I. Стадия вызова (мотивация, актуализация, целеполагание) II. Осмысление (получение новой информации; корректировка поставленных целей обучения) III. Рефлексия. (размышление, рождение нового знания, постановка новых целей обучения) | Учитель: - «Ребята, давайте представим такую ситуацию: зима. Сильный мороз. Вы идёте в школу и слышите слабое мяукание котёнка. Вы пошли на звук и за сугробом снега увидели маленького, дрожащего от холода и голода котёнка. Какие чувства в тот момент вы испытываете?» Учитель: - «А теперь давайте порассуждаем о том, как вы понимаете слово «Жалость»». Приём «Корзина идей» (Таблица №1) Наши предложения | Сочувствие к кому – либо. | Стремление помочь в беде. | Стремление как можно быстрее придти на помощь. | Приласкать, обогреть, накормить. | Желание защитить от беды. | Любовь к животным. | Учитель: - «Молодцы, вы отлично справились. Только ли к котёнку можно испытывать такие чувства?» Учитель: -«Тему жалости поднимает в своём стихотворении «Лошади в океане» Борис Абрамович Слуцкий. Автор написал это стихотворение в 1951 году, летом, на основе реальных событий. Один из его друзей рассказал, что читал в журнале статью об американском транспорте с лошадьми, потопленном фашистами в Атлантике. Как плавают лошади он наблюдал сам лично. Так как весной 1942 года переплыл на коне ледяную подмосковную речку». Учитель: - «Со стихотворением «Лошади в океане» мы сейчас познакомимся. Но сначала я хотела бы узнать, как вы думаете, о чём будет зто стихотворение?» (Выразительное чтение стихотворения учителем). После чтения, выдержав паузу, учитель спрашивает: «Ваши впечатления от прочитанного?» Учитель: - «Ребята, прочитайте стихотворение самостоятельно, используя приём маркировки: «v» - уже знал, «+» - новое, «-» - думал по – другому, «?» - не понял, есть вопрос». Учитель: - «Какие вопросы возникли у вас во время работы над стихотворением?» Учитель: Предлагаю взять толковый словарь и найти определения к непонятным словам. Учитель: Подберите синонимы к словам: гордый счастье Физминутка Речка К речке быстро мы спустились, Наклонились и умылись. Раз, два, три, четыре, Вот как славно освежились. А теперь поплыли дружно. Делать так руками нужно: Вместе — раз, это — брасс. Одной, другой — это кроль. Все, как один, плывем, как дельфин. Вышли на берег крутой И отправились домой. (Выполняем движения по тексту.) Приём чтение с остановками. Учитель: I пауза: - «Что произошло в океане?» II пауза: - «Что произошло с кораблём далеко от земли?» III пауза: - «Как повели себя люди?» IV пауза: - «Что произошло с лошадьми?» Учитель: - Какой момент стихотворения вам показался самый напряженный? - С какого момента вы почувствовали волнение за судьбу лошадей? - Расставьте карточки по мере возникновения этих чувств у лошадей: Почему неоднократно повторяется слово «ржали»? Что хотел показать автор этим повторением? Учитель: - «Подтвердились ли наши предположения о том, чем закончится стихотворение? Всегда ли можно по названию догадаться о содержании стихотворения? Назовите цитаты, которые выражают отношение поэта к гибнущим лошадям. (выборочное чтение). Дети, вы хорошо поработали над выбором цитат. Какое главное чувство испытывал поэт к лошадям? Мы убедились в том, что основной мыслью стихотворения оказалось чувство жалости о котором мы говорили в начале урока. В толковом словаре В. И. Даля есть определение жалости». Жалость – это сострадание, соболезнование, сочувствие к чужой беде, печаль, грусть, скорбь. Давайте это определение оформим в виде солнышка. (Приём ТРКМ «Кластер»). Учитель: ребята, спасибо всем за хорошую работу. Что понравилось вам на уроке? Какое эмоциональное настроение у вас сейчас? Мне не хочется заканчивать урок на грустной ноте. Как я уже говорила, стихотворение Б.