- Когда можно сказать о человеке «он работает»?

  • учит детей

  • делает уроки

  • строит дом

  • трудится за станком

  • списывает у соседа

  • вытирает пыль

  • поливает цветы

  • стирает и т.д.)

– А вы сейчас работаете?

Релаксация.

- Скажите, может ли человек работать без отдыха? Конечно же, нет. Работающий человек должен уметь и правильно отдыхать. Я хочу предложить вам один из способов отдохнуть и снять напряжение после работы.

Один из способов быстро восстановить силы – правильно дышать. Мне бы хотелось вас этому научить.

Упражнение 1. Вдох 1-2-3, Выдох 1-2-3-4-5-6-...

В дыхании на расслабление играет выдох. Поэтому самое простое упражнение - сделать выдох длиннее вдоха. Дышим носом, делаем обычный вдох и отсчитываем мысленно и равномерно, сколько он займет. Можно считать по пульсу, можно просто отсчитывать "раз-два-три...". Допустим, вдох прошел на 3 счета, значит, выдох, равномерный, постепенный и спокойный, должен идти от 5 счетов и дальше, насколько это позволяют легкие.

Упражнение 2. Вдох 1-2-3-4, Пауза 1-2-3-4, Выдох 1-2-3-4, Пауза 1-2-3-4.

Это упражнение часто подходит, если вы разволновались, дыхание и пульс зачастили. Вдох и выдох только носом, равномерные по количеству счета, пауза - значит, задержка дыхания. То есть между вдохом и выдохом необходимо задержать дыхание на такое же время.

Упражнение 3. Вдох выдох-левая ноздря, вдох-выдох правая ноздря.

Упражнение максимально быстро помогает успокоиться, замедлить пульс, частоту дыхательных движений, немного понизить артериальное давление.

Дышим носом. Большим пальцем правой руки закрыть правую ноздрю, через левую сделать спокойный, обычный вдох, затем выдох (можно не отсчитывать). Сразу поменять пальцы: средним и безымянным закрыть левую ноздрю (правую отпустить), правой сделать вдох и выдох.

- Теперь мы стали спокойнее и чувствуем в себе новые силы!

- Прекрасно, когда наши желания совпадают с нашими возможностями. Но ещё лучше, если оба этих фактора востребованы обществом. Ведь именно потребность общества в тех или иных специалистах определяет возможность найти хорошую работу в соответствии со своей профессией.

Мало выбрать профессию. Важно еще, чтобы эта профессия была востребована на рынке труда. Многие молодые люди хотят быть юристами, экономистами, менеджерами, хотя смутно представляют себе содержание этих профессий. Сейчас этих специалистов подготовлено на много больше, чем требуется и по этой специальности молодёжь может и не устроиться. Нужно выбирать те профессии, которых не хватает в обществе.

Давайте познакомимся с перечнем таких профессий для нашего района и области.

  • строительство: штукатур, маляр, каменщик, плиточник

  • деревообрабатывающие: плотники, столяры

  • технические: швея

  • работники сельского хозяйства: доярка, скотник

- Ребята, давайте ещё раз вспомним, где можно получить профессии, о которых мы с вами только что говорили. Конечно, всеми этими профессиями вы можете овладеть в нашем городе, в соседних районах и устроиться на работу не только в городе Урене, но и по всей Нижегородской области.

Рефлексия

- Итак, вы получили информацию о мире профессий, изучили формулу правильного выбора профессии.

- Полезно ли для вас было занятие?

- Какую нужную для себя информацию вы узнали?

- Пригодятся ли вам в будущем эти знания?

- А теперь пришло время поблагодарить друг друга. Для этого мы проведем заключительное упражнение.

Упражнение "Корзина пожеланий"

Всем ученикам раздаются маленькие разноцветные бумажки, на которых ребята пишут друг другу что-то приятное на будущее в достижении профессиональных целей и "бросают" свои пожелания в "корзину". Затем, все ученики встают как можно ближе друг к другу и на счет "три", опрокидывают "корзину пожеланий" на себя. (обычно это упражнение приводит ребят в восторг).

Работа работой, а не за горами Новый год. Поздравляю вас всех с наступающим праздником – годом свиньи и хочу подарить вам эти небольшие сувениры.










Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!