Актуализация знаний. | Цель для учителя: выявить опорные знания обучающихся по данной теме. Организует беседу по вопросам: -Чем похожи произведения, что их объединяет? - Мы с вами живем в России, но у каждого человека есть самый дорогой уголок. Родина-это земля наших прадедов, дедов, отцов; поэтому Родину называют ещё … Отечество, Отчизна, Россия. - Как называются эти слова. Для каждого человека Родина – самое дорогое и важно, чтобы никакое зло не коснулось ничьей Родины. Стихи каких авторов представлены в этом разделе? | Цель для обучающихся: учатся слушать и слышать товарищей, отстаивают свою точку зрения. Дети отвечают на вопросы. тема – Родина - Синонимы – близкие по смыслу слова. Ответы детей. -Никитин, Дрожжин, и др. |
Мотивация учебной деятельности. | Цель для учителя: обеспечить мотивацию и принятие обучающимися цели учебно – познавательного процесса. -Жизнь побуждает людей творить: художника – красками, композитора - звуками, а поэта – словом. Вот и мы сегодня встретимся с поэтом, который в своих произведениях затрагивает тему Родина. - Попробуем определить задачи урока. - В конце урока определим, правы ли мы были? | Цель для обучающихся: принимают цель урока, ставят перед собой учебные задачи. - Познакомимся с новым поэтом, с его биографией, его произведением, выделим главную мысль его произведения. |
Освоение нового содержания и его применение. Мотивирование обучающихся к учебному действию и его самостоятельному осуществлению; фиксирование индивидуальных затруднений в выполнении задания и обоснование этих затруднений. Работа с листами. Рассказ учителя: Словарно-лексическая работа. Работа с новыми словами (шлюпка, превозмочь, Глория, трюм, гнедой Первичное чтение учителем. Проверка первичного восприятия. | Цель для учителя: познакомить с жизнью и творчеством поэта. Помочь понять содержание произведения, выражать своё отношение к происходящим событиям. Главными героями стихотворения являются животные которых вы сейчас и должны узнать из моего ОПИСАНИЯ. - Наш гость Б.А Слуцкий и его стихотворение «Лошади в океане». Слайд с портретом. -Всмотритесь в этот портрет, -Что выражает его лицо? (честность, доброту, зоркий взгляд) -Загляните в глаза, ведь глаза - зеркало души человека. Родился поэт в городе Славянске, в семье служащего. Детство и отрочество прошли в Харькове, в рабочем районе, где жизнь была трудной и скудной. Учился в Москве в Литературном институте, который окончил в 1941 году. Без долгих сомнений пошёл на фронт. Он участвовал в Великой Отечественной войне, прошагал до победы пол-Европы. Начинает войну солдатом, заканчивает майором – это высокое воинское звание. Несмотря на то, что был офицером, постоянно лично ходил в разведку. Был тяжело ранен и контужен. После войны не мог оставить без внимания ни одно из важных событий, происходящих в стране. Борис Слуцкий скончался 23 февраля 1986 года. Он похоронен в Москве. После смерти поэта его неопубликованные стихи появлялись в газетах и журналах почти каждый месяц в течение девяти лет. Это стихотворение Слуцкий написал в 1951 году на основе реальных событий. Один из его друзей рассказал, что читал в журнале статью об «американском транспорте с лошадьми, потопленном немцами в Атлантическом океане». Слуцкий написал это стихотворение сразу, очень быстро, почти не правил стихи впоследствии. - Вот, что пишет он сам: «Это почти единственное стихотворение, написанное без знания предмета. Почти. В открытое море я попал впервые 15 лет спустя. Правда, как плавают лошади, наблюдал самолично, так как весной 1942 г. переплыл на коне ледовитую подмосковную речку…» -Стихи так понравились другу Бориса Слуцкого Эренбургу, что он их ему и посвятил. -Напечатали «Лошадей в океане» … в «Пионере»( так назывался журнал) как детское стихотворение о животных … потом перепечатывали десятки раз. Было 4 польских перевода, несколько итальянских. На эти стихи написано несколько музык. -Что бы лучше понять стихотворение, проведём словарную работу: Перед чтением учитель ставит задачу: 1. Постарайтесь представить описываемую ситуацию. 2. Подумайте, какие чувства владели поэтом, когда он писал это стихотворение. 3. Прислушайтесь к себе: какие чувства возникают у вас во время слушания? Учитель читает стихотворение. -Какое настроение у этого стихотворения? -Что ты услышал в этом стихотворении? | Цель для обучающихся: учатся выбирать нужные факты из биографии поэта, знакомятся с содержанием произведения, уметь передавать при чтении свои чувства, высказывать собственное мнение. - честность, доброту, зоркий взгляд . Превозмочь – пересилить, побороть, одолеть Трюм – внутреннее помещение корабля под нижней палубой служащее для установки механизмов и грузов Шлюпка – гребная, парусная или моторная лодка с прочным широким корпусом (судовая корабельная шлюпка, прогулочная шлюпка) Гнедой – масть лошади красновато- ражего цвета, обычно с чёрным хвостом и гривой Глория -Слава Дети слушают. Дети отвечают. -тревожное, грустное, величественное, это стихи размышления, раздумья. -скорбь, грусть, жалость, сочувствие, боль, страх |
Художественный анализ произведения. Беседа по вопросам, выборочное чтение.
