СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Тема урока: Б. А. Слуцкий «Лошади в океане».

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок литературного чтения в 4 классе

по программе «Школа России» с использованием технологии «Развитие критического мышления через чтение и письмо»

Урок литературного чтения в 4 классе

по программе «Школа России» с использованием технологии «Развитие критического мышления через чтение и письмо»

Урок литературного чтения в 4 классе

по программе «Школа России» с использованием технологии «Развитие критического мышления через чтение и письмо»

Урок литературного чтения в 4 классе

по программе «Школа России» с использованием технологии «Развитие критического мышления через чтение и письмо»

Урок литературного чтения в 4 классе

по программе «Школа России» с использованием технологии «Развитие критического мышления через чтение и письмо»

Урок литературного чтения в 4 классе

по программе «Школа России» с использованием технологии «Развитие критического мышления через чтение и письмо»

Урок литературного чтения в 4 классе

по программе «Школа России» с использованием технологии «Развитие критического мышления через чтение и письмо»

Урок литературного чтения в 4 классе

по программе «Школа России» с использованием технологии «Развитие критического мышления через чтение и письмо»

Урок литературного чтения в 4 классе

по программе «Школа России» с использованием технологии «Развитие критического мышления через чтение и письмо»

Урок литературного чтения в 4 классе

по программе «Школа России» с использованием технологии «Развитие критического мышления через чтение и письмо»

Урок литературного чтения в 4 классе

по программе «Школа России» с использованием технологии «Развитие критического мышления через чтение и письмо»

Просмотр содержимого документа
«Тема урока: Б. А. Слуцкий «Лошади в океане».»


Урок литературного чтения в 4 классе

по программе «Школа России» с использованием технологии «Развитие критического мышления через чтение и письмо»


Тема урока: Б. А. Слуцкий «Лошади в океане».


Задачи: - развивать художественный вкус и интерес к чтению. Формировать творческое воображение через умение представлять картины. Разработать над содержание произведения, используя различные приемы критического мышления. Развивать речь учащихся, умение работать в группах. Воспитывать нравственные качества, творческие способности учащихся.

Цели: - обучать анализу лирического произведения. Развивать устную речь навыки сопоставительного анализа, навыки исследовательской работы.

Совершенствовать навыки чтения с точки зрения его выразительности и осознанности. Развивать умение вести диалог.


Планируемые результаты:


Личностные – понимать точки зрения других людей, действовать в условиях

конфликта мнений, планировать совместную деятельность,

принимать совместные решения.


Метапредметные – познавательные и регулятивные действия, целеполагание на

уровне принятия практической задачи и постановки учебной

задачи, умение использовать главы текста, структурировать

знания по теме урока.


Предметные – умение работать над содержанием, используя различные

виды чтения, приемы критического мышления, умение полно и

точно выражать свои мысли в соответствии с заданиями.


Оборудование: 1) В.Г.Горецкий, Л.Ф.Климанова, М.В. Голованова

«Литературное чтение».

2) Читательские дневники.

3) Школьные толковые словари, толковый словарь В.И. Даля.

4) Ватман, маркеры.

Этапы урока

Деятельность учителя

(указать содержание заданий и методические приемы)

Деятельность обучающихся

(виды деятельности, формы организации работы, предполагаемые ответы)


I. Стадия вызова

(мотивация, актуализация, целеполагание)


























II. Осмысление

(получение новой информации; корректировка поставленных целей обучения)





































































III. Рефлексия.

(размышление, рождение нового знания, постановка новых целей обучения)


































































Учитель: - «Ребята, давайте представим такую ситуацию: зима. Сильный мороз. Вы идёте в школу и слышите слабое мяукание котёнка. Вы пошли на звук и за сугробом снега увидели маленького, дрожащего от холода и голода котёнка. Какие чувства в тот момент вы испытываете?»


Учитель: - «А теперь давайте порассуждаем о том, как вы понимаете слово «Жалость»».


Приём «Корзина идей» (Таблица №1)


Наши предложения

Сочувствие к кому – либо.

Стремление помочь в беде.

Стремление как можно быстрее придти на помощь.

Приласкать, обогреть, накормить.

Желание защитить от беды.

Любовь к животным.


Учитель: - «Молодцы, вы отлично справились. Только ли к котёнку можно испытывать такие чувства?»



Учитель: -«Тему жалости поднимает в своём стихотворении «Лошади в океане» Борис Абрамович Слуцкий.

