Этапы и виды работы на этапе | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Какие задачи решались в ходе выполнения заданий | Индивидуальная работа |
I.Организационный момент Проверка готовности учащихся к уроку . | -Здравствуйте, ребята! Встали ровно и красиво, По моей команде: «Смирно!» Мы готовность проверяем, И урок наш начинаем! - Молодцы, присаживайтесь. Но садимся правильно, спину держим ровно. - На сегодняшнемуроке мы отправимся в путешествие по стране чисел, но сначала мне нужно убедиться, что вы готовы. | Приветствуют учителя. Следуют инструкции учителя. | Подготовить учащихся к уроку, настрой на работу. | |
II. Актуализация знаний. Устный прямой и обратный счет. | - Какое последнее число мы с вами изучали? - Правильно, ребята, число 20. - Давайте мы вспомним всех предшествующих соседей числа 20? Для этого вы будете устно считать «по цепочке» от 1 до 20. - Молодцы! А теперь посчитаем в обратном порядке от 20 до 1. - Замечательно! Ребята, посмотрите, мы проходим мимо железнодорожной станции. Посмотрите, что это такое красивое, длинное и гудит? - Правильно! Это поезд. А в его окошках мы видим пассажиров. А вы видите, кто там находится? - Совершенно верно! Только посмотрите внимательно, в некоторых окнах совсем не видно пассажиров. Давайте мы попытаемся угадать, кто же спрятался в этих окошках. - Молодцы! Правильно назвали всех пассажиров! - А теперь, ребята, мы проходим замечательный сад. Посмотрите на эти кусты, есть в них что-то необычное. Заметили что-нибудь? - Какие вы внимательные! А какие числа вы видите? - Хорошо! А 10 – это какое число однозначное или двузначное? - Почему? - Правильно! А назовите самое маленькое однозначное число? -Назовите самое большое однозначное число? Назовите самое маленькое двузначное число? - Совершенно верно! Молодцы! | Ответы детей (число 20). Обучающиеся считают устно от 1 до 20 по заданию учителя. Считают в обратном порядке от 20 до 1. Ответы детей: Поезд. Числа. Рассматривают числовой ряд. Дополняют его, называя пропущенные числа. На кустах сидят числа. 10 Двузначное. Оно состоит из двух цифр. 1 9 10 | Актуализация опыта и опорных знаний с целью повторения пройденного, обобщения и систематизации имеющихся знаний. Развивать образное мышление. Развивать зрительное восприятие, зрительную память. Закрепление навыка классификации и обобщения. Развивать мышление и память. | Слабые обучающиеся считают в пределах 10. |
III.Основная часть 1. Постановкапроблемы. 2. Сообщение темы урока. 3. Актуализация знаний. | - Ребята, прочитайте числа,которые вы видите на доске. - Какое число лишнее? - Почему? - Что показывает цифра 6? - Прочтите двузначные числа. - Почему они называются двузначными? - Что показывает число,стоящее слева? - Что показывает число,стоящее справа? - Сегодня на уроке мы будем говорить об однозначных и двузначных числах. - А сейчас я предлагаю вам попробовать отгадать слово,которое спряталось за этими цифрами. - Возьмите алфавит и посчитайте, какая буква стоит в алфавите 14-й, 6-й, 20-й, 18-й, 16-й. Учитель уточняет характеристику звука, который обозначается найденной буквой. - Какое слово у нас получилось? - Что это? - Какой это вид транспорта? - Посмотрите.Кто знает, что это? Правильно! Это схема метро страны чисел. - Метро скоростной вид транспорта. На метро под землей можно быстро доехать с одного конца города на другой. Эти цветные линии – маршруты движения поездов, кружочками показаны станции-остановки.