Работа с карточками в парах. | Цель для учителя: Научить определять отношение автора к героям своего произведения на основе анализа произведения. Развивать читательскую зоркость и речь, мышление, память, воображение , словарный запас. - Прочитайте про себя, отметьте , если ещё встретятся ,непонятные слова. - Разбор слов непонятных, если есть. Подберите Синонимы: гордый – счастье - (блаженство, удача, судьба). - Что произошло в океане?
- Почему это случилось?
- Как спасались люди? - Почему автор говорит «в шлюпки влезли»? - Как спасались лошади? - Предполагали ли они, что их подстерегает гибель -Автор использует приём сравнения. Найдите. - Почему автор называет лошадей рыжим островом? -После каких слов становится ясно, что надежды на спасение нет? -Как вы думаете, что почувствовали лошади, когда потеряли надежду на спасение? - Расставьте карточки по мере возникновения этих чувств у лошадей:
- Почему неоднократно повторяется слово «ржали»? -Чему возражали кони? -Что хотел показать автор этим повторением?
-А какие звуки мы услышали в стихотворении?
- Какой момент стихотворения вам показался самый напряженный? - Какие чувства, мысли, убеждения поэт хотел передать читателям? -В каком месте произошла развязка событий? -Что наступило потом? - Какая? -Найдите слова, в которых автор выражает свое отношение к происшедшему. -Осуждает ли автор людей? Тяжелая, печальная картина! Любовь к жизни — и дно океана. О лошадях никто не подумал, судьба к ним жестока и несправедлива. | Цель для обучающихся: Уметь ориентироваться в произведении, подтверждать свои мысли словами из текста Дети читают самостоятельно, отмечая непонятные ещё слова. Дети отвечают: - горделивый, полный собственного достоинства, самолюбивый, высокомерный
- При перевозки лошадей, они все потонули)
-Мина пробила днище.