Автор написал это стихотворение в 1951 году, летом, на основе реальных событий. Один из его друзей рассказал, что читал в журнале статью об американском транспорте с лошадьми, потопленном фашистами в Атлантике.

Как плавают лошади он наблюдал сам лично. Так как весной 1942 года переплыл на коне ледяную подмосковную речку».

Учитель: - «Со стихотворением «Лошади в океане» мы сейчас познакомимся. Но сначала я хотела бы узнать, как вы думаете, о чём будет зто стихотворение?» (Выразительное чтение стихотворения учителем).


После чтения, выдержав паузу, учитель спрашивает: «Ваши впечатления от прочитанного?»











Учитель: - «Ребята, прочитайте стихотворение самостоятельно, используя приём маркировки: «v» - уже знал, «+» - новое, «-» - думал по – другому, «?» - не понял, есть вопрос».




Учитель: - «Какие вопросы возникли у вас во время работы над стихотворением?»






Учитель: Предлагаю взять толковый словарь и найти определения к непонятным словам.









Учитель: Подберите синонимы к словам: гордый


счастье




Физминутка

Речка 
К речке быстро мы спустились, 
Наклонились и умылись. 
Раз, два, три, четыре, 
Вот как славно освежились. 
А теперь поплыли дружно. 
Делать так руками нужно: 
Вместе — раз, это — брасс. 
Одной, другой — это кроль. 
Все, как один, плывем, как дельфин. 
Вышли на берег крутой 
И отправились домой. (Выполняем движения по тексту.)
 


Приём чтение с остановками.

Учитель: I пауза: - «Что произошло в океане?»


II пауза: - «Что произошло с кораблём далеко от земли?»

III пауза: - «Как повели себя люди?»

IV пауза: - «Что произошло с лошадьми?»


Учитель: - Какой момент стихотворения вам показался самый напряженный?
- С какого момента вы почувствовали волнение за судьбу лошадей?

- Расставьте карточки по мере возникновения этих чувств у лошадей:


Почему неоднократно повторяется слово «ржали»? Что хотел показать автор этим повторением?












Учитель: - «Подтвердились ли наши предположения о том, чем закончится стихотворение?




Всегда ли можно по названию догадаться о содержании стихотворения?


Назовите цитаты, которые выражают отношение поэта к гибнущим лошадям. (выборочное чтение).



Дети, вы хорошо поработали над выбором цитат.

Какое главное чувство испытывал поэт к лошадям?

Мы убедились в том, что основной мыслью стихотворения оказалось чувство жалости о котором мы говорили в начале урока.

В толковом словаре В. И. Даля есть определение жалости».

Жалость – это сострадание, соболезнование, сочувствие к чужой беде, печаль, грусть, скорбь.

Давайте это определение оформим в виде солнышка. (Приём ТРКМ «Кластер»).








Учитель: ребята, спасибо всем за хорошую работу. Что понравилось вам на уроке? Какое эмоциональное настроение у вас сейчас?

Мне не хочется заканчивать урок на грустной ноте. Как я уже говорила, стихотворение Б.Слуцкого «Лошади в океане» никого не оставило равнодушным. Есть ещё одно стихотворение, автор его неизвестен. Автор не захотел мирится с таким трагическим окончанием истории и написал продолжение стихотворения «Лошади в океане» Послушайте его:


Я не верю в гибель лошадиную.
Пусть не все, но выжили они.
С дна морского к верху шли акулы,
Но хватали слабых лишь одних.

Разливалась кровь по океану
Но вожак упрямо плыл вперед.
И казалось у него как будто
От копыт шли искры в толщу вод.

Рыжий остров медленно, но таял
Уменьшался остров тот гнедой.
Но немного плыть уже осталось
Кони, кони слышите! Прибой!

Вот копыта дна уже коснулись
И вода отхлынула от них.
Вышли на берег измученные кони
Победили смерть свою они.

Где-то люди есть и есть машины,
Где-то города стоят шумя.
Только здесь на острове все тихо
Ни людей, ни шума, ни огня.

Только ветер воет здесь тоскливо
Да еще вдруг топот прозвучит
То табун коней вдоль океана
С бешеною резвостью летит.

Ветер гривы длинные расчешет
Океан умоет их водой
И живут они, судьбой довольны
Посреди равнины голубой.

Остров тот - песчинка в океане.
Только кони вольно там живут
И отныне остров этот дикий
Лошадиным островом зовут.