По схеме люди могут посмотреть, как быстрее доехать до какого места в городе. Страна чисел очень большая, и на схеме метро мы видим 12 линий. - Число 12, какое однозначное или двузначное? Почему? - А какое число сегодня? - Откройте тетради и запишите дату. | Читают числа:14, 6, 20 ,18, 16 6 Оно состоит из одной цифры. Количество единиц. Читают только двузначные числа. Потому что состоят из двух знаков – цифр. Количество десятков. Количество единиц. Находят нужные буквы в алфавите. Метро. Транспорт. Подземный. Схема метро. Внимательно слушают учителя. Двузначное. Состоит из 2-ч цифр. Ответы детей. Обучающиеся записывают в тетрадях: число, классная работа. | Повторение, обобщение и систематизация имеющихся знаний учащихся под руководством учителя и в самостоятельной деятельности. Привлечь внимание учащихся и вызвать интерес к изучению нового материала, организовать познавательную деятельность учащихся. Закрепление навыка классификации и обобщения. Формировать информационную культуру. | |
4.Работа над разрядным составом чисел. | - Первая станцияметро в стране чисел открылась в 1935 году. - Какими цифрами записана эта дата? - Какие это числа? - Запишите их в порядке возрастания. От самого маленького до самого большого. - А теперь давайте составим двузначные числа, используя только эти цифры. - Составьте число, в котором: 1 дес. и 1 ед. - Запишите ниже, на следующей строчке: 1 дес. и 3 ед.; 1 дес. и 5 ед.; 1 дес. и 9 ед. - Какие числа у нас записаны на верхней строчке? - Почему они называются однозначные? - Что показывают цифры? - Какие числа у нас записаны на нижней строчке? - Почему они называются двузначные? - Что показывает 1-я цифра? - Что показывает 2-я цифра? - Возьмите, пожалуйста, цветные карандаши. - Каким цветом обозначим единицы? Покажите. - Каким цветом обозначим десятки? Покажите. | Читают цифры. Однозначные Записывают в тетрадях. Учащиеся с помощью карточек составляют числа. Однозначные. Состоят из одной цифры. Количество единиц. Двузначные. Записываются двумя цифрами. Количество десятков. Количество единиц. Синим цветом будем обозначать единицы. Красным цветом будем обозначать десятки. Учащиеся подчеркивают цифры карандашами. | Формировать информационную культуру. Закрепление новых знаний и включение их в систему уже имеющихся у учащихся знаний. Формирование математической речи. | Слабые учащиеся расставляют карточки с цифрами на доске. |
5. Гимнастика для глаз | - Молодцы, ребята! А теперь прервемся, чтобы сделать гимнастику для глаз. Учитель озвучивает действия: Верх-вниз, влево-вправо. Двигаем глазами вверх-вниз, влево-вправо. Зажмуриваемся и считаем до 10. - Молодцы! | Слушают учителя. Выполняют упражнения только глазами, стараясь не двигать головой. Зажмуриваются и считают до 10. | Снятие зрительного напряжения. | |
6.Работа над темой урока. | - Итак, ребята, мы заходим в метро. - Чтобы проехать на этом виде транспорта,что необходимо приобрести? - Покупаем билет в кассе и проходим через турникет. Вам нужно помочь пассажирам правильно пройти через турникет. Посмотрите их тут два, через правый могут пройти только те, у которых при решении примера получится однозначное число. А через левый – двузначное число. Поможем им, правильно решив примеры. | Билет Запись примеров в тетради и на доске. | Формирование вычислительных навыков в пределах 20 без перехода через разряд. Развивать зрительное восприятие. | |
