СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до 01.06.2025

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Тема : Урок русского языка по теме “ Правописание - тся и – ться в глаголах “

Нажмите, чтобы узнать подробности

Тема : “ Правописание  - тся и – ться  в глаголах “

Тип урока: урок объяснения нового материала.

Просмотр содержимого документа
«Тема : Урок русского языка по теме “ Правописание - тся и – ться в глаголах “»

Тема : “ Правописание - тся и – ться в глаголах “

Тип урока: урок объяснения нового материала.

Цели : познакомить учащихся с правописанием - тся, - ться в глаголах ;

развивать исследовательские способности, логическое мышление;

воспитывать уважительное отношение к мнению товарищей.

Формы работы: фронтальная, самостоятельная, групповая

Оборудование: Учебник «Русский язык» А.В.Полякова 4 класс, мультимедийный проектор, компьютерные слайды

Ход урока

ХОД УРОКА

1. Организационный момент

2.Актуализация знаний

Сегодня на уроке нам предстоит сделать важное открытие. Для этого нужно быть внимательным и активным. На уроке вы должны показать свои знания, проявить наблюдательность, умение анализировать и делать выводы.

3. Основная часть

-Над какой большой темой мы работаем на уроках русского языка (Глагол)

Блиц-опрос по теме «Глагол»: (модель ИНСАЙД-АУТСАЙД СЁКЛ)

Вопросы даны на экране

1) Что такое глагол?

2) Что обозначает глагол?

3) На какие вопросы отвечают глаголы в начальной форме?

4) Как иначе называется начальная форма глагола?

5) Как определить лицо?

6) Как пишется не с глаголами?

4.Чистописание

Дети каллиграфически правильно записывают в тетрадях отдельные сочетания букв.

Пе по дст вл вз хма олов плы ок

После окончания работы учитель записывает на доске: - у, - ишь, - ит.

Ученики определяют, глаголы какого спряжения имеют такие окончания, дописывают окончания глаголов II спряжения множественного числа

Модель РЕЛЛИ РОБИН (Rally Robin). Обменяться с партнером мыслями.

-Что называется спряжением? Как определить спряжение глаголов?

Назовите лишнее слово (слова — на листочках), запишите лишнее слово в тетрадях. Затем поменяйтесь с партнером листочком и опять найдите лишнее. У вас должно получиться 2 слова.

Задача: включить учащихся в речевую деятельность, активизировать их внимание и сосредоточить на грамматических признаках глагола.

  1. Поймать, тушить, сказать, заглянуть

  2. Ходить, мыть, красить, сушить

— Посовещавшись, скажите, какие слова у вас получились лишними? (Тушить, мыть.) Хорошо, спасибо.

Вывод разминка. МИКС ПЭА ШЭА-Mix Pair Share — звучит музыка, ученики молча смешиваются, двигаясь по кабинету.

— Встаньте, задвиньте стульчики. Возьмите в руки тетради. Когда музыка остановится, вы должны образовать пару с ближайшим к вам учеником и «дать пять» (взяться в воздухе за руки), затем я задаю вопрос и даю 3 — 5 секунд на размышление.

1-й вопрос. Почему лишними оказались слова тушить, мыть? (Начинает тот, у кого волосы светлее.)

(Ученики делятся своими партнерами по 30 секунд. ТАЙМД ПЭА ШЭА-Timed Pair Share.)

— Поблагодарите своего партнера.

— А теперь на этот вопрос ответит…

(Музыка останавливается, ученики находят другую пару.)

2-й вопрос. Назовите глаголы - исключения. (Начинает тот, у кого нога больше.)

— Подумайте 3 секунды.

(Ученики делятся своими партнерами по 30 секунд. ТАЙМД ПЭА ШЭА - Time Pair Share.)

— Поблагодарите своего партнера.

— А теперь на этот вопрос ответит…

( Музыка останавливается, ученики находят другую пару.)

