Урок №__ Литературное чтение 2-В класс
Тема урока: А.И. Введенский «Учёный Петя»
Цели: Познакомить детей со стихотворением А. Введенского “Ученый Петя”.
Задачи урока.
Обучающие:
Познакомить учащихся со стихотворением А. Введенского “Ученый Петя”.
Формировать навык выразительного и правильного чтения через работу над произведением.
Развивающие:
Развивать у учащихся умение выделять главное, анализировать, делать выводы.
Развивать творческое воображение.
Воспитательные:
Способствовать формированию читательской компетентности учащихся.
Воспитывать любовь и уважительное отношение к человеку.
Ход урока.
I. Организационный момент
II. Проверка домашнего задания
- Что было задано на дом?(Выразительно читать стихотворение Юрия Дмитриевича Владимирова “Чудаки”)
- Какое настроение вызывает это стихотворение?(Веселое настроение, потому что стихотворение смешное)
Выразительное чтение стихотворения “Чудаки” учащимися.
IIIАктуализация знаний
1..Речевая разминка
Дождик, дождик,
Глянь, глянь!
Дождик, дождик,
Грянь, грянь!
Ждут тебя в саду цветы.
Дождик, дождик,
Где же ты? - Эту песенку написал Александр Введенский.
2. Определение целей урока.
-Как вы думаете, почему я на речевую разминку взяла песенку этого автора??
- Вам знакома фамилия писателя? -Ребята, подумайте , как связаны между собой наш автор и тема раздела?.
Зная тему, поставьте цель урока.
IV.Работа по теме урока
1.Рассказ учителя об Александре Введенском. - Сегодня на уроке мы познакомимся с творчеством Александра Ивановича Введенского, который был очень дружен с перечисленными нами поэтами: Хармсом и Владимировым, и тоже писал свои стихи для журналов “Чиж” и “Еж”. А. Введенский родился в 1904 году в семье Петроградского служащего. Он жил в Петербурге. Получил филологическое образование, что дало ему возможность писать произведения для детей. Александр Иванович прекрасно знал немецкий и французский языки. Это позволило ему стать одним из лучших пересказчиков сказок братьев Гримм и Шарля Перро. Введенский – автор более 40 стихотворных и прозаических книг для детей дошкольного и школьного возраста. В своем творчестве Введенский опирался на русское народное творчество, его искусство выросло из всякого рода небылиц, докучных сказок, заклинаний. Умер Введенский в 1941 году от болезни.
V.Физминутка.
VI. Продолжение работы по теме урока. 1.Подготовка к восприятию нового материала.
- Прочитайте название. Предположите о чём это стихотворение.
- Прослушивание аудиозаписи.
-Понравилось ли стихотворение? -Какое настроение вызывает у вас это стихотворение? - Назовите действующих лиц.
2.Повторное чтение с заданием. - Перечитайте текст про себя; карандашом отметьте вопросы, которые дети задавали Пете, буквой В, а ответы Пети буквой П.
Самостоятельное чтение текста.
3.Работа с текстом.
а) Прочитайте первый вопрос, который дети задали Пете.
– Что ответил Петя? Прочитайте.
– А как бы ответили вы?
– Послушайте, как объясняют ученые
- С наступлением осени замедляется рост деревьев. На том месте, где лист прикрепляется к ветке, образуется пробочка. Движение сока к листочкам прекращается. Поэтому они меняют окраску, засыхают и опадают.
б) Прочитайте второй вопрос.
– Прочитайте, что ответил Петя.
– Так бывает на самом деле?
– Ребята, а как вы бы ответили вместо Пети?
Послушайте научный ответ на этот вопрос.
Температура воздуха зимой меняется, становится холодно. Поэтому на большой высоте, в атмосфере, капельки воды в тучах замерзают и превращаются в маленькие ледяные кристаллики. Кристаллы соединяются и образуются снежинки, которые падают на землю.
С наступлением холодов исчезают насекомые, замерзают водоемы. Часть птиц из-за недостатка пищи улетают в теплые края. Остаются только те, кто может найти корм зимой.
в) Найдите и прочитайте своему соседу ответы Пети на два последних вопроса (про дни и ночи, и про лед). Работа в парах.
– Так ответил Петя, а вот правильные ответы на вопросы “Почему зимой дни короче, а ночи длиннее?”, “Почему зимой река покрывается льдом?” кто пожелает, найдет в учебнике “Окружающий мир” и на следующем уроке расскажет ребятам.
г) Проблема – решение.
– Ребята, какие ответы на вопросы давал Петя? (Неправильные, смешные, нелепые.)
– В чем же заключается ученость Пети? Ответьте словами из стихотворения. (А не врет ли этот Петя?)
– А ведь этот вопрос автор задает вам. Вы согласны, Петя врет? (Говорит неправду.)
– Так соответствует ли название “Ученый Петя” содержанию?
– Как бы вы назвали стихотворение? (“Петя-фантазер”.)
VII. Закрепление изученного.
Творческая работа.
— Придумайте такие вопросы к стихотворению, чтобы ответить на них можно было строчками из него.
VII. Рефлексия
— Что вы узнали на уроке?
— За что вы похвалили бы себя?
— Что у вас особенно получилось?
VIII. Подведение итогов урока
— С творчеством какого поэта вы познакомились на уроке?
— Какие стихи вы читали?
— Вспомните: А. Введенский переводил сказки Ш. Перро и братьев Гримм. Какими языками он владел? (Французским и немецким.)
IX. Домашнее задание.
- Подготовьте выразительное чтение стихотворения А. Введенского «Учёный Петя».