7.Физ.минутка. | - Чтобы попасть на станцию нам нужно спуститься по лестнице, но в метро это необычная лестница. Такая лестница называется эскалатор - подъёмно-транспортная машина в виде лестницы с движущимися ступенями для перемещения людей с одного уровня на другой. - Давайте прочитаем слово. - Запомните, как правильно произносится слово. - А вы знаете, как правильно вести себя на эскалаторе? - Молодцы! Одна лестница едет вверх. Вторая везет людей вниз. - Давайте представим, что мы на эскалаторе.Я буду называть однозначные и двузначные числа.Если число двузначное наша лесенка едет вверх, а значит вы поднимаете руки вверх и потягиваетесь. Если однозначное – вниз, и вы приседаете. | Чтение слова. Обучающиеся рассказывают о правилах поведения на эскалаторе. Дети выполняют упражнения. | Обогащение словаря учащихся. Формирование представлений о нормах поведения в общественном транспорте. Двигательная релаксация. | |
8.Решение задачи. | - Вот мы с вами и спустились по эскалатору, и куда попали? - А как правильно вести себя в ожидании поезда вы знаете? - Наконец, подошел поезд. Мы садимся в вагон.Слышим объявление.Сколько людей вокруг.Пока поезд движется в тоннеле, давайте посчитаем пассажиров. Учитель читает задачу. - Послушайте: «В первом вагоне поездаедет 12 пассажиров, во втором на 3 пассажира больше.Сколько пассажиров во втором вагоне?» - Что я вам прочитала? - Из каких частей состоит задача? - Послушайте еще разэту задачу. О ком говорится в задаче? - Где едут пассажиры? - Сколько вагонов? - Какие слова возьмем для краткой записи? - Правильно! Сколько пассажиров в 1 вагоне? - А сколько пассажиров во 2 вагоне? - Но что нам известно за пассажиров 2-го вагона? - Следовательно, какой вопрос в задаче? - Правильно! Записываем. - Что мы записали? - Повторите, пожалуйста, задачу по краткойзаписи. -Мы можем ответить на вопрос задачи? Как? - А почему будем прибавлять? - Как запишем решение задачи? - Повторите вопрос задачи. - Мы ответили на вопрос задачи? Сколько пассажиров во 2 вагоне? Правильно! Молодцы! Записываем ответ. | На платформу. Учащиеся рассказывают о правилах поведения на платформе. Задачу. Условие,вопрос, решение, ответ. О пассажирах. В вагоне. 2 1 вагон, 2 вагон. 12 пассажиров Незнаем. Что в нем едетна 3 пассажира больше, чем в 2-м вагоне. Сколько пассажиров во 2-м вагоне? Делают записи в тетради. Краткое условие. Учащиеся повторяют условие задачи. Можем. Нужно к пассажирам 1-го вагона прибавить 3 пассажира из 2-го. Потому что говорится, что во 2-м вагоне БОЛЬШЕ, чем в 1-м. Запись решения задачи в тетради: 12 п.+ 3 п. =15п. Сколько пассажиров во 2 вагоне? 15 пассажиров. Записывают ответ в тетради. | Формирование представлений о нормах поведения в общественном транспорте. Развивать умение структурировать информацию, составлять план решения задачи. | Слабые обучающиеся выполняют задание на индивидуальныхкарточках. |
9. Задание на сравнение чисел. | А теперь, ребята, выполним ваше любимое задание на сравнение чисел. Выполняем самостоятельно, не подглядывая друг к другу. 8 и 18, 19 и 9, 13 и 13, 16 и 12, 15 и 18, 17 и 17. | Самостоятельно выполняют задание в тетрадях. Выходят по одному к доске, записывают и делают исправления при необходимости. | Развитие умения работать самостоятельно. Оценивать себя и других. | |
VI.Домашнее задание. | Домашним заданием № 16 на стр. 84 в учебнике. А также задание в волшебной карточке. Посмотрите внимательно. Прочитаете числа.Сначала, на первой строчке, выпишите однозначные числа.На второй строчке двузначные. | Записывают домашнее задание в дневники. | | Слабые обучающиеся получают индивидуальные задания. |
VII. Итог. | - О каких числах мы говорили на уроке? - Что вам запомнилось? - Что понравилось? - Я хочу подарить вам схему метро страны чисел, но она не простая, на обратной стороне, будет стоять цифра, это ваша оценка, которую вы заработали на уроке. | Об однозначных и двузначных. Учащиеся анализируют свою работу на уроке. | Корригировать и развивать связную устную речь, умение обосновывать свою точку зрения, навыки самоанализа. | |