3-й вопрос. Для чего необходимо знать спряжение глагола? (Чтобы правильно писать окончания глаголов.)

(Начинает тот, кто ниже ростом.)

— Подумайте 3 секунды.

(Ученики делятся своими партнерами по 30 секунд. ТАЙМД ПЭА ШЭА- Timed Pair Share.)

— Поблагодарите своего партнера.

— А теперь на этот вопрос ответит…

— Спасибо, ребята, молодцы! Пройдите на свои места.

5. Исследовательская работа

1)Прочитайте стихотворение М.Бородицкой

Солнце садится, струится водица,

Птица синица в водицу глядится,

Чистой водицы синица напьется

Славно сегодня звенится – поется.

- Выпишите выделенные слова в два столбика в зависимости от части речи

-Что интересного вы услышали в словах? (В конце слов слышится [ЦА])

-Прочитайте слова, в которых слышится [ца] и пишется ца. Какой звук слышится в конце данных слов? Попробуйте определить, когда пишется ца,

когда – тся. Обратите внимание на то, какими частями речи являются выделенные слова. Модель СИНГЛ РАУНД РОБИН

-На этот вопрос ответит №4 стол 2

2) Наблюдение за правописанием - тся, - ться.

Даны предложения: Валя учится отлично. Валя хочет учиться отлично.

Задания: записать предложения, подчеркнуть глаголы, определить лицо, число, время глаголов. - Какой глагол вызвал затруднение? Почему?

Модель ……

Ученики сравнивают глаголы и делают вывод: ь не пишется в глаголах 3 – го лица единственного числа настоящего времени, а пишется в неопределённой форме.

-Как правильно написать глагол, который оканчивается на -тся/ - ться?

— Кто желает ответить? …

…- ться и тся как писать?

Надо нам вопрос задать!

И про мягкий знак хитрющий

Поскорее всё узнать!

Учитель обращает внимание учеников на схему :

( что делает?) катает…ся

( что делает?) купает…ся

( что делать?) катат…ся

( что делать?) купат…ся

- Вы сделали правильные выводы, - говорит учитель.

Обобщение темы по таблице Определение првописания – тся/ ться в глаголах

По форме По вопросу

- тся – 3 лицо, ед. или мн. ч.: что делает? кувыркается

Кувыркается, кувыркаются что делают? кувыркаются

что делать? Кувыркаться

- ться – неопределенная форма

глагола: кувыркаться

3) Даны слова на листочках. Вставить, где необходимо мягкий знак.

Моет?ся, моют?ся мыт?ся, одеват?ся, одевает?ся, поднимает?ся, поднимат?ся, радуют?ся, радоват?ся, возвращает?ся, возвращат?ся.

Модель КЛОК БАДДИС. Назначьте время с партнером 12 часов и на 6 часов.

Встреча в 12-назвать глаголы без мягкого знака.

Встреча в 6- глаголы с мягким знаком.

Доказать.

6. 9. Подведение итогов.

10. Рефлексия.

Педагог предлагает детям закончить предложения: Cегодня я на уроке узнал... Я понял, что … Себя я могу похвалить за … Я научился определять правописание – ться, - тся по… На следующих уроках мне надо поработать над… Эти знания мне пригодятся…- Спасибо за урок! – говорит учитель.- Желаю вам успехов!

ДОПОЛНИТЕЛЬНО

Работа с рубрикой «Давай подумаем»: ребятам предложили записать слово тепли[ца]. Сережа написал теплица, Женя написала теплится, а Юра написал теплиться. Как ты думаешь, кто из ребят прав? Аргументируй свой ответ.

– Объясните значение слов теплица, теплится, теплиться (омонимия слов).

(теплица – теплое, с покрытием из прозрачного материала помещение для выращивания ранних овощей , цветов, теплолюбивых растений; теплиться, теплится – гореть слабым, неярким пламенем; быть чуть теплым; быть едва заметным)












Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!