- была возможность влезть, даже и те , возможно которые оказались в воде - лошади поплыли просто так. - лошади были уверены в силах, они умеют плавать, но не хорошо, недалеко. Сперва казалось - плавать просто, океан казался им рекой. - их было очень много. - но, не видно у реки той края - страх, испуг, безнадежность, тревогу. Работа в парах ИСПУГ -Внезапное чувство страха. , ТРЕВОГА -отрицательное эмоциональное состояние, связанное с предчувствием грозящей опасности. Беспокойство, волнение , СТРАХ - Очень сильный испуг, сильная боязнь., БЕЗНАДЁЖНОСТЬ-Не оставляющий надежды на благополучный исход, улучшение.. (в парах) ( ИСПУГ, ТРЕВОГУ, СТРАХ, БЕЗНАДЁЖНОСТЬ)
- они возражали, словно стараясь докричаться до людей, передать свою боль и страдания, упрекая их в своей страшной смерти). (Подчёркивается желание лошадей жить, и вместе с читателями чувствует в сердце боль: было тяжело, невыносимо, горько, страшно, надеялись на помощь. «Ржали, ржали» будто бы на помощь звали. Автор хотел подчеркнуть боль и страдание. взрыв, крики людей, шум тонущего корабля, ржание лошадей
- сострадания, жалости - все на дно покуда не пошли -тишина - гнетущая, зловещая, звенящая - вот и все, а все-таки мне жаль их - нет |
Первичное закрепление Повторное чтение стихотворения учащимися тихое и вслух цепочкой. | Цель для учителя: формировать навыки выразительного чтения. - Прочитайте это стихотворение, отметьте логические паузы, подумайте, с какой интонацией вы будете читать это произведение. Чтение цепочкой - Я предлагаю посмотреть клип, снятый по сюжету стихотворения, и послушать музыку, написанную на стихи Б.Слуцкого. - Понравился? Когда люди слушали, читали это произведение не оставалось ни одного равнодушного человека. Подумайте, почему это произведение включили в этот раздел? - Скажите, слышим ли мы сейчас эхо этой страшной войны ? Каким образом? Прошло много лет после войны, но и в наши дни мы слышим ее эхо (находят снаряды времен войны, чтим память погибших в войне; уходят из жизни ветераны войны) | Цель для обучающихся: научатся выразительно читать стихотворение Тихое чтение детьми. Громкое выразительное чтение цепочкий. Просмотр клипа.( в интернете) Это время - частица истории нашей Родины. |
Рефлексия учебной деятельности. Анализ и оценка успешности достижения цели и определение перспективы последующей работы. Показателем результата станет адекватная самооценка обучающихся оценке учителя, а также открытость обучающихся в осмыслении своих действий. | Цель для учителя: выявить уровень достижения поставленных задач урока, зафиксировать неразрешенные затруднения как направление будущей учебной деятельности. Развивать творческие способности. - Вот и подошёл к завершению наш урок! Подведём итоги нашей работы Вспомните , какие задачи мы ставили перед собой. Проверим, как поняли стихотворение. Рефлексия: 1. Написать имя существительное по теме (Лошади) 2. 2-3 имени прилагательных (рыжие, гнедые, бедные) 3. 2-3 глагола (Плыли, ржали, возражали, утонули) 4. Предложение (Война приносит боль и горе всему живому!) 5. Слово-смысл темы. (Трагедия, которая никогда не должна повториться).
-Что пережили сегодня на уроке -За что поблагодарим урок? Чему он нас научил? Д.З - Ребята, а кому стихотворение Б.Слуцкого «запало» в душу, кто хочет выучить его наизусть? Это и будет вашим заданием. Наизусть или выразительное чтение. Жалость к другим – очень важная черта человеческого сердца. Чем в большей степени сердце наделено этой чертой, тем оно прекраснее. Жалость сродни ещё одному сердечному свойству – доброте. Жалость и доброта как две сестры, ходят рука об руку, одна за другой. И кому-то настолько жаль лошадей, что он сочинил продолжение этого стихотворения. К сожалению автора не нашла. ( показ слайдов слайды сменяются самостоятельно.) Я не верю в гибель лошадиную. Пусть не все, но выжили они. С дна морского к верху шли акулы, Но хватали слабых лишь одних. Разливалась кровь по океану Но вожак упрямо плыл вперед. И казалось у него как будто От копыт шли искры в толщу вод. Рыжий остров медленно, но таял Уменьшался остров тот гнедой. Но немного плыть уже осталось Кони, кони слышите! Прибой! Вот копыта дна уже коснулись И вода отхлынула от них. Вышли на берег измученные кони Победили смерть свою они. Где-то люди есть и есть машины, Где-то города стоят шумя. Только здесь на острове все тихо Ни людей, ни шума, ни огня. Только ветер воет здесь тоскливо Да еще вдруг топот прозвучит То табун коней вдоль океана С бешеною резвостью летит. Ветер гривы длинные расчешет Океан умоет их водой И живут они, судьбой довольны Посреди равнины голубой. Остров тот - песчинка в океане. Только кони вольно там живут И отныне остров этот дикий Лошадиным островом зовут. | Цель для обучающихся: оценивают собственную деятельность на уроке. Уметь составлять синквейн. Отвечают на вопросы. Определяют свое эмоциональное состояние на уроке. - дети пишут синквейн и читают. - сострадание, переживание, ответственность за чью-то судьбу, умение понять людей, но не осуждать их. |