Оценивание работ

  • Я отлично усвоил учебный материал, могу помогать другу по парте

  • Хорошо работаю

  • Неплохо работаю

Подведём итоги нашей работы. Вы будете высказывать своё мнение, выражать свои чувства, своё отношение к происходящему.

Отвечайте, используя эти слова:

Домашнее задание: Приём «Написания эссе». Я напоминаю, что «эссе» - это свободное письмо на заданную тему.

Порассуждайте на тему: «Что такое сострадание?»

Дети: - «Жалость, желание покормить, обогреть; забрать его домой».







Дети: 1) каждый ученик вспоминает и записывает в тетради всё, что он знает о жалости; 2) дети делятся на группы и обмениваются информацией; 3) каждая группа называет один признак жалости; 4) составляется таблица на доске.









Дети: - «Нет, не только к котёнку – к другим животным; к людям и даже к игрушкам».






















Дети делятся на группы и каждая группа высказывает свою версию.

I гр.:« Лошадей купали в океане»;

II гр.: «Лошади жили на острове в океане»;

III гр.: «С лошадьми случилась беда: утонули».

Дети: - «В стихотворении мне не понравилось, что в конце лошади утонули». – «А мне не понравилась жестокость людей по отношению к лошадям».




Дети: отмечают условными знаками на полях каждого двустишия.







Дети: не знал, что «Глория» по – русски значит «Слава». Непонятные слова: превозмочь, трюм, днище, шлюпки, гнедой.

Групповая работа.



Превозмочь – пересилить, побороть, одолеть

Трюм – внутреннее помещение корабля под нижней палубой служащее для установки механизмов для грузов

Шлюпка – гребная, парусная или моторная лодка с прочным широким корпусом(судовая корабельная шлюпка, прогулочная шлюпка

Гнедой – масть лошади красновато- ражего цвета, обычно с чёрным хвостом и гривой

Дети подбирают слова: (горделивый, полный собственного достоинства, самолюбивый, высокомерный);

(блаженство, удача, судьба).



















Дети: - «Плыл корабль, в трюме которого были лошади».


Дети: - «Мина пробила дно корабля».


Дети: - «Они сели в лодки и стали спасать

свою жизнь».


Дети: - «Они пытались доплыть до берега, но утонули».






Дети: ИСПУГ, ТРЕВОГА, СТРАХ, БЕЗНАДЁЖНОСТЬ. (в парах)


(было тяжело, невыносимо, горько, страшно, надеялись на помощь). «Ржали, ржали» будто бы на помощь звали. Автор хотел подчеркнуть боль и страдание.
Но животные не рассчитали своих сил, океан оказался огромным и безбрежным: «не видно у реки той края», и лошади постепенно теряют силы, не желая оказаться на дне океана, чувствуя свою гибель, они заржали, «возражая тем, кто в океане их топил, а может быть, призывая на помощь людей. Поэт три раза повторяет его во «заржали»-, подчеркивая желание лошадей жить, и вместе с читателями чувствует в сердце боль:

Дети: I гр.: - «Не подтвердили, так как думали, что лошади купались в океане»;

II гр.: - «Не подтвердили, так как думали, что лошади жили на острове»;

III гр.: - «Были ближе всех к истине».


Дети: - «не всегда можно по названию догадаться о чём будет стихотворение.


Что ж им было делать бедным, если нету мест на лодках и плотах. Вот и всё. А всё таки мне жаль их – рыжих, не увидевших земли.




Жалость».



















Дети: понравилось составлять таблицу, рассуждать, высказывать своё мнение.

Хотелось бы, чтобы все люди были добрее и испытывали чувство жалости и любви к животным.

























































  • Меня удивило …

  • Я почувствовал …

Я думаю…





Наши предложения

Сочувствие к кому – либо.

Стремление помочь в беде.

Стремление как можно быстрее придти на помощь.

Приласкать, обогреть, накормить.

Желание защитить от беды.

Любовь к животным.

Приём «Корзина идей» (Таблица №1)































Расставьте карточки по мере возникновения этих чувств у лошадей:




ИСПУГ, ТРЕВОГА, СТРАХ, БЕЗНАДЁЖНОСТЬ




Меня удивило …

Я почувствовал …

Я думаю…











Оценивание работ

  • Я отлично усвоил учебный материал, могу помогать другу по парте

  • Хорошо работаю

  • Неплохо работаю




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!