Слуцкого «Лошади в океане» никого не оставило равнодушным. Есть ещё одно стихотворение, автор его неизвестен. Автор не захотел мирится с таким трагическим окончанием истории и написал продолжение стихотворения «Лошади в океане» Послушайте его: Я не верю в гибель лошадиную. Пусть не все, но выжили они. С дна морского к верху шли акулы, Но хватали слабых лишь одних. Разливалась кровь по океану Но вожак упрямо плыл вперед. И казалось у него как будто От копыт шли искры в толщу вод. Рыжий остров медленно, но таял Уменьшался остров тот гнедой. Но немного плыть уже осталось Кони, кони слышите! Прибой! Вот копыта дна уже коснулись И вода отхлынула от них. Вышли на берег измученные кони Победили смерть свою они. Где-то люди есть и есть машины, Где-то города стоят шумя. Только здесь на острове все тихо Ни людей, ни шума, ни огня. Только ветер воет здесь тоскливо Да еще вдруг топот прозвучит То табун коней вдоль океана С бешеною резвостью летит. Ветер гривы длинные расчешет Океан умоет их водой И живут они, судьбой довольны Посреди равнины голубой. Остров тот - песчинка в океане. Только кони вольно там живут И отныне остров этот дикий Лошадиным островом зовут. Оценивание работ Я отлично усвоил учебный материал, могу помогать другу по парте Хорошо работаю Неплохо работаю Подведём итоги нашей работы. Вы будете высказывать своё мнение, выражать свои чувства, своё отношение к происходящему. Отвечайте, используя эти слова: Домашнее задание: Приём «Написания эссе». Я напоминаю, что «эссе» - это свободное письмо на заданную тему. Порассуждайте на тему: «Что такое сострадание?» | Дети: - «Жалость, желание покормить, обогреть; забрать его домой». Дети: 1) каждый ученик вспоминает и записывает в тетради всё, что он знает о жалости; 2) дети делятся на группы и обмениваются информацией; 3) каждая группа называет один признак жалости; 4) составляется таблица на доске. Дети: - «Нет, не только к котёнку – к другим животным; к людям и даже к игрушкам». Дети делятся на группы и каждая группа высказывает свою версию. I гр.:« Лошадей купали в океане»; II гр.: «Лошади жили на острове в океане»; III гр.: «С лошадьми случилась беда: утонули». Дети: - «В стихотворении мне не понравилось, что в конце лошади утонули». – «А мне не понравилась жестокость людей по отношению к лошадям». Дети: отмечают условными знаками на полях каждого двустишия. Дети: не знал, что «Глория» по – русски значит «Слава». Непонятные слова: превозмочь, трюм, днище, шлюпки, гнедой. Групповая работа. Превозмочь – пересилить, побороть, одолеть Трюм – внутреннее помещение корабля под нижней палубой служащее для установки механизмов для грузов Шлюпка – гребная, парусная или моторная лодка с прочным широким корпусом(судовая корабельная шлюпка, прогулочная шлюпка Гнедой – масть лошади красновато- ражего цвета, обычно с чёрным хвостом и гривой Дети подбирают слова: (горделивый, полный собственного достоинства, самолюбивый, высокомерный); (блаженство, удача, судьба). Дети: - «Плыл корабль, в трюме которого были лошади». Дети: - «Мина пробила дно корабля». Дети: - «Они сели в лодки и стали спасать свою жизнь». Дети: - «Они пытались доплыть до берега, но утонули». Дети: ИСПУГ, ТРЕВОГА, СТРАХ, БЕЗНАДЁЖНОСТЬ. (в парах) (было тяжело, невыносимо, горько, страшно, надеялись на помощь). «Ржали, ржали» будто бы на помощь звали. Автор хотел подчеркнуть боль и страдание. Но животные не рассчитали своих сил, океан оказался огромным и безбрежным: «не видно у реки той края», и лошади постепенно теряют силы, не желая оказаться на дне океана, чувствуя свою гибель, они заржали, «возражая тем, кто в океане их топил, а может быть, призывая на помощь людей. Поэт три раза повторяет его во «заржали»-, подчеркивая желание лошадей жить, и вместе с читателями чувствует в сердце боль: Дети: I гр.: - «Не подтвердили, так как думали, что лошади купались в океане»; II гр.: - «Не подтвердили, так как думали, что лошади жили на острове»; III гр.: - «Были ближе всех к истине». Дети: - «не всегда можно по названию догадаться о чём будет стихотворение. Что ж им было делать бедным, если нету мест на лодках и плотах. Вот и всё. А всё таки мне жаль их – рыжих, не увидевших земли. Жалость». Дети: понравилось составлять таблицу, рассуждать, высказывать своё мнение. Хотелось бы, чтобы все люди были добрее и испытывали чувство жалости и любви к животным. Меня удивило … Я почувствовал … Я думаю… |